Вопрос 1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области финансов в 2005 году.

 

1) В целях реформирования системы управления муниципальными финансами Красноярск наряду с 15 муниципальными образованиями принял участие в  конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, проводимом Министерством Финансов Российской Федерации. Администрацией города в 2005 году разработана, утверждена  и согласована с Красноярским городским Советом «Программа реформирования муниципальных финансов города Красноярска на 2006–2007гг.».

По итогам проведенного отбора Красноярск оказался в числе 8 муниципальных образований, получивших первоочередное право на предоставление субсидии из федерального бюджета в размере 44, 7 млн. рублей из предусмотренных на эти цели 128,4 млн. рублей.

 

2) Завершен переход на казначейскую систему исполнения бюджета города. Особенность этой системы в Красноярске заключается в осуществлении с 2006 года кассового обслуживания исполнения бюджета города федеральным и региональным казначействами.

Внедрена в работу программа «Автоматизированная Система Управления Бюджетным Процессом муниципального образования». Она представляет собой единую информационную систему, включающую оригинальную методологию организации бюджетного процесса при казначейском исполнении бюджета.

3) Завершена работа по проведению кадастровой оценки земли для перехода к новому порядку налогообложения земель исходя из их кадастровой стоимости. Это позволило ввести на территории города земельный налог в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и обеспечило налоговые поступления в доход бюджета города на 2006 год. Это обеспечило и поступление в доход бюджета арендной платы за землю, размер которой также установлен исходя из кадастровой стоимости земельных участков.

4) Значительно сокращены расходы на обслуживание муниципального долга за счет совершенствования его структуры. Доля муниципальных облигационных займов в общем объеме долга составила 88%. В результате средневзвешенная процентная ставка по обслуживанию муниципального долга снизилась с 13% до 10%. Увеличены сроки муниципальных заимствований с 2-х до 3-х лет.

5) Впервые за последние 10 лет, несмотря на напряженные параметры бюджета, обновлен подвижной состав муниципального предприятия города «Горэлектротранс» на 16%. Приобретено 23 единицы троллейбусов, осуществляющих, в основном, перевозку льготников и малообеспеченных категорий населения. Для сравнения с 1998 по 2004 годы приобретено всего 7 троллейбусов, то есть было обновлено только 5% парка.

6) На протяжении 3 лет в бюджете города отдельной строкой предусматриваются средства на  погашение кредиторской задолженности города. В 2005 году на эти цели направлено 305 млн. руб. Кредиторская задолженность по сравнению с началом года сокращена в 2 раза. Источник финансирования этих расходов - краевой бюджет.

7) В рамках проведения реформы ЖКХ управление жилищным фондом г.Красноярска передано управляющим компаниям, выбранным на конкурсной основе. Привлечение к управлению жилищным фондом специализированных организаций немуниципальных форм собственности привлекло дополнительные инвестиции в содержание и ремонт жилищного фонда города.

8) Впервые из краевого бюджета городу выделены целевые средства на капитальный ремонт и строительство дорог. В результате, проведен ремонт на 18 объектах, построен новый мост через р.Бугач.

9) Завершен переход к предоставлению субсидий гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов. Обеспечена адресность мер социальной поддержки. В перспективе персонифицированные социальные счета могут использоваться для зачисления всех адресных выплат социального характера.

В 2005 году субсидии гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов предоставлены в полном объеме.

10) В результате проведения городом социально ориентированной экономической и бюджетной политики, тариф на проезд на муниципальном транспорте в 2005году составил 5 рублей. Это один из самых низких тарифов по сравнению с другими регионами.

 

Вопрос 2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили.

 

В 2005 году нами отмечена разработанная в г.Сургуте Тюменской области целевая программа «Жилье для молодых». Применение этой программы позволяет оплачивать из бюджета 50% стоимости квартиры, остальные 50%  оплачиваются гражданами в течение 20 лет.

Кроме того, в г.Зеленогорске Красноярского края в 2005 году осуществлялась материальная поддержка молодежи за счет финансирования мероприятий в области молодежной политики, в том числе, материальная поддержка при рождении ребенка, материальная поддержка солдат, отслуживших в армии и др.

 

Вопрос 3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году.

