Информационное письмо

 

Сургут - город окружного значения с численностью населения около 290 тысяч человек, расположен на территории  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, одного из 89 субъектов Российской Федерации. Округ имеет мощную нефтедобывающую и газодобывающую промышленность, развитую электроэнергетику и является одним из 5 регионов России,  вносящих наибольший вклад в валовой внутренний продукт страны. 

Учитывая важное экономическое значение для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры города Сургута и то, что город на сегодняшний день является крупнейшим промышленным и культурным центром округа и Тюменской области Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1999 года № 841 «Об утверждении  перечня городов для отработки в 1999-2000 годах механизмов реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства» город Сургут был включен в перечень 26 городов России для отработки практики проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства в городах с различными природно-климатическими, демографическими, финансовыми, экономическими, социальными и другими условиями.

1998-2005 годы примечательны активным реформированием жилищно-коммунального городского хозяйства. За этот период были реализованы «Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Сургута на 1998-2003 годы», «Мероприятия по снижению издержек и повышению эффективности использования бюджетных средств на 2004 год», приступили к реализации комплексной программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2012 годы». Информация об итогах реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Сургута за 2000-2005 годы прилагается (приложение № 1).

 

Что наиболее значительное удалось сделать в области жилищно-коммунального хозяйства в 2005 году?

 

В рамках реализации Программы реконструкции инженерных систем коммунального хозяйства по Проекту развития коммунальных служб города Сургута с привлечением кредита Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)

 

В 2000 году в городе Сургуте был разработан Проект развития коммунальных служб города для совершенствования работы и восстановления систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения с целью достижения финансовой жизнеспособности коммунальных предприятий. Совокупный бюджет Проекта оценивается в 2 971 млн. рублей  (или 87,5 млн. ЕВРО).

Проект развития коммунальных служб города включает следующие компоненты:

1. Капитальные вложения в восстановление и модернизацию муниципальных систем теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения -       2  641 млн. рублей, в том числе:

-         СГМУП «Горводоканал» - 1 244  млн. рублей;

-         СГМУП «Городские тепловые сети» - 1 397  млн. рублей.

2. Разработка и реализация Программы улучшения производственной и финансовой деятельности СГМУП «Городские тепловые сети» и СГМУП «Горводоканал» - 16 млн. рублей(получен грант).

3. Разработка прединвестиционного исследовательского пакета, направленного на оптимизацию капиталовложений - 40 млн. рублей.

4. Разработка и реализация Программы повышения кредитоспособности города Сургута – 12 млн. рублей.

5. Подготовка, обучение и поддержка Группы реализации Проекта –           9 млн. рублей (получен  грант).

6. Финансирование услуг по управлению и сопровождению Проекта –     278 млн. рублей.

Между Администрацией города и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) 21 июня 2002 года подписано кредитное соглашение о софинансировании Проекта развития коммунальных служб города с долей ЕБРР в размере 1 650 млн. рублей. В качестве обеспечения обязательств города Сургута перед ЕБРР Ханты-Мансийский автономный округ представил городу государственную гарантию субъекта  Российской Федерации.

Уточненная Программа капитальных инвестиций включает в себя 24 подпроекта по реконструкции и модернизации объектов СГМУП «Городские тепловые сети» и СГМУП «Горводоканал». Из них: 15 подпроектов финансируются за счет средств городского бюджета, 9 – за счет средств ЕБРР.

За период с 2002 по 2005 годы выполнены в полном объеме 14 подпроектов:

а) завершены прединвестиционные исследования по обследованию водозаборных скважин с целью оптимизации программы их реконструкции, измерению параметров функционирования системы водоотведения, и исследованию вариантов повышения надежности работы системы ГВС;

б) в рамках выполнения положений Проекта развития коммунальных служб города:

-         опробованы различные экспериментальные методы восстановления водозаборных скважин, в том числе бурение скважины с повышенным дебитом (2400 м. куб./сутки);

-         восстановлены водозаборные сооружения в прилегающих поселках: водозабор в поселках Лунный и Гидростроитель производительностью 1200 м. куб/сутки;

-         выполнена реновация канализационного коллектора по улице Дзержинского с применением полиэтиленовых труб круглого и яйцеобразного сечения Ду 1000мм, протяженностью 790 м;

-         строительство вторых  вводов на центральных тепловых пунктах;

-         внедрен частотно-регулируемый электропривод на насосах, установленных в центральных тепловых пунктах, котельных, КНС, КОС;

-         завершены работы по реконструкции КОС с последующей автоматизацией всех технологических процессов;

-         завершено внедрение системы телеметрического контроля и управления технологическими процессами на котельных, переведенных в режим ЦТП и ПС (всего 14 объектов);

-         введены в эксплуатацию  18  реконструированных ЦТП, введены  во временную эксплуатацию 18; всего предусматривается  реконструкция 71 ЦТП;

-         выполнена автоматизация системы газоснабжения на котельных № 14 и 3;

-         внедрен автоматический отпуск тепловой энергии с использованием качественно-количественного регулирования от котельной № 3;

-         выполнена  реконструкция  магистральных теплотрасс по улице Ленина общей  протяженностью 648 м и по улицам Республики и  Гагарина, протяженностью 1690 м;

-         реконструирован канализационный коллектор по улице Майской на  участке от КК7 до КК9;

-         построен новый коллектор в Восточном жилом районе.

