Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 15 (243) от 13 мая

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК


Правительство Российской Федерации
- Премьер-министр РФ Михаил Фрадков предлагает создать в структуре аппарата правительства дополнительный департамент, который бы занимался межбюджетными отношениями с регионами.
"Мы хотим, чтобы структура аппарата правительства была компактной, оптимизированной. Но, исходя из программы целевого подхода, необходимо создать в структуре аппарата подразделение, которое занималось бы территориями. Правительству надо видеть территориальный срез", - заявил Фрадков на заседании правительства РФ. По его словам, подобное подразделение "должно заниматься стыковыми вопросами с регионами, чтобы видеть не только точку зрения министерств и ведомств, но и позицию регионов". В ответ на предложение Фрадкова глава аппарата кабинета министров Дмитрий Козак сказал, что в структуре аппарата должно быть подразделение, занимающееся отношениями с регионами, межбюджетными отношениями. "Департамент должен быть, правда, вопрос статуса - департамент или подразделение - еще можно обсудить. Но структура, курирующая федеральные отношения, должна быть", - подчеркнул Козак. С главой аппарата не согласился министр финансов РФ Алексей Кудрин, отметивший, что подобное подразделение есть в Минфине. Он предложил Фрадкову назначить несколько помощников, знающих территориальную проблематику. Однако Михаил Фрадков в итоге подчеркнул, что на сегодняшний день, "учитывая актуальность проблемы, в аппарате правительства нужна структура, которая бы осуществляла мониторинг и работала с регионами".

- Правительство РФ отправило на доработку проект закона о замене льгот ветеранам и инвалидам денежными выплатами.
Законопроект будет дорабатываться в течение десяти дней и затем вновь вынесен на обсуждение правительства. Возможно, правительству потребуются дополнительные расчеты для принятия окончательного решения, сказал на заседании премьер-министр Михаил Фрадков.
В ходе заседания наибольшие споры вызвала тема добровольности выбора льготниками формы получения льгот - денежной или натуральной. Многие члены кабинета высказывались за то, чтобы полностью упразднить институт льгот, заменив их денежными выплатами всем льготникам без исключения.
"Деньги - это гарантия, это самая простая по реализации схема. Если денег будет достаточно, может быть нам нужно пойти на полную монетизацию", - сказал, в частности, Фрадков.
Противники такого решения указывали, что предлагаемые размеры денежных компенсаций в несколько раз меньше тех льгот, которые сейчас предоставляются ветеранам и инвалидам. Сложности возникнут также и с определением среднего для страны размера компенсации, отмечалось на заседании. С учетом различной бюджетной обеспеченности регионов, разного уровня жизни в субъектах Федерации, одни льготники могут получить существенную добавку к доходам, а другие многое потеряют, говорилось на заседании кабинета.
Проект закона, который обсуждался правительством, касается льгот на проезд городским, пригородным и междугородным транспортом, на лекарственное обеспечение, на абонентскую плату за телефон и установку телефона, на санаторно-курортное лечение, на обеспечение транспортным средством, компенсации на бензин и транспортной компенсации, льготы на зубопротезирование и обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.
Законопроект не затрагивает льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Проект закона предполагал предоставить гражданам право добровольного выбора на получение льгот или замену их денежной компенсацией.

- А.Жуков возглавит правительственную комиссию по повышению результативности бюджетных расходов.
Премьер-министр РФ Михаил Фрадков утвердил вице-премьера РФ Александра Жукова председателем правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Соответствующее постановление, как сообщает пресс-служба Правительства, М.Фрадков подписал 30 апреля. На А.Жукова возложена обязанность в недельный срок внести в Правительство РФ предложения по составу комиссии.
Согласно постановлению, правительственная комиссия по повышению результативности бюджетных расходов является органом, образованным для координации работы по подготовке субъектами бюджетного планирования ежегодных докладов о результатах и основных направлениях их деятельности. Основной задачей комиссии является координация работы субъектов бюджетного планирования в целях: создания условий и предпосылок для повышения эффективности использования бюджетных ресурсов в соответствии с приоритетами социально-экономической политики государства; повышения эффективности государственных расходов за счет их ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов; осуществления перехода от управления бюджетными средствами к управлению бюджетными результатами, в рамках которого бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики; развития системы мониторинга результативности бюджетных расходов и качества управления бюджетными средствами; осуществления перехода к среднесрочному и долгосрочному бюджетному планированию.
Комиссия для реализации возложенной на нее задачи осуществляет следующие функции:
- рассматривает предложения субъектов бюджетного планирования и дает рекомендации по совершенствованию принципов и правил подготовки и представления докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
- рассматривает доклады субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях их деятельности с отчетами о фактическом и планируемом расходовании бюджетных средств, направленном на достижение измеримых результатов;
- подготавливает рекомендации по уточнению основных направлений и результатов деятельности субъектов бюджетного планирования и доработке докладов, а также по разработке и реализации ведомственных целевых программ; координирует подготовку и разработку доклада Правительства РФ о целях и результатах бюджетной политики, начиная с проекта федерального бюджета на 2006 год;
- рассматривает и утверждает рекомендации по повышению эффективности подготовки и реализации федеральных целевых программ;
- осуществляет контроль над реализацией предложений и рекомендаций комиссии.
Комиссия имеет право:
- запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, являющихся субъектами бюджетного планирования, информацию, документы и материалы;
- создавать рабочие группы с привлечением в установленном порядке представителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных получателей средств федерального бюджета, экспертов и специалистов;
- заслушивать на своих заседаниях представителей федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к своей компетенции.

- Минфин РФ предлагает внести поправки в 154 действующих законодательных акта.
Минфин предлагает внести поправки в 154 действующих федеральных законодательных акта, направленные на разграничение полномочий между уровнями власти и отменить 35 законов или отдельных норм законов.
Речь идет о законах или отдельных нормах, которые, по мнению Т. Голиковой, не вписываются в процедуру разграничения полномочий или которые приостанавливались в течение последних трех-четырех лет законом о федеральном бюджете. Большинство этих нормативных актов "либо не выполнялись, либо настолько устарели, что не поддавались системной правке", сказала замминистра. Она подчеркнула, что правительство РФ в рамках разграничения полномочий между уровнями власти не намерено отказываться от финансовой помощи регионам. Голикова признала, что проблема различной бюджетной обеспеченности регионов-доноров и дотационных регионов существует. По ее данным, в отдельных регионах доля расходов на выплату заработной платы бюджетникам достигает 70%. Она сообщила, что предполагается разделить вопросы зарплат бюджетникам между Федерацией, субъектами и органами местного самоуправления. Вместе с тем, Голикова отметила, что существует скрытая проблема, которая заключается в том, что многие субъекты не работают со своей бюджетной сетью. "Это ответственность и законодателей, и исполнительной власти субъектов", - подчеркнула она. Предлагаемые изменения, считают в Минфине, позволят значительно сократить общий объем расходных обязательств бюджетной системы, которые на сегодняшний день оцениваются в 6,5-7 триллионов рублей.

