К Р А С Н О Я Р С К

       

Для подготовки очередного XXV Общего собрания АСДГ, направляем в Ваш адрес информацию о деятельности департамента финансов администрации города Красноярска в 2007 году и планам на 2008 год, а также ответы на другие вопросы, указанные в письме № 01/08 от 14.01.2008.


Вопрос 1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области финансов в 2007 году?


1) В 2007 году в полном объеме погашена кредиторская задолженность бюджета города прошлых лет. Департамент финансов закончил работу по поэтапному погашению задолженности, возникшей до 01.01.2003 года, за счет краевой субсидии на погашение кредиторской задолженности прошлых лет.

2) В 2007 году была завершена реализация Программы реформирования муниципальных финансов города Красноярска.

В результате проделанной администрацией города Красноярска работы к 1 июля 2007 года удалось выполнить все мероприятия, запланированные в рамках Программы реформирования муниципальных финансов города Красноярска на 2005-2007 годы.

В рамках реализации Программы путем изменения типа бюджетных учреждений создано пять автономных учреждений. В бюджете города на 2008 год предусмотрены субсидии для финансового обеспечения выполнения муниципального задания автономными учреждениями.

По итогам оценки второго этапа Программы город сохранил лидирующие позиции  и получил из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов субсидии в сумме 39,4 млн. рублей.

Пошаговая реализация всех программных мероприятий позволила существенно повысить качество управления муниципальными финансами города Красноярска, подготовить нормативную правовую базу, соответствующую новым условиям Российского законодательства, а также повысить прозрачность планирования и исполнения бюджета города.

3) Впервые из края были получены средства на капитальный ремонт многоквартирных домов в сумме 70,5 млн. рублей. Это позволило частично решить проблему недоремонтов прошлых лет, которые складывались из-за недостаточного бюджетного финансирования.

4) На капитальный ремонт дорог были выделены значительные средства не только краевого, но и федерального бюджета. В результате, проведен ремонт на 29 объектах.

5) В 2007 году для муниципальных предприятий города было приобретено значительное количество пассажирских автобусов 190 единиц. Это позволило не только обновить подвижной состав муниципального транспорта, но и пополнить его. В результате сократились простои транспорта и аварийность на дорогах города.


Вопрос 2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?


В рамках реформирования жилищно-коммунального хозяйства в отдельных городах (Новосибирск, Саратов и другие) уже осуществлен переход на 100%-ный уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, исключена система бюджетного дотирования организаций жилищно-коммунального комплекса. Между потребителем и поставщиком ресурсов нет посредника бюджета. Это позволяет увеличить расходы бюджета на другие социально-значимые цели.


Вопрос 3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?


1) Несмотря на проводимую в стране реформу бюджетного процесса и межбюджетных отношений, до сих пор не решена проблема формирования системы справедливых межбюджетных отношений.

При формировании бюджетов муниципальных образований не учитывается их реальная потребность в средствах на исполнение собственных полномочий. По этой причине в последние годы наблюдается тенденция увеличения средств по оказанию помощи из регионального и федерального бюджетов при формировании местного бюджета.

В связи с ограничениями, устанавливаемыми последними изменениями в Бюджетный кодекс РФ, это негативно сказывается на самостоятельности муниципальных образований.


2) Другая проблема при формировании бюджета на очередной финансовый год и при последующем его исполнении - рост объема централизованных на уровне субъекта средств, предназначенных для муниципалитетов в рамках краевых целевых программ. Порядки и методики их распределения утверждаются после утверждения бюджетов субъектов. Это не позволяет муниципальным образованиям качественно спланировать свои расходы.

В данных условиях муниципалитетам практически невозможно предугадать объем средств, которые необходимо заложить в своих бюджетах на софинансирование участия в Программах. Также задерживается проведение конкурсов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Это приводит к неполному освоению средств, невыполнению части мероприятий, предусмотренных краевыми целевыми программами (сезонность выполнения отдельных мероприятий).

3) Большой износ коммунальных сетей, особенно брошенных собственниками или принятых от ведомств, значительно удорожает стоимость их обслуживания. Это влияет на цену услуг, оказываемых поставщиками коммунальных услуг населению. Средств на проведение капитального ремонта и реконструкции коммунальных сетей в необходимом объеме у города нет.