 

В рамках осуществления капитальных вложений в объекты инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства города из значительных мероприятий в 2005 году следует отметить  работу по подготовке жилищно-коммунального хозяйства к зимнему периоду 2005-2006 годов. Выполнение намеченных планов по проведению комплексного благоустройства дворовых территорий (асфальтирование, озеленение, установка детских и спортивных площадок), а также  ремонту и окраски фасадов жилых домов с применением новых материалов и современных технологий.

За счет средств бюджета города проведен комплексный ремонт  17-ти фасадов зданий муниципального жилищного фонда общей площадью наружных стен 94 309 кв. метров.

Ремонт фасадов жилых домов выполняется в комплексе: ремонт кровли, ремонт подъездов, крылец, отмосток, установка металлических дверей. Комплексный подход к ремонту фасадов обеспечивает повышение тепломеханических характеристик ограждающих  конструкций. Для окраски стен применяется фасадная краска «Тиккурила» с предварительной защитой окрашиваемых поверхностей грунтовкой «Тиккурила». На всех отремонтированных домах утеплены и загерметизированы стыки  стеновых панелей общей протяженностью 62 894 м. п. с применением бутилкаучуковой вулканизирующей мастики «Гермобутил», которые имеют максимально допустимую деформацию в стыке 25% и температурный интервал эксплуатации –600С до +700С. Утепление стыков выполнено современными материалами «Велатерм», «Макрофлекс», жесткий вспененный пенополиуретан общей протяженностью 62 894 м. п. В едином стиле выполнено остекление балконных ограждений  и оконных проемов.

За 2005 год проведены работы по улучшению тепломеханических характеристик наружных ограждающих конструкций зданий:

-   напылением двухкомпонентным вспененным пенополиуретаном утеплено 4 533 кв. метров наружных стен капитальным ремонтом  на 9-ти жилых домах;

-   минераловатными плитами под обшивку металлосайдингом утеплено 70 кв. метров;

-   на 2-х жилых домах напылением вспененным пенополиуретаном покрыты кровли общей площадью 2 011,6 кв. метров. Напыление вспененного пенополиуретана  позволяет покрывать кровли любой формы и сложности, не создавая при этом ни одного стыка.  

За 2005 год капитальный ремонт выполнен в 290 подъездах жилых домов; современными  материалами отремонтировано 45  кровель общей площадью   83 430 кв. метров.  

В  2005 году благоустроено  15 дворовых территорий, оборудовано 13 детских  и 7 спортивных площадок.

При выполнении капитального ремонта жилого фонда города использовались современные материалы и технологии:

- металлопластик применен при капитальном ремонте внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения. Работы посредством применения данного материала труб проведены по адресам: улица Бажова 6, 8, улица Ленина 42, улица Дзержинского 14 а, улица Островского 5, улица Энтузиастов 69, улица Мелик-Карамова 70, улица Пушкина 8/3, 18/1, улица Маяковского 22.  Объем работ внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения 18 317 м. п.

Основным преимуществом применения данного материала:  увеличение срока службы практически в 2-3 раза, сокращение срока проведения работ.

- с применением современных технологий и высококачественных наплавляемых материалов «Изопласт», «Изоэласт», «Техноэласт» выполнен капитальный ремонт кровель общей площадью 77 963,2 кв. метров.

Данные материалы имеют следующие достоинства при использовании: высокую прочность, хорошую теплостойкость, высокую эластичность, повышенную морозостойкость, простоту при выполнении работ по укладке кровельного ковра. Высокая надежность применяемых материалов обеспечивает срок службы кровли после капитального ремонта в течение 15-20 лет.

- холодная мастика «Гипердесмо» применялась при ремонте кровли  жилого дома по улице Югорской 9.

После нанесения на поверхность кровли мастика полимеризуется под воздействием влажности воздуха и образует сплошную мембрану, обладающую отличными гидроизоляционными свойствами. Сохраняет эластичность при температуре от – 500С до +1000С.

- выполнено утепление стен напылением  двухкомпонентного вспененного   пенополиуретаном  общей площадью 4 533 кв. метров.

Данный способ утепления стен обеспечивает следующие преимущества для районов крайнего Севера: повышение тепломеханических характеристик наружных стен здания, вентилируемость фасада и долговечность.

- при ремонте стыков стеновых панелей  вместо привычного цементного раствора, который под воздействием перепада температур, атмосферных осадкой, ветра быстро разрушается   использован  современный материал - жесткий пенополиуретан (ППУ). Экологически чистый продукт, обладает отличной термоизоляцией, устойчив к старению, имеет низкий коэффициент влагопоглощения.  С помощью данного материала выполнен капитальный ремонт в жилых домах по улице Московская 32 а, Лермонтова 6/2, Мира 7/1 и  по проспекту Пролетарский 26.

- жилые дома 467 серии  имеют непроходное, невентилируемое  чердачное    пространство. Для исключения  промерзания  потолков в квартирах  5-го этажа  заменена пароизоляция и выполнено дополнительное утепление через устройство люков в плите покрытия на жилых домах по  улице Островского 28, Пушкина 7.

 - металлочерепица применялась при ремонте скатной кровли по улице Бажова, 24. Основными характеристиками данного материала являются устойчивость к различным климатическим условиям, способность выдерживать значительные снеговые нагрузки.

  Главная цель подготовки к зимнему периоду 2005-2006 годов это не просто производить ремонт теплотрасс и котельных, а создание единой системы энергоснабжающей схемы подачи учтенного теплоносителя через индивидуальные тепловые пункты, центральные тепловые пункты и системы учета до конечного получателя – потребителя этих ресурсов. В 2005 провели реконструкцию тепловых сетей (магистральных и внутриквартальных) по бесканальной технологии  «труба в трубе» - 21,5  км.

