Красноярск

 

Информация об итогах деятельности за 2005 год  и задачах на 2006 год

 

В начале декабря 2005 года в Красноярске состоялся первый Социальный форум. Он  прошел под девизом «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия. Следующий шаг».

         Цель Форума состояла в разработке городским сообществом форм, методов, механизмов, способствующих эффективной реализации Программы «Социально-экономического развития города Красноярска до 2010 года» и Программы «Красноярск – город инноваций, партнерства и согласия». В Форуме приняли участие более 6 тысяч человек, это - представители органов власти, бизнес - сообществ, некоммерческие общественные организации, жители города.

         Работа Социального форума была организована по семи секциям. В рамках секции   «Бизнес как активный субъект развития территории» управлением труда администрации города  была проведена переговорная площадка «Социальное партнерство в сфере трудовых отношений».

         В работе площадки участвовали представители работодателей в лице руководителей организаций города, представители работников в лице председателей первичных и краевых профсоюзных организаций и руководители органов и территориальных подразделений администрации города.

Участники площадки обсудили проблемы в сфере социально-трудовых отношений на муниципальном уровне, определили основные направления развития социального партнерства на перспективу. Вопросы  экономической политики, оплаты труда и социальной защиты населения, развития рынка труда и занятости, охраны труда и здоровья населения отражены как важнейшие приоритеты социального партнерства.  

Представители таких крупных предприятий города как ОАО «Красноярский алюминиевый завод», входящий в состав транснациональной компании РУСАЛ,  и пивоваренная компания ОАО «Пикра», работающая по принципу «Успех капиталистического предприятия зависит от уровня социализма в нем»,  поделились опытом внутрифирменного партнерства.

Итогом работы площадки стала презентация  проекта Соглашения между администрацией города, Федерацией профсоюзов Красноярского края, Союзом товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края по регулированию социально-трудовых отношений на 2006-2008 гг.

Представлен доклад «Об организации работы по упорядочению внешней трудовой миграции в г. Красноярске» на площадке «Межконфессиональный и межнациональный диалог  в городском сообществе» секции №  4 «Стратегии социального развития». 

Церемония подписания Соглашения состоялась 28 декабря 2008 года. Впервые предусмотрено распространение действия   Соглашения не только на работников организаций, но и на работников, работающих у работодателей – физических лиц.

 

Охрана труда

Информация о состоянии условий и охраны труда в организациях города Красноярска за 2005 год подготовлена по данным мониторинга, который осуществлялся  посредством:

-         проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда, выполнения условий коллективных договоров в организациях;

-         участия в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелым, смертельным исходом и групповых несчастных случаев;

-         анализа и обобщения отчетов по итогам года 976 организаций со среднесписочной численностью работающих 215720 человек.

В прошедшем году совместно с органами надзора и контроля, представителями федерации профсоюзов Красноярского края проведено 100 проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организациях города, в том числе в 27 – муниципальных. Проверки проводились на основании распоряжения администрации города в соответствии с утвержденным графиком. Были проверены организации строительного комплекса, предприятия, осуществляющие производство и монтаж пластиковых окон, муниципальные учреждения образования и здравоохранения. Справки и предписания об устранении выявленных нарушений направлены в организации. 

Результаты проверок были рассмотрены на заседаниях межведомственной комиссии по охране труда. Состоялось четыре  заседания комиссии, в том числе одно заседание – выездное, на ТЭЦ-2.  Рассмотрены вопросы:

-         о состоянии условий и охраны труда в организациях г. Красноярска в 2004 году;

-         об итогах смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда в организациях и районах города;

-         о результатах комплексной проверки соблюдения законодательства об охране труда в строительно-монтажных организациях;

-         об организации работы по охране труда в муниципальных учреждениях образования, в муниципальных учреждениях здравоохранения;

-         о результатах комплексной проверки организаций малого и среднего бизнеса;

-         о состоянии промышленной безопасности в строительной индустрии города;

-         об организации работы по охране труда в филиале Красноярская ТЭЦ-2 ОАО «Красноярская генерация»;

-         об особенностях организации работ по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях города.

 В городском смотре-конкурсе «На лучшее состояние условий и охраны труда в организациях и районах города»  приняли участие 469  организаций с численностью работающих более 200 тыс. человек. По итогам смотра-конкурса признаны победителями в 20 производственных группах 55 организаций. Среди районов города 1 место занял Ленинский район,  2 место – Советский район,  3 место - Свердловский район. Город Красноярск в номинации «Города края» краевого смотра-конкурса занял 1 место.

