АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Мероприятия

 
 
Анонс мероприятий
План мероприятий
Мероприятия
Архив мероприятий

Конференция АСДГ «Состояние и перспективы развития системы муниципального образования в свете требований современного законодательства», 13 - 14 ноября 2014 г., Новосибирск

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

13-14 ноября 2014 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Состояние и перспективы развития системы муниципального образования в свете требований современного законодательства» с участием руководителей и специалистов, курирующих вопросы образования в муниципалитетах Сибири и Дальнего Востока. Конференция была организована Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно с Главным управлением образования мэрии города Новосибирска. В мероприятии приняло участие более 150 представителей сферы образование различных уровней: Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных органов исполнительной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. 
В ходе двухдневной работы конференции был рассмотрен ряд наиболее острых вопросов сферы «муниципальное образование», среди которых: реализация Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: полномочия муниципалитетов в сфере образования; приоритетные направления государственной политики в муниципальной системе общего образования в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт: возможности, проблемы, перспективы реализации; информатизация муниципальной системы образования в контексте требований ФГОС; изменения организационного формата учреждений образования: последствия и перспективы; реализация воспитательной компоненты в образовательном пространстве города; приоритетные направления государственной политики в муниципальной системе дошкольного образования в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; вариативность решения проблем доступности и качества дошкольного образования; особенности внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования; частно-государственное партнерство в муниципальной системе дошкольного образования; развитие профессиональных педагогических компетенций современного учителя; профессиональный стандарт педагога как ресурс современного образования; новые формы повышения квалификации. Городские инновационные проекты; система социальных мер поддержки работников отрасли: привлечение и закрепление молодых специалистов.
В рамках конференции состоялась выставка достижений образовательной сферы города Новосибирска, где были представлены лучшие практики реализации муниципальной политики в области образования.
Как отметил мэр член Совета АСДГ, мэр Новосибирска Анатолий Локоть открывая пленарное заседание конференции, решение вопросов образования всегда было приоритетным для городских властей: «Сегодня в Новосибирске работают более 500 муниципальных учреждений образования, коллективы которых стараются отвечать запросам общества, интересам и требованиям жителей города. Сфера образования является одной из ключевых для муниципалитета. Поддержка отрасли определяется, прежде всего, бюджетной политикой города. Треть средств городской казны направляется на финансирование системы образования. Сегодня, когда бюджет на следующий год формируется в непростых условиях, сфера образования по-прежнему остается в приоритете».
Начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска Наталья Копаева в ходе доклада, отметила, что в системе образования Новосибирска в рамках меняющегося законодательства основным приоритетом остается повышение доступности, эффективности и качества образования: «Важнейшим ресурсом для этого является технологический ресурс, связанный с развитием всей инфраструктуры образования. В нашем городе немало сделано в данном направлении – сегодня работают 131 школа, 17 гимназий, 18 лицеев, 17 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 15 коррекционных и 13 вечерних школ, 249 детсадов и 46 учреждений дополнительного образования. В них обучается и воспитывается более 240 тысяч детей». Как заявила Н.Копаева, за последние три года в Новосибирске обновлена и усовершенствована материально-техническая база образовательных учреждений: реконструированы и капитально отремонтированы шесть школ, построена новая школа на жилмассиве «Родники», сделаны пристройки к трем школам. Полным ходом идет ремонт и оснащение строящихся и действующих объектов образования мебелью, учебно-лабораторным оборудованием, спортивным инвентарем, компьютерной техникой и др. В рамках реализации городской и областной программ, обеспечивающих доступность услуг дошкольного образования, за последние три года построено и реконструировано 39 детских садов на 8120 мест. Еще около трех тысяч мест для дошколят были обеспечены за счет создания групп в школах, групп кратковременного пребывания др. До конца 2014 года будут открыты еще девять детских садов на 2513 мест. По словам Н.Копаевой, в последнее десятилетие в системе образования страны происходят серьезные изменения и процессы модернизации. С принятием федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» отрасль должна отвечать новым требованиям. В законе определены государственные основы и принципы политики в области образования, разграничиваются и регулируются компетенции разных уровней управления образования, закрепляются нормы и правила существующей образовательной системы. Новым законом заложены ориентиры дальнейшей модернизации образования с учетом специфики обучения и воспитания в различных типах образовательных организаций, закреплено право выбора учащимися образовательного учреждения, индивидуального образовательного маршрута. В законе признается особый статус педагогических работников, предусматриваются меры по повышению их профессионального уровня, престижа педагогической профессии. «С принятием нового федерального закона дошкольное образование становится полноценным уровнем общего образования, – пояснила начальник Главного управления образования мэрии Новосибирска. – Оно признано равным начальному общему и среднему образованию. С января 2014 года вступили в силу федеральные стандарты дошкольного образования. Их испытание продолжится в течение трех лет. За этот период руководители и педагоги дошкольных учреждений изучат стандарты, скорректируют учебные планы и программы, повысят квалификацию. В Новосибирске в качестве пилотных площадок для перехода на новые стандарты определены 39 детских садов. В новосибирских школах по новым образовательным стандартам сегодня обучаются уже более 68 тысяч детей – это ученики 1–4 классов. В отдельных школах, ранее бывших экспериментальными площадками, по-новому учатся и 5–7 классы. В целом переход на новые образовательные стандарты должен завершиться к 2020 году». С 2011 года в Новосибирске успешно реализуется проект по созданию специализированных классов естественно-научного, математического, инженерно-технического направлений. Педагоги тщательно подходят к созданию программ, сочетающих в себе учебную, воспитательную, творческую и проектную деятельность, работу по укреплению здоровья школьников и развитию их индивидуальных способностей. В свете новых стандартов и закона наряду с учебной деятельностью меняется и отношение к воспитанию. В связи с этим особое внимание уделяется гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Так, сегодня в школах Новосибирска созданы органы ученического самоуправления, более 200 патриотических объединений школьников, 160 музеев и др.