 

В области теплоснабженияв 2005 году выполнена реконструкция 18  центральных тепловых пунктов, что позволило полностью оснастить ЦТП современным энергосберегающим оборудованием:

-         электроприводами с частотным регулированием;

-         пластинчатыми теплообменными аппаратами;

-         современными системами автоматизации и телеметрии с использованием оптоволоконной связи.

      Заменены 31,062 км тепловых сетей, изолированных по методу «труба в трубе», реконструировано 6,444 км сетей горячего водоснабжения с применением трубы ИЗОПЭКС.

 

В области электроснабженияпроведена реконструкция трех распределительных пунктов 10 кВ с заменой масляных выключателей и электромеханических реле на современные вакуумные выключатели ВВ/ТЕL  фирмы «Таврида электрик» и микропроцессорные блоки релейных защит «Miком» и «JPR-A».

Произведена реконструкция шести трансформаторных подстанций с установкой нового модернизированного оборудования, с внедрением телеметрии. После проведенных работ потребители получают надежное и гарантированное электроснабжение. Выполнен монтаж 10,5 км электрических сетей из светостабилизированного полиэтилена, так называемые, самоизолированные провода (СИП), что позволяет исключить несанкционированные подключения потребителей, многократно повысить надежность и безопасность эксплуатации, снизить технические потери.

Также за 2005 год произведена   реконструкция    2-х цепной кабельной линии   ВЛ-110 кВ, задействованной в кольцевой схеме города Сургута, где полностью заменены железобетонные опоры, не удовлетворяющие современным нормативным требованиям, на металлические опоры.

С вводом новой ПС «Пионерная-2» произведена реконструкция сетей 6-10 кВ запитки микрорайонов 1, 2, 3, 4, 5, 6, что позволило улучшить схему электроснабжения и повысить надежность электроснабжения данных микрорайонов, произведен капитальный ремонт двухцепной ВЛ-6 кВ фидеров «Строительная 24, 25» с заменой траверс и приводов.

 

В области водоснабжения и канализации:

-         введен в эксплуатацию водовод от 9-го водозаборного узла до котельной №1 поселка Юность;

-         введен в эксплуатацию законченный строительством объект «Магистральный водовод в ВЖР от кольца ГРЭС до улицы Мелик-Карамова в городе Сургуте» 1-й этап. 1-й пусковой комплекс. 1-ая очередь – участок от кольца ГРЭС до проспекта Комсомольского» протяженностью трассы 1 564,12 метра. Строительство данного водовода решило проблему транспортировки воды в Восточном жилом районе. Завершается проектирование 2-го этапа строительства магистрального водовода  от кольца ГРЭС до улицы Мелик-Карамова, с устройством повысительной  насосной станции III-го подъема;

-         выполнены проектные работы по строительству водовода от улицы Крылова микрорайона ПИКС до котельной поселка Медвежий Угол, по реконструкции водовода от Нефтеюганского шоссе до ЦТП-47 поселка Звездный, завершаются работы по проектированию реконструкции водозабора «Аэропорт-Сургут» со строительством водовода в поселки Таежный и Дорожный;

-         по программе «Проект развития коммунальных служб города Сургута» проект  WS-14 «Мониторинг и автоматизация работы НС 1 подъема» выполнены  работы по внедрению теледиспетчеризации на 139 скважинах из 140 существующих, что позволяет осуществлять оперативный контроль и управление за работой скважин в режиме реального времени, а 18 скважин уже управляются с диспетчерского пункта;

-         по проекту WS-10 «Восстановление водозаборных скважин» пробурена   экспериментальная   скважина, производительностью 100 м3/час;

-         закуплена прогрессивная фильтровальная загрузка «пуролат», выполнена реконструкция дренажной и воздухораспределительной системы двух фильтров на водозаборе    8 «А» промузла, смонтирована система видео наблюдения за процессом работы загрузки и дренажа фильтра, подобраны оптимальные режимы работы фильтров, что  позволило значительно  улучшить качество очистки воды;

-         выполнена реконструкция АСУ ТП  на 16-ти КНС из 20 существующих, с выводом информации на пульт оператора в диспетчерской на КОС, что позволяет осуществлять контроль за работой КНС, оперативно принимать решения и предотвращать аварийные ситуации;

-         выполнен капитальный ремонт аэротенков 1, 2 очереди с заменой воздухораспределительной системы на полимерные аэраторы с применением полиэтиленовых труб, что обеспечивает равномерную по длине аэротенка мелкопузырчатую аэрацию;

-         для обеспечения надежности работы и восстановления работоспособности проведена реконструкция  аварийных канализационных коллекторов 1,87 км методом протаскивания полиэтиленовых труб, что позволяет производить работы с минимальным нарушением благоустройства;

-         методом микротоннелирования выполнено строительство канализационного самотечного  коллектора Ду1400 мм по улице Энгельса, протяженностью 826 м, что позволило ликвидировать КНС-5 и уменьшить затраты на содержание КНС;

-         для обеспечения бесперебойного водоснабжения выполнена   реконструкция 2,198 км водоводов по проспекту Набережный и улице Производственная. Замена  водовода Ду200мм по проспекту Набережный проводилась методом управляемого горизонтально-направленного бурения, работы проводились бестраншейным способом, не разрушая дорожные покрытия и лесопарковое хозяйство. Применение полиэтиленовых труб исключает возможность образования «накипи»   и зарастания рабочего сечения трубы, увеличивает срок эксплуатации трубопровода, значительно уменьшает затраты по текущему и капитальному ремонту инженерных сетей.

