Т О М С К


1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе Томске в области экономики и финансов в 2007 году?

       1.1. По результатам оценки деятельности органов местного самоуправления Томской области за 2006 год по оздоровлению муниципальных финансов, качества управления финансами, активизации процессов финансового оздоровления, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ муниципальному образованию «Город Томск» получена субвенция из областного фонда стимулирования муниципальных образований Томской области. Средства направлены на внедрение и сопровождение информационных технологий по исполнению бюджета города и разработку организационных и методических основ реформирования муниципальных финансов.

       1.2. Бюджет г.Томска на 2008 год утвержден 27 ноября 2007 года, по проекту бюджета проведены публичные слушания, обеспечено составление сводной бюджетной росписи, ее показатели доведены главным распорядителям бюджетных средств до начала 2008 года в соответствии с законодательством.

1.3. В 2007 году продолжена начатая в 2006 году работа по упорядочению ведения учета объектов муниципальной собственности, в том числе имущества казны, восстановленного в бюджетном учете с 2006 года на сумму более 9 млрд.рублей.

В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом, усиления контроля по финансированию объектов, находящихся в муниципальной собственности, администрацией города поставлена цель усовершенствование процедур и технологии ведения Реестра муниципальной собственности.

Для решения поставленной цели проведен ряд мероприятий:

- проведена переоценка основных средств в соответствии с решением Правительства Российской Федерации по состоянию на 01.01.2007 года, в результате чего стоимость основных средств увеличилась на  25 млрд.руб.;

- разработано и утверждено новое Положение о Реестре муниципальной собственности, регламентирующее порядок его формирования, что позволит сократить сроки обновления данных в Реестре;

- создан Центр разработки информационной системы учета муниципального имущества на базе МУ « Муниципальные информационные технологии»;

- подготовлено техническое задание по разработке автоматизированной системы по ведению и учету Реестра муниципальной собственности.

Выполнение  поставленных задач позволит администрации города повысить оперативность принятия решений в сфере управления муниципальной собственностью, получать информацию о движении и текущем состоянии муниципального имущества, быстрее реагировать на меняющуюся экономическую конъюнктуру и проведение соответствующей политики в области управления муниципальным имуществом.

1.4. Продолжено совершенствование системы казначейского исполнения бюджета (АЦК - Финансы). Внедрен комплекс управления муниципальными закупками (АЦК - Муниципальный заказ). Указанные подсистемы позволяют осуществлять контроль за расходованием бюджетных средств уже на стадии подготовки конкурсной документации на выполнение работ, оказание услуг и приобретение товаров. Автоматизирован бюджетный учет у распорядителей и получателей бюджетных средств в единой автоматизированной системе, начата реализация проекта по учету муниципальной собственности в единой информационной системе. Иными словами, в г.Томске создано единое информационное пространство.

       1.5. Впервые сформирован и утвержден среднесрочный финансовый план города Томска на 2008-2010 годы в соответствии с законодательством.

       1.6. Утвержден  Сводный  план мероприятий  по работе с  налоговой  базой территории и доходными источниками бюджета г.Томска, в соответствии с которым  проводит работу постоянно действующая комиссия,  в состав  которой входят как  представили  органов администрации, так и налоговых органов  и  руководители  объединений  работодателей. Рост доходов к уровню 2006 года составил 16,6 %.

1.7. Утверждена Концепция управления муниципальным долгом города Томска в 2007-2009 годах. В целях оптимизации структуры муниципального долга и сокращения расходов на его обслуживание, осуществлена эмиссия облигаций Томского городского займа. Размещение облигаций Томского городского займа проводилось в форме конкурса по определению ставки купонного дохода на первый купонный период; заключение сделок осуществлялось по цене, равной 100% от номинальной стоимости облигаций. В результате торгов удалось снизить размер ставки купонного дохода на 1,59% годовых, что позволило сэкономить на обслуживании долга в 2007 году бюджетных средств - 3 964,1 тыс.руб. В целом осуществление эмиссии облигаций Томского городского займа в 2007 году позволило привлечь на финансирование дефицита бюджета средства по более низкой стоимости заимствования, чем при традиционном банковском кредитовании.

       1.8. Нормативная правовая база приведена в соответствие с Бюджетным кодексом РФ (с учетом Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации»), разработаны и утверждены положения, порядки и другие необходимые нормативные акты.

       1.9. Разработана Программа реформирования муниципальных финансов на 2008-2010 годы.

       1.10. Проведена инвентаризация расходных обязательств на предмет наличия нормативного правового регулирования по расходам, предусматриваемым в бюджете города.

       1.11. Сохранены все ранее принятые решениями Думы города Томска расходные обязательства по социальной поддержке населения.

       1.12. Осуществлено, в целях приобретения опыта, предварительное формирование докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В результате проведенной работы распорядителями и получателями бюджетных средств определены цели и задачи деятельности, сопоставлены затраты и результаты деятельности за отчетный период и текущий финансовый год (2006-2007 гг.).

       1.13. Разработан Консолидированный перечень муниципальных услуг.


2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы  особо отметили?

