Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 3 (231) от 29 января

Правительство Российской Федерации
- 23 января в Министерстве экономического развития и торговли России прошли открытые слушания проекта новой редакции Водного кодекса Российской Федерации под председательством Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Грефа.
В слушаниях приняли участие представители Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти, бизнес сообщества. С докладом выступил заместитель Министра экономического развития и торговли РФ М.М. Циканов. Новая редакция Водного кодекса призвана решить эти проблемы и упорядочить систему водных отношений.
Основные положения новой редакции Водного кодекса Российской Федерации:
1. Четко сформулирован предмет правового регулирования кодекса, установлены отношения, регулируемые водным законодательством, установлена компетенция водного законодательства по отношению к законодательству о земле, природным ресурсам, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии.
2. Разделены права собственности и полномочия по управлению Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
3. Определены виды прав пользования водными объектами: общее водопользование, особое пользование водными объектами, специальное водопользование.
4. Права пользования водными объектами возникают на основании решений Правительства Российской Федерации (для особого водопользования для целей обороны, создания особо охраняемых природных территорий и для сохранения и воспроизводства водных биоресурсов). Для специального водопользования права возникают из договоров водопользования. Лицензии на водопользование исключены.
5. Ликвидирована процедура выдачи дополнительных разрешений на водопользование (государственная экспертиза проектной документации).
6. Реформирована система государственного управления водными объектами на федеральном уровне. Функции распоряжения водными объектами сосредотачиваются в специализированном государственном учреждении, которое является единым балансодержателем инфраструктуры водного фонда.
7. Основой управления водным фондом должны стать схемы комплексного использования и охраны водных объектов, формирующиеся по бассейновому принципу.
8. Финансирование мероприятий по использованию и охране водных объектов должно осуществляться в объемах не менее сумм поступлений от платы за воду (Приложение 1).

- Минэкономразвития РФ представило План развития муниципального сектора экономики на 2004 год в составе уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год и основных параметров прогноза до 2006 года (Приложение 2, 3).

- Минфин внес в Правительство законопроекты о снижении налога на имущество физлиц и введении земельного налога.
Минфин РФ внес в правительство проекты новых редакций глав Налогового кодекса РФ о налоге и имущество физических лиц и земельном налоге, сообщил руководитель департамента налоговой политики Минфина РФ Александр Иванеев.
"В январе они были внесены в согласованном виде в правительство", - сказал он агентству "Интерфакс-АФИ". По его словам, эти главы НК будут рассматриваться на заседании правительства РФ 26 февраля, на котором также планируются к обсуждению другие налоговые вопросы - меры по завершению налоговой реформы, введение спецсчетов по уплате налога на добавленную стоимость (НДС-счета) и снижение единого социального налога (ЕСН).
По словам Иванеева, внесенная Минфином глава НК о налоге на имущество физлиц практически не отличается от обсуждаемых ранее предложений. Максимальную ставку налога на имущество физлиц предлагается снизить с действующих 2% до 0,1%.
"Предложенная глава о налоге на имущество физлиц очень либеральная: предельная ставка налога там устанавливается на уровне 0,1%, вычет заметно больше, чем сейчас; правда, там немного поменьше льгот, но при такой ставке это непринципиально", - сказал Иванеев. Он напомнил, что этот налог является местным, и его отдельные элементы будут регулироваться местным законодательством.
Ранее отмечалось, что при реформировании налога на имущество физлиц предполагается переход к определению налогооблагаемой базы по стоимости имущества, приближенной к рыночной.
По словам Иванеева, для определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физлиц по новому принципу Госстрою и Минэкономразвития предстоит разработать соответствующую методику. "Этого документа еще нет, и вопрос в том, появится ли он хотя бы до сентября, чтобы мы смогли ввести налог с 2005 года, и по этой методике можно было оценить недвижимость для целей налогообложения", - сказал он.
По его словам, глава НК о земельном налоге также не претерпела существенных изменений по сравнению с тем, что обсуждалось в 2003 году, когда первоначально эту главу предполагалось ввести с 2004 года, однако из-за отсутствия методики оценки земель для целей налогообложения ее введение было отложено на 2005 год.
"Главу о земельном налоге мы внесли в том же виде, как обсуждалось в прошлом году", - сказал Иванеев.
Ранее предполагалось, что в новой главе НК о земельном налоге предельная ставка этого налога будет установлена на уровне 0,3% для земель, используемых для сельскохозяйственного производства и занятых жилым фондом. Одновременно для других категорий земель ставку налога предлагается установить на уровне 1,5%. Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, а в случае ее отсутствия - как нормативная цена земли.
Земельный налог предлагается установить в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Органам местного самоуправления предлагается самостоятельно определять ставки налогообложения в пределах максимальной, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы.