 

Внедрение приборного учета в  жилищном  фонде  и  бюджетной  сфере города -  важнейшее  направление  деятельности   в области энергосбережения. Приборный учет  позволил производить расчеты между балансодержателями зданий, сооружений (Дирекциями единого заказчика) и энергоснабжающими организациями за фактически потребленные коммунальные услуги, позволил выявить объекты со сверхнормативным расходом энергоресурсов и выполнить на них первоочередные работы по энергосбережению, позволил составить базу данных для разработки нормативов потребления коммунальных услуг населением.

В 2005 году за счет собственных средств СГМУП «Городские тепловые сети» внедрены общедомовые приборы  учета тепловой энергии, ГВС и ХВС на 25-ти жилых домах, на базе вычислителя УВП-280 в комплекте с первичными преобразователями расхода типа «Метран–300ПР»,  датчиками давления типа «Метран-55ДИ» и датчиками температуры типа «Метран». Кроме этого, на трубопроводах ХГВС на пятиэтажных домах установлены регуляторы давления. Данные с узлов учета по обратному каналу кабельного телевидения по МСПД ОАО «Сургуттел» передаются на сервер в ЦАДС СГМУП «Городские тепловые сети». Информация с сервера доступна для каждого участника рабочего процесса, у которого установлено рабочее место «Телескоп +». Планируется передача данных в СГМУП «РКЦ  ЖКХ».

      В 2005 году выполнена установка:

- 98 шт. общедомовых   приборов   учета тепловодоснабжения, 23 806 шт. – внутриквартирных;

- 16  систем автоматизированных узлов управления в жилых домах, 3 индивидуальных тепловых пункта.

 

В области управления и эксплуатации жилищным фондом

Жилищный фонд, состоящий на балансе и переданный в управление Дирекциям единого заказчика, обслуживался подрядными организациями - победителями муниципальных торгов.

Конкурсный отбор позволяет значительно экономить бюджетные средства, так, примером могут служить  итоги проведенных торгов на размещение отраслевого муниципального заказа  на капитальный ремонт жилищного фонда и благоустройство, в результате которых за период двух лет 2002 - 2003 гг.  было сэкономлено бюджетных средств на общую сумму более 27 000 тыс. рублей, за 2004 год - 6 632 тыс. рублей, за 2005 год - 15 241,6 тыс. рублей, которые были использованы для дополнительного финансирования работ по капитальному ремонту жилых зданий и наружного благоустройства),  рационально эксплуатировать жилищный  фонд, искать новые резервы, сокращать сроки работ, их сметную стоимость, применять новые материалы и технологии.

Также в 2005 году Дирекциями единого заказчика Центрального и Восточного жилых районов были выполнены следующие мероприятия:

-         в связи с введением в действие с 1 марта 2005 года нового Жилищного кодекса Российской Федерации проведены собрания с собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа управления и управляющей организации. Разработан проект договора на управление многоквартирным домом, который заключается с собственниками жилых помещений многоквартирных домов;

-         к 60-летию ВОВ ветеранам и участникам ВОВ отремонтировано большое количество квартир и выданы электроплиты за счет средств городского бюджета;

-         проведено комплексное благоустройство дворовых территорий (асфальтирование, озеленение, установка МАФ), обустройство площадок для выгула собак. В 2005 году МУ «Дирекция единого заказчика Восточного жилого района» заняло первое место в общегородском смотре-конкурсе  на звание «Территория образцового содержания»;

-         увеличена собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги до 97,5%;

-         разработаны мероприятия по сокращению дебиторской задолженности;

-         завершилось внедрение программы «Автоматизированная система начисления и учета жилищно-коммунальных платежей», была проведена компьютеризация паспортных столов, что ускорило процесс оформления документации и качество обслуживания населения. Введено в базу данных программы «АС ЖКП» 100% поквартирных карточек, проведена 100% инвентаризация жилищного фонда находящегося на обслуживании дирекций, что дало возможность отделам по учёту жилья более подробно владеть информацией по жилому фонду;

-         организован прием показаний приборов учета водопотребления, водоотведения и электропотребления по электронной почте.

-         завершена работа по подключению диспетчерских служб подрядных организаций через муниципальный канал передачи данных к локальной сети МУ «Дирекция единого заказчика Восточного жилого района»;

-         для быстрого и оперативного устранения аварийных ситуаций, координации работы технических служб подрядных организаций, центральная диспетчерская служба МУ «ДЕЗ ВЖР» оснащена современными средствами автоматизированной обработки и управления информацией. В ЦДС установлена система цифровой записи переговоров «ЭХО+», позволяющая в режиме реального времени по удаленному доступу вести выборочный контроль заявок населения;

-         в Дирекциях установлена цифровая карта города, успешно работает ПК ГИС «Благоустройство», предусматривающая учет, хранение и обработку информации по объектам благоустройства микрорайонов.

 

В области похоронного обслуживания в октябре 2005 года запущена усовершенствованная установка по изготовлению  овалов табличек, а также существует возможность производить на данном оборудовании сувенирную продукцию, кружки, значки, тарелки, всевозможные наклейки на ткань, дерево, металл, стекло и т. п.

По общегородским мероприятиям предприятие проводило озеленение и уборку кладбища, устанавливало ограждения, высаживались цветы; осуществлялся  уход за могилами, проводилась  посадка цветов, газонов. На общерелигиозные праздники дополнительно устанавливаются биотуалеты порядка 20 штук, кроме действующих  четырех (8 мест). Организовывается автобусный маршрут, место для стоянки автотранспорта.