- Бесплатную приватизацию квартир, возможно, отменят уже с 1 января 2007 года.
Ключевым положением жилищной реформы, как ясно из документов, которые должны пройти заключение правительства к 10 мая, станет запрет на бесплатную приватизацию вновь предоставляемого за государственный и муниципальный счет жилья.
Отменят бесплатную приватизацию квартир, возможно, с 1 января 2007 года. Произойдет это в случае принятия в этом году пакета законопроектов по жилищной реформе. Если его примут, то реформа стартует с 2005 года и продлится до 2012.
А вот получать бесплатные квартиры смогут лишь малоимущие очередники, которым материальное положение не позволяет купить или арендовать квартиру. Они будут получать жилье по так называемому договору социального найма без права приватизации. У тех, кто не успел приватизировать ранее предоставленное жилье, остается время до 1 января 2007 года.

- Программа строительства платных автодорог будет представлена в правительство 1 октября.
Министерство транспорта и связи намерено представить 1 октября в Правительство РФ программу строительства платных автомобильных дорог. Об этом сообщил министр транспорта и связи РФ Игорь Левитин.
"1 октября текущего года мы представляем программу, где назовем варианты платных дорог и прогнозируем стоимость проезда", - сказал министр. Он не стал называть никаких предварительных оценок стоимости, заметив, что все будет зависеть от инвесторов.
Вместе с тем Игорь Левитин предположил, что платные дороги, при условии существования альтернативных бесплатных дорог, будут функционировать в тех регионах, где проживает наиболее платежеспособное население.
К тому же, по его словам, платными могут стать все дороги, ведущие к границам государства, в частности, Минское шоссе.
"Пока что строительство платных дорог сдерживает отсутствие законодательной базы", - сообщил Игорь Левитин.

- Правительство отправило на доработку программу развития автодорог России.
Документ будет доработан до 1 октября текущего года.
"Программу надо сделать целевой, амбициозной, реалистичной и на 100% выполнимой" - заявил премьер-министр Михаил Фрадков. В то же время вице-премьер Александр Жуков предложил при доработке документа уделить особое внимание качеству дорожного строительства и эффективности использования бюджетных средств. "Сегодня при строительстве и выборе подрядчика на ремонт главным является не вопрос качества и использования передовых технологий, а в первую очередь, вопрос стоимости, - сказал он. - В конечном итоге нам все равно предстоит за это заплатить. Низкое качество - значит каждый год ремонт дороги. В сфере качества дорожного строительства заложен огромный ресурс для экономии бюджетных средств". Жуков также считает, что в программе должны быть установлены количественные показатели ее выполнения, а именно - межремонтные сроки и аварийность. "По этим показателям общество должно следить за эффективностью выполнения программы", - сказал вице-премьер.Он также считает необходимым максимально быстро создать законодательную базу для привлечения в дорожное строительство частных инвесторов. "Во многих странах эта сфера является рентабельной. Нам нужно коренным образом изменить отношение к строительству платных дорог", - убежден Жуков.

- 29 апреля 2004 года Департамент корпоративного управления и новой экономики Минэкономразвития России провел первое мероприятие из серии рабочих семинаров на тему "Создание кадастра объектов недвижимости".
Основная цель семинаров - рассмотреть опыт субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по построению информационных систем, обеспечивающих взаимодействие между кадастровыми палатами, бюро технической инвентаризации, учреждениями юстиции по регистрации прав, налоговыми органами, управлениями архитектуры и градостроительства в процессе технического учета зданий и сооружений, кадастрового учета земельных участков, а также для целей государственного и муниципального управления.
В первом семинаре приняли участие представители Новосибирской, Калужской и Ленинградской областей, городов Новосибирск, Великий Новгород и Череповец (Вологодская область).
Результаты семинаров будут использованы при разработке законопроекта "О государственном кадастре объектов недвижимости", а также при подготовке планов по реализации пилотных проектов в регионах России в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)".
Следующий семинар запланирован на май 2004 года.

- Федеральный бюджет 2005 года будет очень напряженным, считает министр финансов Алексей Кудрин.
"И по планированию, и по всем ключевым задачам, которые мы на него возлагаем, бюджет будет очень напряженным", - заявил он в интервью "Газете", отвечая на вопрос о возможностях сбалансировать бюджет в условиях проведения в следующем году снижения единого социального налога (ЕСН), и реформы межбюджетных отношений.
"Пока мы чувствуем, что в самом планировании бюджета и определении его приоритетов есть еще поле для маневра, но оно минимально. С точки зрения планирования дополнительная нагрузка ляжет на Минфин, некоторые расходы, к сожалению, могут оказаться выше, чем мы хотели бы, в то время как доходы - ниже", - заметил он. По мнению Кудрина, "такой переходный период продлится год-два, потому что у нас как раз завершается выполнение ряда федеральных целевых программ". "Так что с расходами может сложиться напряженная ситуация - не исключаю, что по некоторым придется принимать тяжелые решения, но в интересах реформ", - подчеркнул министр.
"Мы ожидаем некоторого беспокойства, и принять все предложения по разграничению полномочий (между федеральным центром и региональными властями) в парламенте будет непросто. Но я уверен, что предложенные меры сработают и усилят сбалансированность бюджетов регионов", - сказал он. Кудрин отметил, что "главное - они навсегда установят правила, и потом мы их уже никогда не будем менять".
По его словам, "развитие нашей экономики позволит в ближайшие три-четыре года увеличить поступления от подоходного налога, который полностью идет регионам". Снижение ЕСН, заверил он, приведет "к выводу зарплат из тени, и поэтому тоже работает на увеличение подоходного налога, а значит, тоже в пользу территорий". "Имущественные платежи мы переводим на рыночную основу, со временем они дадут регионам значительные поступления. Мы не собираемся забирать у них эти новые источники доходов. Субъектам создаются очень хорошие перспективы", - уверен министр.
"Не надо все мерить одним годом - появляется возможность долгосрочного планирования, что укрепляет стабильность, в том числе и для бизнеса. Меня больше интересует не момент перехода, когда кто-то скажет, что нам недодали, а установление постоянных норм и правил, обеспечивающих рост доходов регионов", - уточнил Кудрин (Приложение1).

