Н О В О С И Б И Р С К

 

I. Информация о состоянии потребительского рынка города Новосибирска

Потребительский рынок в настоящее время занимает одно из ведущих мест в отраслевой структуре экономики Новосибирска. Одним из главных факторов этого является то, что город Новосибирск сохраняет статус одного из крупнейших по численности населения городов России, являясь при этом узловым центром Западной Сибири.

В прошлом году число занятых на потребительском рынке составило 20,8 % от общего числа занятых по отраслям экономики в Новосибирске, уступая по этому показателю только промышленному сектору (22,1%).

 

1. О состоянии и развитии сферы торговли

В 2007 году общий объем оборота розничной торговли крупных и средних организаций города Новосибирска оценивается в 145,3 миллиардов рублей, что составляет 118,4 % от уровня товарооборота 2006 года.

Позитивное влияние на сферу торговли оказывает укрупнение предприятий розничной торговли, активно происходящее в 2007 году, в связи с чем, совершенствуется торговое обслуживание путем преобразования в современную индустрию сервиса. За счет реконструкции и строительства новых торговых объектов происходит улучшение торгового обеспечения населения, что является стратегическим направлением развития торговой сферы города Новосибирска.

За 2007 год количество стационарных предприятий розничной торговли увеличилось на 162 объекта в сравнении с 2006 годом и составляет в целом 3387. Кроме того, торговая сеть города насчитывает 70 рынков и 3143 мелкорозничных объекта.

Анализ обеспеченности жителей Новосибирска торговыми площадями (в расчете на 1000 жителей) за 2004-2007 годы также свидетельствует о динамичном развитии отрасли. Так, на 01.01.2008 обеспеченность торговыми площадями стационарных предприятий торговли составила 642,5 кв. метров против 314 кв. метров на 01.01.2005. Темп роста составляет - 204,6

В торговой отрасли Новосибирска, как и в целом в Российской Федерации, происходит ускорение проникновения на потребительской рынок современных форматов. Это влечет изменения в структуре отрасли: увеличивается разнообразие форматов, усиливается конкуренция, происходит консолидация розничных компаний. Кроме того, продолжает активно развиваться сетевой ритейл, представленный в Новосибирске, как местными операторами, так и другими федеральными и региональными Российскими сетевыми структурами («Квартал» — 48 магазинов, «Крепость» — 82 магазина, «Миниквартал» (формат «Удома») — 28 магазинов, «Холидей», «Гигант», «Столичный», «Лента», «Мария Ра», «Пяте- рочка», «Сибвез», «Домоцентр» и др.)- Вышла на потребительский рынок города международная торговая сеть «Ашан», «Метро» планируют вхождение «Рам- стор», «Моссмарт» и другие.

В прошлом году прирост магазинов крупного формата (супермаркетов и гипермаркетов) в Сибири составил 104 %. Крупноформатная торговля развивается быстрыми темпами, открываются торгово-развлекательные центры регионального значения, например, «Семейный торговый центр МЕГА Новосибирск» на ул. Ватутина общей площадью 130 000 кв.м., «Роял Парк» на Красном проспекте площадью 70 000 кв.м. В целом по городу, в основном за счет открытия предприятий крупного формата, рост общих площадей составил 155,8 %, в свою очередь рост торговых площадей составил 169,8 %.

Кроме того, на 01.01.2008 в городе функционирует 45 торговых и торгово-развлекательных центров: «Подсолнух», «Европа», «Манхеттен», «Большая медведица», «Мегас», и др., а также 10 гипермаркетов и 160 супермаркетов.

В целях поддержки малоимущих слоев населения в 2007 году продолжил работу социальный проект «Муниципальная дисконтная карта». В рамках работы по обеспечению доступного уровня цен на продукты первой необходимости с 01.09.2007 в предприятиях торговли - участниках проекта введена скидка на хлеб 1 и 2 сортов в размере 10 %. Социальный товарооборот за 2007 год составил 250,0 млн. рулей, сумма предоставленного дисконта 17,8 млн. рублей.

В настоящее время обслуживание держателей 71 000 муниципальных дисконтных карт осуществляют 123 предприятия торговли, 64 аптеки и 2 магазина по реализации оптики.