Предприятие ведет разработку компьютерной программы по инвентаризации кладбищ, которая будет отражать всю деятельность похоронной отрасли: содержание кладбища, мест захоронения, отчетность, посещаемость. После завершения работы над ней  будет предложена ее реализация для всех регионов России.

В декабре 2005 года в связи с окончанием строительства, предусмотренным смешанным бюджетным финансированием «Субсидии на капитальные вложения из средств окружного бюджета» и средств бюджета города 2003-2005 годов по статье «Капитальное строительство», передан в эксплуатацию Муниципальному коммунальному предприятию крематорий второго типа с административно-бытовыми помещениями и траурным залом, стоимостью 114 млн. рублей.

В связи с вводом в эксплуатацию крематория департаментом ЖКХ подготовлен проект постановления Администрации города о внесении дополнений в постановление Администрации города Сургута № 57 от 05.03.2005 г. «Об утверждении Положения об организации похоронного дела, Порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории города Сургута», который в настоящее время проходит согласование  у руководителей Администрации города и в ее структурных подразделениях.

 

В области информационных технологий:

-по программе «Проект развития коммунальных служб города Сургута» проект WS-3, выполнена закупка и адаптация программного обеспечения  для  гидравлического моделирования магистральных водопроводных сетей города, что позволяет установить гидравлические возможности водопроводной сети и подающих насосных станций города, т.е. определять распределение напоров в точках сети при изменениях расхода воды потребителями, при изменении давления на насосах подающих станций, при прокладке новых линий, при отключении отдельных участков сети;

- по проекту WW-39 «Моделирование системы водоотведения»  выполнена компьютерная гидравлическая модель магистральных канализационных коллекторов, что позволяет определить фактический гидравлический режим существующей магистральной сети, выявить участки и сооружения сети, работающие в условиях неблагоприятного гидравлического режима,  наметить и промоделировать предлагаемые варианты реконструкции системы водоотведения, выбрать наиболее эффективное техническое решение.

Более подробно об информационных технологиях см. приложение № 2.

 

 

В области реформирования жилищно-коммунального хозяйства города СургутаЗаконом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 06.07.2005 года № 56-оз  «О программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  на 2005-2012 годы» принята комплексная программа «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»  на 2005-2012 годы».

Комплексная Программа  определяет условия и организацию действий по повышению и обеспечению единого стандарта обслуживания условий проживания во всех городах (в том числе и в городе Сургуте) и поселках округа, модернизации жилья, сетей и оборудования, оптимизации тарифной политики, привлечения частного бизнеса и внебюджетного финансирования в коммунальную сферу.

Целями Программы являются:

1)     повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

2)     привлечение частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа;

3)     преобразование жилищно-коммунального комплекса в финансово и юридически самостоятельный сектор экономики, действующий в рамках устанавливаемых органами государственной власти автономного округа социально-экономических условий и правил, обеспечивающих единые стандарты условий проживания во всех поселениях автономного округа.

 Задачи Программы:

1)     создание рыночно-ориентированной системы управления, обеспеченной регламентом правоотношений субъектов хозяйствования;

2)     повышения доли жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами), в городских населенных пунктах до 100 процентов.

3)     повышения надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, сокращения числа аварий, отказов и повреждений до 0,1 на 1 километр сетей в год;

4)     повышения эффективности использования материалов, энергии и трудовых ресурсов на 30-50 процентов, а также инвестиционного потенциала коммунальных предприятий в 2,5-3 раза;

5)     сокращения объемов нерационального потребления коммунальных услуг: снижения удельного водопотребления на 50 процентов, потребления тепловой энергии на 20 процентов;

6)     обеспечения финансирования расширенного воспроизводства объектов коммунальной инфраструктуры, позволяющего ликвидировать накопившийся недоремонт основных фондов и стабилизировать замену изношенных основных фондов на уровне 4%, их модернизацию и строительство;

7)     увеличения доли кредитных ресурсов в инвестиционных проектах до 30 процентов, доли собственных средств предприятий жилищно-коммунального хозяйства до 12,2 процентов.  

Основные мероприятия Программы:

1) реконструкция  и модернизация жилищного фонда автономного округа и муниципальных образований автономного округа  в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

2) обеспечение качественной питьевой водой населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

3) реконструкция и развитие объектов теплоснабжения населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

4) газоснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

5) развитие и модернизация системы сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ежегодные объемы финансирования Программы за счет средств бюджета автономного округа определяются в соответствии с утвержденным бюджетом автономного округа на соответствующий финансовый год.

Реализация Программы позволяет привлечь средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства и внебюджетные кредитные ресурсы, обеспечиваемые государственными гарантиями автономного округа.

Субсидирование процентных ставок привлекаемых кредитных ресурсов осуществляется за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с законодательством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Порядок финансирования выполненных работ за счет кредитных ресурсов и механизм возврата кредитов предприятиями жилищно-коммунального хозяйства устанавливаются Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Ожидаемые результаты реализации мероприятий Программы предполагает:

1)  повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания в автономном округе:

- обеспечение повышения доли жилищного фонда, оборудованного всеми видами благоустройства (водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами), в том числе путем применения локальных источников, с 87,3 до 100 процентов в городских населенных пунктов и с 50 до 65 процентов в сельских населенных пунктах;

- повышение надежности работы коммунальных систем жизнеобеспечения, сокращение числа аварий, отказов и повреждений с 1,4 на 1 км сетей до 0,1 на 1 км сетей в год за счет ликвидации накопившегося недоремонта изношенных основных фондов не менее 8 процентов в год и ежегодной замены в дальнейшем по 4 процентов в год;

повышение ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа и хозяйствующих субъектов за принятие неадекватных решений по ценовой и финансовой политике, за качество обслуживания.

