Барнаул


В 2007 году удалось:

Имущество инженерной инфраструктуры, принятое в муниципальную собственность в течение 2007 года, передано по дополнительным соглашениям в аренду ООО «Барнаулэнерго», ОАО «Алтайские коммунальные системы», ООО «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ», ООО «Барнаульская сетевая компания», ООО «Коммунальщик», ООО «Коммунсервис».

Кроме того, в отчетном периоде вновь заключены договоры аренды имущества, а именно:

-промливневый коллектор Северо-Западной группы предприятий передан в аренду ООО «СтиК» на 15 лет;

-имущество автотранспортного предприятия передано в аренду ОАО «БарнаулПассажирТранс» на15 лет;

-заключен договор с ООО «Интелека» на размещение волокно-оптических линий связи на опорах уличного освещения.

На основании Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на 2007 год, утверждённого решением Барнаульской городской Думы, преобразованы в открытые акционерные общества 3 муниципальных предприятия: «Крытый рынок», «Комбинат школьного питания» и «ЖЭУ №40». Уставный капитал обществ сформирован за счет имущества предприятий. 100% акций обществ принадлежит городу. Генеральные директоры, председатели и члены Советов директоров и ревизионных комиссий назначены главой города.

На конец года в городе зарегистрировано 83 муниципальных предприятия и 364 учреждения.

За год исключено из единого государственного реестра юридических лиц 23 организации, в том числе 8 учреждений и 15 предприятий. А именно:

-ликвидировано 5 предприятий (их вид деятельности не соответствовал вопросам местного значения) и 1 учреждение;

-присоединены к прибыльным муниципальным аптекам 6 муниципальных аптек и справочно-информационный центр, аптека №250, предварительно преобразованная в учреждение, присоединена к МУЗ «Городская больница №12»;

-преобразованы 3 предприятия в ОАО;

-присоединено 6 образовательных учреждений к действующим с целью высвобождения помещений для размещения детских садов.

За тот же период вновь создано 3 предприятия («Управляющие компании «ПЖЭТ №1» и «ПЖЭТ №2» Октябрьского района, «Управляющая компания «Центральная») и 2 учреждения (детские сады №№251, 252). Создание 2 детских садов (№№ 35,250) будет закончено в 2008 году.

Барнаульской городской Думой принята Комплексная программа «Реформирование муниципальных финансов г. Барнаула в 2005-2007 годах». В процессе исполнения указанной программы комитетом, в соответствии с утверждённым планом, разработан и утвержден ряд нормативных актов, в том числе Положение о системе критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций , доли уставного капитала в которых принадлежат г. Барнаулу, на основе бюджетной и социальной эффективности.

В соответствии с указанным Положением приняты критерии социальной эффективности, подготовлена и направлена главе города информация с анализом результатов деятельности муниципальных предприятий и акционерных обществ за 3 года, и соответствующими предложениями, которые приняты и одобрены главой города. В результате:

-установлена рыночная стоимость акций ОАО ПЖКО «Прогресс», ОАО «Фирма ПЖЭТ 2», проведены котировки на определение рыночной стоимости акций ОАО «Алтайкрайгазсервис», продажа которых предполагается в 2008 году;

-прекращено участие города в обществе с ограниченной ответственностью «БАРНАУЛЬСКИЙ ВОДОКАНАЛ»;

-ликвидировано 5 муниципальных предприятий, виды деятельности которых не соответствуют вопросам местного значения.

Комитет по управлению муниципальной собственностью ведет Реестр объектов муниципальной собственности города Барнаула. Реестр создан для обеспечения надежной основы системы учета и управления объектами муниципальной собственности города.

До 2007 года возможности имеющегося в комитете программного обеспечения позволяли вести Реестр только по недвижимому имуществу, в том числе муниципального жилищного фонда в целом по зданию, без разделения по видам жилых помещений (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната).

В 2007 году Реестр сформирован с помощью нового программного обеспечения, которое позволяет вести учет объектов недвижимого имущества, движимого имущества, юридических и физических лиц, прав и обременений. Кроме того, новая программа позволяет ввести характеристики и описания объектов учета (местонахождение, права и обременения, вид использования, площадь помещения и земельного участка, кадастровый номер, дата и номер государственной регистрации права и др.).

Автоматизация обновления данных реестра позволила значительно ускорить работу по созданию базы учета.

В 2007 году выявлено 606 бесхозяйных объектов. Передан на сохранность 251 объект.

Кроме того, в 2007 году в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю поставлено на учет 1002 бесхозяйных объекта для дальнейшего включения их в реестр и сдачи их в аренду. Постоянно возрастает объем работ по узаконению бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.

