Б А Р Н А У Л


О юридическом обеспечении деятельности органов местного самоуправления

в 2007 году


1. Органы местного самоуправления города Барнаула в течение 2007 года продолжали работу по реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приведению нормативной базы в соответствие с действующим законодательством.

В свете продолжающегося процесса разграничения полномочий между всеми уровнями публичной власти, изменения действующего законодательства в 2007 году потребовалось внесение поправок в Устав муниципального образования городского округа города Барнаула Алтайского края. В марте были проведены публичные слушания, а в июне городская Дума приняла муниципальный правовой акт о внесении изменений в Устав. Были уточнены вопросы местного значения городского округа. Так, в соответствии со 131-ым законом их число по сравнению с 2003 годом увеличилось с 26 до 38, а, следовательно, значительно расширены расходные обязательства муниципального образования.

В Устав введен перечень иных органов местного самоуправления, которые наряду с главой города, городской Думой и администрацией города входят в общую структуру органов местного самоуправления города Барнаула и осуществляют закрепленные за ними полномочия в определенной сфере управления городом или на определенной территории. Проблема статуса администраций районов в городе как органов местного самоуправления остро стояла перед нами в прошедшем году, ее удалось снять через правовое регулирование и в судебном порядке.

Кроме этого, проведена значительная работа по принятию муниципальных правовых актов в различных сферах жизнедеятельности города, правовому и организационному обеспечению исполнения полномочий органов местного самоуправления. Так, около 20 нормативных правовых актов было разработано и принято в рамках реализации Комплексной программы «Реформирование муниципальных финансов г.Барнаула в 2005 2007 г.г.», эта работа была высоко оценена на федеральном уровне (город Барнаул занял 1 место среди муниципальных образований России). Кроме того, в отсутствие надлежащего правового регулирования на уровне Правительства РФ администрация города подготовила ряд нормативных актов для выполнения функций органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Также разработаны формы договоров, соглашений в целях реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса. Следует отметить, что данная работа не имеет аналогов в других городах.

В рамках реализации поставленных задач правовым комитетом администрации г.Барнаула, наряду с текущей работой по судебной защите интересов администрации города, подготовке и экспертизе проектов правовых актов, экспертизе и регистрации договоров, заключаемых администрацией города, работой с обращениями граждан и юридических лиц, подготовкой ответов на запросы органов прокуратуры, судебных органов, проводились плановые мероприятия.  

Данные мероприятия, в основном, связаны с формированием правоприменительной практики органов местного самоуправления в свете постоянно меняющегося законодательства, обобщением судебной практики с участием органов местного самоуправления, а также взаимодействию с органами прокуратуры и другими правоохранительными органами.   Особое внимание уделялось проблемам реализации на местном уровне переданных государственных полномочий и путям их решения в соответствии с законодательством.

Достижением муниципальных юристов города Барнаула можно считать победу в Первой межрегиональной юридической олимпиаде городов Сибири и Дальнего Востока, которая прошла в мае 2007 года в Омске и в которой принимали участие 5 команд из сибирских городов. 

В связи с этим хочется отметить значительную организационную и творческую работу администрации г. Омска по подготовке и проведению олимпиады.


2. Все коллеги осуществляют огромную работу в области юридического обеспечения работы органов местного самоуправления, особо выделять кого-то не хочется.


3.  К проблемам, которые возникли в прошедшем году, можно отнести передачу полномочий по распоряжению земельными участками в г.Барнауле, государственная собственность на которые не разграничена, на уровень администрации края. К сожалению, данное мероприятие привело только к усложнению процедуры и увеличению сроков оформления земельных участков, а также выпадению доходов городского бюджета от аренды земельных участков под временными сооружениями.

   4. Задачи на 2008 год

     В 2008 году администрацией города будет продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, укреплению и развитию общественных институтов местного самоуправления, реализации административной реформы на местном уровне.

    Правовой комитет ставит перед собой следующие задачи:

1. Реализация Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иного законодательства в рамках продолжающегося процесса разграничения полномочий между уровнями власти.

2. Укрепление и развитие института муниципальной службы города Барнаула.

3. Активное участие муниципального образования городского округа города Барнаула в организациях межмуниципального сотрудничества Российской Федерации и Алтайского края.

4. Обеспечение организации и проведения выборных кампаний.

5. Пропаганда правовых знаний населения города, повышение правовой грамотности муниципальных служащих.

6. Усиление контрольной и методической работы в отношении подведомственных правовых служб.

7. Подготовка и проведение II Межрегиональной юридической олимпиады городов Сибири и Дальнего Востока.    


5. Как и прежде, правовой комитет администрации г.Барнаула надеется на плодотворное сотрудничество с коллегами  в рамках АСДГ через проведение семинаров совещаний АСДГ по различным проблемам деятельности органов местного самоуправления. Реальную помощь в разработке нормативных актов оказывает нам существующая информационная база АСДГ, которой мы пользуемся, учитывая как положительный, так и отрицательный опыт  наших уважаемых коллег.

Также считаем возможным через Исполнительную дирекцию АСДГ обобщать наиболее сложные вопросы правоприменительной практики юридических служб городов, для решения которых формировать и направлять запросы в профильные комитеты Государственной Думы РФ, в федеральные органы исполнительной власти. В нашем городе имеется положительная практика, когда по запросам администрации министерства и ведомства давали ответы, решавшие спорные ситуации  с судебными и иными органами, гражданами.


6. Думаю, тема ближайшей конференции Юридической секции должна быть общей, например «Актуальные проблемы реализации действующего законодательства муниципальными образованиями». Предлагаю для рассмотрения следующие вопросы:

  1. Актуальные вопросы реализации нового законодательства о муниципальной службы.
  2. Проблемы исполнения полномочий органов местного самоуправления по переводу жилых помещений в нежилые, согласованию перепланировок, переоборудования жилых помещений.
  3. Практика узаконения самовольных построек в свете новой редакции статьи 222 Гражданского кодекса РФ.
  4. Практика проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по выбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами.
  5. Создание муниципальных автономных учреждений.