2) повышение ресурсной эффективности и обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса:                                      

- повышение эффективности использования материалов, энергии и трудовых ресурсов на 30-50 процентов, а также инвестиционного потенциала коммунальных предприятий в 3 раза;

- сокращение объемов нерационального потребления услуг, снижение удельного водопотребления на 50 процентов, потребления тепловой энергии на 20 процентов, предотвращение оплаты фактически неполученных услуг;

- ликвидация просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, предотвращение ее накопления.

3) обеспечение оптимизации источников финансирования жилищно-коммунального комплекса автономного округа:

- доходы предприятий от оказания услуг увеличатся с 14 000 000 тыс. руб. в 2003 году до 46 000 000 тыс. руб. в 2012 году;

- доля бюджетного финансирования из средств бюджета автономного округа текущей деятельности предприятий в виде дотаций, льгот и субсидий сократится с 32 до 11 процентов;

- доля собственных средств предприятий, полученных в виде платежей потребителей, возрастёт с 68 до 89 процентов;

- инвестиционная составляющая тарифа в водоснабжении возрастет с 11,5 процента в 2003 году до 32 процентов в 2012 году;

- инвестиционная составляющая тарифа на теплоснабжение возрастет с 7,8 процента в 2003 году до 25 процентов в 2012 году;

- доля инвестиций за счет собственных средств предприятий увеличится с 4 процентов  в 2003 году до 12,2 процентов  в 2012 году;

доля кредитных ресурсов в инвестиционных проектах возрастет до 30 процентов в 2012 году.

4) создание условий для преобразования муниципальных предприятий в финансово и юридически самодостаточные хозяйствующие субъекты, решающие задачи жизнеобеспечения поселений автономного округа с максимальным использованием инвестиционного потенциала предприятий в рамках регулируемого рынка, привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса автономного округа.

С августа месяца 2005 года муниципальные образования автономного округа, в том числе и город Сургут приступили к подготовке реализации данного окружного Закона на территории муниципального образования.

В разрезе реализации мероприятий комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2012 года 16 сентября 2005 года вышло Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 165-п «О постоянно действующем штабе при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  по координации реализации программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2012 годы». Согласно вышеназванному Постановлению при Правительстве автономного округа с сентября месяца 2005 года был создан постоянно действующий штаб и рабочие группы по координации реализации окружной программы.  В состав штаба и рабочих групп вошли главы муниципальных образований и их заместители, директора и специалисты департаментов и комитетов ЖКХ муниципальных образований автономного округа, представители Министерства регионального развития Российской Федерации и Федерального агентства по строительству и ЖКХ  России, научные работники.

Город Сургут в штабе и рабочих группах представлен Главой города Сидоровым А. Л., первым заместителем главы Администрации города Браташовым В. А., директором департамента ЖКХ Игнатовым И. Б., главным бухгалтером департамента ЖКХ Дружининой Г. И., заместителем главы Администрации города Гладским Д. Г., начальником отдела реформирования и модернизации ЖКХ департамента ЖКХ Горбаль Р. М.

В данный момент формируется план работы постоянно действующего штаба при правительстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по координации реализации программы «Развитие и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2005-2012 годы».

19 декабря 2005 года департаментом ЖКХ подготовлен проект распоряжения Администрации города о создании при Администрации города Сургута координационного совета по координации реализации окружной комплексной программы, который в настоящее время проходит согласование  у руководителей Администрации города и в ее структурных подразделениях. Создание координационного совета будет способствовать координации действий всех участников окружной программы по реализации ее мероприятий на территории города Сургута.

Также департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Сургута в 2005 году активно участвует в подготовке нормативных актов Администрации города по направлениям развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в том числе по реализации основных мероприятий окружной комплексной Программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса автономного округа на 2005-2012 годы, а именно:

1.     распоряжений Главы города:

а) «О создании рабочих групп по разработке программ и подпрограмм реформы ЖКХ города Сургута»;

б) «О создании Координационных советов по реализации окружных программ развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;

2.     распоряжений и постановлений Администрации города Сургута:

а) «Об организации демонстрационных зон высокой энергетической эффективности и комплексной реконструкции жилищного фонда города Сургута»;

б) «О программе развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства города Сургута на период до 2010 года»;

в) «О программе реконструкции жилых домов первых массовых серий застройки на период до 2010 года»;

г) «О пилотных проектах реализации реформы ЖКХ на территории муниципального образования»;

д) «О проведении институциональных преобразований в городском жилищно-коммунальном хозяйстве» и ряде других.

 

 

 

Какие успехи и достижения коллег из других городов следует особо отметить?

 

Ежегодно руководство Дирекций проводит встречи с представителями предприятий сферы жилищно-коммунального хозяйства из городов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и других регионов России по вопросам передачи положительного опыта в вопросах реализации программы реформирования ЖКХ.

За 2005 год МУ «Дирекция единого заказчика Восточного жилого района» посетили представители города Нижневартовска. Сотрудники Дирекции отметили успехи и достижения коллег из Нижневартовска в части структуры предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, организации их деятельности и полномочий, хорошей нормативной базы органов местного самоуправления.