В связи с истечением срока технической эксплуатации карт, находящихся в пользовании в 2008 году будут изготовлены новые муниципальные дисконтные карты, информационные буклеты и стикеры для информирования пользователей.

В рамках решения задачи по увеличению количества участников социального проекта на сегодняшний день управлением потребительского рынка мэрии ведется работа по заключению соглашений об обслуживании держателей муниципальной дисконтной карты дополнительно в 26 торговых предприятиях города.

В соответствии с Федеральным законом № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» произошло преобразование организации работы розничных рынков города. На территории города Новосибирска возможна организация 82 розничных рынков из 99 функционирующих на 01.01.2007. По состоянию на 01.01.2008 выдано 70 разрешений на право организации розничного рынка.

Основное направление развития рынков города — переход от устаревших форм массовой торговли из лотков, трейлеров, киосков к современным формам торговли в крытых рыночных помещениях, оснащенных необходимой инженерной инфраструктурой.

В связи с резким ростом цен на продовольственные товары в августе- октябре 2007 года, управлением потребительского рынка мэрии проводилась работа, направленная на недопущение необоснованного роста цен. Были определены места проведения ежедневных расширенных продаж продуктов первой необходимости на 10 площадках во всех районах города Новосибирска, на каждой из них было организовано от 5 до 20 торговых мест. Торговые места на данных площадках предоставлялись на безвозмездной основе. В результате того, что торговлю осуществляли в местах расширенных продаж в основном товаропроизводители, цены на предлагаемые продукты были значительно ниже (от 10 до 50 %), чем в стационарных торговых предприятиях.

В целях комплексной поддержки садоводства и огородничества в рамках работы Совета содействия садоводству управлением потребительского рынка мэрии проводилась работа по взаимодействию и поддержке общественных организаций, объединяющих свои усилия в вопросах садоводства, огородничества, цветоводства. В бюджете 2007 года предусмотрена и оказана финансовая поддержка садоводческим товариществам, находящихся в черте города, по восстановлению объектов коллективного водо - и электроснабжения, строительству подъездных дорог и их благоустройству, развитию садоводства и огородничества. На эти цели из бюджета города выделено 2365 тыс. рублей.

 

2. О состоянии и развитии общественного питания

С каждым годом спрос на услуги предприятий общественного питания в городе Новосибирске растет.

Оборот предприятий питания Новосибирска за 2007 год составил около 4.0 млрд. руб. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года в фактических ценах 125,6%. За последние 10 лет рынок общественного питания увеличился почти вдвое, значительно повысились показатели обеспеченности сети, улучшилось качество и организация обслуживания.

Сегодня в сфере общественного питания города Новосибирска работает более 12 тыс. человек. В течение года создано более 1000 новых рабочих мест.

По состоянию на 01 января 2008 года в городе функционирует 1594 предприятия питания на 82,6 тыс. посадочных мест. Прирост сети за отчетный период составил 75 предприятий. Наиболее активный ввод предприятий питания наблюдался в 4 квартале 2007 года и был связан с открытием 3-х крупнейших торговых центров.

В настоящее время активно вводятся и успешно работают сетевые предприятия с централизованной системой управления. Доля сетевых предприятий в Новосибирске составляет 12,0 % от общей сети общественного питания города и продолжает активно увеличиваться.

Значительный рост числа предприятий питания еще больше обострил кадровую проблему. Несмотря на то, что подготовку кадров для потребительского рынка в Новосибирске ведут два вуза, два ссуза, более 10-ти профессиональных училищ, в индустрии питания остро ощущается кадровый голод. Эту задачу невозможно решить только участниками рынка. Требуется совместная работа по расширению существующей системы подготовки персонала.

Продолжала развиваться созданная муниципалитетом открытая дисконтная система для студентов очных отделений высших и средних специальных учебных заведений, в которой активно принимают участие организации общественного питания города.

Социальный товарооборот предприятий питания составил 22 млн. рублей, дисконт в сумме 3,4 млн. рублей получили 131,7 тысяч студентов. Самые высокие показатели по посещаемости студентами предприятий питания в Ленинском, Центральном и Советском районах.

В 2007 году на территории города Новосибирска функционировало 219 летних кафе и летних площадок. Приоритетным направлением развития летних кафе сезона 2008 года должно стать открытие их стационарными предприятиями питания на прилегающей территории, где можно обеспечить необходимый уровень качества оказываемых услуг.