2.1. При разработке конкурсной документации по проведению конкурсов по отбору кредитной организации для открытия кредитной линии муниципальному образованию «Город Томск», состоящей из нескольких лотов, различающихся между собой по виду кредитных линий, объему и цене кредитования, сроку действия лимита выдачи, использован опыт города Красноярска.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

3.1. При наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями лишь в отдельных случаях  предусматриваются расходы на их администрирование (обслуживание), тогда как на уровень муниципального образования передано значительное количество государственных полномочий.

Из 13 государственных полномочий, делегированных на уровень муниципального образования «Город Томск», в 2007 году выделены только 2 субвенции на их администрирование.

3.2. Согласно Федеральному закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отбор финансовых организаций, предоставляющих свои услуги органам местного самоуправления, должен производиться путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». К перечню финансовых услуг, предоставление которых возможно только на основании результатов конкурса или аукциона, отнесены услуги на рынке ценных бумаг. К данным услугам отнесены, в том числе и услуги фондовой биржи по размещению ценных бумаг на своей торговой площадке. Наибольшая доля сделок с ценными бумагами осуществляется на Московской межбанковской валютной бирже и размещение ценных бумаг целесообразнее на ее торговой площадке, поскольку она обеспечивает широкий круг инвесторов. В случае победы на конкурсе иной валютной бирже, у заказчика возникает обязанность заключения муниципального контракта на доступ к торговой площадке. Результатом такого размещения станет увеличение доходности облигаций либо не полное размещение выпуска, что, в свою очередь, увеличит расходы на обслуживание долга.

Исключение фондовой биржи из перечня финансовых организаций, на услуги которых необходимо проведение конкурса/аукциона, позволит значительно упростить и облегчить муниципальным образованиям процедуру эмиссии ценных бумаг и минимизировать расходы на обслуживание долга.

3.3. Актуальной на сегодня является проблема  непредставления налоговыми органами информации, позволяющей иметь сведения о налоговой базе по объектам налогообложения. Структура получаемой финансовыми органами из налогового органа информации в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» не содержит данных, позволяющих определить налоговую базу в разрезе объектов налогообложения по конкретному налогу, что оказывает влияние на оценку эффективности установления ставок налога, их дифференциацию, проведение анализа поступлений, а также оценить эффективность предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков льгот. Так, отсутствуют данные о суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых налогом строений, помещений и сооружений, данные по налоговой базе по категориям и видам разрешенного использования земельных участков, необходимые для анализа и установления дифференцированных ставок соответственно по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. Для установления корректирующего коэффициента к базовой доходности К2 по единому налогу на вмененный доход необходимо определение налоговой базы по видам деятельности. Получаемая информация из налогового органа по данному налогу содержит информацию лишь исходя из основного вида деятельности налогоплательщика, а не по виду деятельности, подлежащего налогообложению единым налогом на вмененный доход.

Решить проблему может только принятие Федерального закона о взаимодействии финансовых и налоговых органов по обмену информацией, где, в частности, будет установлена возможность обмена информацией в разрезе налоговой базы по объектам налогообложения с внесением соответствующих изменений в формы налоговых деклараций.

3.4. Действующим законодательством не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформлять право собственности на объекты недвижимости, а у органов местного самоуправления нет рычагов воздействия, побуждающих собственников недвижимости оформить правоустанавливающие документы. Отсутствие данной нормы приводит к затягиванию налогоплательщиками оформления прав собственности и, следовательно, к снижению налоговой базы по налогу на имущество физических лиц.

3.5. Информационные ресурсы Роснедвижимости и налогового органа имеют расхождения в информации о собственниках земельных участков, что оказывает влияние на полноту взимания  и правильность исчисления земельного налога.

3.6. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2006 № 131-ФЗ

произошли территориальные изменения муниципальных образований. У муниципальных образований при изменении их границ в сторону увеличения возникают определенные трудности, например, с перерегистрацией организаций в налоговых органах, с передачей имущества в связи с отсутствием необходимых документов, таким образом, доходы поступают в бюджеты других муниципальных образований, а бремя содержания указанного имущества несут муниципальные образования, к которым присоединены территории.

3.7. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ устанавливает перечень муниципального имущества, в соответствии с которым в собственность муниципальных образований входит имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, для обеспечения выполнения государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. До 1 января 2009 года органы местного самоуправления обязаны произвести отчуждение или перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям указанного выше закона, в результате чего муниципальные образования лишаются возможности увеличения собственных неналоговых доходов, соответственно, доходы местных бюджетов значительно будут снижены. Так, утвержденным среднесрочным финансовым планом города Томска на 2008-2010 годы доходы от приватизации муниципального имущества на 2009-2010 не предусмотрены, доля которых в общей сумме неналоговых доходов в 2006-2007 годах составляла соответственно 45,9% и 42,9%, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества сокращаются, доля которых в 2006-2007 годах соответственно составляла 23,9% и 13,8%.

3.8. Действующая редакция Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» создает условия для образования «фирм-однодневок» в целях участия в аукционах и конкурсах.


4.Какие задачи стоят в 2008 году?