Наиболее значимым показателем, характеризующим состояние условий и охраны труда, является производственный травматизм.

В результате несчастных случаев на производстве в прошлом году пострадало 751  человек, что меньше, чем в 2004 году на  8,6 %.

Наибольшее число несчастных случаев на производстве было зарегистрировано в промышленности и строительстве – более 67 %.

В муниципальных организациях пострадали 60 человек, что составляет 12 % от общего числа пострадавших.

Коэффициент частоты несчастных случаев снизился на 7 % и составил 2,46; коэффициент тяжести производственного травматизма – снизился на 5% и составил 34,2 человеко-дня.

Наиболее высокий коэффициент тяжести – в учреждениях образования – 43,7; транспорта – 43,3; жилищно-коммунального хозяйства – 40,6.

Общие потери рабочего времени, связанные с производственным травматизмом, составили 28,6 тыс.  человеко-дней, что меньше чем в 2004 г. на 8,5 %.  

За 2005 год в организациях города в результате несчастных случаев на производстве с тяжелым, смертельным исходом и в групповых несчастных случаях пострадало 123 человека, в том числе погиб 21 человек. Пострадавших с тяжелым исходом 102 человека, в том числе 16 женщин. За 2004 год пострадало с тяжелым исходом 134 человек, и погибло 23. В 2005 году, так же как в 2004 году, произошло 5 групповых несчастных случаев на производстве, в которых пострадало 9 человек. 

В муниципальных организациях города несчастных случаев на производстве со смертельным исходом и групповых несчастных случаев не зарегистрировано. 

В малом бизнесе пострадало в несчастных случаях на производстве с тяжелым, смертельным исходом, в групповых несчастных случаях 26 человек (21 %  и в 5 раз больше, чем в муниципальных организациях), в том числе 7 работников погибли (30 % от общего числа погибших).

В организациях города в 2005 году зарегистрирован 21 случай впервые выявленных профессиональных заболеваний (в 2004 году – 29 случаев).

Основными причинами   профзаболеваний остаются несовершенство технологических процессов, необеспечение работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты.

Несомненно, фактически уровень профзаболеваемости выше, но существующие методики не всегда способствуют  отнесению заболевания человека к его профессиональной деятельности.

В 2005 году прошли обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда 59947 человек, из них: 8860 руководителей и специалистов организаций, 51087 работников рабочих профессий. В  учебных центрах города в течение года обучены за счет средств Фонда социального страхования 1500 человек, на эти цели привлечено 2370,0 тыс. руб.

Несмотря на то, что аттестация рабочих мест имеет большое значение в системе улучшения условий труда, темпы ее проведения в организациях города остаются низкими.  Это связано с неудовлетворительным финансовым состоянием  многих предприятий и, в определенной степени, с отношением  руководителей  к проблеме обеспечения безопасных условий труда.

В Красноярске функционирует 12 центров по оказанию услуг в проведении аттестации рабочих мест «под ключ». Стоимость проведения аттестации одного рабочего места составляет в среднем от 1700 до 2500 рублей. Наиболее дорогостоящим этапом является измерение параметров вредных и опасных факторов, поэтому проведение аттестации рабочих мест в муниципальных учреждениях остается проблематичным.

По информации за 2005 год аттестация рабочих мест по условиям труда проводилась в 150 организациях города или 15,4 % от общего числа организаций. В 2004 году аттестацию рабочих мест по условиям труда проводили 80 организаций или 9 % от общего количества.

Численность работников, на рабочих местах которых проведена аттестация по условиям труда, составляет 78409 человек,  в том числе в отчетном году -  21432 человека.

Из них 14732 работника  занято в промышленности, 2469 – на транспорте, 1100  – в строительстве, 225  – в здравоохранении, 1662  – в образовании, 608 – в ЖКХ.

Получено положительное заключение Государственной экспертизы условий труда на рабочие места 21432 работников (в том числе 10182 аттестованы, 11250 – условно аттестованы).

Общая численность работников, получающих хотя бы один вид льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях, составила 66725 человек, или 30,9 % от общей численности работающих. Наибольшее число работников, которым установлены компенсации, заняты в промышленности (30095 человек), в учреждениях здравоохранения (12319 человек), в учреждениях образования (8043 человека).

Из предоставленных льгот и компенсаций право на дополнительный отпуск имели 46,5 тыс. человек, на сокращенный рабочий день – 15,4 тыс. человек, на молоко и другие равноценные пищевые продукты – 34,5 тыс. человек, на повышенные тарифные ставки – 45,0 тыс. чел. Количество получателей дополнительной пенсии по списку № 1 составило 9,2 тыс. чел., по списку № 2 – 11,1 тыс. чел.