 

3. О состоянии и развитии сферы бытовых услуг

Рынок бытового обслуживания населению г. Новосибирска на 01.01.2008 имеет в своем составе 2695 предприятий с приемной сетью и филиалами различных организационно-правовых форм.

В течение 2007 года было зарегистрировано 496 объектов бытового обслуживания, прекратили свою деятельность 162. За последние 4 года количество объектов сферы бытовых услуг увеличилось в 1,3 раза.

На предприятиях бытового обслуживания населения города занято 16,4 тыс. человек. В 2007 году дополнительно создано 2324 рабочих места.

Объем бытовых услуг в фактических ценах за отчетный год увеличился на 114 % по сравнению с предыдущим годом, потребление бытовых услуг на одного жителя города в 2007 году составило более 1500 рублей.

В 2007 году муниципальный сектор социально значимых видов услуг, предоставляемых в банях МУП «Банное хозяйство «Сибирячка», профинансирован из средств бюджета города в размере 29,9 млн. рублей.

Проведены серьёзные ремонтные работы действующих бань с обновлением оборудования, коммуникаций и интерьера.

Завершено строительство и с июня месяца распахнули двери для посетителей муниципальные бани в микрорайоне Балластный карьер в Ленинском районе.

В 2007 году малообеспеченным гражданам были предоставлены льготы при оказании бытовых услуг, обслужено 317,4 тыс. человек со скидкой от 10 до 50 % на сумму 14,4 млн. рублей.

Одним из социально значимых и деликатных направлений деятельности является сфера ритуальных услуг. На текущее содержание общественных кладбищ из средств бюджета города выделено 33,3 млн. рублей, на капитальные вложения - 37,0 млн. рублей. Все запланированные на 2007 год мероприятия выполнены в полном объёме.

Сфера бытового обслуживания населения в г. Новосибирске динамично развивается. Бытовые услуги, оказываемые преимущественно субъектами малого предпринимательства, не столько обеспечивают значительный вклад в бюджеты разных уровней, сколько позволяют профессионально решать постоянно возникающие проблемы быта жителей города, создавать новые рабочие места.

По инициативе Союза похоронных организаций и крематориев под эгидой Ассоциации сибирских и дальневосточных городов 13 и 14 сентября 2007 года при участии специалистов управления подготовлена и проведена конференция «Похоронное дело: проблемы и перспективы развития». Конференция была организована и проведена в рамках программы реализации Рекомендаций парламентских слушаний по вопросам совершенствования похоронного дела и его законодательства, состоявшихся в Государственной Думе РФ в 2003 и 2007 гг.

В конференции приняло участие 72 человека, среди них представители органов исполнительной власти субъектов РФ, департаментов и управлений мэрии города Новосибирска, руководители муниципалитетов, представители органов управления Союза похоронных организаций и крематориев и Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, руководители и специалисты предприятий и т.д.

По итогам обсуждения участники конференции приняли резолюцию, в которой обратились к Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления с предложениями, направленными на совершенствование сферы ритуальных услуг, финансовое обеспечение гарантий государства при погребении умерших.

Актуальной проблемой в сфере потребительского рынка, наиболее остро проявившейся в последнее время, является кадровая проблема. Значительный рост числа предприятий потребительского рынка обострил данную проблему. Темпы развития отрасли, приход в город крупных сетевых компаний приводит к серьезному кадровому голоду. Эту задачу невозможно решить только участника- ми рынка. Требуется совместная работа по расширению существующей системы подготовки персонала.

 

4. Основные задачи в сфере потребительского рынка на 2008 год

Основными задачами в сфере потребительского рынка города Новосибирска на 2008 год являются:

реализация комплекса мер по оптимальному размещению на территории города Новосибирска предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

развитие социально значимых направлений в сфере потребительского рынка;

обеспечение эффективного функционирования муниципальных предприятий и учреждений бытового обслуживания населения;

создание условий для совершенствования организации и работы розничных рынков города Новосибирска;

мониторинг исполнения организациями сферы потребительского рынка законодательства, регулирующего деятельность в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания;

выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и гражданской обороне организациями сферы потребительского рынка;

содействие исполнению мероприятий городской целевой программы «Развитие сферы ритуальных услуг и мест погребения в городе Новосибирске на 2006-2010 годы»;

контроль и координирование деятельности МУП «Банное хозяйство «Сибирячка» и МУ ГСП «Ритуальные услуги» в части целевого использования финансовых средств, выделяемых из бюджета города, на проведение капитального ремонта в банях, содержание и благоустройство кладбищ города.