4) Не завершена инвентаризация объектов внешнего благоустройства. Это необходимо для осуществления бухгалтерского учета данных объектов при их принятии в казну города. Также это позволит более качественно планировать расходы бюджета на содержание и ремонт объектов внешнего благоустройства.


Вопрос 4. Какие задачи стоят в 2008 году?


1) Каждый муниципалитет должен обладать финансовыми возможностями для решения вопросов местного значения  в полном объеме и не зависеть от вышестоящих бюджетов. Поэтому в 2008 году администрацией города будет продолжена работа по совершенствованию системы межбюджетных отношений. Данная работа будет проводиться по следующим направлениям:

- взаимодействие с краевыми властями с целью установления муниципальным образованиям максимальных (оптимальных) нормативов отчислений для обеспечения исполнения собственных полномочий в полном объеме;

- работа с органами краевой администрации по решению вопроса своевременности утверждения порядков и методик распределения средств краевых целевых программ.

2) Жилищный кодекс РФ возложил обязанность по капитальному ремонту жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме на собственника. При этом, нерешенной оставалась проблема недоремонтов, накопленных за прошлые годы в результате недостаточного  бюджетного финансирования. Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ создана государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, основной целью  которого является предоставление финансовой поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов при выполнении определенных условий. В связи с этим, одной из задач для города  в 2008 году является выполнение всех условий этого закона с целью   получения финансовой поддержки из Фонда в максимально возможном объеме.

3) Приоритетными задачами в области земельно-имущественных отношений на территории города являются:

- установление границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома;

- организация и осуществление учета земель города, выявление неиспользуемых земель, используемых нерационально или без оформления правоустанавливающих документов;

- выявление бесхозяйного имущества, проведение его оценки, организация учета принятия решений по его дальнейшему использованию или продаже.

4) Основными задачами в рамках реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» являются:

- инвентаризация объектов внешнего благоустройства;

- формирование перечня объектов муниципального имущества, не предназначенного для выполнения полномочий городских округов;

- подготовка документов, необходимых для приватизации;

- осуществление мероприятий в целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью.

5) В отрасли «Транспорт» основными задачами являются:

- увеличение доли муниципального транспорта на рынке пассажирских перевозок до 50%;

- повышение качества и безопасности оказания услуг в области общественных перевозок путем приобретения современного комфортабельного транспорта, строительства и ремонта дорожной инфраструктуры и оптимизация новой маршрутной сети;

- внедрение автоматизированной системы учета льготных пассажиров.


Вопрос 5. Какую помощь и содействие может оказать АСДГ в решении проблем?


Проводимые сегодня реформы направлены на построение эффективной системы управления финансами, внедрение программно целевых методов бюджетного планирования и финансирования.

В связи с этим, АСДГ могла бы стать центром сбора, обобщения и последующего распространения лучшего опыта:

- по внедрению и распространения методов бюджетирования, ориентированного на результат в муниципалитетах (как организован процесс разработки и контроля за реализацией ведомственных целевых программ, внедрения стандартов качества предоставления бюджетных услуг и т.д.);

- по оптимизации сети бюджетных учреждений (реорганизация имеющейся сети бюджетных учреждений или создание автономных учреждений путем изменения типа бюджетных учреждений);

- по решению вопросов повышения своей самодостаточности муниципальными образованиями.


            Вопрос 6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?


Департамент финансов считает необходимым проведение конференций и совещаний под эгидой АСДГ.

Это необходимо прежде всего, в целях обсуждения общих для муниципальных образований проблем, поиска их возможных решений, а также для обмена опытом.


         Вопрос 7. Если считаете проведение такого мероприятия целесообразным, то укажите наиболее важные и актуальные вопросы для обсуждения.


На наш взгляд, было бы целесообразно объединить усилия участников Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в обсуждении и решении вопроса, который на сегодня является самой главной проблемой при формировании местных бюджетов на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу это недостаточная собственная финансовая база бюджетов муниципальных образований для решения всех вопросов местного значения.

Кроме того, считаем необходимым обсудить вопросы:

- аренды муниципального имущества предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, порядок использования доходов;

- организации и порядка перечисления бюджетных средств на оказание помощи организациям ЖКХ во исполнение муниципальных программ;

- реализации положений Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».