Расходы на узаконение объектов муниципальной собственности и оформление технической документации на объекты составили более 10 млн. рублей.

На 01.01.2008 действует 1780 договоров аренды. Площадь нежилых помещений, сданных в аренду 418,3 тыс. кв. м.

Сбор неналоговых доходов от сдачи в аренду объектов муниципальной собственности за 2007 год с учетом задолженности прошлых лет составил 235,5 млн. руб., в т.ч. по объектам инженерной инфраструктуры 87,5 млн. руб.

Доходы от реализации имущества, согласно плану приватизации, утвержденному решением Барнаульской городской Думы, составили по итогам года 660,108 млн. руб. из запланированных 600,0 млн. руб. на год.

За 2007 год общая сумма поступления неналоговых доходов от использования муниципального имущества в бюджет города составила 947,0 млн. руб.

Для увеличения неналоговых доходов от сдачи в аренду муниципального имущества заключены договоры доверительного управления с управляющими компаниями.

Объектами доверительного управления являются нежилые помещения муниципальной собственности на общую площадь 56,3 тыс. кв. м.

За 2007 год поступления от доверительного управления составили 44,6 млн. руб., в т.ч. дополнительный доход в бюджет города составил 16,3 млн. руб.


       Не удалось решить проблему ликвидации муниципальных предприятий-должников, длительное время не осуществляющих деятельность, не имеющих ни коллектива, ни руководителя, ни имущества.

В соответствии с действующим законодательством конкурсным управляющим предприятий, которые признаны банкротами, решениями арбитражных судов утверждаются суммы вознаграждений в размере 10,0-15,0 тысяч рублей месяц.

       В городе имеется ряд предприятий, которые находятся в стадии ликвидации, не осуществляют хозяйственную деятельность более 1 года и не имеют средств (имущества) для погашения долгов и оплаты вознаграждения конкурсным управляющим.

       В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 26.07.2005 №94 «О порядке рассмотрения заявления должника о признании его банкротом при отсутствии у него имущества, достаточного для покрытия расходов по делу о банкротстве» заявление должника (руководителя предприятия либо председателя ликвидационной комиссии) судом не принимается к рассмотрению, если имеющегося у предприятия имущества не достаточно для покрытия расходов по делу о банкротстве. Таким образом, отсутствуют основания для начала процедуры банкротства указанных предприятий.

В свою очередь, в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон от 02.07.2005 №83-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского Кодекса РФ» предприятия, длительное время (более 1 года) не осуществляющие деятельность, могут быть исключены из государственного реестра юридических лиц налоговыми органами, ведущими их учет. Однако до настоящего времени, несмотря на неоднократные обращения в ИФНС районов, города и края, ни одно муниципальное предприятие не исключено из реестра налоговым органом.

Как и во всех регионах страны, большую тревогу у администрации города вызывает проблема брошенных предприятиями различных уровней собственности объектов инженерной инфраструктуры.

С целью сохранения выявленного в процессе работы бесхозяйного имущества и оперативного устранения аварийных ситуаций на инженерных сетях бесхозяйные объекты передаются по договорам об обеспечении сохранности бесхозяйного имущества специализированным предприятиям: ООО «Барнаульская сетевая компания», ООО «Барнаульский Водоканал», ОАО «Алтайские коммунальные системы», ООО «Барнаулэнерго».

Задачи комитета на 2008 год:

-        Продолжить работу по перепрофилированию муниципального имущества с целью обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта дополнительными зданиями и помещениями.

-        Активизировать регистрацию права муниципальной собственности недвижимого имущества.

-        Продолжить работу по закреплению в муниципальной собственности бесхозяйных объектов недвижимости.

-        С целью увеличения неналоговых доходов в полном объеме в бюджет города активизировать работы:

-        по выполнению прогнозного плана приватизации объектов муниципальной собственности;

-        по своевременному сбору арендных платежей от использования муниципального имущества;

-        по усовершенствованию управления имуществом с привлечением инвесторов.

-        Продолжить работу по реформированию муниципальных унитарных предприятий, цели и виды деятельности которых не соответствуют вопросам местного значения, с целью исполнения требований Федерального Закона от 06.10.2003 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

-        Продолжить работу по реализации ФЗ №131 в части приема в муниципальную собственность имущества из краевого и федерального уровня.

-        Продолжить работу по выявлению бесхозяйных объектов и постановке их на учет в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, а также оформлению права муниципальной собственности.

-        Активизировать деятельность муниципальных предприятий и учреждений по регистрацию права муниципальной собственности на переданные им объекты недвижимости и оформлению прав пользования земельными участками.


АСДГ может организовать и провести совместные семинары специалистов в области управления муниципальной собственностью, обмен опытом, наработанными материалами.