 

II. Основные итоги работы промышленности города Новосибирска в 2007 году

За январь-декабрь 2007 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по чистым видам экономической деятельности по добывающим и обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды увеличился по сравнению с 2006 годом в действующих ценах на 19,6% и составил 117,7 млрд. рублей. В обрабатывающих производствах отгрузка возросла на 23,6% и суммарно составила 83,0 млрд. рублей (удельный вес в общем объеме отгрузки по городу - 70,5%).

Среднесписочная численность работающих на предприятиях, занятых в добывающих и обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды за январь - декабрь 2007 года составила 102,0 тыс. человек. Увеличение численности работников отмечается на добывающих предприятиях (на 44,8%) и в обрабатывающих производствах (на 1,4%).

В январе-декабре 2007 года наиболее высокая среднемесячная заработная плата выплачивалась в организациях, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды - 18,3 тыс. рублей (рост на 24,7%). На предприятиях по добыче полезных ископаемых заработная плата достигла уровня 14,3 тыс. рублей (рост на 43,9%). В обрабатывающих производствах заработная плата увеличилась на 27,5% и составила 13,5 тыс. рублей (в декабре 2007 года -16,9 тыс. рублей). В целом по предприятиям крупной и средней промышленности средне- месячная заработная плата за январь-декабрь 2007 года (расчетно) составила 14,4 тыс. рублей, в целом по городу среднемесячная заработная плата за январь- декабрь - 15,1 тыс. рублей.

За январь-декабрь 2007 года в развитие основных фондов промышленности направлено 9,3 млрд. рублей инвестиций, в том числе в обрабатывающие производства - 5,3 млрд. рублей. Инвестиции в обрабатывающие производства по сравнению с 2006 годом выросли в 1,3 раза, что обусловлено в первую очередь вложением средств в производство прочих неметаллических минеральных продуктов -1,2 млрд. рублей (рост в 2,5 раза), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 523,9 млн. рублей (рост в 1,7 раза), в развитие производства транспортных средств и оборудования — 320,2 млн. рублей (рост в 1,7 раза).

В 2007 году новые цеха и участки были открыты ОАО «НАПО им. Чкалова», ОАО «НЗХК», ОАО «НМЗ им. Кузьмина», завод «Сибит» ОАО «Главновосибирскстрой», ОАО НПО «Сибсельмаш», ОАО «Корпорация — Ново- сибирский завод Электросигнал» и т.д. Всего по кругу обследованных предприятий в 2007 году за счет расширения действующих и создания новых производств дополнительно организованно 1060 новых рабочих мест.

 

2. Основные направления деятельности в сфере развития научно- промышленного комплекса в 2007 году

2.1   В целях эффективного развития научно-промышленного комплекса города Новосибирска и реализации плана социально-экономического развития города Новосибирска на 2007 год принято распоряжение мэра от 26.03.2007 №1866-р «Об основных задачах в сфере науки и промышленности на 2007 год», в соответствии с которым утвержден План мероприятий по реализации основных задач.

2.2   Одно из важнейших направлений работы - это реализация городской целевой программы «Взаимодействие мэрии и научно-промышленного комплекса по решению задач социально-экономического развития города Новосибирска на 2006-2008 гг.» В рамках программы в 2007 году из бюджета города оказана финансовая поддержка на реализацию инвестиционных проектов предприятий и организаций в размере 33,4 млн. рублей, в том числе:

•    по 6 инвестиционным проектам (ФГУП ПО «Север», ОАО «СИНАР», ООО Завод стеновых блоков», ОАО «Предприятие отделочных материалов», ЗАО «Новосибирский мусороперерабатывающий завод №2», ООО «Сибэлектропривод») оказана муниципальная поддержка в форме компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и части лизинговых платежей в размере 6.14 млн. рублей;

•    по 4 инвестиционным проектам (ООО «Сибэлтрансервис», ООО «Новосибинформсвет», Новосибирский филиал ОАО ЭМЗ «Авнгард», МП «Горэлектросвязь») муниципальная поддержка осуществлялась на возвратной основе в форме муниципального заказа на сумму 27,27 млн. рублей.