- Правительство РФ рассматривает возможность исключения из расходов федерального бюджета статьи о компенсациях льготного проезда в автотранспорте.
Об этом в среду на конференции в представительстве Евросоюза заявил вице-премьер Владимир Яковлев.
По его словам, в настоящее время федеральный бюджет не может обеспечить компенсацию льготного проезда на автотранспорте в полной мере. В связи с этим Яковлев отметил, что государство должно гарантировать исполнение только тех льгот, под предоставление которых можно найти источник финансирования.
Он объяснил, что государство не собирается отменять ранее предоставленные льготы, а попытается их компенсировать гражданам, например, за счет "переплатежей" - то есть включения дополнительных средств в пенсии или заработные платы граждан.
Еще один вариант, сказал Яковлев, связан с возможностью финансирования расходов на компенсацию льготного проезда автопассажиров из бюджетов субъектов Федерации. "Для этого придется менять многие федеральные законы", - пояснил вице-премьер. "Мы обратимся к субъектам, пусть они либо оплачивают предоставленные льготы, либо пусть что-то решают", - сказал он.
Вице-премьер отметил, что правительство будет настаивать на установлении такого порядка, при котором транспортные организации не будут страдать от некомпенсированных льгот. "Нет чудаков, которые были бы согласны перевозить бесплатно", - заметил он.
Согласно данным правительства, в настоящее время более 46 млн. граждан России имеют право на льготный проезд в автотранспорте, для 42 млн. из них льготы действуют, в соответствии с федеральным законодательством.
Кроме того, он подчеркнул, что в настоящее время приоритетной задачей правительства является ограничение полномочий государства в транспортной отрасли и привлечение в нее частных средств, в том числе и в сферу пассажирских автоперевозок.

- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Яковлев принял участие в конференции "Банки на рынке ипотечного кредитования", где выступил с докладом о мерах по развитию ипотеки в стране.
По его оценке, средства на развитие ипотеки в России могут быть изысканы за счет профицита бюджета и сверхдоходов нефтяных компаний. Так, часть средств за счет профицита бюджета можно использовать для подготовки территорий, на которых возводимое жилье будет реализовываться по ипотечным программам, а из сверхдоходов нефтяных компаний можно было бы получить средства для ипотечных кредитов.
В.А.Яковлев сообщил, что к 2010 году планируется увеличить ввод нового жилья до 80 млн. кв. метров в год. Сейчас в России строится примерно вдвое меньше нового жилья, чем в советское время. Если, например, в 1986 году было введено в эксплуатацию 76 млн. кв. метров нового жилья, то в 2002 году этот показатель составил 33 млн. кв. метров, а в 2003 году - 36 млн. кв. метров. "Сегодня в России вводится в эксплуатацию 0,24 кв метра жилья на человека в год, а необходимо, как минимум, 1 кв метр на человека", - отметил вице-премьер.
По его словам, на сегодняшний день возможность сразу приобрести жилье имеют 1,2% населения, а ежегодно новое жилье приобретают 1,5% населения. Вместе с тем, по данным опросов, 20% населения "реально могут участвовать в ипотеке".
Решение жилищной проблемы В.А.Яковлев назвал одной из приоритетных задач Правительства. Для этого, в частности, необходима эффективная законодательная база, развитие рынка жилья, повышение платежеспособности населения, а также формирование рынка доступных ипотечных кредитов.

- На расширенном заседании 15 февраля рабочая группа по ипотеке при правительстве РФ отчитается о результате подготовки 32 законопроектов, которые направлены на дальнейшее развития ипотечного кредитования жилья.
Об этом сообщил вице-премьер Владимир Яковлев, который возглавляет эту рабочую группу.
По его словам, в настоящее время продолжается подготовка проектов законов, касающихся залога по ипотечным кредитам, снижения трансакцизных издержек при предоставлении таких кредитов, а также проблем их возвращения. В весеннюю сессию все соответствующие законопроекты будут внесены в Госдуму, заявил Яковлев.
Он обратил внимание также на необходимость решения задачи жилищного строительства. По его данным, 50% жилья продается уже на этапе его возведения. При этом стройорганизации получают возможность пользоваться "дешевыми беспроцентными" деньгами граждан, а последние при этом никак не защищены на законодательном уровне.
Кроме того, сказал вице-премьер, в середине февраля рабочая группа по ипотеке намерена предложить ряду регионов поучаствовать в "пилотных" проектах ипотечного строительства, в частности, в подготовке инженерных коммуникаций на территориях, на которых планируется возвести жилье на условиях ипотечного кредитования.
Развитие инфраструктуры на таких земельных участках удешевляет стоимость построенного на них жилья, поэтому регионы смогут решать, в том числе и проблемы очередников и бюджетников, объяснил он. "В этом году мы доведем ипотеку до логического завершения", - пообещал Яковлев (Приложение 4).