- Субъектам РФ с муниципального уровня будут переданы расходные полномочия на сумму 426 млрд. руб., с федерального уровня - 39 млрд. руб.
Об этом сообщил и.о. министра финансов РФ Алексей Кудрин, выступая на совещании в Совете федерации по вопросам реформы налогообложения.
В соответствии с предложениями Правительства по разграничению полномочий между уровнями власти, которые прошли первое чтение в Госдуме, за федеральным уровнем закрепляется финансирование льгот инвалидам всех групп, за субъектами РФ - финансирование льгот ветеранам труда и труженикам тыла. "До конца этого года субъекты должны принять соответствующие законы, которые сохранят, преобразуют и повысят закрепленные за ними льготы", - отметил он. В то же время Правительству предстоит решить вопрос с тем, чтобы не возникло вакуума между решениями, когда федерация снимет полномочия финансирования ряда льгот, а субъекты еще не примут соответствующие законы.
Кроме того, А.Кудрин отметил, что Правительство намерено централизовать в федеральном бюджете как минимум 1,5% от региональной ставки налога на прибыль, составляющий сейчас 19%, в то время как общая ставка налога составляет 24%. Централизация этих поступлений необходима для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета от снижения ставки ЕСН, в то время как регионы получили от этого снижения 40 млрд. руб. из-за экономии фонда оплата труда бюджетников.
Ранее Правительство планировало централизовать в федеральном бюджете 3,5% региональной ставки налога на прибыль. По словам А.Кудрина, решение по централизации будет принято дополнительно. Общий размер ставки налога, зачисляемой в федеральный бюджет, будет зависеть от решения, нужно ли часть льгот замещать на денежную компенсацию.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Председатель Совета Федерации Сергей Миронов предложил "подумать" о целесообразности передачи всех 100% доходов от акцизов на нефтепродукты в региональные бюджеты.
С таким предложением он выступил во вторник, 11 мая, на совещании руководства Совета Федерации, в котором также приняли участие вице-премьер Александр Жуков, министр финансов Алексей Кудрин и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов.
По словам Миронова, необходимость подобного обсуждения продиктована ситуацией с доходами региональных бюджетов, которая "в последнее время не очень благоприятная". На эту ситуацию повлияла отмена с января этого года налога с продаж, который составлял значительную часть доходов бюджетов субъектов Федерации. Кроме того, в рамках проводимой бюджетной реформы планируется повысить социальные обязательства региональных бюджетов, в частности, по выплате льгот инвалидам и ветеранам труда в части оплаты ими коммунальных услуг.
Доля регионов - это серьезная проблема, поскольку на субъектах Федерации лежат еще и обязательства по социальной защите населения, по выплате детских пособий, сказал председатель СФ. Все эти планы "должны быть тщательно просчитаны", полагает он.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- Законопроект о разграничении полномочий между центром и регионами будет направлен в Госдуму в начале мая.
Законопроект о разграничении полномочий между центром и регионами, а также законопроект, связанный с изменениями в пенсионной системе, будут направлены в Госдуму после майских праздников. Об этом сообщил вице-премьер Александр Жуков на традиционном совещании Президента РФ с членами правительства в Кремле.
Жуков назвал законопроект о разграничении полномочий "очень серьезным документом". По его словам, документ должен поставить все на свои места по всем законам - какой уровень власти какие расходы несет по всем полномочиям государства.

- Правительство РФ намерено внести в Госдуму поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, перераспределяющие доходы от налога на прибыль между федеральным и региональными бюджетами.
Об этом сообщил журналистам вице-спикер Госдумы Георгий Боос. Он напомнил, что в настоящее время региональные бюджеты получают 19% из 24-процентного налога на прибыль, федеральный - 5%. Правительство предполагает увеличить поступления в федеральный бюджет на 5%. В итоге федеральный бюджет будет получать 10% из 24% налога на прибыль, а региональные бюджеты - 14%.
Г.Боос не назвал примерной даты поступления данных поправок в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, он отметил, что в случае, "если Правительство будет настроено рекомендовать такие поправки", их нужно будет принять до формирования бюджета на 2005 год.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)
- 14-15 мая 2004 г. в Новосибирске состоится ежегодное XX Общее собрание АСДГ и семинар глав городов "О деятельности муниципалитетов в свете реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Программа XX Общего собрания АСДГ включает следующие вопросы:
О деятельности АСДГ в 2003 году и задачах на 2004 год.
О работе исполнительной дирекции АСДГ и финансовой деятельности АСДГ в 2003 году. О проекте бюджета АСДГ на 2004 год.
Избрание руководящих органов АСДГ.
О работе АСДГ по территориальной организации местного самоуправления.
О структуре органов местного самоуправления городов в условиях действия Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
О возложении на АСДГ функций представительства Конгресса муниципальных образований Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
В рамках XX Общего собрания АСДГ планируется обсудить вопросы состояния и развития местного самоуправления в современных условиях, финансово-экономические проблемы городов. Участие в работе Общего собрания АСДГ планируют принять представители федеральных органов власти, эксперты в области экономической и финансовой политики городов (Приложения 2-4).

- Отдел Мониторинга СМИ предлагает обзор российской прессы на тему: "Реализация Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионах" (Приложение 5-9).

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 10-17).

Новости муниципалитетов

Ангарск (АСДГ)
- Жилищный фонд города полностью перейдет к управляющим компаниям.
В конце мая - начале июня в Ангарске пройдет конкурс, в результате которого 100% жилищного фонда города перейдет в доверительное управление частным компаниям. Об этом сообщил председатель Комитета по жилищной политике Иркутской области Петр Воронин.
- Сейчас в Ангарске работает 11 управляющих компаний. В их ведении почти 50% жилищного фонда города, - отметил Петр Воронин. - Управление оставшейся частью жилья будет выставлено на конкурс в мае-июне. Задача конкурсной комиссии - выбрать среди уже зарекомендовавших себя компаний лучшую. Управляющие компании должны дать реальные гарантии исполнения сроков и качестве ремонта жилищного фонда, выставленного на конкурс, а также о благоустройстве придомовых территорий.
Общая площадь жилищного фонда Ангарска составляет 4 млн. 704 тыс. кв. м.

Екатеринбург
- Аркадий Чернецкий хочет присоединить к областному центру Верхнюю Пышму, Березовский и Арамиль.
Было бы полезно присоединить к Екатеринбургу Верхнюю Пышму, Березовский и Арамиль, заявил 23 апреля на встрече с журналистами мэр областного центра Аркадий Чернецкий. При этом глава города отметил, что позиция жителей этих муниципальных образований будет играть ключевое значение при решении данного вопроса. Однако, с точки зрения здравой логики, такое присоединение было бы вполне естественно, считает мэр. Впрочем, отметил градоначальник, вряд ли такие перемены пройдут в ближайшее время, и тем более в процессе подготовки нового законодательства по реформе местного самоуправления. При этом глава Екатеринбурга заявил, что случись такое объединение, жители Пышмы, Арамили и Березовского получили бы особое преимущество. "Они уже сейчас ассоциируют себя с жителями областного центра, многие работают в Екатеринбурге", - отметил Чернецкий. Прогнозируя, как будут развиваться события во время проведения реформы местного самоуправления, глава города отметил, что вряд ли границы Екатеринбурга сильно изменятся, и, скорее всего, сохранятся в своем нынешнем виде.