2.3    Осуществлялась работа по реализации комплексных целевых программ, разработанных до 2020 года в рамках стратегического плана устойчивого развития города Новосибирска: КЦП «Развитие выпуска машин и оборудования для городского хозяйства», КЦП «Развитие машиностроения для агропромышленного комплекса на предприятиях Новосибирска до 2020 года», КПП «Развитие машиностроения и приборостроения города Новосибирска для топливно-энергетического комплекса до 2020 года», КЦП «Территория научно- технического и инновационного развития «Технополис - Новосибирск». В рамках данных программ:

          Для нужд городского хозяйства изготовлено и поставлено 8 кузовов троллейбусов 1-ой комплектности с модернизированным электроприводом, организовано производство оборудования для системы мониторинга линий наружного городского освещения для МУ «Горсвет» комплектов блоков источников питания различных устройств для модернизации подвижного состава МУП «Новосибирский метрополитен», завершено строительство мультисервисной сети на базе волоконно-оптической линии связи от станции метро «Речной вокзал» до администрации Советского района;

          Предприятиями сельхозмашиностроения города Новосибирска в течение 2007 года произведено и отправлено на село сельскохозяйственной техники и запасных частей на сумму более 1,1, млрд. рублей;

•    Продолжена совместная работа с управляющими компаниями, созданными на базе предприятий ЗАО НППГА «Луч», ООО «ПНП Болид», ОАО «Инновации и маркетинг», по организации корпоративного участия предприятий города в тендерах на поставку продукции в другие регионы и страны, в реализации крупных инвестиционных проектов. В результате объем произведенной и реализованной продукции для нефтяников, газовиков, угледобытчиков, предприятий горнорудной промышленности, энергетики за 2007 год составил 7,5 млрд. рублей;

•    Совместно с администрацией Новосибирской области осуществляется работа по созданию в Новосибирске научно-технологического парка высоких технологий и формирования городской площадки строительства технопарковых объектов на базе СибГУТИ. На базе Новосибирского государственного технического университета создан бизнес-инкубатор для развития деятельности малого инновационного предпринимательства по проектам в областях информационных технологий, автоматики, радиоэлектроники, машиностроения, электромеханики, энергетики, экономики.

2.4   Для активизации инвестиций в реальный сектор экономики города:

•    В октябре 2007 года в рамках международной промышленной выставки «Сибполитех-2007» был организован и проведен уже 3-й инновационно-инвестиционный форум. В Форуме приняли участие более 200 представителей производственной, финансовой, научной и образовательной сфер деятельности;

•    Создано муниципальное предприятие «Новосибирская инновационно-инвестиционная корпорация»;

•    Проведены: презентация разработок СО РАН и НГТУ по теме «Лазерные и плазменные технологии обработки металлов», в которой приняли участие более 20 предприятий и организаций города; презентация разработок малых инновационных фирм на территории Ленинской промышленной зоны (ОАО НПО «Сибсельмаш»); семинар-форум по теме «Современные методы макетирования и быстрого протопирования» (выставочный центр СО РАН).

2.5   Для дальнейшего стимулирования инновационной деятельности, и, прежде всего, среди научной молодежи, уже 2-ой год проводится конкурс грантов мэрии молодым ученым. В 2007 на участие в конкурсе было подано 126 работ, в том числе: СО РАН - 46; СО РАМН - 22; СО РАСХН - 9; ВУЗы - 44; отраслевые институты — 5. Победителями признано 15 проектов, общая сумма грантов мэрии составила 750,0 тыс. рублей.

2.6        Совместно с администрацией Новосибирской области по ОАО «НАПО им. Чкалова» проведена большая работа, направленная на укомплектование рабочими кадрами, обеспечение специалистов и рабочих предприятия жильем, предоставление мест в детских дошкольных учреждениях. Аналогичные меры по решению кадровых и социально-бытовых проблем были предприняты и в отношении НПО «Элсиб» ОАО в связи с многократным расширением производства в 2008-2010 годах.

