О М С К


1. Что наиболее значительное удалось сделать в  области торговли  и потребительского рынка в 2007 году?


Среди наиболее значимых достижений в области торговли и потребительского рынка в 2007 году необходимо отметить следующие:


1. Строительство и ввод крупных торговых предприятий нового формата (гипермаркетов, супермаркетов, многопрофильных торговых комплексов), предприятий питания в торговых и культурно-развлекательных центрах

Компанией ООО «МЕТРО Кэш энд Кэрри» реализован инвестиционный проект по строительству многофункционального торгового комплекса в городе Омске  и в  ноябре  2007 года компания ввела в действие ТК«МЕТРО Кэш энд Кэрри». -30,0 тыс. кв.м.

В 2007 году в городе Омске введены современные многофункциональные торговые комплексы: ТК «Триумф» -32,0 тыс. кв.м,  ТК «Герцен-PLAZA»- 12,0 тыс. кв.м, ТК «Маяк» -22,5 тыс. кв. м, ТК «БАУЦЕНТР» -22,5 тыс. кв.м, ТК «Лента»- 8,0 тыс. кв. м, и  продуктовый супермаркет «АЛПИ»-5тыс.кв.м, Т К «АТ Маркет»-8,0 тыс.кв.м.

В 2007 открыты современные  ресторан быстрого питания «СБАРРО» и ресторан «Гранд Кафе Провиант» с итальянской кухней,  ресторан «Париж» с французской кухней, ресторан «КНАЙПА» с немецкой кухней, ресторан «Шаляпин» с русской кухней.

Проведены  переговоры по вопросу размещения в городе Омске торговых комплексов с компаниями:

- ООО «Молл Менеджмент» (партнер Meinl European Land Group), планирующим строительство торгово-развлекательного комплекса площадью 100 000 кв.м под брендом «ПАРК ХАУС»;

          - ООО «СКМ Девелопмент» планирующим строительство специализированного торгового комплекса площадью 100 тыс. кв.м.

Приступили к строительству многофункциональных торговых комплексов  «Торговый квартал» -100,0 тыс. кв. м и «IKEA»-120,0 тыс. кв.м.


2. Развитие ярмарочной деятельности, организация конкурсов

В условиях конкурентной экономики особенно возрастает роль выставочно-ярмарочных мероприятий, которая способствует продвижению товаров на внутренний и внешний рынки. Уровень и качество организации и проведения выставочных мероприятий во многом зависит от наличия в регионе специализированных выставочных площадей. В 2007 году компанией «Агростройкомплект»  введен в действие современный крупный  выставочно-торгово-развлекательный центр «Континент-2» -50 тыс.кв.м.

В ноябре 2007 года проведена ежегодная выставка товаров народного потребления омских производителей «Омская марка». Работа выставки направлена на стимулирование развития деятельности местных производителей товаров народного потребления, расширение ассортимента выпускаемой ими продукции и содействие в продвижении ее на омском и внешних рынках.

С июня по август 2007 года в рамках подготовки к празднованию Дня города Омска проходил ежегодный  городской конкурс «Славлю тебя, мой город!». Конкурс проводился в целях стимулирования создания сувениров и   декоративно-прикладной продукции с использованием символики города Омска, а также поддержки деятельности мастеров народных промыслов и организаций, использующих в своей продукции символику города Омска. В конкурсе приняло участие свыше 50 претендентов. Победители определялись по 9 номинациям.

В июне 2007 года проведен конкурс «Лучший продавец года».  В  конкурсе приняло участие 152 организации торговли.

В ноябре 2007 года проведен III Чемпионат по кулинарии и сервису «Омское гостеприимство-2007»  в Чемпионате приняло участие 44 организации общественного питания. Проведен конкурс профессионального мастерства «Лучший официант санатория-профилактория». Совместно с ООО «Ассоциация Омских Кулинаров» проведено 5 мастер-классов по внедрению современных технологий кулинарного и кондитерского производства и распространения передового опыта.    

Совместно с  НП «Ремесленная палата Омской области» проведен  конкурс «Лучший модельер-закройщик» в рамках IV международного фестиваля «Формула моды».


