АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Проблемы формирования программных бюджетов в муниципальных образованиях Сибири и Дальнего Востока», 17 - 18 апреля 2014 г., Красноярск

Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

В конференции приняли участие главы муниципальных образований, руководители финансовых и экономических служб, служб управления муниципальным заказом, муниципальных контрольно-счетных органов, депутаты представительных органов местного самоуправления, представители научных и некоммерческих организаций из 32 муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, а также представители департамента развития комплексных решений ООО «Бюджетные и финансовые технологии» (г. Москва), экспертных и других организаций.
На конференции был представлен опыт формирования программных бюджетов, экономической, финансовой, контрольной деятельности в условиях формирования программных бюджетов в г. Красноярске и других городах Сибири и Дальнего Востока.
Участники Конференции отметили, что, большинство муниципальных образований приступили к программно-целевому планированию, разработали пакет нормативных актов, регулирующих механизмы формирования программных бюджетов. В этой работе финансово-экономические службы руководствуются федеральным законодательством, активно взаимодействуют с субъектами РФ, контрольно-счетными органами, экспертным сообществом.
Однако, в этой работе имеются проблемы:
- недостаточность собственных доходов;
- отсутствие опыта и квалифицированных кадров во многих муниципальных образованиях, особенно, малых городах, сельских поселениях;
- отсутствие качественных методических рекомендаций, универсальных типовых индикаторов оценки выполнения программы;
- отсутствие данных и невозможность учета средств вышестоящих бюджетов при формировании муниципальных программ и другие проблемы.
С целью преодоления имеющихся проблем, совершенствования законодательства и распространения опыта лучшей практики муниципальных образований в сфере формирования программных бюджетов участники конференции приняли следующие рекомендации:
1. Федеральным органам государственной власти:
1.1. Учесть необходимость создания единой системы планирования в Российской Федерации, общих алгоритмов работы со стратегическими документами, ускорить принятие закона о стратегическом планировании.
1.2. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации разработать методические рекомендации по оценке эффективности государственных (муниципальных) программ; типовые показатели оценки; оказывать методическую и организационную помощь органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным образованиям по вопросам, возникающим в ходе исполнения программных бюджетов, в том числе правового обеспечения.
1.3. Направить обращение в Росстат о необходимости расчета не только валового внутреннего продукта и валового регионального продукта, но и расчета валового муниципального продукта.
1.4. Внести изменения в нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона №131-ФЗ (п.4 ст. 35, ст.17), устанавливающие и конкретизирующие понятия «планы и программы комплексного социально-экономического развития», «муниципальные программы», «ведомственные целевые программы». Определить механизмы взаимосвязи муниципальных программ с программами социально-экономического развития муниципальных образований.
1.5. Уточнить положения статей 35 и 17 Федерального закона №131-ФЗ в части исключительных полномочий представительных органов местного самоуправления по принятию планов и программ социально-экономического развития муниципальных образований.
2. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
2.1.Оказывать методическую и организационную помощь муниципальным образованиям по вопросам, возникающим в ходе исполнения программных бюджетов, в том числе правового обеспечения.
2.2.Обеспечивать утверждение региональных нормативных правовых актов, необходимых для подготовки проектов бюджетов и влияющих на доходную и расходную часть местных бюджетов, не позднее сроков, установленных Бюджетным кодексом РФ для внесения бюджетов в органы представительной власти.
3. Органам местного самоуправления:
3.1.Изучить и использовать представленный на Конференции опыт городов:
- по формированию программного бюджета как политики муниципалитета, взаимодействия органов исполнительной и представительной власти, организации межведомственного подхода к процессу (Красноярск);
- по нормативному обеспечению формирования программных бюджетов, разработке методологии структурирования муниципальной программы (Красноярск, Томск, Барнаул, Улан-Удэ и др.);
- по взаимодействию процесса формирования программных бюджетов с процессами стратегического планирования, оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и другими процессами муниципального управления (Красноярск, Томск, Барнаул, Хабаровск и др.);
- по организации работы контрольно-счетной палаты по многоуровневой экспертизе программных бюджетов (Улан-Удэ).
3.2. Принять местные нормативно-правовые акты, регулирующие процессы принятия и реализации планов и программ комплексного социально-экономического развития, муниципальных программ, ведомственных целевых программ, предусмотрев степень участия представительных и исполнительных органов, общественной и профессиональной экспертизы в процессах формирования и принятия данных программ, обоснованные показатели эффективности исполнения и др. Учесть опыт городов Красноярска, Барнаула, Новосибирска, Томска, Хабаровска, Улан-Удэ и других городов в данной сфере.
3.3. Шире применять имеющиеся ресурсы для внедрения автоматизирования процесса формирования и принятия программного бюджета.
3.4. В условиях обсуждения кардинальной реформы местного самоуправления, принять участие в выработке рекомендаций и поправок, направленных на развитие и совершенствование финансово-экономических основ местного самоуправления.
3.5. Рекомендовать проанализировать опыт г. Красноярска по расчету показателей валового муниципального продукта (ВМП) в целях обеспечения единого подхода для сравнения муниципалитетов. В этой работе учесть методику ВМП, разработанную Красноярским филиалом Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
4. Исполнительной дирекции АСДГ, правлению секции АСДГ «Экономика и финансы города»
4.1. Довести настоящие рекомендации до сведения профильных департаментов Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации.
4.2. Обобщить имеющийся опыт разработки муниципальных программ, программных бюджетов, формирования нормативной базы для оценки регулирующего воздействия, решения проблем, возникающих в процессе их подготовки, и опубликовать информацию на сайте АСДГ.
4.3. Предложить Общему Собранию АСДГ обсудить проблемы внедрения 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и разработать предложения для органов государственной власти по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Возврат к списку мероприятий