В целом, показатели по компенсациям за работу в неблагоприятных условиях труда в 2005 году существенно не отличаются от показателей предыдущих лет, что  свидетельствует о том, что проблемы условий труда на предприятиях города остаются не решенными и требуют серьезного внимания со стороны работодателей. 

Общие затраты на мероприятия по охране труда в организациях города в 2005 году увеличились по сравнению с 2004 годом на 26,7 % и  составили 875,4 млн. руб., в т.ч. на одного работающего - 4058 руб.

Промышленными предприятиями было израсходовано на охрану труда 514,1 млн. руб. (58,7 % от всех затрат на охрану труда). 

За счет средств Фонда социального страхования на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний    107 организаций  израсходовали 23,5 млн. рублей. случаев на производстве и профессиональных заболеваний получили 3 организации, в том числе: ОАО «ПО Красноярский завод комбайнов» и структурные подразделения ОАО «Российские железные дороги» - Локомотивное депо Красноярск  и Красноярская дистанция гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения. Надбавка к страховым тарифам установлена 56 организациям, что на 11 меньше, чем в 2004 году.

Социально-трудовые отношения.

Формирование и развитие системы социального партнерства в городе как механизма регулирования социально-трудовых отношений осуществляется  в рамках реализации приоритетных направлений Программы социально-экономического развития г. Красноярска на период до 2010 года и имеет  положительную динамику. Через социальное партнерство решались такие проблемы как увеличение числа коллективных договоров в организациях внебюджетного сектора экономики, формирование благоприятной политики в области трудовых отношений, повышения оплаты  труда. 

Была продолжена работа по реализации обязательств городского трехстороннего Соглашения между администрацией города, федерацией профсоюзов Красноярского края, Союзом товаропроизводителей, предпринимателей Красноярского края по регулированию социально-трудовых отношений, принятого на 2002-2004 года, пролонгированного на 2005 год. В декабре 2005 года сторонами  социального партнерства были представлены отчеты о выполнении обязательств. Работа по выполнению Соглашения признана комиссией удовлетворительной.

Городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - постоянно действующий орган системы социального партнерства в городе Красноярске.

За период январь-декабрь 2005 года состоялось 8 заседаний комиссии, на которых  были обсуждены вопросы:

-         о коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в организациях торговли, общественного питания и культуры;

-         о выполнении городского трехстороннего Соглашения в части приближения тарифной ставки 1 разряда (минимального оклада) к величине прожиточного минимума в организациях внебюджетного сектора экономики; о выплате компенсации за задержку заработной платы работникам в организациях, допустивших задолженность;

-  о муниципальных программах стимулирования развития ипотеки в городе    Красноярске;

-         о выполнении обязательств коллективных договоров в строительных организациях и организациях бытового обслуживания населения города;

-         об организации работы по охране труда в учреждениях образования и мерах, принимаемых администрацией города в этом направлении;

-         о мерах по стимулированию предпринимателей, уплачивающих Единый налог на вмененный доход;

-         о проекте городского трехстороннего Соглашения на 2006-2008 гг.

Регулярно на заседаниях городской трехсторонней комиссии рассматривались вопросы о предполагаемом массовом высвобождении работников организаций города и мерах, направленных на смягчение последствий высвобождения работников.

           В течение года на комиссию приглашались руководители и представители работников  организаций с информацией о мерах, направленных на смягчение последствий высвобождения работников. В 2005 году предполагалось высвободить 5006   работников. В результате проведенных мероприятий 3255  работников были трудоустроены во вновь созданные организации, 1751 работник   высвобожден.

          По результатам рассмотрения вопросов комиссией были приняты решения, рекомендованные к исполнению руководителями организаций и сторонами социального партнерства.

         Осуществлялась системная работа по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Всего  организациями города зарегистрировано в управлении труда 1409 коллективных договоров, в т.ч. за отчетный период 246 договоров.  Действующих на 01.01.2006 года коллективных договоров – 899. Коллективно - договорным регулированием социально-трудовых отношений охвачено 257,0 тыс.  работающих в организациях города, что на 56.5 % больше, чем в 2004 году.

Оказана методическая и консультационная помощь 295  организациям по подготовке, заключению и выполнению условий коллективных договоров. По результатам правовой экспертизы коллективных договоров дано более 3300 рекомендаций.