- Госстрой РФ планирует на 10% увеличить количество жилья, предоставляемого льготным категориям граждан, с помощью реформирования федеральной целевой программы "Жилище".
Как сообщил сегодня на заседании первый заместитель председателя Госстроя Сергей Круглик, в 2004г. завершается первый этап реализации программы "Жилище", в процессе которого отрабатывался механизм использования федеральных средств для выполнения обязательств государства перед социально незащищенными категориями граждан. Эксперимент проводился в рамках предоставления государственных жилищных сертификатов (ГЖС), которые выдавались пока только военнослужащим.
С 2005 г. планируется предоставление государственных жилищных сертификатов другим льготным категориям граждан по всей России. Механизм ГЖС, подчеркнул С.Круглик, позволил максимально снизить финансовые риски, так как в обороте "циркулировали не деньги, а бумаги, обеспеченные деньгами". Кроме того, в рамках реформирования планируется консолидировать средства бюджетов различных уровней, направляемых на финансирование жилищного строительства для различных категорий граждан. Планируется также изменить соотношение средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Как указал чиновник, поводом для проведения реформирования программы послужило неэффективное расходование средств, "когда 60% федеральных средств уходили на латание дыр, а не на строительство конкретных объектов". В рамках реформирования планируется также реализовать принцип комплексной застройки, в соответствии с которым будут выделяться специальные зоны, куда девелоперы будут направлять средства, в том числе и из инвестиционных источников.
Согласно данным, приведенным С.Кругликом, в настоящий момент в РФ в очереди на получение государственного жилья находится около 4,5 млн. семей и около 70% семей в стране нуждаются в улучшении жилищных условий.
Однако те, кто не входит в категорию льготников, по-прежнему квартиры покупают. Сделать это в последнее время становится все сложней из-за непомерно высоких цен на жилье. К примеру, в Москве 1 кв. м. жилья в панельном доме стоит в среднем 1350-1500 долларов, но не меньше 1150-1250 долл.
Новостройки росли в цене весь 2003 г., иногда на 5-6% в месяц. Объем сделок на первичном рынке в два раза превысил показатели прошлых лет, причем новостройки раскупались еще на стадии котлована. Цена более качественной площади в кирпичных и 9-16-этажных панельных домах составляет 1400-1700 долл. На рынке элитного жилья цены выросли за год с 8 до 11 тыс. долл. за 1 кв. м.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- В Совете Федерации Комитет СФ по вопросам местного самоуправления совместно с консалтинговым обществом "Ост-Евро" (ФРГ) провел "круглый стол" на тему: "Проблемы внедрения двухтиповой модели территориальной организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления (МСУ) собрался на заседание "круглого стола", чтобы обсудить проблемы реализации норм ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ознакомиться с опытом правового регулирования проблем МСУ в ФРГ. Открывая заседание, председатель Комитета Леонид Рокецкий подчеркнул, что в различных субъектах РФ складываются разные модели МСУ. Но максимально учесть специфику каждого субъекта Федерации позволит внедрение "двухтиповой" модели МСУ, когда оно функционирует и на поселенческом, и на межпоселенческом уровнях. Механизм реализации именно такой модели обсуждался участниками "круглого стола".
Консультант компании "Ост-Евро", сотрудничающей с профильным Комитетом Совета Федерации, рассказал о "пилотных" проектах по внедрению новых моделей МСУ, стартовавших осенью прошлого года в Калужской и Псковской областях. В результате эксперимента должен быть наработан опыт и разработана типовая нормативная база по реализации нового ФЗ, который вступит в силу 1 января 2006 года. Глава Центра муниципального права германского университета профессор Франц-Людвиг Кнемайер поделился с участниками "круглого стола" опытом реализации законодательства по МСУ в ФРГ. Главный принцип, который должен лежать в основе построения МСУ, по его убеждению, - демократичность, то есть доступность местных властей и объектов инфраструктуры для населения. Профессор Кнемайер уверен, что государственные функции могли бы быть полностью отданы на региональный уровень при обеспечении соответствующего финансирования. Причем немецкие консультанты в числе направлений деятельности по реализации нового закона поставили этот вопрос лишь на третье место, после территориальных и организационных аспектов. В Германии, где 75% доходных источников поступает в местные бюджеты, финансирование не является главной проблемой МСУ, отметил глава Комитета Леонид Рокецкий. Отмечали специалисты из ФРГ и слабость российского ФЗ в части межмуниципального взаимодействия - совместной деятельности муниципальных образований по решению текущих задач.
Сенаторы, члены Комитета СФ по местному самоуправлению приоритетным считают обеспечение финансовых основ МСУ. "У нас только одна из всех перечисленных проблем не решалась все эти годы - структура собственности поселений, их налоговая база и определение источников финансирования, содержания коммунальной сферы", - подчеркнул член Комитета В.Новиков. Село, как административная единица, в настоящее время не имеет ничего - там живут по смете, утверждаемой на районном уровне. Этой проблемой, считает В.Новиков, и надо заняться в первую очередь. Необходимо принятие соответствующих изменений в Налоговый и Бюджетный Кодексы. Такие законопроекты, как сообщил сенатор, уже находятся в работе.
До вступления в силу ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" осталось два года. "За это время, надо понять, где мы ошиблись, что в законе не так, и быть готовыми отреагировать адекватно на ситуацию, чтобы не "ломать людей через колено", - так видит задачу законодателей на ближайший период для реализации нового законодательства по МСУ член Совета Федерации В.Новиков.
Оставшееся до начала действия нового закона время надо использовать с толком, чтобы ни общих, ни частных вопросов не осталось, резюмировал дискуссию председатель Комитета по местному самоуправлению Л.Рокецкий. Совет Федерации, пообещал он, и дальше будет держать на контроле процесс подготовки к реализации нового законодательства в сфере местного самоуправления.

