Информация об итогах социально-экономического

развития муниципального образования «город Южно-Сахалинск»

за 2005 год и задачах на 2006 год.

 

В целом социально-экономическое положение города по результатам деятельности за январь-декабрь 2005 года характеризуется положительно. Рост показателей к уровню 2004 года  обеспечен почти по всем основным видам экономической деятельности. Объем налоговых и других обязательных  платежей в бюджетную систему Российской Федерации составил 8350,1 млн. рублей, что превышает уровень 2004 года на 23,7%.

За 2005 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, по основным видам экономической деятельности в действующих ценах составляет 17669,9 млн. рублей, что на 30,5% превышает аналогичный показатель за 2004 год.

На долю обрабатывающих производств приходится 25,3% общего объема отгруженных товаров, на производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 17,7%, добычу полезных ископаемых – 45,8% (с учетом производства в целом по ОАО «Роснефть Сахалинморнефтегаз»).

Увеличение объемов производства, в сравнении с 2004 годом, произошло по следующим основным видам продукции: улов рыбы (108,3%), пищевая рыбопродукция (128,9%), рыбные консервы (123,4%), мука кормовая (139,9%), мясо (117,4%), цельномолочная продукция (104,1%), сыры и творог (123,2%), пиво (114,0%), безалкогольные напитки (132,9%), минеральная вода (171,8%), нерудные строительные материалы (100,3%), стеновые материалы (100,5%), выработка электроэнергии (103,4%).

Лососевая путина в 2005 году сложилась для предприятий рыбопромышленного комплекса достаточно благоприятно. Квотами наделялись 11 предприятий. За период путины добыто 6729 тонн лосося. Перерабатывающими предприятиями принято на переработку 16652 тонны рыбы-сырца, что на 37% больше аналогичного показателя предыдущего года. В тоже время, имеющиеся на предприятиях мощности позволяют в период лососевой путины переработать более 1300 тонн рыбы-сырца в сутки. Перерабатывающие предприятия областного центра обладают значительным производственным потенциалом, их годовая потребность в сырье составляет более 154 тыс. тонн.

Предприятия рыбопромышленного комплекса представляли областной центр на 9-й Международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия – 2005», принимали участие в ярмарке-дегустации продукции, проводившейся в рамках акции «Неделя продаж товаров производителей пищевой и перерабатывающей промышленности».

В 2005 году, по сравнению с предыдущим годом, увеличен объем производства картофеля – на 3,4%, яйца – на 8,3%. Снижение допущено по производству овощей и мяса. Производство молока сохранилось на уровне 2004 года.

За январь-декабрь 2005 года сельскохозяйственными предприятиями города поставлено в региональный продовольственный фонд 3906 тонн картофеля, 6466 тонн овощей, 1217 тонн мяса всех видов, 89,8 млн. шт. яйца и 3167 тонн молока.

В 2005 году за высокие показатели по итогам Межрегиональной приамурской торгово-промышленной ярмарки - 2005 ГУСП «Птицефабрика Островная»  признано лучшим предприятием Дальневосточного Федерального округа с вручением золотых медалей в номинациях «Яйцо куриное - великан» и «Яичный порошок».

В отчетном периоде крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, расположенными на территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск», произведено 89,5 тонн мяса всех видов, 678 тонн молока, 1786 тонн картофеля и 2085 тонн овощей.

Объем поставок продукции местными сельхозтоваропроизводителями бюджетным организациям города составил 26964 тыс. рублей, в том числе фермерскими хозяйствами –7600 тыс.рублей. 

За 2005 год объем работ, выполненный строительными организациями города, оценивается в сумме 10454,4 млн. рублей, что к уровню аналогичного периода прошлого года составляет, в сопоставимых ценах, 98%.

За январь-декабрь 2005 года, за счет всех источников финансирования, введено в эксплуатацию 29201 кв. метров общей площади жилых домов, что  составляет 68% от общего ввода жилья по Сахалинской области  и 59% к уровню прошлого года.