 

1) В бюджет города поступают доходы от арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности (за исключением предоставленной для жилищного строительства), по нормативу 50%. Это существенно снижает доходную базу бюджета города. Администрация города  заинтересована в скорейшем проведении разграничения права государственной собственности на землю, в результате чего  арендная плата будет зачисляться в доход бюджета в полном объеме. Процесс тормозится по независящим от местной власти причинам.  Всего с 2003 года на согласование в федеральные органы направлено 1125 пакетов документов на земельные участки, для их передачи в муниципальную собственность. До сих пор ни один земельный участок не передан.

2) По состоянию на 01.01.2006 года в г.Красноярске числится не реструктуризированная задолженность:

·        по Федеральному закону «О ветеранах» в сумме 54296,04 тыс.руб.;

·        по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в сумме 20315,07 тыс.руб.

Проблема погашения задолженности заключается в отсутствии финансирования из федерального бюджета этих расходов.

Частично задолженность по Федеральному закону  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможно погасить за счет остатка средств субвенции на 01.01.2005 года. Однако для этого органы государственной власти Российской Федерации должны нормативно урегулировать порядок расходования неиспользованных средств субвенции. У города таких полномочий нет.

Вместе с тем  контракты и договоры на предоставление льготных услуг по федеральным законам заключались органами городского самоуправления. Поэтому поставщики льготных услуг предъявляют в судебные органы требования о погашении задолженности по контрактам и договорам к органам местного самоуправления. В результате, несмотря на то, что источником финансирования таких расходов является федеральный бюджет, задолженность на основании судебного решения и в соответствии с гражданским законодательством может быть возложена на местный бюджет.

3) Не определен источник финансирования расходов на капитальный ремонт и модернизацию жилищного фонда. Жилищный кодекс Российской Федерации возложил обязанность по капитальному ремонту жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме на собственника. При этом остался не решенным вопрос, за счет каких средств должны финансироваться недоремонты, накопленные за прошедший период в результате отсутствия бюджетного финансирования.

         Большой износ коммунальных сетей, особенно брошенных собственниками или принятых от ведомств, значительно удорожает стоимость их обслуживания. Это влияет на цену услуг поставщиков коммунальных услуг для населения. Средств на проведение капитального ремонта и реконструкции коммунальных сетей в необходимом объеме у города нет.

 

Вопрос 4. Какие задачи стоят в 2006 году.

 

1) В рамках реализации Программы реформирования муниципальных финансов предполагается осуществить ряд мероприятий, которые позволят увеличить эффективность работы органов местного самоуправления, эффективность использования бюджетных средств, прозрачность их распределения, а также увеличить качество оказания муниципальных услуг. В конечном итоге это должно привести к повышению экономической привлекательности города.

Первоочередная задача на 2006 год - исполнение первого этапа (01.11.2005– 01.07.2006) Плана использования субсидий из ФРРМФ.

Для реализации I этапа Программы предусмотрен анализ существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей распределение финансовых потоков муниципального образования и принятие 37 новых нормативных актов.

2) Администрацией города определены приоритетные задачи развития земельно-имущественных отношений на территории города:

-         организация и осуществление учета земель города, выявление неиспользуемых земель, используемых нерационально или без оформления правоустанавливающих документов;

-         выявление бесхозяйного имущества, проведение его оценки, организация учета принятия решений по его дальнейшему использованию или продаже;

-         контроль за сроками использования земель, предоставленных под жилищное строительство;

В рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»:

-         формирование перечня объектов муниципального имущества, не предназначенного для выполнения полномочий городских округов;

-         подготовка документов, необходимых для их приватизации;

-         продажа указанных объектов.

Особое внимание в 2006 году будет уделено организации ведения  бухгалтерского учета объектов городской казны.

Также будет повышена ответственность участников бюджетного процесса и продолжена практика совместной деятельности с налоговыми органами направленная на:

-         повышение уровня собираемости текущих платежей, особенно по вновь вводимому земельному налогу, т.к. налоговая нагрузка по нему возрастает и перераспределяется;

-         частичное погашение имеющейся задолженности по налоговым платежам;

-      проведение разъяснительной и консультационной работы с налогоплательщиками по соблюдению ими действующего налогового законодательства.

-     улучшение налогового администрирования.