- 28 января члены Совета Федерации одобрили изменения к ФЗ "Об ипотеке", принятому в 1998 году, корректирующие основания возникновения ипотеки и ее применение в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Докладчик: первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Владимир Гусев.
Данный закон "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об ипотеке" был отклонен Советом Федерации в апреле 2002 года. Для преодоления разногласий по ФЗ была создана согласительная комиссия палат Федерального Собрания. Предметом длительных согласительных процедур стала норма, допускающая ипотеку государственных и муниципальных земельных участков. В редакции согласительной комиссии закон о внесении изменений в ФЗ "Об ипотеке" был рассмотрен и принят Госдумой 23 января 2004 года, сообщил Владимир Гусев.
Согласно внесенным изменениям, допускается залог любых земельных участков за исключением выведенных из оборота или ограниченных в обороте. Оценка земельного участка при ипотеке осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ. Залоговая стоимость земельного участка, передаваемого в залог по договору об ипотеке, устанавливается по соглашению с залогодержателем.
Профильные Комитеты Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и экономической политике, предпринимательству и собственности рекомендовали палате одобрить данный закон в предложенной редакции. Закон одобрен большинством голосов.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о приватизации государственного и муниципального имущества.
Одним из первых рассмотренных Государственной Думой проектов стали поправки к закону "О приватизации государственного и муниципального имущества", вводящие институт госпредставителей в дочерних компаниях государственных акционерных обществ.
В законах прописаны права и обязанности чиновников по отношению к акционерным обществам, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Но многочисленные дочерние структуры государственных АО от обязательного присмотра чиновников освобождены. Депутаты эту несправедливость решили исправить. Принятые вчера в первом чтении поправки к закону "О приватизации государственного и муниципального имущества" разрешают государственным и муниципальным служащим входить в состав органов управления и ревизионных комиссий хозяйственных обществ, "являющихся зависимыми по отношению к основному акционерному обществу, акции которого принадлежат государству".
Представляя законопроект, глава комитета по собственности Виктор Плескачевский отметил, что "принятие закона позволит значительно повысить эффективность государственной политики в области обеспечения национальной безопасности". Речь идет прежде всего о холдинговых структурах, в уставный капитал которых внесены пакеты акций стратегически значимых акционерных обществ. Одобрив проект в первом чтении, ко второму депутаты решили четче прописать процедуру вхождения госпредставителей в органы управления дочерних структур государственных АО. Кроме того, им предстоит решить, должны ли нормы о госпредставителях носить обязательный или рекомендательный характер.

- Правительство внесет в феврале в Госдуму поправки в Земельный кодекс, касающиеся регулирования цен выкупа и аренды земли.
Правительство РФ представит в феврале в Госдуму поправки в Земельный кодекс, касающиеся регулирования цен выкупа и аренды земельных участков. Об этом сообщил в беседе с журналистами председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.
Поправки касаются земельных участков, на которых расположены промышленные предприятия и направлены на ограничение прав муниципалитетов и государства при определении цены выкупа и аренды. Тем не менее муниципалитетам при расчете цен будет предоставлена возможность начислять определенный региональный коэффициент, однако он будет определен законом, в котором также будет прописан механизм расчета цены выкупа и аренды.
Плескачевский также сообщил, что на пленарном заседании 4 февраля Госдума рассмотрит поправки в Земельный кодекс, которые касаются предоставления в бессрочное пользование земельных участков для Академии наук, имеющих государственный статус.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- 26 января в Новосибирске прошло II заседание Совета АСДГ 17-го созыва.
Доклад "О первоочередных задачах городов по реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" представил вице-президент АСДГ Бабун Роальд Владимирович. "Об изменении состава и функций муниципального имущества" выступил вице-президент АСДГ, мэр Иркутска В.В. Якубовский, "О системе Союзов и Ассоциаций муниципальных образований Российской Федерации в контексте реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - генеральный директор исполнительной дирекции АСДГ И.Я. Даровин. По обсуждаемым вопросам приняты соответствующие решения.

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 5-14).