В 2005 году на территории города введены в эксплуатацию следующие объекты: 3 парикмахерских, 20 магазинов, 4 кафе, ателье по пошиву одежды, гостиница по пр. Мира на 40 номеров, новый корпус гостиницы «Гагарин» на 64 номера, гостиничный комплекс по ул.Детской на 200 номеров, торговый комплекс «Орбита». Продолжается строительство трех гостиничных комплексов, ввод которых планируется 2006 году.

В бюджете города на 2005 год капитальные вложения предусмотрены  в объеме 220,7 млн.рублей, в том числе 80 млн.рублей кредит на реконструкцию тепломагистрали пр.Мира-ул.Больничная. За 2005 год освоено 137 млн.рублей, которые направлены на благоустройство административного центра, реконструкцию Коммунистического проспекта, реконструкцию перекрестков и улиц города. С начала года из федерального бюджета направлены средства в объеме 30,0 млн.рублей на реконструкцию головной канализационной станции.

В рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», администрация города совместно с администрацией Сахалинской области приступила к разработке концепции «Развитие массового жилищного строительства в Сахалинской области на 2006-2010 годы и на период до 2015 года». На территории муниципального образования «город Южно-Сахалинск» планируется основной объем жилищного строительства.

Основными проблемами в  строительной отрасли остаются недостаток инвестиционных ресурсов, снижение числа квалифицированных кадров, слабая инженерная инфраструктура города.

Жилищно-коммунальное хозяйство является наиболее затратной сферой экономики города.

 За отчетный период объем услуг муниципальных предприятий по обеспечению города теплом, водой, содержанию, ремонту и эксплуатации жилищного фонда, объектов и сооружений инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства составляет 975,1 млн. рублей. За жилищно-коммунальные услуги от населения поступило 614,7 млн. рублей. Общая задолженность населения по квартирной плате составляет 192,3 млн. рублей, из них просроченная – 144,0 млн. рублей.

За 2005 год субсидии на оплату жилья и коммунальные услуги начислены 11,2 тыс. семьям на сумму 114,2 млн.рублей. По сравнению с 2004 годом общее количество получателей субсидий сократилось на 35,3%, сумма начисленных субсидий уменьшилась на 14,3%. Среднемесячный размер субсидий на одну семью сложился в размере 852,7 рублей против 643,8 рублей в январе-декабре 2004 года. Доля семей, получающих субсидии,  составила 17,9% от общего числа семей (за 2004 год – 27,8%).

В соответствии с Программой реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Южно-Сахалинска проведена государственная регистрация автономной некоммерческой организации «Южно-Сахалинская управляющая компания», подготовлены проекты Устава открытого акционерного общества по обслуживанию жилищного фонда и Положения об управлении многоквартирным домом, находящимся в муниципальной собственности. В настоящее время действует 14 товариществ собственников жилья и 6 жилищно-строительных кооперативов.

 На рынке пассажирских транспортных услуг города Южно-Сахалинска на договорных отношениях действует 7 автотранспортных предприятий, в том числе одно муниципальное унитарное предприятие и 6 частных автопредприятий. В 2005 году за счет средств местного бюджета приобретено 11 автобусов большой вместимости. За счет средств областного бюджета получено 4 автобуса малой вместимости на условиях аренды. Количество муниципального автотранспорта увеличилось до 40 единиц против 26 единиц на 1 января 2005 года.

Объем пассажирских перевозок по г. Южно-Сахалинску за 2005 год составляет 21,0 млн. человек, что на 16,3% меньше чем за 2004 год.

За январь-декабрь 2005 года Сахалинской железной дорогой отправлено 411,4  тыс. человек, что на 29,9% меньше фактического уровня 2004 года.

 Авиационным транспортом отправлено 253,6 тыс. пассажиров, что на 7,3% превышает показатель за  2004 год. Объем  отправленной  воздушным транспортом почты и грузов в отчетном периоде увеличился в 1,7 раза и составил 4015,4 тонны.