- Городские депутаты предложили коллегам из облдумы создать совместную рабочую группу по муниципальной реформе.
Об этом сообщила председатель комиссии гордумы по местному самоуправлению, связям с общественностью и СМИ Брусницына после проведения заседания комиссии 21 апреля.
"У нас осталось не так много времени по реализации переходных положений федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". По действующему законодательству многое предстоит сделать на уровне субъекта федерации", - отметила Брусницына. По словам депутата, перечень мероприятий, связанных с реформой местного самоуправления в Екатеринбурге, будет подготовлен в мае текущего года.
"Я лично считаю, что Екатеринбург должен обрести статус городского округа. Это наиболее приемлемый вариант для крупного города. Однако некоторые депутаты городской Думы считают, что необходимо рассмотреть также варианты муниципального района и городского поселения", - добавила Брусницына.

- 12 мая на заседании комиссии по местному самоуправлению Екатеринбургской городской Думы депутаты приняли план работ по реализации в областном центре переходных положений новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
План включает в себя 15 позиций и рассчитан на 1,5 года. Прежде всего, парламентариям в порядке законодательной инициативы необходимо внести в Свердловскую областную Думу проект закона "О статусе Екатеринбурга". Далее принять изменения в городской Устав. В частности речь идет о закреплении нового численного состава депутатов гордумы. Согласно федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в городах, подобных Екатеринбургу, число депутатов должно быть минимум 35 человек. Согласно графику работы городского парламента, утвердить количество народных избранников планируется 28 сентября. Однако, по мнению Шляпина, уложиться в намеченные сроки вряд ли удастся. "Для принятия изменений в Устав города необходимо, чтобы за них проголосовало не менее 2/3 депутатов, - поясняет он. - А, учитывая политизированность Екатеринбургской Думы, добиться такого единодушия среди парламентариев будет очень сложно".
По словам Александра Шляпина, ответственными в части составления схемы округов назначены члены городской территориальной избирательной комиссии. "На этом настоял спикер Думы Яков Силин", - говорит депутат. По его же мнению, в связи с коллизией, когда в Екатеринбурге действует сразу две избирательные комиссии - старая территориальная и новая муниципальная, конкретизировать название избиркома не стоило.
Напомним, что согласно новому Избирательному кодексу Свердловской области, все муниципальные образования региона должны были сформировать новые избирательные комиссии, которые бы имели право проводить выборы любого уровня. Однако из-за политических разногласий депутаты Екатеринбургской гордумы не смогли уложиться в назначенные сроки. Таким образом, согласно законодательству это право перешло облизбиркому. В результате чего, через некоторое время члены областной избирательной комиссии сформировали новый муниципальный избирком. Тем не менее, по мнению депутатов гордумы, облизбирком вмешался в полномочия органов местного самоуправления: облизбирком может сформировать комиссию, но только после того, как будут внесены изменения в городской устав, касающиеся численного состава избиркома.
Между тем депутаты Екатеринбурга так этого и не сделали. В свою очередь спикер Думы Яков Силин пытался оспорить решение облизбиркома о формировании муниципальной комиссии в Свердловском областном, а затем в Верховном суде РФ. Закон остался на стороне областной избирательной комиссии.
План работы, принятый сегодня членами комиссии по местному самоуправлению, будет утвержден на заседании гордумы 25 мая.

Иркутск (АСДГ)
- Все земельные участки, расположенные на территории Иркутска, до конца текущего года должны быть занесены в единый автоматизированный кадастр недвижимости.
Такое поручение дал 11 мая на заседании Высшего административного комитета мэр Иркутска Владимир Якубовский специалистам Комитета по управлению муниципальным имуществом.
- Сейчас в кадастр занесено лишь около 30% имеющихся земельных участков, - отметил Владимир Якубовский. - Этого мало, ведь речь идет о налоговой базе и дополнительных доходах в городской бюджет. В этом году кадастр по объектам недвижимости и земельным участкам должен быть сформирован окончательно.
По данным на 28 апреля, в кадастр занесена информация о 6 тыс. 724 земельных участках, прошедших процесс инвентаризации и поставленных на учет в Государственном земельном кадастре. Кроме этого, на учет поставлено 43 тыс. 855 зданий и сооружений, из них 26 тыс. 673 - жилые дома, 16 тыс. 725 - нежилые здания различного назначения и 487 сооружений, а также 164 тыс. 344 помещения, из которых 157 тыс. 423 - квартиры и жилые помещения, 2 тыс. 256 - нежилые помещения, 4 тыс. 665 - гаражные боксы.
Работа по формированию единого автоматизированного кадастра недвижимости началась в 1999 году. Его наполнением занимаются Комитет по управлению муниципальным имуществом и Комитет по земельным ресурсам и землеустройству городской администрации.

- Выборы депутатов городской Думы пройдут 27 июня.
Постановление об этом подписал мэр Владимир Якубовский. Однако в документе есть пункт, который предусматривает возможность переноса выборов на более поздний срок. Новый состав городского парламента существенно расширится. Выбирать предстоит 35 депутатов вместо нынешних 15. Так положено по новому федеральному закону о местном самоуправлении. Права и полномочия Думы будут расширены.
Постановление мэра о дате проведения в Иркутске выборов городской Думы вызвало повышенное внимание со стороны политических сил. Областное отделение партии СПС, например, намерено обратиться с заявлением в прокуратуру. "Правые" считают, что один из пунктов документа нарушает действующее законодательство. В постановлении говорится о возможности переноса даты выборов, чтобы осенью совместить их с голосованием за кандидатов в депутаты областного парламента. Это станет возможным, если Государственная Дума примет соответствующий закон. "Во-первых, федеральное законодательство запрещает мэрам городов и районов переносить выборы на более поздний срок. А во-вторых, проект закона, о котором идет речь, в настоящее время в природе не существует, и он даже не внесен в Госдуму", - заявил Роман Буянов, член областного политсовета партии "Союз правых сил".
Однако сегодня от депутата Государственной Думы Сергея Колесникова стало известно: поправки, разрешающие перенос выборов, планируются. Помощник депутата Павел Шапошников рассказал: "На повестке дня стоит рассмотрение пакета документов, который позволяет перенести выборы на осень". Рассмотрение поправок пройдет в одном чтении. И уже 17 апреля будет ясно, есть ли возможность перенести летние выборы на осень.
Ныне действующие депутаты Иркутской думы озабочены и другим. В новом созыве народных избранников будет в два с лишним раза больше. Есть пословица "Одна голова хорошо, а две лучше". Возможно, вскоре иркутяне будут спрашивать "15 депутатов - хорошо, будет ли лучше от наличия 35?" Сами народные избранники тоже задумываются об этом. Их мнения разные.
Михаил Корнев, депутат Думы Иркутска: Когда больше народу, сложнее всегда договориться. Сложнее решать какие-то вопросы. Хотя, с другой стороны, я оптимист. Я верю, что если это будут 35 специалистов, которые любят свой город и обладают жестким четким характером, то может быть что-нибудь и получится.
Павел Шапошников, депутат Думы Иркутска: Объем территории будет меньше, и тем качественнее депутат сможет сработать. Ему легче будет обойти свою территорию. Он может чаще на ней бывать. Общаться с людьми.