Новости муниципалитетов

Ангарск (АСДГ)
- В администрации АМО состоялось первое заседание рабочей группы по вопросу энерготарифов.
Ангарск - единственный город в области, который не ввел на территории муниципального образования новые тарифы, утвержденные региональной энергетической комиссией. Это объясняется изменениями в федеральном законодательстве.
6 мая 2003 года были подписаны Президентом изменения в Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты российской федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг. С этого момента любое изменение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения должно пройти независимую экспертизу.
РЭК устанавливает тарифы для жилищно-коммунальных предприятий, расчет ведется в гигакалориях. Тарифы для жителей устанавливаются в пересчете на квадратные метры и утверждаются постановлением мэра.
"С большим уважением отношусь к работе, проделанной региональной энергетической комиссией, - поясняет мэр Евгений Канухин, - но не намерен пренебрегать требованиями закона. Тем более, что закон защищает интересы жителей. Именно независимая экспертиза выступает третейским судьей, подтверждая или опровергая достоверность расчетов энергетиков".
В тех городах, где новые тарифы уже действуют, любой житель вправе обратиться в суд с требованием устранить нарушение федерального законодательства и провести независимую экспертизу. Она будет гарантией того, что новые цены не завышены и энергокомпания не пытается решить свои финансовые проблемы за счет рядового потребителя.
В администрацию Ангарска поступили предупреждения о прекращении подачи тепла. "Энергосбыт" намерен прекратить подачу тепла в здание администрации, комитета по управлению муниципальным имуществом, ДК нефтехимиков, библиотеку и стадион "Ангара". При этом долги у администрации только текущие. Эта ситуация типична для муниципалитетов. В мэрии считают, что таким образом энергетики взяли на вооружение самый жесткий способ давления.
На прошедшем в пятницу заседании рабочей группы присутствовали представители областного центра - председатель комитета по жилищной политике Петр Воронин, председатель антимонопольного комитета Валентина Заморина. Окончательного решения принято не было, однако даже юристы "Иркутскэнерго" признали, что пренебрегать требованиями закона нельзя. Закон в данном случае обязывает любое изменение тарифов для жителей подвергать независимой экспертизе. Очередное заседание рабочей группы состоится в пятницу, 30 января.

Красноярск (АСДГ)
- Петр Пимашков обозначил основные направления деятельности, по которым он намерен работать в случае его избрания на третий срок главой города.
Сегодня мэр Красноярска Петр Пимашков обозначил основные направления деятельности, по которым он намерен работать в случае его избрания на третий срок главой города.
1. Ускоренное решение экономических вопросов, возрождение экономики.
По словам Петра Ивановича, предприятия нашего города должны работать максимально стабильно. Если промышленность города не работает, то говорить о развитии социальной сферы практически невозможно.
2. Строительство жилого фонда города.
Как отметил Пимашков, в прошлом году в Красноярске было постороено 333 тысячи кв. м. жилья, однако в последующие годы необходимо выходить на более высокие темпы строительства. Особо мэр отметил тот факт, что в настоящее время жители с низкими доходами не имеют возможности приобрести новое и более улучшенное жилье. Специально для решения этой проблемы в 2003 году администрация города приступила к реализации муниципального облигационного займа. По итогам первого транша население приобрело облигации на 42 млн. рублей. А в 2004 году, по словам Пимашкова, облигации будут выпущены уже на сумму в 100 млн. рублей. И это не предел.
3. Снос ветхого и аварийного жилья.
На реализацию этой программы в 2004 году из бюджета города будет выделено 100 млн. рублей. В этой связи, как отметил мэр, около 500 красноярских семей улучшат свои жилищные условия.
4. Наведение порядка в городе.
В этом плане Петр Иванович намерен бороться с распространением наркотиков в краевом центре. Кроме того, глава города заявил, что "надо сделать так, чтобы у криминала горела земля под ногами".
5. Здравоохранение.
По словам Петра Ивановича, в настоящее время состояние большинства лечебных учреждений города находится в крайне тяжелом положении. Поэтому нужно добиться, чтобы медицинские услуги для населения стали качественными, недорогими и стабильными.
6. Создание условий для преодоления бедности и ее последствий в Красноярске.
Как отметил глава города, к сожалению, сейчас пропасть между бедными и богатыми не сокращается, а, наоборот, становится всё более ощутимой. Поэтому задача властей - максимально поддерживать средний слой населения.
7. Реформа ЖКХ.
Петр Пимашков заверил, что в 2004 году повышения тарифов на услуги коммунальщиков не произойдет при одном условии: "если не будет соответствующего указания "сверху". В этом случае администрация противиться не сможет.
8. Проблема кадров.
По словам Пимашкова, "мы постараемся сделать все возможное, чтобы в городской администрации и Горсовете работали честные, порядочные и профессиональные люди. Сейчас, к сожалению, многие проблемы у населения возникают именно из-за отсутствия профессионализма чиновников и чуткого отношения к людям".
В итоге своего заявления Петр Иванович отметил, что "Красноярск - это для всех нас не просто географическая точка и административный центр края. Это НАШ дом, и мы должны делать все для того, чтобы обустраивать этот дом общими усилиями".

- В городе появится Совет по борьбе с коррупцией.
Сегодня председатель комиссии по городскому самоуправлению и правопорядку Горсовета Алексей Менщиков и начальник управления администрации Красноярска по охране общественного порядка Николай Сарапулов провели пресс-конференцию, на которой сообщили журналистам о создании в нашем городе новой структуры - Совета по борьбе с коррупцией.
По словам Сарапулова, новый орган будет определять стратегию борьбы с таким социальным явлением, как коррупция, а также пытаться снизить ее уровень органах местного самоуправления Красноярска. Между тем, по мнению участников пресс-конференции, полностью искоренить это явление невозможно, тем более, что Россия, по оценкам международного сообщества, является страной с высоким уровнем коррупции. Однако совместно с правоохранительными органами Совет намерен цивилизованными методами добиться искоренения предпосылок для существования коррупции.
Возглавит новую структуру глава Красноярска Петр Пимашков. В ее состав также войдут: первый заместитель Главы города Константин Филиппов, заместитель Владимир Чепик, председатель Горсовета Владимир Чащин, а также председатель комиссии по городскому самоуправлению и правопорядку Горсовета Алексей Менщиков. Предполагается, что заседания Совета будут проходить не реже одного раза в квартал. Кроме того, не исключается возможность создания специальной "горячей линии", по которой красноярцы смогут пожаловаться на работу недобросовестных чиновников.

