АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Об АСДГ

 
 
Устав
Структура
Органы управления
Общее собрание
Президент
Совет
Контрольно-ревизионная комиссия
Исполнительная дирекция
Состав Ассоциации
История
Оформление членства в АСДГ
Контакты
Положение об обработке персональных данных в некоммерческой организации «Ассоциация сибирских и дальневосточных городов»

Решение 1 Совета АСДГ

Р Е Ш Е Н И Е  № 1
III заседания Совета АСДГ 23-го созыва
23 ноября 2012 г.,  Улан-Удэ

 

"О современной ситуации
и перспективах развития местного самоуправления
в России в поствыборный период"

Совет АСДГ подтверждает важность и актуальность предложений по дальнейшему развитию местного самоуправления в России, сформулированных в рекомендациях XXIX Общего собрания АСДГ от 18.05.2012 г. в городе Томске.
Совет АСДГ поддерживает решения, принятые на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации 01.11.2012 г., как первый за многие годы реальный шаг по укреплению финансовой базы местного самоуправления и особенно отмечает ожидаемое включение в перечень объектов налогообложения земель Министерства обороны, безопасности и таможенных служб, на чем настаивала АСДГ в течение ряда лет.
В то же время Совет АСДГ отмечает, что принятые меры носят локальный характер. Для эффективного использования потенциала местного самоуправления, для превращения его из нижнего уровня публичной власти, кем он по факту является в реальной действительности, в мощный ресурс дальнейшего развития российского государства и общества необходимо комплексное и системное решение назревших проблем.
В этих целях Совет АСДГ п р е д л а г а е т:

1. Развернуть работу по выработке Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в России. Определить в ней роль местного самоуправления в развитии государства и общества на современном этапе, взаимоувязанное решение вопросов объемов полномочий органов местного самоуправления, его финансовой базы, земельно-имущественных отношений, кадрового обеспечения, степени автономии и основ взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти. До утверждения проекта Концепции организовать его широкое экспертное и общественное обсуждение.

2. Провести весной 2013 г. съезд муниципальных образований Российской Федерации, приурочив его к утвержденному указом Президента России Дню местного самоуправления. В частности, рассмотреть на съезде результаты работы по выработке Концепции дальнейшего развития местного самоуправления в России.

3. В целях систематизации правовой базы местного самоуправления, учитывая многочисленные несоответствия Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) с Гражданским, Бюджетным, Градостроительным, Земельным, другими кодексами Российской Федерации, имеющими более высокую юридическую силу, и с многочисленными отраслевыми федеральными законами, возлагающими на органы местного самоуправления различные необеспеченные ресурсами полномочия, а также учитывая, что в 2013 г. исполняется 10 лет со времени принятия указанного Федерального закона, признать необходимым его доработку с преобразованием в Муниципальный кодекс Российской Федерации.

4. Считать ключевой задачей совершенствования деятельности местного самоуправления четкое разграничение компетенций между органами государственной власти и органами местного самоуправления, без чего невозможно обоснованное определение реальной потребности местного самоуправления в финансовых средствах. При этом концептуально изменить систему разграничения предметов ведения и полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти. Разделить компетенции (вопросы, решаемые в настоящее время органами местного самоуправления), на следующие 4 группы:

1) Собственно вопросы местного значения, которые могут решаться органами местного самоуправления самостоятельно, под свою ответственность, без вмешательства государственных органов, в соответствии с муниципальными минимальными социальными стандартами и нормативами и за счет средств местных бюджетов (ч. 2 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ). Перечень вопросов местного значения, удовлетворяющих этим требованиям, будет существенно короче существующего.

2) Вопросы государственного значения, которые, исходя из принципа субсидиарности, могут более эффективно исполняться органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на основании государственных минимальных социальных стандартов и нормативов и за счет государственных средств (возможно различное сочетание дополнительных налоговых отчислений и субвенций). Это должен быть закрытый перечень, обозначенный в Федеральном законе № 131-ФЗ наряду с перечнем вопросов местного значения. В первую очередь в него должны быть включены вопросы управления социальной сферой поселений, практически решаемые на местах: обеспечение жильем отдельных категорий граждан, школьное и дошкольное образование, первичное здравоохранение, опека и попечительство, социальная поддержка и социальное обслуживание.

3) Иные государственные полномочия (без их перечисления в законе или с примерным перечнем), каждое из которых может быть возложено органами государственной власти субъектов Российской Федерации на органы местного самоуправления только с согласия последних и за счет субвенций.

4) Добровольные полномочия (также без перечисления в законе), которые органы местного самоуправления могут принимать на себя при наличии средств в местных бюджетах.

5. При решении вопроса о передаче содержания детских дошкольных учреждений в сферу ответственности субъектов Российской Федерации использовать схему, принятую для школьных учреждений, согласно которой дошкольные учреждения остаются муниципальными, их финансирование осуществляется из региональных бюджетов в соответствии с региональными минимальными социальными стандартам и нормативами (вторая группа компетенций), за исключением содержания зданий детских дошкольных учреждений и коммунальных платежей, финансируемых из местных бюджетов (первая группа компетенций). При передаче содержания детских дошкольных учреждений в расходные обязательства субъектов Российской Федерации не допустить сокращения налоговой базы местных бюджетов.

6. Кардинально изменить схему покрытия дефицитов местных бюджетов. Приоритетным способом должно быть закрепление за местными бюджетами законами субъектов Российской Федерации дополнительных нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов, собираемых на соответствующих территориях и поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации. Дотации использовать только на часть дефицита, не покрываемую дополнительными налоговыми отчислениями. Отметить, что данная мера позволит резко сократить встречные финансовые потоки, активизировать деятельность органов местного самоуправления по пополнению их собственной налоговой базы и не требует дополнительных финансовых затрат со стороны государства.

7. Не ожидая введения единого местного налога на недвижимость, что требует длительной и сложной подготовки, передать на муниципальный уровень налог на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов (офисные здания, торговые центры и т.п.), в том виде и в таких суммах, в которых он взимается в настоящее время. Это создаст условия для поэтапного (по мере готовности регионов) перехода на взимание единого налога на недвижимость.

8. В дополнение к уже принятым решениям ускорить решение вопроса о передаче на муниципальный уровень всех видов налогов от малого бизнеса.

9. Возвратить городам – административным центрам субъектов Российской Федерации полномочия по распоряжению земельными участками в городах при обязательном и приоритетном учете интересов органов государственной власти.

10. Принять неотложные меры по упорядочению взаимоотношений органов местного самоуправления с судебными органами и органами прокуратуры. Многие принимаемые сегодня судами решения (особенно по внеочередному предоставлению и капитальному ремонту жилья за счет бюджетных средств) в принципе не могут быть исполнены по возможностям местных бюджетов, а иногда и по срокам, а неисполнение этих решений влечет за собой различные санкции по отношению к руководителям органов местного самоуправления вплоть до уголовного преследования.

11. Значительную сложность для органов местного самоуправления составляет исполнение многочисленных затратных полномочий в сфере гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, являющихся по сути вопросами государственного значения. Не ожидая решения этих вопросов в законодательном порядке, исполнительной дирекции АСДГ провести конференцию по данному вопросу и направить разработанные предложения федеральным органам государственной власти.

Президент АСДГ
В.Ф. Городецкий