Обобщалась информация о  внесенных в  коллективные договоры условиях, ухудшающих положение работников организаций по сравнению с действующим законодательством, результаты доведены до сведения заинтересованных органов. В соответствии со ст. 50  ТК РФ направлено в Государственную инспекцию труда в Красноярском крае 76 заключений по коллективным договорам, содержащим условия, ухудшающие положение работников организаций по сравнению с действующим законодательством.

Реализуя ст. 51 ТК РФ управление труда осуществляет контроль за выполнением обязательств коллективных договоров и соглашений. За отчетный период проверено 64 организации различных организационно-правовых форм и  форм собственности, в том числе 28 муниципальных организаций.  Результаты проверок направлены руководителям организаций,  заинтересованным органам администрации города, профсоюзным органам.

         Погашение задолженности по заработной плате работникам организаций города находится в центре внимания сторон социального партнерства. В рамках  городской трехсторонней комиссии и комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд решаются вопросы регулирования заработной платы. Проводится системная работа с организациями города, имеющими задолженность по выплате заработной платы работникам.

За отчетный период проведено 7 заседаний городской межведомственной комиссии по обеспечению прав граждан на вознаграждение за труд. На каждом заседании комиссии были заслушаны  руководители организаций, имеющих задолженность по выплате заработной   платы  работникам, определены причины образовавшейся задолженности, разработаны мероприятия по ее снижению.

За 2005 год задолженность по заработной плате по данным статистики наблюдалась в 31 организации города. Наибольшая   задолженность была зафиксирована на 01.03.2005 года в сумме 72350,0 тыс. руб. На 01.01.2006 задолженность   по  заработной плате составила в 4 организациях 6195,0 тыс. руб. 

Проделанная работа с организациями города, имеющими задолженность перед работниками по заработной плате, позволила обеспечить дополнительное поступление налогов в бюджет. Всего за  отчетный год погашена задолженность по выплате заработной платы   в  сумме 200149,0 тыс. руб., в  том  числе за 2003-2004 гг. 38246,0 тыс. руб.

         Поступление подоходного налога с суммы погашенной  задолженности по расчетам составило  26019,4 тыс. руб., в том числе за 2003-2004 гг. – 4972,0 тыс. руб.

Департаментом планирования и экономического развития администрации Красноярского края органам местного самоуправления совместно с территориальными правоохранительными и контрольно-надзорными органами предложено организовать работу, направленную на упорядочение внешней трудовой миграции иностранных граждан на территориимуниципального образования.

В соответствии с методическими рекомендациями по ведению мониторинга внешней трудовой миграции иностранных граждан в мае 2005г. управлением труда  осуществлен сбор заявок от работодателей – юридических лиц, которые предусматривают привлечение и использование иностранных работников в 2006 году.

Управлением труда подготовлено распоряжение администрации города от 30.12.2005 № 1265-р «О мерах по улучшению миграционной ситуации в Красноярске». Организована работа по его реализации.

Осуществляется постоянное взаимодействие с органами надзора и контроля  по содействию легализации трудовых отношений между работодателями – физическими лицами и наемными работниками – иностранными гражданами. Управлением труда в 2005 году проведена 21 проверка работодателей, привлекающих иностранных работников, выявлено 14 нарушений правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, приняты соответствующие меры.

По информации УДМ ГУВД Красноярского края всего за  2005 год обратились за разрешениями на привлечение и использование иностранных работников  396 работодателей, получено разрешений на 6437 работников, в том числе из стран Ближнего зарубежья - на 2556 работников,  из стран Дальнего зарубежья – на 3881 работника. 

         

Регулирование трудовых отношений между

работодателями - физическими лицами и работниками.

 

Развитие малого  бизнеса способствует снижению социальной напряженности в городе за счет создания новых рабочих мест, увеличения занятости и роста доходов населения. По данным ФНС по Красноярскому краю в г. Красноярске на 01.01.2006  зарегистрировано 19843 индивидуальных предпринимателя без образования юридического лица.  Информационная база управления труда содержит сведения о 6110 индивидуальных предпринимателях, использующих труд наемных работников.

За период январь – декабрь  2005 года зарегистрировано 18316 заключенных трудовых договоров, 15257 расторгнутых. Действующих договоров на 01.01.2006 года – 28035, по сравнению с показателями на 01.01 2005 года увеличилось на 11,6  %.

Среднемесячная заработная плата у работников, работающих у работодателей - физических лиц на 01.01.2006 по сравнению с данными на 01.01.2005   увеличилась на 20,2  % и достигла 2204 руб., что составляет 70,5 % прожиточного минимума и в 4,7 раза ниже среднемесячной заработной платы по городу. Заработная плата в размере МРОТ  указана в 3,8 % трудовых договоров, в 2004 году минимальный размер оплаты труда был указан в  13,7 % трудовых договоров.