Иркутская область
- Закон Иркутской области "О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления" рекомендован к принятию в окончательном варианте.
Закон Иркутской области "О наименованиях органов и должностных лиц местного самоуправления" рекомендован к принятию в окончательном варианте. Решение об этом принял профильный комитет по госстроительству Законодательного собрания. Как сообщил председатель комитета Борис Алексеев, законопроект разработан с учетом предложений Ассоциации муниципальных образований региона. Он предусматривает, что представительные органы всех видов муниципалитетов - сельских и городских поселений, муниципального района, городского округа - именуется Думами. Главы сельских и городских поселений называются главами поселений, муниципальных районов и городских органов - мэрами. В законе отмечено, что если глава муниципалитета входит в состав представительного органа и является его председателем, то лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, именуется главой администрации. Заместитель главы администрации региона Людмила Берлина сообщила, что закон вступит в силу со дня его официального опубликования и до 1 января 2006 года будет применяться исключительно к правоотношениям, возникающим по требованиям ряда статей закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Красноярский край
- В п. Курагино состоялось совещание, посвященное вопросам совершенствования структуры органов местного самоуправления, уполномоченных распоряжаться земельными участками.
Совещание вел заместитель Губернатора края, начальник управления имущественных отношений администрации края Вадим Медведев. Для участия в работе были приглашены главы восемнадцати муниципальных образований южной группы районов.
На встрече шла речь о ходе реформы местного самоуправления на территории Красноярского края, о роли местных властей в системе управления земельными ресурсами, а также об актуальных вопросах организации платного землепользования на территории городов и районов края.
По информации КУГИ, Управлению имущественных отношений администрации края, как органу, осуществляющему проведение земельной реформы на территории Красноярского края, важно в 2004 году закрепить достигнутые результаты, создать условия для дальнейшего наращивания объемов земельных платежей, максимально учесть интересы организаций и граждан, вовлеченных в рынок земельных отношений, способствовать упрощению и ускорению процедуры предоставления земельных участков.
В марте этого года в администрации края состоялось первое рабочее совещание, на котором обсуждался опыт организации арендного землепользования на территории Курагинского района. Далее обсуждение этой модели состоялось в г. Канске с представителями администраций восточной группы районов.
На совещании четко прозвучала позиция, что невозможно для всех территорий предложить одно унифицированное решение по комплексной организации арендного землепользования, поскольку между муниципалитетами существует значительная разница как в материально-техническом обеспечении, так и в уровне квалификации специалистов в земельной сфере (и их наличии).
Окончательное решение будет принято после совещания в Курагино. Основным результатом проводимой работы будут являться скоординированные действия всех структур органов власти, вовлеченных в земельную сферу, чтобы повысить качество управления земельно-имущественным комплексом края.

Курганская область
- В Зауралье сформируют всего два городских округа.
По итогам реформы местного самоуправления (МСУ) в Курганской области будут сформированы всего два городских округа. Такой статус получат Курган и Шадринск, отмечено в проекте областного закона, разработанного в целях реализации реформы МСУ. Документ, который 12 мая рассмотрен на заседании комитета Думы по региональной политике, определяет будущий статус муниципальных образований области, местонахождение и наименование представительных органов, глав муниципальных образований. В проекте закона дана характеристика всем 459 муниципальным образованиям, которые сегодня сформированы на территории Зауралья. Районы получат статус муниципальных районов, сельсоветы - статус сельских поселений. Мэров предлагается именовать главами городов, глав муниципальных образований - главами соответствующих районов или сельсоветов. Представительные органы всех муниципалитетов получат единое название - Дума. Документ будет вынесен на рассмотрение депутатов в первом чтении 25 мая. В целом закон должен пройти два чтения.
На заседании комитета депутаты также рассмотрели законопроект об объединении двух муниципальных образований - Круглянского и Красногорского сельсоветов Звериноголовского района. Такое решение было принято на референдуме жителями четырех деревень. За объединение высказались 70% населения, принявшего участие в голосовании. Селяне посчитали, что слияние позволит слабым деревням получить поддержку более сильных. По словам председателя комитета Людмилы Ганеевой, депутаты Круглянского сельсовета стали пионерами в преобразовании существующей системы местного самоуправления. После законодательного закрепления статуса нового муниципального образования, предстоит установить новые границы и избрать новые органы местного самоуправления.

Находка (АСДГ)
- Наличие "спорных" территорий, необходимость окончательного определения границ муниципальных образований, как того требует реформа местного самоуправления, заставляют власти города и соседнего Партизанского района встречаться все чаще.
Проблема, существующая в течение нескольких десятилетий, должна найти свое разрешение до июля этого года. Именно в этот срок необходимо внести предложения о границах муниципальных образований в краевой ЗакС. В противном случае роль арбитра возьмет на себя край, что не устраивает ни городскую, ни районную власть.
В настоящее время договоренности между двумя муниципальными образованиями достигнуты практически по всей пограничной линии. Исключение составляет лишь участок от устья реки Партизанской до Красного мыса в сторону Восточного порта. Как известно, де-юре этот участок находится во владениях Партизанского района. По информации главы Партизанского района Константина Щербакова, именно здесь бизнесмены из района ведут активную предпринимательскую деятельность, что дает ежегодно в районный бюджет около 1,5 млн. руб.
В то же время Находка настаивает на сохранении целостности территории, оспаривая известное постановление 1986 года о разграничении земель, и предлагает считать спорный участок территорией города, которая будет передана для хозяйственной деятельности району сроком на 20 лет. Поиск компромисса продолжается.
Развивающаяся в своих пределах Находка является беспокойным соседом не только для Партизанского района. Инициативная группа из Ливадии, которая, как известно, является неотъемлемой частью муниципального образования Находка, но находится от нее на некотором удалении, выступила с инициативой провести референдум по отделению поселка от города и получению статуса муниципального образования первого уровня. Правда, в этом случае власти города нашли уважительные причины для отказа. Как сказано в уставе Находки, референдум не может проводиться на части муниципальной территории.

Нижний Тагил
- В городе будет создана Счетная палата.
В Нижнем Тагиле будет создана Счетная палата, сообщают в аппарате городской Думы. Вчера депутаты нижнетагильского парламента на очередном заседании представительного органа власти внесли соответствующие изменения в Устав города. Создание городского счетно-контрольного органа в муниципалитетах обязательно. Этого требуют изменения в налоговом законодательстве.
Как рассказали в аппарате Думы, после внесения изменений в Устав парламентариям предстоит разработать проект положения о Счетной палате, в котором будут определены основные функции данного органа. Согласно прогнозам специалистов, на все процессы уйдет не меньше 1,5 месяца. А непосредственно к формированию Счетной палаты Нижнего Тагила депутаты гордумы приступят в конце июня.