2.7        В целях оказания содействия промышленным предприятиям по вопросам обеспечения роста промышленного производства, улучшения финансового состояния предприятий, и т.п.:

           Проведены выездные заседания департамента во всех районах города Новосибирска, на которых состоялись встречи с руководством 115 промышленных предприятий и научных организаций по итогам работы за 2006 год и планах работы на 2007-2010 годы. Самостоятельно администрациями районов организовано обсуждение производственной деятельности еще 65 предприятий.

           Для повышения эффективности работы и предупреждения банкротства предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, постановлением мэра от 09.04.2007 №252 утвержден Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса, включенных в перечень стратегических предприятий и организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед бюджетом города. Решение о реструктуризации задолженности перед бюджетом города принято в отношении ОАО «Новосибирский завод им. Коминтерна, ОАО «Катализатор», ФГУП НПО «Луч».

           Подготовлено распоряжение мэра «О создании городской комиссии по вопросам повышения эффективности работы с убыточными организациями, находящимися на территории города Новосибирска».

2.8        В течение 2007 года оказано содействие в подборе земельных участков и производственных площадей группе компаний САХО под строительство четырех хлебозаводов, группе компаний «Комтех» для организации производства металлообрабатывающих комплексов, ООО «РСУ 1 С» для расширения производственной базы по обслуживанию строительной техники, ЗАО «ОСТЕК-Сибирь» для организации производства кабеленесущих систем из оцинкованной стали, ООО «СП Нидан - экофрукт» для строительства нового завода по производству соков.

2.9        В целях повышения качества выпускаемой в городе продукции и расширения рынков сбыта:

•  Ежегодно совместно с МАРП, НГ ТИП проводится городской конкурс продукции услуг и технологий «Новосибирская марка». В 2007 году организовано и проведено 5 конкурсов «Новосибирская марка», лауреатами конкурса признаны 106 предприятий и организаций, занятых в сфере промышленного производства, здравоохранения, образования страховой, финансовой, инвестиционной, лизинговой, информационной деятельности. 35 предприятий и организаций Новосибирска, как неоднократные победители конкурса «Новосибирская марка», занесены на Доску почета города - 2007.

      Реализуется План мероприятий по внедрению систем менеджмента качества на промышленных предприятиях Новосибирска на 2006-2008 годы. Согласно плану совместно с ФГУП «НЦСМ» проводится работа по организации семинаров для руководителей и специалистов предприятий и организаций по теме: «Разработка и внедрение системы менеджмента качества на основе международных стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000». В 2007 году 12 предприятий получили сертификат качества СМК по ГОСТ ИСО 9001-2001;

      Осуществлялась работа совместно с дирекцией межрегиональных программ по формированию коллективных экспозиций предприятий для участия в региональных промышленных и международных выставках. Были организованы коллективные экспозиции с продукцией и рекламно — информационными материалами 88 организаций города, которые были представлены на 9 межрегиональных и международных промышленных выставках и форумах (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Красноярске, Омске и др.).

 

3. Реализация муниципального заказа

В 2007 году общий объем муниципального заказа составил 15535,17 млн. рублей с учетом закупок у естественных монополистов и закупок малого объема.

За этот же период комиссиями по размещению муниципального заказа, созданными при отраслевых департаментах и администрациях районах города было проведено 5334 торгов по определению поставщиков продукции для муниципальных нужд на сумму 12825,40 млн. рублей, в которых приняли участие 12318 предприятия и организации, 4745 из которых признаны победителями по различным номенклатурным позициям. Экономия средств бюджета города в результате проведения торгов составила 589,71 млн. рублей.

За данный период, помимо торгов, проведено 2828 запросов котировок на сумму 621,95 млн. рублей, в которых приняли участие 7444 претендентов, 2708 из которых предложили наилучшие условия муниципальных контрактов и были признаны победившими. Экономия средств бюджета города в результате проведения запросов котировок составила 57,44 млн. рублей.

Таким образом, в 2007 года посредством проведения торгов и запросов котировок муниципальный заказ был размещен на сумму 13447,35 млн. рублей. В числе победивших 43 предприятия крупной и средней промышленности, с которыми заключены муниципальные контракты на сумму 335,86 млн. рублей.

Общий объем экономии средств бюджета города, достигнутый благодаря проведению конкурентных закупок, по итогам 2007 года составил 647,15 млн. рублей.

В 2007 году общий объем муниципального заказа составил - 15535,17 млн. рублей с учетом закупок у естественных монополистов и закупок малого объема.