В докладе «Закон об образовании: приоритетные направления государственной политики в области общего образования», депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва по Новосибирской области, заместитель председателя комитета по образованию Ирина Мануйлова рассказала о полномочиях органов местного самоуправления в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». По словам парламентария сегодня системы образования различных регионов существенно отличаются, в некоторых регионах (в числе которых и Новосибирская область), поэтому сегодня важно отладить механизмы тиражирования наиболее передовых и эффективных практик в сфере образования, особенно на местном уровне. 
Анализ тенденций современного образования представила в своем выступлении Анна Молокова, заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО, доктор педагогических наук, доцент. Говоря о российском образовании, А.Молокова отметила, что сегодня следует стимулировать активность педагогической общественности, бизнеса, науки к ответственному обсуждению проблем, а самое главное, к высказыванию различных предложений по улучшению качества образовательных систем – с целью успешной реализации тенденции демократизации образования. Еще одна важная тенденция – реализация преемственности в системе общего образования – здесь необходимо консолидировать усилия всех педагогических коллективов по решению вопросов проектирования образовательного процесса на разных уровнях, развитию единой для всех уровней информационно-образовательной среды, преемственному применению современных образовательных технологий, реализации системно-деятельностного подхода. «Это также тенденция, связанная с реализацией инклюзивного образования и развития одаренности школьника. – Необходимо системное формирование общественной толерантности и опора на образовательные организации специалистов в области коррекционного и специализированного образования. Здесь же поэтапное повышение квалификации педагогических работников – оно также должно быть продуманно, нормативно и финансово обеспечено, необходимо усилить внимание не только к процессу, но и к результатам профессионального развития педагогов», – отметила А.Молокова. А.Молокова выступила с предложением создать в рамках секции АСДГ «Муниципальное образование» систему поддержки инновационных проектов, реализуемых муниципальными системами образования, обсудить возможность совместного финансирования членами ассоциации инновационных разработок в педагогической сфере, ведь такой подход позволил бы консолидировать усилия, оптимизировать затраты муниципалитетов на построение эффективной модели «новой школы».
О приоритетных направлениях государственной политики в муниципальной системе дошкольного образования города Хабаровска в контексте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказала Ольга Тен, начальник управления образования города Хабаровска. Как отметила О.Тен, консолидированный годовой бюджет отрасли «Образование» Хабаровска в 2014 году составил – 6 млрд рублей, 38% от всего городского бюджета. Сегодня в Хабаровске работает 84 детских сада. За последние пять лет система дошкольного образования увеличена на 28 учреждений. В детских садах для детей с особыми образовательными возможностями создана безбарьерная среда (пандусы, автобусы для перевозки детей, дистанционное обучение), реализуются специальные программы. Детские сады города оснащены новым технологическим, медицинским, спортивным, игровым оборудованием, мебелью, подключены к сети Интернет, имеют современное компьютерное, презентационное оборудование, собственные сайты. Как заявила О.Тен, в городе осуществляется социальная поддержка педагогических кадров. Педагогам муниципальной системы образования мэром города выделено 159 служебных квартир. Все учителя обеспечены планшетными компьютерами. Ежегодно из средств муниципалитета на развитие творческого и профессионального потенциала педагога выделяется около 10 млн рублей. В 2014 году среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных детских садов достигла 31 200 рублей.
Заведующая отделом здоровья и развития детей Городского центра развития образования и здоровья «Магистр», доцент Новосибирского государственного педагогического университета Татьяна Яковенко в докладе «Современные аспекты развития системы дошкольного образования», рассказала о проблемах и перспективах системы дошкольного образования на муниципальном уровне. По словам Т.Яковенко, сегодня дошкольное образование выходит на новый уровень и становится базой обучения и воспитания ребенка в будущем.
Вопросы информатизации образовательного процесса освятил в своем докладе директор по развитию региональных образовательных проектов компании «Азбука: Сибирь и Дальний Восток» Александр Сафиулин. Он акцентировал свое внимание на реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта в части учебно-методического и информационного обеспечения основной образовательной программы в 2015 году. Как отметил А.Сафиулин сегодня крайне важно образовательным учреждениям проводить мероприятия по апробации применения электронных учебников в образовательном процессе посредством построения электронных школьных библиотек, проведению пилотных проектов по переходу на электронные учебники. Кроме того, по словам А.Сафиулина, педагогам необходимо изучать возможности электронных учебников, проходить специальное обучение в Институтах Развития Образования по вопросам, связанных с применением электронных учебников, изучать опыт других городов и регионов.
По завершении пленарного заседания конференции стартовала работа круглых столов в рамках трех секций: «Реализация государственной политики в сфере дошкольного образования», Формирование современной муниципальной модели общего образования в условиях реализации Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Развитие кадрового потенциала муниципальной системы образования в современных условиях». В ходе работы секции участники конференции смогли познакомиться с передовыми практиками в области муниципального образования.
В рамках второго дня работы, участники конференции познакомились с работой передовых учреждений образования города Новосибирска: школа, детский сад, учреждения дополнительного образования детей. 
В заключении конференции были подведены итоги двухдневной работы, избрано правление секции АСДГ «Муниципальное образование», сформирован итоговый документ – резолюция, который будет направлен в федеральные органы власти.

Пресс-служба АСДГ

Возврат к списку мероприятий