По состоянию на 1 января 2006 года на рынке услуг связи действует 3 телефонные компании и 3 оператора сотовой связи. Суммарная станционная емкость АТС телефонных компаний составляет 79,1 тыс.номеров. Количество квартирных телефонов возросло до 55,5 тыс.номеров. По состоянию на 1 января 2006 года на территории города действует 338 таксофонов.

Потребительский рынок муниципального образования «город Южно-Сахалинск» занимает лидирующее положение в Сахалинской области. В городе Южно-Сахалинске сосредоточено 96,4% оптового оборота, 60,8% - оборота розничной торговли, 55,4% - оборота общественного питания от объемов в целом по области.

Объем оборота розничной торговли за 2005 год увеличился на 15,7% в сопоставимых ценах  к 2004 году и достиг 19065,2 млн.рублей. Оборот предприятий общественного питания за отчетный период превысил в сопоставимых ценах показатель за 2004 год на 16,2% и составил 885,1 млн. рублей.

Объем платных услуг, оказанных на территории областного центра, за 2005 год оценивается  в размере 10361,2 млн. рублей  и составляет 74,1% от объема платных услуг, реализованных в Сахалинской области. Прирост к уровню 2004 года в сопоставимых ценах составляет 16,8%. В расчете на 1 жителя г. Южно-Сахалинска  в отчетном периоде оказано платных услуг на сумму 57,2 тыс. рублей, в том числе бытовых услуг – на 5,5 тыс. рублей.

Повысилась эффективность использования муниципальной собственности и увеличение доли имущественных платежей. Сумма доходов от сдачи в аренду объектов муниципального имущества  и земельных участков за 2005 год возросла в 1,3 раза по сравнению с данными за 2004 год и составила 179,7 млн. рублей и 112,4 млн. рублей, соответственно.

В рамках реализации Программы приватизации муниципального имущества от продажи объектов муниципальной собственности и земельных участков в местный бюджет поступило 278 млн. рублей, что в 1,8 раза превышает аналогичный показатель  за 2004 год.

По состоянию на 1 января 2006 года для оказания муниципальных услуг и обеспечения жизнедеятельности населения на территории города действуют 17 муниципальных унитарных предприятий, численностью работающих около 2 тысяч человек.

Анализ эффективности управления муниципальной собственностью выявил ряд проблем в этой сфере. Это значительный физический износ большинства объектов жилого фонда, инженерных сетей коммунальной сферы, задержка финансовых средств федеральными и областными органами при их передаче в муниципальную собственность.

Экологическая обстановка в городе Южно-Сахалинске сохраняется достаточно напряженной. Наблюдается высокий уровень загрязнения воздуха вредными веществами.

В сфере экологии и природопользования в 2005 году выполнен значительный объем работ по озеленению города, обследованию состояния зеленых насаждений в центральной части областного центра.

В отчетном периоде ликвидировано возгорание на действующем полигоне твердых бытовых отходов г. Южно-Сахалинска. Однако, острота проблемы утилизации и размещения отходов потребления не снижается. На территории города наблюдается большое количество несанкционированных свалок. За отчетный период собрано и вывезено на свалку 5,7 тыс.м3 мусора.   Ведется проработка вопроса выбора земельного участка под новый полигон твердых бытовых отходов,  соответствующего требованиям  природоохранного законодательства.

В рамках выполнения целевой программы «Экология и природные ресурсы муниципального образования «город Южно-Сахалинск» на 2003-2010 годы» реализуется перспективный план озеленения города, разработана программа очистки рек от мусора.  

Суммарные затраты на работы экологического направления из всех источников финансирования  за 2005 год составили более 12 млн. рублей.

Ситуация на рынке труда остается стабильной. По состоянию на 1 января 2006 года уровень официально зарегистрированной безработицы в областном центре сохранился на уровне 2004 года и составляет 0,3% к численности экономически активного населения, что значительно ниже областного уровня, составляющего 1,6%.