За этот же период комиссиями по размещению муниципального заказа, созданными при отраслевых департаментах и администрациях районах города было проведено 5334 торгов по определению поставщиков продукции для муниципальных нужд на сумму 12825,40 млн. рублей, в которых приняли участие 12318 предприятия и организации, 4745 из которых признаны победителями по различным номенклатурным позициям. Экономия средств бюджета города в результате проведения торгов составила 589,71 млн. рублей.

За данный период, помимо торгов, проведено 2828 запросов котировок на сумму 621,95 млн. рублей, в которых приняли участие 7444 претендентов, 2708 из которых предложили наилучшие условия муниципальных контрактов и были признаны победившими. Экономия средств бюджета города в результате проведения запросов котировок составила 57,44 млн. рублей.

Таким образом, в 2007 года посредством проведения торгов и запросов котировок муниципальный заказ был размещен на сумму 13447,35 млн. рублей. В числе победивших 43 предприятия крупной и средней промышленности, с которыми заключены муниципальные контракты на сумму 335,86 млн. рублей.

Общий объем экономии средств бюджета города, достигнутый благодаря проведению конкурентных закупок, по итогам 2007 года составил 647,15 млн. рублей.

Ожидаемый объем закупок в результате проведения торгов и запросов котировок по итогам 2008 года составит ориентировочно 20 000 млн. рублей, планируемая экономия средств бюджета города при этом достигнет 650,00 млн. рублей.

Основной задачей отдела муниципального заказа в 2007 году являлась организация размещения муниципального заказа в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и методическое руководство в системе управления муниципальными закупкам.

В этих целях были разработаны и утверждены:

постановление мэра от 27.03.2007 № 195 «Об оптимизации системы размещения муниципального заказа»;

распоряжение мэра от 31.05.2007 № 4804-р «Об организации проведения семинара»;

постановление мэра от 29.06.2007 № 506 «О внесении изменений в постановления мэра от 27.03.2006 № 333, от 26.03.2007 № 195»;

распоряжение мэра «Об организации обучения специалистов мэрии г. Новосибирска и выделении 45 тыс. рублей управлению делами мэрии г. Новосибирска» от 25.09.2007;

постановление мэра «Об утверждении примерных форм муниципального контракта и договоров, заключаемых в соответствии с ним» от 07.11.2007 № 858;

постановление мэра «О делегировании полномочий муниципального заказчика» от 29.12.2007 № 1062.

В целях повышения уровня квалификации специалистов мэрии, занимающихся размещением муниципального заказа, отделом муниципального заказа управления науки и промышленности мэрии были организованы и проведены следующие мероприятия:

Организовано участие специалистов мэрии в семинарах по темам:

         «Актуальные вопросы государственного заказа и реализации Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

         «Государственные и муниципальные закупки. Практические вопросы применения государственных и муниципальных закупок»;

         «Контроль УФАС за соблюдением законодательством в сфере размещения заказов»;

         «Аукционист для государственных и муниципальных закупок»;

         «Изменения требований к организации и проведению закупок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ»;

На данных семинарах рассматривались следующие вопросы: основные изменения в 94-ФЗ; изменения в организации отдельных видов закупок; аукцион как процедура проведения торгов; практические аспекты применения законодательства.

Кроме того, отделом муниципального заказа был подготовлен и проведен семинар по теме «Изменения требований к организации и проведению закупок в соответствии с ФЗ от 20.04.2007 № 53-ФЗ» (79 чел.- 31.05.2007).

Специалистами отдела муниципального заказа была сформирована группа из специалистов мэрии (74 чел.), которая прошла обучение в НГТУ с получением квалификационных сертификатов по курсу «Управления государственными и муниципальными закупками».

 

4. Основные задачи в сфере науки и промышленности на 2008 год

1.Дальнейшее создание условий для развития конкурентоспособного производственного комплекса и повышения эффективности научно-инновационного потенциала города в целях поддержания устойчивых темпов роста промышленного производства и обеспечения в 2008 году:

объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по чистым видам деятельности в действующих ценах на сумму 130,0- 135,0 млрд. рублей;

уровня среднемесячной заработной платы в промышленности не ниже 17,0 тыс. рублей;

объема инвестиций в основные фонды вновь создаваемых и действующих предприятий в размере 10,5 млрд. рублей;

увеличения объема реализации промышленной продукции на рынках топливно-энергетического комплекса до 9,0 млрд. рублей.