Новосибирск (АСДГ)
- Председателем городского Совета единогласно избрана Болтенко Надежда Николаевна.
На должность заместителя председателя Совета по предложению Н.Н.Болтенко избран Ренат Исмаилович Сулейманов. За кандидатуру Сулейманова проголосовали 20 депутатов, против - 2.
До недавнего времени и мэром, и председателем горсовета являлся Владимир Филиппович Городецкий. Осенью прошлого года по его инициативе полномочия руководителя мэрии и городского Совета были разделены.
Разделение представительной и исполнительной ветвей власти идет практически во всех городах России. Поэтапно, в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В Новосибирске для этого была создана специальная комиссия муниципалитета по рассмотрению предложений в Устав Новосибирска, которая уже внесла десятки поправок в главный документ города. Таким образом, была подготовлена нормативная база для осуществления преобразований. Разработан и передан депутатам для ознакомления и внесения предложений проект Положения об аппарате городского Совета.
Мэр Владимир Городецкий продолжает оставаться главой местного самоуправления, а поэтому будет, как и раньше, подписывать решения городского Совета. По-прежнему он может участвовать и в работе депутатских сессий, но теперь только с правом совещательного голоса.
По мнению и депутатов, и руководства мэрии, разделение исполнительной и представительной властей в Новосибирске приведет к более точному разграничению полномочий и ответственности, а значит - обеспечит более продуктивную работу, направленную на развитие города.

Норильск (АСДГ)
- В Правительство РФ направлено обращение Сергея Шмакова с просьбой о сохранении статуса Норильска как Единого муниципального образования.
По результатам выступления спикера норильского городского Совета Сергея Шмакова на III Съезде депутатов Красноярского края, в Правительство РФ было отправлено обращение с просьбой сохранить статус Норильска, как единого муниципального образования. Как сообщил Сергей Шмаков, в первый день Съезда рассматривались проблемы трех регионов - Красноярска, Норильска и Эвенкии. Сергей Шмаков выступил с докладом о необходимости сохранения ЕМО, а также представил закон о предоставлении "особого статуса" Норильску, разработанный по предложению мэра города Валерия Мельникова.
По словам спикера городского Совета, большой неожиданностью стало то, что большинство депутатов съезда поддержали предложение Сергея Шмакова и сразу приняли решение направить это отдельное обращение в Правительство РФ.
Сергей Шмаков также уточнил, что норильчане впервые участвовали в Съезде депутатов этого созыва, и норильским проблемам было уделено достаточно внимания. "Все понимают, что благополучие края напрямую зависит от благополучия Норильска, поскольку все-таки 70% доходов в краевой бюджет поступают именно из нашего города. Можно сказать, что сейчас к проблемам Норильска и северных территорий стали относиться гораздо терпимее, чем ранее", - заявил Сергей Шмаков.

Омск (АСДГ)
- 21 апреля на очередном заседании Омского городского Совета депутаты приняли Программу приватизации муниципального имущества, предложенную администрацией города.
Напомним, что в соответствии с разработанной Программой, в 2004 году планировалось выставить на аукцион около 20% площадей, арендуемых коммерческими структурами, что должно было принести в бюджет города около 1 млрд. рублей, заложенных в доходную часть еще при его формировании.
Окончательное принятие Программы позволит избежать сокращения бюджета, своевременно выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, ликвидировать задолженность по единому социальному налогу и направить средства на реализацию важных социальных проектов, таких, например, как строительство школы в 14-м Военном городке.
Однако, по мнению городских финансистов, выполнение программы в полном соответствии с расчетами будет затруднено двумя факторами. Во-первых, программа была принята депутатами гораздо позже запланированного срока, первые средства от ее реализации поступят в городской бюджет только в июне. Во-вторых, из окончательного варианта Программы были исключены все объекты, расположенные в центральной части города, что, безусловно, несколько снижает ее коммерческую привлекательность. Впрочем, по мнению директора департамента финансов и экономики Сергея Толкачева, шансы на то, что городскому бюджету удастся получить запланированные 954,8 млн. руб. достаточно высоки.
Для того, чтобы получить аналогичную сумму от арендной платы (даже с учетом ее повышения), потребовалось бы более 10 лет. Напомним, что согласно новому закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" до реорганизации (отчуждения или перепрофилирования) муниципальной собственности осталось неполных пять лет. И если бы программа реализации муниципальной недвижимости не вступила в действие сейчас, к сентябрю 2009 года городской бюджет мог бы потерять около 2,5 млрд. руб.

Сургут (АСДГ)
- Город определяется с границами.
Муниципальные образования Югры уже полгода обсуждают с окружными властями будущие границы своих территорий. Это вызвано вступлением с 1 января 2006 года в силу закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
В первоначальном варианте, подготовленным округом, Сургут был отнесен к городскому поселению. Однако сейчас рассматривается вариант придания ему статуса городского округа.
Во время подготовки варианта границ "будущего" Сургута администрация города выступила за отнесение близлежащих поселков: Барсово, Солнечного и Белого Яра, принадлежащих району, к территории будущего городского округа.
Однако власти района не намерены отдавать поселки городу. Расширение границ Сургута возможно только за счет свободных земель Сургутского района, заявил глава района Дмитрий Макущенко.