         В связи с изменением прожиточного минимума работодателям - физическим лицам направлено 2507  извещений о необходимости внести в трудовые договоры, соответствующие изменения, 2798 работодателем внесено 9700 изменений и дополнений в договоры в части увеличения размера заработной платы.

          Поступления подоходного налога с заработной платы работников, работающих у работодателей - физических лиц, за отчетный период по расчетам составили 96112,2 тыс. руб., что на 24713,5 тыс. руб. больше, чем в 2004 году.

         В целях легализации трудовых отношений между  работодателями -физическими лицами и наемными работниками, вывода из «тени» заработной платы управлением труда самостоятельно и совместно с прокуратурой, органами  внутренних дел, Государственной инспекцией труда проведено 254 рейда по объектам предпринимательской деятельности работодателей – физических лиц.

В 2005 году с участием органов надзора и контроля проведены проверки соблюдения ст. 303 Трудового кодекса РФ работодателями - физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Советского и   Октябрьского районов. 

Всего в ходе рейдов  обследовано 2675 рабочих места, где работает 4435 наемных работников у 2302 работодателей. Установлено, что 2050 работников (46,2  %) осуществляли трудовую деятельность без оформления трудовых отношений. По результатам рейдов зарегистрировали трудовые договоры 581 работодатель с  1226 работниками (59,8 %).

         По фактам нарушения трудового законодательства органами прокуратуры районов  вынесено 159постановлений о возбуждении производства об административном нарушении, в том числе  о дисквалификации 3 индивидуальных предпринимателей; государственной инспекцией труда наложены штрафы на 86 работодателей - физических лиц.

За отчетный период состоялось 4 заседания координационного совета при администрации города по вопросам труда и социальных прав работников, работающих у работодателей - физических лиц, на которых рассмотрены  вопросы:

-         о соблюдении ст.303 ТК РФ работодателями – физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере парикмахерских услуг;

-         о  проблемах привлечения и обеспечения гарантий иностранных работников, работающих у работодателей – физических лиц в сфере  коммерческих пассажирских перевозок;

-         о соблюдении ст. 303 ТК РФ работодателями - физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Советского района, на территории Октябрьского района;

-         о соблюдении ст. 303 ТК РФ работодателями – физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере  пассажирских перевозок, услуг по хранению автотранспорта на платных стоянках;

-         о соблюдении ст. 303 ТК РФ работодателями – физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере  сезонной торговли;

-         о проблемах соблюдения пенсионного и налогового законодательства работодателями – физическими  лицами в части уплаты налогов и социальных платежей за наемных работников.

Для работодателей – физических лиц организованы «круглые столы»  по вопросам  трудовых отношений, оформления документов по кадровому делопроизводству.  

В отчетном периоде в журнале «Справочник кадровика» (№ 2, 2005) опубликована статья начальника управления труда Власенко Г.Н. «Трудовые договоры с работодателями - физическими лицами: опыт Красноярска». В журнале «Нормативные акты для кадровика» № 2, 2005 опубликованы правовые акты администрации г. Красноярска, регулирующие и определяющие порядок регистрации трудовых договоров.

В сборнике трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы труда, его охраны и безопасности» опубликован доклад начальника управления труда Власенко Г.Н. «Опыт работы управления труда администрации г. Красноярска по регистрации трудовых договоров работодателей – физических лиц с работниками».

 

  Основные направления работы на 2006 год

1.     Совершенствование системы управленияохраной труда и улучшенияусловий работающего населения.

2.     Снижение производственного травматизма и профзаболеваний.

3.     Укрепление системы социального партнерства, расширение сферы коллективно-договорного регулирования социально- трудовых отношений и вовлечение в эту сферу субъектов малого предпринимательства.

4.     Снижение и ликвидация задолженности по заработной плате работников организаций внебюджетного сектора экономики.

5.     Содействие улучшению миграционной ситуации в г. Красноярске.

6.     Увеличение налоговых поступлений в бюджет города за счет роста заработной платы работников, работающих у работодателей – физических лиц, легализации трудовых отношений.

 

Какую помощь может оказать АСДГ в решении проблем?

Организовать семинар-совещание секции социально-трудовых отношений по вопросам полномочий органов по труду, их роли в организации работы в области трудовых отношений в период реформирования системы местного самоуправления; подготовить проект документа, определяющий полномочия органов по труду на муниципальном уровне; направить рекомендации семинара в органы местного самоуправления.