Находка (АСДГ)
- С 1 февраля в Находке вступят в силу новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения. Новые ставки оплаты были утверждены на очередном заседании Находкинской городской Думы.
Нужно сказать, что принятие новых тарифов существенно не изменит уровень оплаты населением Находки услуг, предоставляемых жилищно-коммунальными предприятиями. Средняя стоимость коммунальных услуг даже станет несколько ниже. Например, квартплата за однокомнатную квартиру, где проживает один человек, в результате изменения тарифов уменьшится примерно на семь рублей.
Тем не менее, как пояснили на заседании Думы специалисты администрации города, было несколько причин для обязательного пересмотра тарифов. Как сообщила начальник отдела цен и тарифов управления экономики Лина Коростылева, согласно изменениям, внесенным в минувшем году в Закон "Об основах федеральной жилищной политики", органам местного самоуправления рекомендовано принимать тарифы на жилищно-коммунальные услуги одновременно с утверждением местного бюджета. Кроме того, теми же изменениями из структуры платежей граждан исключена плата за капитальный ремонт жилфонда. В декабре 2003 года администрацией Находки были получены результаты экспертизы экономической обоснованности тарифов на услуги, оказываемые муниципальными жилищно-коммунальными предприятиями. Другим основанием для пересмотра тарифов стало снижение с 1 января 2004 года ставки налога на добавленную стоимость на коммунальные услуги с 20 до 18%, одновременно отменена льгота по уплате НДС за эксплуатацию и ремонт жилья.
В результате тариф на содержание и ремонт жилья для населения, проживающего в благоустроенных квартирах с горячим водоснабжением, составит в месяц 8 рублей 31 копейку за 1 кв. метр площади вместо действовавшего ранее 8 рублей 42 копейки. Для имеющих квартиры с мусоропроводом данный тариф выше, а для проживающих в неблагоустроенных квартирах или без горячего водоснабжения его ставка ниже.
По результатам экспертизы, а также с учетом благоустройства жилья и нормативов потребления рассчитаны и утверждены новые тарифы на водоснабжение и канализацию. Так, например, в благоустроенных квартирах с горячим водоснабжением за воду теперь придется платить 47 рублей 25 копеек за человека в месяц, вместо прежних 48 рублей 26 копеек. Однако за канализацию тариф увеличен и утвержден для того же вида жилья в размере 53 рубля 59 копеек. Тем не менее, тариф для населения на воду остается ниже среднего экономически обоснованного.
По результатам экспертизы пересмотрен тариф на сбор, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов. Он увеличен с 9,27 рубля до 13,56 рубля на человека в месяц. Также депутатами гордумы по предложению администрации Находки определены новые тарифы за найм жилого помещения и содержание дворовых туалетов. Что касается тарифов на отопление и горячее водоснабжение, то они были лишь приведены в соответствие с законодательством в связи со снижением НДС. По словам первого вице-мэра Михаила Панченко, изменять тариф за услугу, предоставляемую краевым государственным предприятием "Примтеплоэнерго" город не вправе без решения региональной энергетической комиссии. Однако если раньше жители платили 18 рублей 17 копеек за отопление 1 кв. метра жилья и 172 рубля 12 копеек за пользование горячей водой с человека в месяц, то теперь эти тарифы составят 17 рублей 87 копеек и 169 рублей 24 копейки соответственно.
Утверждая новые тарифы, депутаты городской Думы по предложению администрации города приняли обращение в адрес Законодательного Собрания Приморья. В нем они просят краевых депутатов выделить средства для проведения капитального ремонта жилого фонда. Как пояснил первый вице-мэр Михаил Панченко, из структуры тарифа на содержание и ремонт жилья исключена статья расходов на капитальный ремонт. В то же время, в соответствии с законодательством капремонт жилфонда должен производиться за счет местных бюджетов, однако краевые власти не предусмотрели средства на эти цели. Федеральный стандарт стоимости капремонта по Приморскому краю составляет 2 рубля 80 копеек за 1 кв. метр, исходя из чего Находке необходимо в год 98 миллионов рублей на проведение капремонта всего жилфонда. По словам Михаила Панченко, этих средств в городском бюджете сегодня нет, аналогичная ситуация складывается и по другим муниципальным образованиям Приморья.