Томск (АСДГ)
- 21 апреля мэр Александр Макаров и глава администрации Северска Николай Кузьменко провели совместную пресс-конференцию, на которой прокомментировали некоторые положения новой редакции федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Новый закон о МСУ вносит немало кардинальных перемен в жизнь муниципальных образований. В частности, он пересматривает территориальную организацию местного самоуправления в России. Характеристики территории конкретного муниципального образования теперь зависят от его статуса: поселение, муниципальный район, городской округ и т.д. Для города Томска более или менее понятны собственные территориальные перспективы. Он, скорее всего, получит статус городского округа. Это следует из положений закона о МСУ, который в целом исходит из принципа "крупный город - городской округ".
Безусловно, при территориальной организации Томска могут возникнуть проблемы. Это связано с тем, что новый закон о МСУ формулирует свои требования по территории весьма расплывчато, тем самым, передавая инициативу властям субъектов федерации и позволяя им разрабатывать правила, исходя из местных условий.
И сегодня уже появляются откровенно проблемные для Томска предложения - например, соединить Томск, Северск и Томский сельский район в один почти семисоттысячный мегаполис.
Однако, как отметили участники пресс-конференции, от объединения столь разнородных муниципальных образований пострадают жители и Томска, и Северска, и Томского района. Александр Макаров напомнил - присоединившись к Томску, сельчане потеряют все свои льготы: женщины станут работать на час дольше, лишаться своих льгот бюджетники - учителя, врачи, работники культуры и т.д. Неприятные перемены ожидают владельцев земельных участков. - В случае присоединения к Томску плата за землю возрастет более чем в 30 раз, - сообщил Александр Макаров.
Лишние проблемы появятся и у томичей, считает Александр Сергеевич, так как за счет и без того не богатого городского бюджета на территории Томского района придется ремонтировать дороги, школы, больницы, детские сады, жилые дома, организовывать движение общественного транспорта… Иными словами, содержать огромную территорию. Разумеется, все это придется делать за счет горожан. - Из-за чьих-то политических амбиций пострадают и томичи, и сельчане, - подчеркнул Александр Макаров.
Глава администрации Северска Николай Кузьменко напомнил, что границы закрытого территориального образования, которым является Северск могут изменяться только указом президента Российской Федерации. Следовательно, субъект Федерации самостоятельно этого сделать не может. Также Николай Иванович поделился с журналистами печальным опытом подобных "укрупнений". В конце 90-х к Северску были присоединены Самуськи вместе с 23 тысячами гектаров земли. Для бюджета Северска это стало тяжелым ударом, сообщил Николай Кузьменко.
Единодушны градоначальники были и в оценке психологического аспекта предполагаемого объединения. По мнению Александра Макарова и Николая Кузьменко, у томичей и северчан сложился свой особый менталитет и при возможном искусственном сращивании двух разных городов этого нельзя не учитывать.
Отвечая на вопросы журналистов, Александр Макаров напомнил, что будущее за компактными городами. - На Западе, где очень эффективно работает местное самоуправление и на который мы любим оглядываться, наиболее динамично развиваются именно небольшие, компактные города. Томску, который и зарабатывает достаточно, и является признанным научно-образовательным центром с богатыми традициями, для успешного развития не нужны какие-либо укрупнения, подчеркнул томский мэр.
Вместе с тем, и глава Томска, и глава Северска выступают за интеграцию муниципальных образований. Но строиться она должна на основе добрососедских отношений, а не путем бездумного перекраивания существующих границ, считают оба руководителя соседних городов. - Производя столь масштабные перемены, и государственная власть, и муниципальная должны строить, а не разрушать, подчеркнул Александр Макаров.

- Устав города скоро существенно изменится.
Каждая статья устава Томска будет тщательно проанализирована на предмет её соответствия новому закону об организации местного самоуправления - такое решение приняли депутаты-члены контрольно-правового комитета гордумы. Эту кропотливую работы думцы поручили уставной комиссии, состав которой будет значительно расширен.
Сегодня томичи стоят на перепутье - новый закон предлагает три варианта структуры местной власти. Первый предполагает избираемый представительный орган и избираемого главу исполнительной власти, по сути, именно этот вариант существует сегодня в городе. Очевидно, что в случае, если городские депутаты остановятся на этой модели, то можно ограничиться внесением поправок в устав.
Второй вариант предписывает выбирать депутатов по округам, а главу муниципального образования по городу. Последний должен возглавить думу, которая в свою очередь наймет на управление Томском квалифицированного менеджера.
Согласно третьему варианту городом будет также управлять менеджер, нанятый депутатами представительного органа. А вот глава муниципального образования будет выбираться из состава депутатов.
Очевидно, что вторая и третья модели предполагают внесение серьезных изменений в основной закон Томска. Проще, как говорится, написать новый устав, чем внести поправки в действующий.
На каком из трех вариантов остановятся депутаты городского собрания сегодня сказать сложно, очевидно одно, каким бы не было решение, жить по-новому томичи будут только после того, как закончится срок полномочий недавно выбранного мэра Томска Александра Макарова, т.е. с марта 2009 года.
Правда, есть, пусть и небольшая, вероятность того, что в следующем году власть в городе сменится вместе с изменением границ Томска. По новому закону перевыборы мэра и представительного органа назначаются, если количество избирателей увеличится на 10%, в нашем случае в списке голосующих должно появиться 48 тысяч человек.
Подводя итог обсуждению, депутаты заметили, что пока будущее Томска покрыто мраком, известно, только одно, что в следующем году томичам придется выбирать не 18 депутатов, а минимум 25 - именно столько думцев положено иметь Томску по новому закону.

Тюмень (АСДГ)
- Размеры города выросли на 45 тыс. гектаров.
Территория Тюмени увеличилась на 45 тыс. 263 гектаров, сообщают в пресс-службе городской Думы. Произошло это благодаря присоединению к областному центру семи населенных пунктов: поселков Механизаторов, Мелиораторов, Парфеновский, Новорощино, Суходольский и деревень Мыс и Труфанова. Ранее общая площадь города составляла 86,13 кв.км. Отметим, изначально присоединить к Тюмени планировалось 26 населенных пунктов. Причина сокращения числа поселков и деревень заключается в том, что жители сельских территорий после получения статуса горожан лишаются некоторых льгот, в частности, по оплате за жилье.
Однако депутаты не исключают, что оставшиеся вне городской черты 19 населенных пунктов до конца года также будут включены в состав Тюмени, поскольку этого требует проводимая в стране реформа местного самоуправления.

- Мэр Тюмени Степан Киричук в своем ежегодном послании обозначил задачу, которую муниципальным властям предстоит решить в ближайшее время.
Речь идет о внедрении закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" на территории Тюмени. Напомним, он вступает в силу с 1 января 2006 года. В связи с этим глава города подчеркнул, что уже сегодня муниципалитету необходимо приступить к разработке нового устава города.
"Эти вопросы очень трудные. Они вызовут сложные взаимоотношения среди депутатов, населения, юристов. Но мы от них уйти не сможем. Закон принципиально меняет взаимоотношения между уровнями власти - муниципальной, региональной и федеральной. В администрации города создана специальная группа по административной реформе и хочу отметить, что дело в этом направлении идет совсем плохо", - отметил Степан Киричук.
Первостепенной задачей на его взгляд, является проведение ревизии всех существующих нормативно-правовых актов местного самоуправления, большая часть из которых будет изменена. Процесс ухода от старых принципов реализации закона о местном самоуправлении повлечет за собой переориентацию функций местных властей.
"Теперь мы не будем заниматься, например, инновационными процессами в образовании, мы не будем создавать экспериментальные площадки по углубленному изучению того или иного направления. В разработке программ обязанности на себя берет государство. Нашей задачей станут простые вещи - крыша, освещение, туалет в школе и детском саду. Теперь у нас нет задач по воспитанию молодежи. У нас есть задача создать условия для молодежи, чтобы она смогла получить образование, культурный досуг и т.д.", - подчеркнул мэр Тюмени.
В то же время у властей города повысится ответственность перед населением: "Мы должны осознавать, что в муниципалитете может быть создана милиция общественной безопасности. И тогда мы непосредственно будем отвечать перед горожанами за кражи в огородах, за хулиганство в подъездах, и вообще за все безобразия. Как это будет решено, пока не знаю, но такие проекты уже готовятся".
В завершении своего выступления Степан Киричук обратился ко всем жителям города, отметив, что финал ежегодного послания он готовил специально, подбирал нужные и хорошие слова, но в последнюю минуту решил сказать совсем другое.
"Я хочу, чтобы в голове каждого руководителя Тюмени, будь то директор завода, киоска или цветочной палатки, руководитель территориального общественного самоуправления или просто инициативный человек, была одна постоянная мысль - это наш город, и мы в ответе за него. Если это станет самым главным для всех нас, тогда можно будет сказать, что тюменцам стало лучше", - подвел итог своего послания глава Тюмени.