3. Реализация плана по размещению розничных рынков на территории города Омска и Омской области

В  соответствие с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» на территории города Омска  размещено 52 розничных рынка. В  2007 году приступили к переводу открытых площадок на розничных рынках в многофункциональные торговые комплексы. На территории филиала «Левобережный» МУП города Омска «Муниципальные рынки» открыт ТК «Маяк», на территории филиала «Ленинский» МУП города Омска «Муниципальные рынки» открыт ТК «Апельсин».


4. Утверждение генерального плана развития муниципального образования городской округ город Омск Омской области 

После утверждения в 2007 году генерального плана развития муниципального образования городской округ город Омск Омской области  Администрация города Омска приступила к подготовке предложений по возможным преференциям для инвесторов по стимулированию развития предприятий социальной направленности, отвечающих современному уровню обслуживания (магазинов, столовых, кафе), шаговой (пешеходной) доступности. В результате в городе Омске появилась сеть  мини-маркетов шаговой доступности «Холифут».


5. Мероприятия, направленные на поддержание стабильности потребительского рынка, недопущения ухудшения обеспечения  населения продовольственными товарами первой необходимости

Проводится мониторинг применения торговых надбавок «социальных сортов» хлеба в предприятиях розничной торговли и разъяснительная работа среди предпринимателей о социальной значимости снижения торговой надбавки на массовые сорта хлеба,  в  результате чего цена на «социальные сорта»  хлеба («Урожайный», «Пшеничный») в Омске остается одной из самых низких в Сибирском регионе.

Переработчикам молочной продукции рекомендовано снизить отпускную цену на наиболее востребованную продукцию: молоко и кефир в мягкой упаковке жирностью 2,5%, творог жирностью 2%, сметану жирностью 20%, а также начать выпуск новой ассортиментной линии молочной продукции по более низким ценам.    Достигнуто соглашение  с руководителями предприятий торговли о снижении  торговой надбавки до 10% на  наиболее востребованную молочную продукцию. В результате проводимой работы цены  на продовольственные товары  в городе Омске к концу 2007 года постепенно стабилизировались.

Кроме того, в 2007 году на 8 продовольственных муниципальных рынках города Омска проведено 416  Губернских сельскохозяйственных  ярмарок по продаже сельскими товаропроизводителями  продуктов  питания, в том числе мяса и молочных продуктов по доступным  для всех слоев  населения города Омска  ценам. В 2007 году сельскохозяйственными товаропроизводителями агропромышленного комплекса Омской области на Губернских  сельскохозяйственных ярмарках напрямую, минуя посредников, реализовано 389,1 тонн мяса, 271,4 тонн колбасных изделий, 606,1 тонн молочной продукции, 440 тонн мяса птицы, 3864,1 тысячи штук яйца, 730,3 тонн овощей.


6. Совершенствование взаимодействия субъектов малого предпринимательства и общественными организациями по защите прав потребителей

В целях создания условий для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления города Омска с федеральными органами государственной исполнительной власти и общественными объединениями потребителей по вопросам защиты прав потребителей реализуется Постановление Мэра города Омска от 25.12.06  № 373-п «Об утверждении Плана мероприятий по защите прав потребителей на территории города Омска на период до 2010 года». Планом мероприятий определены формы взаимодействия власти и бизнеса и общественных организаций, а также, определены организационные и информационные инструменты  сотрудничества по вопросам выполнения Федерального Закона  «О защите прав потребителей».

Также в 2007 году проведено 17 «горячих линий», в которых совместно со специалистами структурных подразделений Администрации города Омска приняли участие, Региональная общественная организация «Омский областной Союз предпринимателей», общественная организация выпускников Президентской программы, Фонд поддержки малого предпринимательства Омской области, НП «Ремесленная палата», Омское областное общество защиты прав потребителей, журнал «Бизнес-Консультант» и др. На официальном сайте Администрации города Омска создана страница «Малый бизнес в Омске», на которой размещаются информационные и справочные материалы  для субъектов малого предпринимательства. Совместно с Администрациями административных округов города Омска организовано  презентационных мероприятий по программам обучающих семинаров организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. 


2. Какие успехи и достижения наших коллег  из других городов Вы особо отметили?

