АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Полезные ссылки

 
 

Конференция АСДГ «Современные аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства», 01 - 02 февраля 2018 г., Новосибирск

Р Е З О Л Ю Ц И Я

1-2 февраля 2018 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Современные аспекты реформирования жилищно-коммунального хозяйства».

При обсуждении темы «Реализация приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы участники конференции отметили:

- опыт работы города Новосибирска по инвентаризации дворовых территорий многоквартирных домов города путем привлечения специализированной организации (Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств, НГАУДИ);

- опыт работы в реализации наказов депутатам Совета депутатов города Новосибирска и депутатам Законодательного Собрания Новосибирской области в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды».

Обозначены существующие проблемы в сфере благоустройства городов:

- несовершенство законодательной базы, регламентирующей вопросы благоустройства;

- недостаточные ресурсы, особенно для малых и моногородов, для обеспечения комплекса мероприятий по благоустройству, планируемых при составлении бюджетов всех уровней;

- периодическая инвентаризация дворовых территорий многоквартирных домов силами органа местного самоуправления и отсутствие ответственного лица за актуализацию паспортов благоустройства дворовых территорий;

- несовпадение требований ресурсоснабжающих организаций и потребностей жителей при согласовании схемы благоустройства.

- опыт работы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края по обеспечению комфортных условий пребывания детей в детских садах в межотопительный период. В образовательных учреждениях устанавливаются приборы, которые будут отапливать здания в период отсутствия централизованного отопления. Участник конференции депутат А.В. Кирносенко отметил: «Мы видим, что все стороны сегодня заинтересованы в проведении данной работы. Хочу отметить, что в 22 садиках и школах краевой столицы уже установлены приборы погодного регулирования, и по поручению главы ПКГО начаты работы по подготовке установки локальных систем отопления».

По названным проблемам участники конференции рекомендуют:

1. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотреть вопросы:

- внести изменения в Методические рекомендации Минстроя РФ от 06.04.2017 N 691/пр в части закрепления функции по актуализации паспортов дворовых территорий за лицами, осуществляющими содержание дворовых территорий многоквартирных домов (лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами), а также в части уточнения требований к планированию благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов: должно осуществляться в соответствии с существующей жилой застройкой и ограничениями, установленными законодательством в части не размещения объектов благоустройства (парковок, тротуаров, пешеходных дорожек, детских и спортивных площадок и т.д.) на проложенных коммуникациях и в особо охраняемых зонах;

2. Субъектам Российской Федерации обратить внимание на отсутствие необходимости периодически проводить инвентаризацию дворовых территорий и на необходимость внесения изменений в существующие порядки инвентаризации в части дворовых территорий многоквартирных домов: актуализация паспортов дворовых территорий должна осуществляться лицами, осуществляющими содержание дворовых территорий многоквартирных домов.

Изыскать возможность выделения средств на оборудование детских дошкольных и образовательных учреждений приборами для комфортного пребывания детей в период, когда температурный режим не позволяет обеспечить учреждения теплом в централизованном порядке.

При обсуждении темы «Капитальный ремонт» участники конференции отмечают:

1. Не все необходимые виды работ предусмотрены в перечне работ, выполняемых при проведении капитального ремонта, в частности, в некоторых регионах, отсутствует ремонт чердачных и подвальных перекрытий. Участники конференции рекомендуют учесть в этом направлении положительный опыт г. Томска и г. Казани.

2. Зачастую, срыв сроков проведения работ по региональной программе происходит из-за несвоевременного проведения региональным оператором конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и проведение строительно-монтажных работ.

3. В ходе выполнения работ по капитальному ремонту, многими подрядными организациями срываются сроки как выполнения строительно-монтажных работ, так и предоставления документов (актов приемки, исполнительной документации). К сожалению, исключение данных подрядных организаций из реестра добросовестных подрядчиков и недопущения их до других торгов в настоящее время не урегулировано. Помимо срыва сроков реализации региональной программы, данная проблема вызывает массовые обращения жителей, которые терпят неудобства при длительном проживании на «строительной площадке».