За 12 месяцев 2005 года по вопросам занятости обратилось более 12,6 тысяч человек. Официальный статус безработного присвоен 951 гражданину против 1079 человек за 2004 год. Численность безработных граждан на 1 января 2006 года составила 298 человек. Заявленная предприятиями и организациями в службу занятости населения потребность в работниках  составила 2,2 тыс. свободных рабочих мест и вакантных должностей, что соответствует уровню, сложившемуся на 1 января 2005 года.

В 2005 году тенденция роста реально располагаемых денежных доходов населения продолжает иметь место, при этом сохраняется дифференциация по уровню  денежных доходов различных слоев и групп населения.

За 11 месяцев 2005 года среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий  областного центра сложилась в размере 16727,0 рублей, рост к соответствующему периоду  2004 года составил 125,9%.

Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационных выплат вырос по сравнению с фактическим уровнем на 1 января 2005 года  на 26% и составляет 3480,18 рублей.

По состоянию на 01 января 2006 года задолженность по заработной плате по городу Южно-Сахалинску отсутствует.

Финансовое состояние предприятий и организаций города остается довольно стабильным. Сальдированный финансовый результат по состоянию на 1 декабря 2005 года сложился прибыльным и составляет 2339,3 млн. рублей, что на 24,3% превышает уровень аналогичного периода прошлого года.

Бюджет муниципального образования «город Южно-Сахалинск» за 2005 год исполнен по доходам в сумме 2640,1 млн. рублей при плане 2771,6 млн. руб., из них собственные доходы поступили в размере 1687,3 млн. рублей, при плановом задании 2009,0 млн. рублей. Исполнение к утвержденному плану на отчетную дату составило 95,3 %, в том числе по собственным доходам – 84,0%.

Объем налоговых поступлений и других доходов в местный бюджет, контролируемых налоговыми органами, за январь-декабрь 2005 года составил 1103,3 млн. рублей, что на 340,1 млн. рублей ниже показателей 2004 года.

Снижение налоговых поступлений  в местный бюджет за 2005 год по сравнению с показателями 2004 года произошло в связи со снижением нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц с 42,9 % до 25,9 %, отменой с 2005 года налога на прибыль, подлежащего уплате в местный бюджет (2%), отменой с 2004 года налога с продаж и налога на пользователей автомобильных дорог, передачей в областной бюджет отчислений по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Расходная часть бюджета исполнена в сумме 2645,9 млн. рублей или на 88,7 % к  уточненному плану на отчетную дату.

Социальная сфера областного центра характеризуется как стабильная и развивающаяся система. Удельный вес расходов на  социально-культурную сферу составляет 61,6 % или 1630,8 млн.рублей, из них основная доля приходится на образование и здравоохранение. На решение социальных задач, кроме местного бюджета, активно привлекаются внебюджетные средства, средства социального и обязательного медицинского страхования, средства областного бюджета, дополнительные доходы от оказания платных услуг.

 Доля расходов на производственную сферу составляет 26,7% или 706,1 млн. рублей. Значительная часть в расходах бюджета города приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, что составляет 25,8 % от общего объема расходов местного бюджета или 681,9 млн. рублей.

В отчетном периоде бюджет муниципального образования «город Южно-Сахалинск» исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 5,8 млн. рублей.

На ближайшую перспективу администрация города определяет приоритетные направления муниципальной экономической политики по следующим направлениям:

 

·        реализация национальных проектов на территории города Южно-Сахалинска;

·        разработка генерального плана развития территории города Южно-Сахалинска;

·        разработка стратегического плана развития города до 2020 года;

·        выполнение мероприятий по реализации Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального Закона от 22.08.2004 г. № 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …»;

·        наращивание собственных источников формирования местного бюджета за счет развития малого бизнеса, эффективного использования земель и муниципальной собственности;

·        проведение активной жилищной политики;

·        улучшение инфраструктуры города;

·        реформирование жилищно-коммунального хозяйства;

·        активизация  работы по строительству полигона по переработке твердых бытовых отходов;

·        реконструкция дорожно-транспортной системы города;

·        обеспечение общедоступности  социальной сферы для всех категорий населения.