4.1. В 2008 году планируется разработка муниципальных правовых актов в части перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, и в целях реализации мероприятий Программы реформирования муниципальных финансов на 2008-2010 годы.

4.2. Реализация Программы реформирования муниципальных финансов.

       4.3. Составление проекта бюджета на 3х-летний период (2009-2011гг.).

4.4. Внедрение пилотного проекта по созданию автономных некоммерческих учреждений, оказывающих муниципальные услуги.

4.5. Дальнейшее совершенствование налогового законодательства на местном уровне.

4.6. Поддержка объемов и структуры муниципального долга на уровне, позволяющем выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, снижение расходов на его обслуживание, а также поиск новых инструментов долговой политики.

4.7. Ведение реестра муниципальных контрактов.

4.8. Совершенствование методов контрольно-ревизионной работы.


5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении стоящих проблем?

5.1. Предлагаем рассмотреть возможность обращения в Государственную Думу Федерального Собрания с законодательной инициативой:

1) о принятии Федерального закона о взаимодействии финансовых и налоговых органов по предоставлению информации по налоговой базе и объектам налогообложения по местным налогам, единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

2) о внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в части установления дополнительных требований к участникам размещения заказа;

3) об установлении сроков обязательной регистрации собственниками объектов недвижимости и разработки законодательного акта по налогообложению незавершенных объектов строительства и другого незарегистрированного в установленном порядке имущества, в том числе земельных участков.

5.2.В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ (ст.69), с 01.01.2008 года стало невозможным предоставление финансовой помощи общественным организациям (советы ветеранов, разного рода союзы и объединения), а также перечисление взносов в организации по взаимодействию муниципальных образований (АСДГ, Союз российских городов). 

Считаем необходимым активизировать работу АСДГ, особенно секции «Экономика и финансы города», в части обмена опытом работы и реформирования муниципальных финансов.

Кроме того, в связи с большим объемом работы по составлению отчетности в I квартале просим рассмотреть возможность установления сроков направления информации в АСДГ в марте-апреле.


1. В числе наиболее важных достижений администрации г. Томска в области экономики и финансов в 2007 году можно отметить:

- Принят Генеральный план развития г. Томска и Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования «Город Томск»;

- определены первые резиденты Томской особой экономической зоны технико-внедренческого типа; приступили к разработке Программы привлечения резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа в г. Томске;

- утверждена Программа реформирования муниципальных финансов в муниципальном образовании «Город Томск»;

- утверждены порядок разработки и представления органами администрации Докладов о результатах основных направлений деятельности; порядок разработки ведомственных целевых программ;

- утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов администрации г. Томска и порядка их представления Мэру г.Томска;

- успешно реализован 1 этап Программы поддержки и развития малого предпринимательства в г. Томске на 2007-2010 гг., утвержденной в октябре 2006 года впервые за последние 10 лет;

- завершен 1 этап разработки Комплексной программы развития промышленности на территории г. Томска.

2. Среди успехов и достижений наших коллег из других городов наибольший интерес вызвали:

- Опыт взаимодействия администрации г. Тюмени с Фондом развития и поддержки предпринимательства Тюменской области в оказании финансовой помощи предпринимателям г. Тюмени.

- Порядок формирования адресной инвестиционной программы города Тюмени на 2008 г. и плановый период до 2010 г.

- Опыт привлечения средств негосударственного пенсионного фонда и средств облигационного займа на жилищное строительство в г.Югре.

- Создание единой торговой площадки для инвесторов в г. Перми.

- Опыт решения социальных вопросов в Кемерово посредством реализации городского трехстороннего соглашения между территориальным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией города на 2008-2009 гг. в части повышения размера легальной заработной платы.

3. В числе наиболее трудных проблем, которые нам не удалось решить в 2007 году, можно отметить следующие:

- не удалось снизить удельный вес ветхого и аварийного жилья в г.Томске, несмотря на ввод жилья в размере 346 тыс. кв.м.;

- не удалось кардинально улучшить ситуацию с обеспечением населения детскими дошкольными учреждениями.

4. Задачи на 2008 год:

- принятие Программы социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» на период 2008-2012 годы;

- принятие Комплексной программы развития промышленности на территории г. Томска;

- разработка  Плана мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности г. Томска.

5. АСДГ может оказать помощь в решении актуальных вопросов развития г. Томска в первую очередь через обмен опытом, содержащим как достижения, так и ошибки в осуществлении политики управления городами.

6, 7. Считаем целесообразным проведение конференций по следующим темам:

- обеспечение реализации Федеральной целевой программы «Жилище» и реформирования коммунальной инфраструктуры в крупных городах со значительной долей ветхого и аварийного жилья, с примерами государственно-частного партнерства в решении данных вопросов;

- опыт создания промышленно-производственных зон (узлов);

- роль трехсторонних соглашений между территориальными объединениями организаций профсоюзов, объединениями работодателей и администрациями городов в реализации программ социально-экономического развития территорий, либо в решении отдельных социальных вопросов;

- опыт создания системы муниципальной статистики;

- внедрение системы управления по результатам в муниципальных образованиях.