- В администрации города подведены экономические итоги 2003 года.
Итоги социально-экономического развития Находки в 2003 году были подведены на заседании Экономического совета в находкинской администрации. Он состоялся под председательством мэра Виктора Гнездилова с участием руководителей крупных предприятий и организаций, управлений и отделов администрации города и федеральных структур.
Город Находка на протяжении последних лет стабильно занимает одну из ведущих позиций в крае по ряду показателей социально-экономического развития. Как сообщила на заседании совета начальник управления экономики городской администрации Людмила Загороднюк, по объему грузооборота портов - это лидирующее место в Приморье, по сумме прибыли на территории - второе место, по объему промышленного производства, объему розничного товарооборота и платных услуг - третье-четвертое место в крае. По предварительной оценке, предприятия Находки в минувшем году заработали около 40% прибыли, полученной на территории Приморского края, а доля города в краевом консолидированном бюджете на протяжении последних четырех лет колеблется от 11 до 14%.
По словам Людмилы Загороднюк, экономическая ситуация в целом, в течение 2003 года складывалась неоднозначно. На транспорте сохранился рост объемов перевалки грузов, но темпы несколько замедлились. Морские порты Находки и стивидорные компании переработали на 3% больше грузов, чем в 2002 году, а общий грузооборот составил почти 30 миллионов тонн. Динамика в промышленности в минувшем году была неустойчивой, в большинстве основных отраслей зарегистрирован спад производства. Так, например, рыбная отрасль, одна из ведущих в структуре городской экономики, сработала на 89% к уровню предыдущего года. В тоже время, объем производства в действующих ценах составил 5 миллиардов рублей по полному кругу предприятий, что почти на 11% выше прошлогоднего уровня. Однако, рост объемов в стоимостном выражении происходил в основном за счет ценовых факторов.
По данным управления экономики, инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования остались на прежнем уровне и составили почти 1,5 миллиарда рублей. Одним из крупнейших инвестиционных проектов, реализация которого началась в Находке в минувшем году, является строительство компанией "Сахалин Энерджи" бетонных платформ для буровых вышек. В 2003 году в городе было введено в эксплуатацию более 40 объектов строительства, а ввод жилья составил 20 тысяч квадратных метров общей площади, что выше уровня предыдущего года. Наряду с индивидуальной застройкой, были сданы четыре многоэтажных жилых дома.
Итоги исполнения бюджета города подвела на совете начальник финансового управления находкинской администрации Надежда Савенко. Согласно представленной информации, в 2003 году в бюджеты всех уровней поступило собственных налогов и других обязательных платежей 2,5 миллиарда рублей. Поступления в федеральный бюджет составили 671 миллион рублей, в краевой - 1 миллиард 46 миллионов, в местный бюджет 782 миллиона. С учетом перечислений из вышестоящих бюджетов, доходы городской казны в минувшем году составили 1 миллиард 476 миллионов рублей.
Говоря о финансовых итогах, Надежда Савенко отметила, что в минувшем году сокращены долговые обязательства города перед краевым бюджетом по ранее предоставленным ссудам, снижена кредиторская задолженность, ликвидирована задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы. Все это позволило значительно улучшить структуру местного бюджета.

Новоалтайск (АСДГ)
- Разработана стратегия социально-экономического развития города до 2010 года.
Проект создан по заказу мэрии и городского союза промышленников и предпринимателей. В качестве приоритетных направлений, как сообщает краевое радио, в стратегии определены - развитие местной промышленности, повышение благосостояния горожан, их социальной защищенности.
Для достижения этих целей стратегией предусмотрены мероприятия по подъему промышленного производства, развитию социальной инфрастуктуры, объектов жизнеобеспечения горожан.
Стратегией социально-экономического развития Новоалтайска также декларируется рост прожиточного минимума в 2 раза до 3.900 рублей, а среднего уровня заработной платы в городе до 7.300 рублей.

Новосибирск (АСДГ)
- Мэр Владимир Городецкий представил Стратегический план устойчивого развития Новосибирска на международной научно-практической конференции "Местное самоуправление и стратегия устойчивого развития крупного города", которая проходила в столице Сибири 27-29 января.
Стратегический план - результат труда ученых, представителей органов управления, деловых кругов, общественных организаций, деятелей культуры и искусства. В течение четырех лет специалисты различных отраслей определяли стратегические цели развития на два ближайших десятилетия и разрабатывали целевые комплексные программы.
Стратегическая цель номер один - рост благосостояния жителей города. Для ее достижения разработаны мероприятия по сохранению и укреплению здоровья горожан, обеспечению жильем и работой.
Стратегическими целями развития Новосибирска являются также рост экономического, образовательного, научного, культурного и духовного потенциалов, организация безопасной жизни в городе, улучшение качества городской среды.
Приняты первые 12 комплексных целевых программ, которые переводят язык концепции в механизмы реализации поставленных задач. В них определены этапы, финансовые ресурсы, конкретные мероприятия и исполнители. С помощью программ "Здоровый город", "Развитие Новосибирска как крупного центра культуры", "Совершенствование правопорядка в Новосибирске", "Развитие оптовой и розничной торговли в Новосибирске" и других в ближайшие годы будет осуществляться Стратегический план (Приложение 15).