2.   Оказание содействия в решении вопросов, направленных на расширение объемов выпуска авиационной техники, спецтехники, развитие энергетического машиностроения, промышленности строительных материалов.

3.   Содействие развитию в Новосибирске инфраструктуры инвестиционно- инновационной деятельности, в том числе:

•  развитие взаимодействия с Президиумом СО РАН, организациями академической, вузовской и отраслевой науки в целях углубления прикладного характера их научно-технического потенциала, технологического перевооружения промышленности, отраслей жизнеобеспечения города;

      совместная работа с администрацией Новосибирской области по созданию в Академгородке научно-технологического парка высоких технологий и формированию городской площадки строительства технопарковых объектов на базе СибГУТИ;

      создание научно-промышленных кластеров;

      оказание муниципальной поддержки субъектам инвестиционной и инновационной деятельности.

4.   Разработка совместно с департаментом транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса программы организации производства электротранспорта в городе Новосибирске.

5.   Дальнейшее расширение межрегионального и международного экономического и научно-технического сотрудничества в целях продвижения продукции и услуг промышленных предприятий и научных организаций города.

6.   Содействие внедрению на предприятиях Новосибирска систем менеджмента качества в соответствии с международными стандартами и участию предприятий и организаций города в конкурсах качества.

7.   Оптимизация системы размещения муниципального заказа в соответствии с государственной политикой.

 

5. Наиболее важные и актуальные вопросы для обсуждения

5.1.   Публичное обсуждение актуальных проблем местного самоуправления, возникших в связи с введением федерального закона № 131 по ограничению полномочий органов местного самоуправления, прежде всего, по реализации промышленной, научной и инвестиционной политики.

5.2.   Проведение конференции по развитию взаимодействия в решении вопросов венчурного инвестирования для активизации инновационной деятельности.

5.3.   Проведение первого открытого конкурса инновационных проектов в рамках городов — членов Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.

 

III. Основные задачи управления рекламы мэрии города Новосибирска

Наиболее значимыми задачами, исполненными управлением рекламы мэрии города Новосибирска в 2007 году являются увеличение и освоение до 13,8 млн. руб. объема финансирования размещения социальной рекламы; качественное улучшение ее исполнения.

Кроме того, значимым событием стал пилотный проект по праздничному оформлению города Новосибирска к Новогодним и Рождественским праздникам. Реализация данной концепции является первым этапом масштабного проекта по оформлению города ко всем основным общероссийским, городским праздникам.

Из достижений других городов можно отметить опыт столичных городов (Москва, Санкт-Петербург) при разработке и реализации нормативных правовых актов в части размещения коммерческой и социальной рекламы.

Не решенными и неясными вопросами является администрирование новой редакции ФЗ «О рекламе» в части реализации, например, «антимонопольных» поправок; Жилищного кодекса — в части использования рекламораспространителями общедолевой собственности; применения внесудебного демонтажа объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением законодательных, нормативных, правовых актов и т.д.

Задачами на 2008 год являются:

-   для продолжения формирования общегородского реестра, установленных средств наружной рекламы и более точного прогнозирования поступления денежных средств в бюджет города, проведение плановой инвентаризации;

-   стимулирование развития новых типов рекламных конструкций;

-   концептуальная реализация размещения рекламоносителей на основных магистралях города, в том числе замена устаревших на более современные;

-   продолжение проведения демонтажей объектов наружной рекламы, размещенных с нарушением Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» и «Правил распространения наружной рекламы в городе Новосибирске», утвержденных решением городского Совета от 28.02.2001 № 142 (в редакции решений городского Совета от 29.05.2002 № 403, от 17.02.2005 № 549, от 25.10.2006 № 372) (далее «Правила»);

-   применение к нарушителям ФЗ «О рекламе» и «Правил» мер административного воздействия.

 

IV. Комитет по труду мэрии города Новосибирска.

Считаем целесообразным проведение конференции либо совещания АСДГ по вопросам оплаты труда:

формирование оплаты труда в бюджетной сфере;

работа по выводу заработной платы из «тени».

Сроки проведения - октябрь - ноябрь 2008 года.