3)  В социальной сфереперед городом стоят следующие задачи:

- совершенствование условий оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей;

- дальнейшее внедрение программно- целевых методов планирования, в результате чего бюджетные ресурсы будут направлены на достижение конкретных результатов деятельности;

-  разработка   и   утверждение Концепции развития культуры в Красноярске.

4)  В сфере жилищно-коммунального хозяйства планируются мероприятия по снижению кредиторской задолженности бюджета перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства города.

 

Вопрос 5. Какую помощь и содействие может оказать АСДГ в решении проблем.

 

1) Обмен опытом в решении проблемы сокращения сроков оформления правоустанавливающих документов на земельные участки с рассмотрением альтернативных вариантов решения данного вопроса.

2) Практика взыскания земельного налога в местные бюджеты. Земельный налог является трудновзыскиваемым, его начисление производится независимо от финансово-хозяйственной деятельности. Значительную часть земельных площадей занимают промышленные предприятия. Многие из них находятся в  сложном финансовом положении, в том числе, по причине применения процедур банкротства. Хотелось бы узнать, как решается в таком случае  проблема погашения задолженности по земельному налогу в других городах.

3) Презентация опыта администрации  г. Владивостока по снижению в 2 раза ставок аренды муниципальных земель, занятых автостоянками и рынками, опыт компенсации выпадающих доходов по аренде этих муниципальных земель?

4) Решение вопроса об увеличении перечня предоставляемой муниципалитетам информации налоговыми органами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004г. № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти и субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов» установлен перечень, по которому будет предоставляться информация финансовым органам. Перечень предоставляемой  информации ограничен.

5) Обмен опытом по формированию муниципальной казны и организация ведения  бухгалтерского учета объектов казны участников АСДГ.

6) В социальной сфере город заинтересован в обмене опытом по вопросам:

- создание  условий  для  перехода  на  новую  систему  оплаты  труда работников бюджетной сферы;

- внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат;

- формирование  подходов  и  показателей  эффективности  расходования  бюджетных  средств  через  оценку качества предоставляемых бюджетных услуг.

7) Считаем необходимым совместно с АСДГ найти решение проблемы финансирования за счет средств федерального бюджета кредиторской задолженности прошлых лет, сложившейся  при реализации муниципалитетами федеральных законов. Предлагаем привлечь к решению этой проблемы представителей федеральных органов государственной власти.

8) Определение источника финансирования расходов на проведение капитального ремонта аварийного жилищного фонда, недоремонтов прошлых лет. Порядок аккумулирования и расходования платежей собственников за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

         9) Определение оптимальных методов привлечения инвестиций в модернизацию коммунального оборудования и сетей, инженерной инфраструктуры муниципалитетов.

10) Определение порядка реализации полномочий органов местного самоуправления, определенных Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

 

6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли.

 

Департамент финансов считает необходимым проведение конференций и совещаний под эгидой АСДГ. Это подтвердила проведенная в Красноярске в марте 2005 года конференция «Нормативно-правовая база формирования местных бюджетов».

АСДГ имеет статус межрегиональной ассоциации экономического взаимодействия, в которую входят 70 муниципальных образований. Решения и резолюции, принятые под эгидой АСДГ, учитывают мнение разных муниципальных образований, выявляют наиболее острые проблемы в деятельности муниципалитетов. Более того, исполнительные органы АСДГ  доводят такие решения до сведения органов государственной власти, в том числе, федерального уровня. Таким образом, АСДГ обеспечивает представление интересов муниципалитетов в государственных органах.

В совещаниях участвуют представители федеральных и региональных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, главы муниципалитетов, специалисты финансовых, экономических и юридических служб, научные работники. В результате обеспечивается комплексный подход к решению выявленных проблем.

Также немаловажным в проведении конференций является личное общение и обмен опытом между руководителями, специалистами различных территорий. Это позволяет налаживать деловые связи, использовать накопленный опыт  в повседневной работе, получать консультации в рабочем режиме.

          

         Вопрос 7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите наиболее важные и актуальные вопросы для обсуждения.

 

1) Межбюджетные отношения.

Центральный вопрос в межбюджетных отношениях - установление единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований без учета их особенностей.