- Необходимо четко разделить властные полномочия между субъектами Федерации и муниципальными образованиями.
Об этом заявил мэр Новосибирска Владимир Городецкий, который провел круглый стол "Стратегия развития местного самоуправления" в рамках международной конференции.
Основное внимание его участники обсуждения уделили Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Городецкий подчеркнул, что Закон разрабатывался на демократической основе: главы муниципальных образований могли вносить предложения и замечания еще на стадии подготовки. И сегодня нет оснований критиковать документ. Закон написан для местных органов, которые Президентом России рассматриваются, как основа вертикали власти в стране. Однако механизм реализации Закона еще нуждается в основательной доработке, считает мэр. По-прежнему, нет ясности в вопросе разграничения полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Федерации, по-прежнему не прозрачны межбюджетные отношения.
Глав крупных городов не во всем устраивает разграничение полномочий, предлагаемое в Законе. Например, передачу функций, связанных с социальной защитой, на уровень субъекта Федерации многие участники дискуссии назвали неприемлемой, так как заниматься решением всех проблем, связанных с поддержкой малообеспеченных людей, придется местным органам власти. Вызывает сомнение искусственное, по мнению мэров, разделение функций, связанных с системой образования, когда заработную плату педагогам будет платить администрация области, а коммунальные платежи учебных учреждений - оплачивать муниципалитет.
Много вопросов вызывает раздел Закона, касающийся статуса городских поселений и границ муниципальных образований. В некоторых сибирских городах появились проблемы с поселками городского типа. Например, у Кемерова 5 таких "спутников". Сегодня они входят в состав города, а по Закону каждый из этих поселков должен стать отдельным муниципальным образованием. Встает вопрос: каковы же будут тогда границы областного центра? Новосибирску удалось избежать таких трудностей. Городские власти, депутаты по ходу разработки Закона о местном самоуправлении внесли в Устав города более ста поправок и дополнений. Произошло и разграничение полномочий мэра и председателя городского Совета.
Определены границы города. Заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы Виктор Косоуров предложил все замечания представить в комитет.
От изменений в Бюджетном и Налоговом Кодексах зависит эффективность нового законодательства по местному самоуправлению. Коррективы должны коснуться еще ста подзаконных актов, чтобы Закон о местном самоуправлении заработал в полную силу.
По предложению президента АСДГ, мэра Новосибирска Владимира Городецкого создана рабочая группа, которая подготовит рекомендации по передаче определенных полномочий субъектов Федерации муниципальным образованиям. Важнейшее условие - подкрепление полномочий финансами.

Норильск (АСДГ)
- Исполнение бюджета города в 2003 г. составило около 102%.
Исполнение бюджета Большого Норильска в 2003 г., по предварительным данным, составило около 102%. Об этом сегодня сообщил журналистам первый заместитель главы города Олег Игнатов.
По его словам, доходы бюджета были запланированы 9,047 млрд., расходы - 9,244 млрд. руб.
Истинные доходы составили - 9,225 млрд. руб., расходы - 9,382 млрд. руб.
В частности, поступления от сбора: налогов на прибыль составили 4,899 млрд. руб., налогов на доходы физических лиц - 1,929 млрд. руб., налогов на имущество - 750 млн. руб. Неналоговые поступления составили 370 млн. руб. Около 200 млн. руб. в бюджет Норильска должен край. Остаток бюджета составил на конец года 712 млн. руб., что позволило в течение января и февраля проводить все обязательные выплаты.
"Исполнение бюджета-2003 было удачным, с точки зрения исполнения бюджетов муниципальными образованиями", - заключил О. Игнатов.
Он также сообщил, что после обработки всех данных, в течение I квартала 2004 г. специалисты городской администрации смогут предоставить общественности уточненные данные.

Омск (АСДГ)
- В городе налажена система переработка ПЭТ-отходов.
На 38,6% в 2003 году удалось увеличить в Омске объем заготовки вторсырья - такие данные приводит департамент городской экономической политики. Во исполнение плана совместных действий по сбору и утилизации отходов полимерных материалов на 2003-2004 гг., утвержденного Мэром г. Омска Евгением Ивановичем Беловым, выполнен ряд организационных мероприятий, которые привели к увеличению использования вторичного сырья.
В 2003 г. только ООО "Омсквторсырье" открыто 19 приемных пунктов по сбору вторичного сырья, в настоящее время их количество достигло 27. При участии организаций и предприятий города, образовательных учреждений, библиотек на вторичную переработку было направлено 7 626,6 тонны вторсырья. Необходимо заметить, что в прошлом году впервые велась заготовка полистирола, ПЭТ-бутылки и полиэтилена. Основные потребители - ОАО "Омсккровля" и ЗАО "НП Набережно-Челнинский КБК".

Сургут (АСДГ)
- Специалисты Европейского банка реконструкции и развития подписали соглашение с администрацией города о долгосрочном кредите.
Программу по кредитоспособности Сургута будет разрабатывать французская компания "Барбье, Фрино и Ассосье". Наличие подобного документа - одно из требований европейской стороны.
Французские специалисты должны не только провести анализ финансового благополучия города, но и дать конкретные рекомендации по его улучшению. Сейчас в мэрии сформирован координационный совет, члены которого будут работать совместно с французами. В состав совета вошли специалисты финансовых ведомств администрации, департамента имущественных и земельных отношений, а также первый заместитель мэра Сургута Дмитрий Макущенко.

Приложения к бюллетеню

в начало