Специалисты Дирекций постоянно отслеживают информацию в периодических изданиях ЖКХ и повышают квалификацию на курсах и семинарах Москвы и Санкт-Петербурга.

Среди всех достижений выделяется подход Администрации города Нижневартовска, который заключается в сокращении времени на оформление документов по отводу земельного участка  по программе переселения  и сносу ветхого, фенольного жилья. Капитальный ремонт временных жилых домов ведут при полном его сносе, возведя на этом месте практически новые сооружения с готовой инфраструктурой.

В области похоронного обслуживания  привлекательна практика больших городов, таких как Москва, Новосибирск и др., в частности по созданию благоустроенных участков для организации на них мест захоронений с дополнительным комплексом услуг (драпировка могилы, покрытие лапником хвойных деревьев, посыпка землей, песком, устройство шатра и т. д.).  Таким образом, появляется возможность гражданам с высокими доходами получить место для захоронения и организовать похороны умершего родного или близкого так как считают нужным с учетом своих финансовых возможностей на вполне официально легальной основе. Такая практика позволяет укрепить финансовое положение кладбищ. Постановлением Правительства Москвы определяется порядок создания благоустроенных участков для организации семейных (родовых) захоронений на кладбищах, также при этом специализированная служба по вопросам похоронного дела имеет право передавать гражданам на вышеуказанных условиях места для будущих захоронений, но с обязательной установкой на этих местах надмогильных сооружений из натурального камня.

 

Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

 

  Основными проблемами, не решенными в 2005 году, являются:

-         обеспечение жителей временных поселков чистой водой в соответствии с СанПиН;

-         из-за недостатка финансирования работ по капитальному ремонту темпы ремонта магистральных тепловых сетей, водоводов и напорных канализационных коллекторов отстают от требуемых величин, что приводит к увеличению процента износа и снижению надежности тепловодоснабжения и водоотведения;

-         система муниципального заказа: очень медленно разворачивается бюрократическая машина по проведению конкурсов, согласования  распоряжений, теряя на некоторых объектах золотое время летнего периода.

-         из-за недостаточного бюджетного финансирования города не в полном объеме выполнялись работы по расширению городского кладбища;

-         изменение организационно-правовой формы Учреждений. Дирекции единого заказчика Восточного и Центрального жилых районов имеют статус Муниципальных Учреждений, хотя фактически выполняет функции предприятия. Учреждения уплачивают налоги и отчитываются в Федеральную налоговую службу как предприятие, от производственной деятельности имеют прибыль, однако не имеют возможности самостоятельно определять и устанавливать перспективы развития организаций. В действующем законодательстве не предусмотрен порядок реорганизации муниципальных учреждений. Изданные администрацией города распоряжения о реорганизации муниципальных учреждений «Дирекции единого заказчика Восточного и Центрального жилых районов» в СГМУП «Управляющая компания ВЖР (ЦЖР)» отменены по протесту прокурора города Сургута;

-         недостаточно нормативной базы для расчета тарифа на содержание и текущий  ремонт  жилищного   фонда   в   соответствии   с   нормами   и   правилами   его эксплуатации.  Идет   отставание   в   сроках  пересмотра  тарифов   при   изменении  его составляющих;

-         отсутствует маневренный жилой фонд для предоставления гражданам в случае выселения в судебном порядке за неоплату жилья, коммунальных услуг.

 

 

 

 

 

Какие задачи стоят в 2005 году?

 

На 2006 год запланировано выполнить:

-         реконструкцию ЦТП в количестве 29 шт. с привлечением кредита Европейского банка развития и реконструкции;

-         перевод нефтяной котельной поселка Госснаб в режим ЦТП, с ликвидацией котлов ВВД-1,8 и нефтяного хозяйства;

-         монтаж 15-ти узлов учетов с установкой общедомовых приборов учета  тепла и холодной воды за счет собственных средств СГМУП «ГТС»;

-         установка общедомовых приборов учета ТВС и автоматизированных узлов управления в муниципальных общежитиях (5 общ.) и жилых домах (3 ж/д) по статье «Реформа ЖКХ»;

-         реконструкцию сетей тепловодоснабжения с применением предизолированной трубы ППУ и ИЗОПЭКС;

-         реконструкцию водозабора «Аэропорт-Сургут»;

-         запуск в эксплуатацию водовода в поселке МК-32;

-         строительство водовода от Нефтеюганского шоссе до ЦТП-47 поселка Звездный;

-         выполнение дальнейшей реконструкции водоводов и канализационных напорных коллекторов.

В 2006 году задачей МУ «ДЕЗ ВЖР» и МУ «ДЕЗ ЦЖР» является поиск возможности сохранения конкурентной способности организаций в качестве Управляющих компаний в новых рыночных условиях.

Сохранение собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровне 97,5%.

В рамках внедрения в департаменте жилищно-коммунального хозяйства «Единой информационной системы управления энергоресурсами и технологическими процессами объектов муниципальной собственности города Сургута» модернизация  рабочих мест «Пульта диспетчера».  С помощью телекоммуникационного оборудования на нем можно отслеживать текущие параметры энергоресурсов, показания домовых и квартирных приборов учета, ЦТП.

Внедрение новых технологий, поиск новых резервов для сокращения затрат и рационального использования средств на эксплуатацию жилищного фонда. Создание механизма образования и внедрение новых тарифов в части содержания жилищного фонда.