4. Вызывает опасение выполнение капитального ремонта собственниками помещений, формирующими Фонд капитального ремонта на специальных счетах, в связи с тем, что собственники помещений в таких домах самостоятельно осуществляют контроль за сбором и расходованием средств, принимают решение о проведении капитального ремонта, выбирают подрядную организацию, контролируют ход проведения работ, осуществляют приемку выполненных работ и пр. Законодательством не предусмотрено согласование ни органами местного самоуправления, ни управляющей организацией, работы проводятся без разработки проектно-сметной документации. Собственники помещения, в большинстве, не являются специалистами в проведении капитального ремонта МКД, и полагаются на квалификацию и добросовестность привлеченных ими подрядных организаций. Не качественно проведенный капитальный ремонт приводит к неэффективной и бесполезной трате средств собственников. В городе Новосибирске имеются примеры проведения капитального ремонта крыш собственниками без привлечения управляющей организации, без разработки проектно-сметной документации, оформления исполнительной документации, без осуществления строительного контроля специализированной организацией, которые привели к затоплениям квартир в период оттепелей и таяния снега. От собственников затопленных квартир поступали письменные обращения, в том числе, и в контролирующие органы (Государственную жилищную инспекцию Новосибирской области, прокуратуру). Контролирующие органы возложили всю ответственность за протечки на управляющую компанию с взысканием с нее штрафов. Управляющей компании пришлось за счет собственных средств произвести текущий ремонт для устранения протечек. Проведенные работы нельзя считать выполненным капитальным ремонтом, средства собственников были потрачены неэффективно.

5. В региональные программы капитального ремонта включены многоквартирные дома, имеющие значительный износ (предаварийное состояние). Проведение полного капитального ремонта таких домов сопоставимо с новым строительством. Проведение капитального ремонта по отдельным конструктивным элементам и инженерным системам приводит к неэффективной трате денежных средств. Кроме того, собственники помещений таких домов не всегда обеспечивают доступ для проведения работ (требуют проведения сноса и расселения).

6. С изменениями в законодательстве, касающемся проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, стоимость разработки и согласования проектно-сметной документации может превышать стоимость строительно-монтажных работ и не соответствовать утвержденной предельной стоимости проведения капитального ремонта.

7. Стоимость проведения работ по капитальному ремонту в небольших многоквартирных домах (2-16 квартир) не будет компенсирована собственниками помещений таких домов за годы реализации региональной программы. Существует проблема финансирования ремонта таких домов за счет собственников помещений других многоквартирных домов.

Для решения проблемных вопросов участники конференции рекомендуют:

Субъектам Российской Федерации:

- рассмотреть возможность включить работы по ремонту чердачных и подвальных перекрытий в Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт;

- контролировать сроки объявления электронных аукционов на право заключения договоров на разработку ПСД перед началом планового периода выполнения работ, и на выполнение СМР в первом полугодии планового периода выполнения работ, а также выполнение договорных обязательств подрядными организациями, своевременно готовить документы на расторжение договоров в одностороннем порядке и исключать данные подрядные организации из реестра квалифицированных подрядчиков;

- внести изменения в соответствующие законодательные акты в части обязанности собственников помещений, формирующих Фонды капитального ремонта на специальных счетах разрабатывать проектно-сметную документацию на проведение капитального ремонта и привлекать специализированные организации на выполнение функций строительного контроля;

- разработать региональные программы по софинансированию ремонта небольших многоквартирных домов (2-16 квартир) с привлечением средств бюджетов разных уровней;

- учитывая опыт г. Томска и г. Казани, рассмотреть возможность формирования краткосрочных планов реализации региональных программ, исходя из собранных средств по муниципальным образованиям.

При рассмотрении темы «Энергетика» участники конференции отметили опыт города Новосибирска в части привлечения муниципальных предприятий для решения функций муниципалитетов и рекомендовали органам местного самоуправления:

- не решать вопросы повышения конкуренции путем акционирования, ликвидации эффективных муниципальных предприятий (в разрезе толкования п.7 Приложения к Национальному плану развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы);

- вопрос ликвидации муниципальных унитарных предприятий должен рассматриваться индивидуально и всесторонне, для каждого конкретного предприятия;

- основным критерием ликвидации или продолжения функционирования муниципальных предприятий должна быть эффективность работы.

Участники конференции обменялись материалами:

- по решению вопросов в части бесхозяйных сетей энергоснабжения;

- по вопросам сноса незаконно установленных временных объектов на инженерных коммуникациях;

- по опыту вывода из эксплуатации объектов энергоснабжения;

- по вопросам организации энергоснабжения индивидуальной жилой застройки.

Исполнительной дирекции АСДГ направить данные рекомендации в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, субъектам РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округов, муниципальным образованиям-членам АСДГ.

Возврат к списку мероприятий