Тюменская область
- В области определились с числом новых муниципальных образований.
На территории Юга Тюменской области в текущем году будут образованы четыре городских округа (Тюмень, Ялуторовск, Тобольск и Ишим), одно городское поселение (Заводоуковск вместе с Заводоуковским районом), 22 муниципальных района и 282 сельских поселения.
Как сообщают в пресс-службе Тюменской областной Думы, такое число муниципальных образований определено в законопроекте об установлении границ поселений, подготовленном областной исполнительной властью.
По словам одного из разработчиков законопроекта, границы территорий на юге останутся без изменений. Зато организация структуры власти в муниципальных районах значительно поменяется. Предложены два варианта: первый - в представительный орган района входят депутаты из сельских поселений и сам глава поселения. Дума нанимает главу местной администрации, выбирает главу муниципального района и формирует контрольный орган. Второй (упрощенный) - население само избирает Думу, главу и контрольный орган района. В свою очередь, глава района возглавляет местную администрацию.
Напомним, до 1 января 2005 года в субъектах Российской Федерации должен быть принят закон по границам, установлена численность представительных органов первого созыва вновь образованных муниципалитетов, до 1 ноября 2005 года должны пройти выборы местных депутатов и глав исполнительной власти и ряд других мероприятий. Предполагается, что реформирование местного самоуправления должно пройти до 2009 года.

Хабаровск (АСДГ)
- 27 апреля в городе состоялась научно-практическая конференция "Актуальные проблемы развития федеративных отношений и местного самоуправления".
Триста человек со всех территорий Дальнего Востока 27 апреля собрались в Хабаровске для того, чтобы обсудить, как будет осуществляться реформа местного самоуправления в регионе, а также определить возможные болевые точки в работе новой системы.
В научно-практической конференции "Актуальные проблемы развития федеративных отношений и местного самоуправления" приняли участие представители полпредства Президента РФ в ДФО, исполнительных и законодательных властей регионов, администраций сел и поселков, а также чиновники Правительства РФ, ученые и эксперты. Собравшиеся обсуждали основной вопрос: как выполнить требования двух реформаторских законов, которые уже к 2006 году должны привести к поистине революционным изменениям на региональном и местном уровнях.
Как рассказал в своем докладе Роальд Бабун, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, новое законодательство предусмотрело ряд принципиально новых моментов. В частности, законодатель определил четкий перечень полномочий местной власти, предусмотрев порядок ее финансирования. Новые законы, по сути, ввели запрет на практику "безвозмездной" передачи различных государственных обязанностей местным администрациям без подкрепления их финансами (бесплатный общественный транспорт для ветеранов, льготы по ЖКХ и так далее). Закон предусмотрел четкие и стандартные доли при распределении налоговых поступлений. То есть сегодня уже ясно, сколько процентов какого налога будет поступать в местные бюджеты и на что собранные средства необходимо тратить. Весь перечень того, за что отвечает местная власть, а за что - региональная и федеральная, тоже принят в новом законодательстве.
Уже через два года мэры городов не будут иметь права совмещать должность руководителя исполнительной власти с представительной. Таким образом, городские собрания депутатов станут более независимыми.
Однако это пока лишь теория. Какова будет практика? Участники конференции искали ответ на этот вопрос, прогнозируя возможные проблемы: принятые в первых прочтениях законы полны белых пятен и недоразумений.

Челябинск
- Административные границы города прирастут 40,94 га.
Три земельных участка общей площадью 40,94 га вскоре войдут в административную границу города Челябинска. Депутаты городской Думы сегодня направили соответствующие предложения в Законодательное собрание области и надеются, что вопрос об изменении административных границ города будет решен положительно.
Административная граница изменится в районе поселка Каштак, где территория сегодня входит в состав двух районов - Металлургического района города и Сосновского района области. По словам главы Челябинска Вячеслава Тарасова, жителям поселка Каштак необходимо предоставить формальное право называться челябинцами, чтобы они смогли лечиться, обучаться и голосовать вместе с остальными гражданами города. Фактически это уже давно случилось, и остается лишь закрепить это законодательно. Изменения в административной нарезке территорий области проходят в рамках нового федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Челябинская область
- Южноуральские власти намерены разработать механизм досрочного отзыва глав муниципальных образований.
Правительство Челябинской области намерено разработать механизм досрочного освобождения глав муниципальных образовании. Эту идею озвучил вице-губернатор Владимир Дятлов. По его словам, необходимо ужесточить ответственность за происходящее на подведомственных территориях. Сейчас, согласно действующему законодательству, мэра могут отозвать лишь его избиратели. Но подобных прецедентов в Челябинской области пока не было. Последний пример - попытка озерского импичмента провалилась ещё на уровне регистрации инициативной группы. Отметим, что совсем недавно возможность отзыва сверху обсуждалась в отношении губернаторов.

- На Южном Урале появится городской округ.
В связи с реализацией федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на Южном Урале появится Озерский городской округ. Между тем, в администрации ЗАТО "Озерск", границы муниципального образования до сих пор не определены: город никак не может договориться с соседним Кыштымом. Суть конфликта - в 2100 гектарах. Согласно ряду правительственных и областных постановлений, принятых в период с 1946 по 1966 годы, все оспариваемые администрацией Кыштыма территории были изъяты и переданы "Маяку" еще 50 лет назад. Однако в Кыштыме с этим не согласны. В Озерске заявляют, что вся надежда только на появление "долгожданного" указа президента РФ по границам ЗАТО.
Между тем администрация Озерска до 15 мая должна представить в Законодательное собрание области нормы, касающиеся наименования муниципального образования, границ города, структуры органов местного самоуправления, правового положения главы, численности представительных органов местного самоуправления и сроков полномочий органов МСУ.
В мэрии отметили, что при решении этих вопросов больших проблем возникнуть не должно (кроме вопроса о границах). В уставе Озерска уже прописана структура органов местного самоуправления: ее составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация. По закону, необходимо создать контрольный орган муниципального образования. В мэрии уверены, что появление структуры, призванной контролировать исполнение местного бюджета и порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, возражений у депутатов не вызовет. О необходимости создания такой ревизионной структуры в горсовете говорилось неоднократно. В администрации ЗАТО отметили, что нынешний правовой статус главы, закрепленный в уставе Озерска, является самым демократичным: глава избирается на муниципальных выборах и руководит местной администрацией на принципах единоначалия.

Приложения к бюллетеню

в начало