В крупных городах из-за большой численности населения больше муниципальных учреждений, жилищного фонда, других социальных объектов. Высокий уровень расходов на реализацию вопросов местного значения не обеспечен соответствующими нормативами отчислений.  

Кроме того, крупные городские округа, как правило, выполняют роль административно-политических центров субъектов РФ и несут дополнительные представительские расходы, расходы по благоустройству.

Недостаток средств местных бюджетов превращает донорские территории в дотационные и приводит самодостаточные муниципальные образования к зависимости от решений органов государственной власти.

Установление единых нормативов отчислений ведет к ослаблению заинтересованности местных органов власти в наращивании налогового потенциала.

Считаем, что для обеспечения самодостаточности муниципальных образований необходимо максимально увеличить закрепленные на постоянной основе нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов.

В  случае недостаточности этих доходов, предлагаем предусмотреть в Бюджетном кодексе РФ установление субъектами РФ муниципалитетам – донорам индивидуальных (дифференцированных) нормативов отчислений от доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, а не за счет замены дотации из фондов финансовой поддержки.

Такой подход должен характеризоваться не одинаковыми размерами нормативов, а единой методологией их исчисления с едиными критериями, имеющими разное количественное выражение, учитывающими индивидуальные особенности территорий. Это действительно обеспечит заявленную финансовую самостоятельность территорий и единый подход на уровне федерации ко всем муниципальным образованиям.

Предлагаем для решения этой проблемы объединить усилия участников АСДГ, для чего первоначально провести опрос и выяснить, необходимо ли на их взгляд:

- максимально увеличить закрепленные на постоянной основе нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов;

- установить муниципалитетам помимо единых, дифференцированные нормативы отчислений;

- установить особый статус городских округов, которые являются административно – политическими центрами субъектов РФ с предоставлением дополнительных ассигнований на эти цели.

Представляется интересным и полезным обмен опытом с городами в области решения ими и других вопросов, касающихся межбюджетных отношений.

 

2) Разработка муниципальных минимальных социальных стандартов.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы финансовых затрат, необходимые для решения вопросов местного значения.

В 2006 году городу Красноярску, как и другим муниципалитетам, предстоит принять нормативный правовой акт о муниципальных минимальных социальных стандартах. В связи с этим предлагаем организовать совещание по следующим вопросам:

- научная и практическая основы формирования стандартов и нормативов;

-  установлены ли стандарты и нормативы в других городах;

- закреплены ли такие понятия, как «социальный стандарт» и  «норматив финансовых затрат»;

- существуют ли существенные различия в подходах к установлению стандартов и нормативов в территориях.

Кроме того, интересно мнение других муниципалитетов о целесообразности принятия единого федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах в Российской Федерации», устанавливающего единые социальные стандарты для всех уровней бюджетной системы (например: наполняемость групп в детских садах, количество учащихся в классах, количество ставок социальных работников на население, количество койко-дней в расчете на 1000 человек и т.д.).

 

3) Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с финансово-кредитными организациями.

 Обслуживание банковских кредитов, привлеченных для финансирования дефицита бюджета города, погашения муниципальных долговых обязательств обеспечивается за счет средств местных бюджетов.

В соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение заказов осуществляется путем проведения конкурса (аукциона, запроса котировок цен).

Этот федеральный закон применяется при отборе финансовых организаций для осуществления отдельных операций со средствами бюджетов (ст. 13 Федерального закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»).

Такая формулировка закона не дает четкого понятия необходимости проведения конкурсов на выбор кредитной организации для целей кредитования муниципального образования.

Арбитражными судами различных регионов были приняты противоположные решения относительно необходимости проведения конкурсов на выбор кредитных организаций для осуществления кредитования муниципалитетов и субъектов федерации.

Так, например, в Волгоградской области арбитражный суд в одном случае признал требования Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС РФ) относительно необходимости проведения конкурса на выбор кредитной организации для осуществления кредитования правомерными, в другом - посчитал эти требования незаконными.

Учитывая противоречивую практику, на уровне АСДГ необходимо принять решение о правомерности привлечении кредитов муниципалитетами не на конкурсной основе. Это мнение предлагаем довести до Правительства РФ и Минфина РФ с просьбой внести поправки в перечисленные выше федеральные законы и четко указать, что они не распространяются на случаи привлечения и обслуживания банковских кредитов.