В области  капитального ремонта стоят следующие задачи в 2006 году:

- реконструкция систем  электроснабжения временного жилья (выполнение ВЛ-0,4кВ с подвеской самонесущего изолированного провода СИП) в поселке Юность, поселке МО-94 – 2,4 млн. рублей;

- реконструкция систем электроснабжения временного  жилья (выполнение ВЛ-0,4кВ с подвеской самонесущего изолированного провода СИП) по  улице  Терешкова, поселка СУ-4 – 2,3 млн. рублей;

- закольцовка водовода от УТ-5 в районе поселка Речпорт до ТК-1 поселка Гидростроитель – 10 млн. рублей;

- проектно0исследовательские работы: строительство  сетей водоотведения  от существующей КНС  поселка ПСО-34 до существующего канализационного коллектора РЭБ флота- 1,2 млн. рублей;

- закольцовка водовода от улицы Индустриальная до ЦТП № 47 поселка Звездный - 20 млн. рублей;

- строительство водовода от улицы Крылова  микрорайона ПИКС до котельной поселка Межвежий угол – 37 млн. рублей;

- реконструкция существующих сетей ТВС от улицы Сосновая (остановочный комплекс СМП) до ЦТП-89- 20 млн. рублей;

- реконструкция инженерных систем 5- ти этажного жилого дома по улице 50 лет ВЛКСМ, 10  – 9 млн. рублей;

- реконструкция инженерных систем 5- ти этажного жилого дома по улице Бажова, 3/1  – 9 млн. рублей.

По капитальному ремонту жилищного фонда необходимо дополнительное финансирование  для окончания программы ремонта и окраски фасадов, которая была приостановлена из-за позднего  разрешения на начало работ  в сумме 66 607 тыс. рублей:

1.      ул. Энергетиков, 6 – 1 022 тыс. рублей;

2.      ул. Энергетиков, 16 – 358 тыс. рублей;

3.      ул. Энергетиков, 17 – 1990 тыс. рублей;

4.      ул. Энергетиков, 18,16 а – 2 529 тыс. рублей;

5.      ул. Энергетиков, 19 с утеплением – 11 893 тыс. рублей;

6.      ул. Энергетиков, 23  с утеплением  -14 880 тыс. рублей;

7.      ул. Гагарина, 26 – 3 265,3 тыс. рублей;

8.      ул. Гагарина, 30 – 4 380, 0 тыс. рублей;

9.      ул. Гагарина, 32 – 2 192 тыс. рублей;

10.  ул. Гагарина, 34 – 2 289 тыс. рублей;

11.  ул. Просвещения , 39 – 2 513 тыс. рублей;

12.  ул. Просвещения , 41 – 2 006 тыс. рублей;

13.  ул. Просвещения , 43 – 5 992 тыс. рублей;

14.  ул. Мелик-Карамова,  66 – 3 722 тыс. рублей;

15.  ул. Мелик-Карамова, 74 – 2 316 тыс. рублей;

16.  ул. Мелик-Карамова, 76 – 5 260 тыс. рублей.

 

В области похоронного обслуживания в связи вводом в эксплуатацию крематория окружного значения перед Муниципальным коммунальным предприятием стоит большая задача через средства массовой информации, рекламу, Дирекции единого заказчика и другие общественные организации провести разъяснительную работу среди жителей города Сургута и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  о кремации умерших – как альтернативном способе захоронения и тем самым способствовать выводу на проектную мощность крематория.

 

Что же касается помощи и содействия АСДГ в решении практических задач, то она может осуществляться на многогранной основе, в том числе по следующим направлениям:

 

·        совместной разработке и реализации инвестиционных программ на выгодных для инвесторов и администрации города Сургута условиях инвестирования городского жилищно-коммунального хозяйства;

·        оказания методической и практической помощи в создании на территории города внебюджетного фонда реконструкции и строительства объектов жилищного и коммунального назначения для организации внебюджетного финансирования городских целевых программ отрасли;

·        консультационной и методической помощи в решении практических вопросов возникающих при проведении реформы ЖКХ, обмен опытом, в том числе и отрицательным;

·        использования электронной базы данных АСДГ о проводимой работе по реформированию отрасли на территории других регионов России. Анализ положительного и отрицательного опыта проведения реформ;

·        организации семинаров круглых столов, совещаний для обсуждения практических вопросов проведения реформы ЖКХ с учеными, практиками, специалистами сферы жилищно-коммунального хозяйства;

·        ознакомления с зарубежным опытом ведения городского хозяйства;

·        в решении вопроса возможности реорганизации Учреждений в предприятие или в хозяйственное общество, приватизации Учреждений с сохранением трудового коллектива;

·        получение информации по применению новых, прогрессивных и оригинальных технологий и решений, оборудования, приборов, материалов, технологий производства работ;

·        получение информации по внедрению прогрессивных информационных технологий; обмен опытом.

·        реализации международных проектов на территории города Сургута по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, в том числе отраслевых целевых программ по видам коммунальных услуг (водоснабжение и канализация, тепло, электро и газоснабжение, внешнее благоустройство и санитарная очистка населенных пунктов и т.д.).

 

Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Конечно, проведение конференций является целесообразным, поскольку на таких совещаниях можно обсудить и решить важные проблемы со всех сторон, заслушав специалистов различных областей деятельности этой отрасли.

 

Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.

Вопросы для обсуждения:

1.     реорганизация муниципальных учреждений «Дирекций единого заказчика Центрального и Восточного жилых районов»;

2.     стандарты качества содержания и ремонта жилищного фонда;

3.     разработка и внедрение тарифов на содержание, и ремонт жилищного фонда;

4.     внедрение и реализация новых технологий в сфере коммунального хозяйства.