Строительство делового центра в городе Иркутске «Иркутск-Сити» более 200 тыс. кв. м полезной площадью и  строительство в городе Екатеринбурге  «Екатеринбург-Сити» площадью 450 тыс. кв.м. Строительство группой компаний ресторатора г-на Новикова в городе Новосибирске первого в Сибири ресторана middle-класс.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошлом году?

Проблема стихийной  торговли   продуктами питания  

Решению данной проблемы направлены комплексные мероприятия, проводимые межведомственными  комиссиями  административных округов города Омска по пресечению несанкционированной торговли,  в состав которых входят представители территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской  области, Государственного  учреждения Омской области «Омский областной центр по профилактики, экспертизе и лечению животных», сотрудники управления милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства УВД Омской области. Данные мероприятия включают несколько направлений:

- проведение рейдов по  выявлению мест стихийной торговли и пресечению торговли в неустановленных местах;   

- разъяснительно-профилактическая работа;

-работа по увеличению специально оборудованных мест для продажи продукции, выращенной на садовых и приусадебных участках.

За текущий год окружными комиссиями по ликвидации стихийной торговли проведено 255 целевых рейда. В ходе проведения рейдов составлено 605 протоколов, передано 344 материала в суд, изъято продукции на сумму 91 тыс. рублей, наложено штрафных санкций на сумму 131, 5 тыс. руб. Однако отсутствие в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за торговлю в неустановленных местах не позволяет искоренить стихийную торговлю.


4. Какие задачи стоят в 2008 г.?

В целом, в 2008 году приоритетными задачами будут следующие:

  • переход на принцип стратегического планирования при размещении многофункциональных торговых комплексов на территории города Омска;
  • развитие сети, обеспечивающей для населения территориальную (шаговую) доступность потребительских услуг;
  • качественное изменение структуры объектов торговли и питания на основе развития торговых сетей, увеличения количества супермаркетов и гипермаркетов; развития сетей быстрого питания;
  • упорядочение мелкорозничной торговой сети на основе адресных программ размещения объектов, ликвидация торговли в неустановленных местах;
  • формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;
  • создание благоприятных условий для развития предпринимательской активности в сфере потребительского рынка;
  • формирование нормативного правового и информационного обеспечения участников потребительского рынка;
  • подготовка квалифицированных специалистов для сферы потребительского рынка и услуг города Омска, соответствующих современным требованиям рынка труда.


    5. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

Считаем целесообразным обращение АСДГ в Правительство РФ с предложением об ускорении принятия «Закона о торговле».

В целом, АСДГ может способствовать созданию оперативного информационного обмена между городами по актуальным вопросам развития потребительского рынка и торговли  и о  сотрудничестве в торгово-экономической области органов власти и бизнес - сообществ (организация соответствующей рубрики на Интернет-сайте АСДГ, подразумевающей возможность интерактивного общения, формирование механизма предоставления городами информации по запросам), а также созданию базы данных, содержащей модели решения типовых  проблем городов Сибири и Дальнего Востока.

АСДГ также может способствовать обмену опытом между сибирскими и дальневосточными городами по привлечению и использованию научного потенциала в решении отраслевых проблем, организации обмена информацией между городами об инвестиционных проектах и предложениях, предлагаемых к реализации хозяйствующими субъектами и администрациями городов участников АСДГ.

Также считаем необходимым продолжить работу по формированию информационной базы АСДГ.


6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Считаем целесообразным проведение конференции, совещаний по обсуждению наиболее актуальных вопросов развития потребительского рынка и решению типовых проблем.


7. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите, пожалуйста, наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения, вопросы для обсуждения.

- Государственная и муниципальная политика в сфере  поддержки и развития малого и среднего предпринимательства отрасли торговли;

- Привлечение инвестиций в сферу потребительского рынка и торговли;

- Регулирование предпринимательской деятельности в сфере потребительского рынка и торговли;

- Разработка и внедрение новых технологий в сфере потребительского рынка и торговли;

- Повышение  кадрового потенциала сферы потребительского рынка и торговли;

- Внедрение Системы менеджмента качества при производстве продуктов питания;

- Проблемы современного состояния и перспективы развития сферы торговли и гостеприимства Сибирского региона.