У Л А Н У Д Э


1. Что наиболее значительное удалось сделать в области  развития потребительского рынка в 2007 году?

        1. Стратегически важным событием 2007 года, направленным на  совершенствование системы управленческих воздействий, стала разработка  Концепции развития потребительского рынка товаров и услуг г. Улан-Удэ на 2007-2012 годы. Актуальность Концепции обусловлена тем, что потребительский рынок сегодня формирует пятую часть регионального валового продукта, занимает второе после промышленности место в формировании бюджета республики и, как визитная карточка, является внешним индикатором уровня благосостояния населения. В городе Улан-Удэ более 50% предприятий относятся к сфере потребительского рынка, что определяет его одним из главных источников занятости в городском хозяйстве, обеспечивающим рабочими местами около 18% трудоспособного населения.

          Концепцией определены основные направления развития потребительского рынка товаров и услуг в разрезе по отраслям и инфраструктурным составляющим, разработаны рекомендации по совершенствованию системы управления.

          В качестве основных направлений развития потребительского рынка товаров и услуг выбраны:

1)     Высокое качество торгового обслуживания, доступное для  горожан и гостей города.

2) Обеспечение продовольственной безопасности города, что подразумевает

  • развитие производства продуктов питания;
  • совершенствование оптовой торговли;
  • поддержку садоводческого комплекса города.   

3)   Высокое качество услуг новый уровень обслуживания, включающее в себя:

     -   новое качество бытовых услуг;

     -   новый уровень ресторанного сервиса «кухня - на любой вкус».


   В целях совершенствования системы управления выстроены приоритеты:

- в области развития инфраструктуры потребительского рынка товаров и услуг;

- в области усиления социальной политики в сфере функционирования потребительского рынка;

- в области управления и регулирования потребительского рынка товаров и услуг.

        2. В 2007 году, благодаря стремительному развитию крупных форматов торговли, обеспечивающих комплексность предоставляемых услуг, активному росту числа объектов ресторанного сервиса и бытового обслуживания, обеспеченность населения города услугами достигла уровня развитых российских городов и составила на 1000 жителей:

- 540 кв. м торговых площадей в предприятиях розничной торговли;

- 43 посадочных места в предприятиях общественного питания;

- 7 рабочих мест в предприятиях бытового обслуживания.

          В прошедшем году отмечен более, чем в 1,5 раза рост инвестиционных вложений в объекты потребительского рынка. По оценке общий объем инвестиций составил около 2 млрд. рублей.

        3. В 2007 году оборот розничной торговли на душу населения вырос на 27%, оборот общественного питания на душу населения увеличился практически в 2 раза, а бытовых услуг каждый житель города получил  в среднем больше, чем в предшествующем году на 40%.
    
4. В 2007 году введена в эксплуатацию вторая очередь первого полноформатного торгово-развлекательного комплекса «Два кита» с продовольственным супермаркетом, гостиницей, барами и рестораном, а также с центром семейных развлечений, включающим боулинг, детский игровой центр, роллердром, караоке-бар.

            5. Во время проведения первого 1-го городского «Дня карьеры» в апреле прошедшего года было принято решение о создании Ресурсного центра по подготовке и переподготовке специалистов для индустрии гостеприимства, после чего финансирование проекта создания Ресурсного центра было включено в муниципально-целевую программу «Развитие предпринимательства и потребительского рынка на 2008-2010годы». В ноябре 2007 года во время проведения Байкальских дней предпринимателя было организовано публичное подписание Соглашения о создании Ресурсного центра между Администрацией города, Министерством образования и науки Республики Бурятия и профессиональным лицеем №12, готовящим кадры для торговли и общественного питания.

          6. В октябре 2007 года по инициативе и организационной поддержке Администрации города была создана Академия гостеприимства, основной задачей которой является практическая переподготовка специалистов сферы ресторанного сервиса с учетом конкретных потребностей действующих предприятий.

             7. В ноябре прошел трехдневный Фестиваль ресторанного искусства, в рамках которого было организовано 4 конкурса:

- среди официантов «Серебряный поднос»;

- среди поваров «Маэстро кухни»;

- среди учащихся  профильных учебных заведений «Молодые кулинары» (в международном формате);

- среди городских предприятий ресторанного сервиса «Таинственный посетитель».

          В рамках Фестиваля  проведено 3 мастер-класса, выставка «Все для ресторатора», практический семинар по кейтерингу.

            8. В 2007 году впервые был реализован совместный проект Администрации города и Министерства сельского хозяйства и продовольствия РБ по организации ярмарок выходного дня, в результате чего проведено 14 ярмарок в разных районах города. На ярмарках выходного дня оценочно было реализовано около 800 тонн продукции республиканских сельхозпроизводителей на сумму 23 млн. рублей. Горожане получили возможность купить продукты питания по ценам ниже рыночных на 20-30%.


           2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов можно отметить?

          Замечательным фактом развития потребительского рынка в ряде городов АСДГ является успешное продвижение продукции местных и отечественных товаропроизводителей в сетевых крупноформатных объектах розничной торговли. Например, в недавно открывшемся в Новосибирске гипермаркете «Ашан» продукция городских и областных товаропроизводителей позиционирована таким образом, что невозможно ее не заметить, а их брэнды, размещенные на специальных стендах, демонстрируют уважение к территории и ее жителям. Считаем, что подобный опыт необходимо перенимать.

         Интересен опыт Красноярска по разработке инфраструктурных стандартов потребительского рынка.

          3. Какие проблемы не удалось решить в прошлом году?

         Пока не удалось решить проблему обеспеченности услугами торговли и сервиса жителей отдаленных микрорайонов. При отсутствии законодательных рычагов регулирования органам местного самоуправления сложно влиять на оптимизацию процессов размещения  стационарной сети.

          Остро стоит проблема качества и количества трудовых ресурсов в предприятиях сферы потребительского рынка, что является основной причиной относительно низкого уровня качества сервиса при буйном количественном росте сети объектов.


         4. Основными задачами 2008-го года считаем:

         - создание системы информационного обеспечения потребительского рынка;

         - реализацию проекта создания Ресурсного центра;

         - разработку инфраструктурного стандарта потребительского рынка, в т.ч. для отдаленных микрорайонов;

         - развитие отношений с предпринимательскими структурами с позиции муниципально-частного партнерства.


         Исходя из вышесказанного, считаем полезным и необходимым включить в повестку ХХV Общего собрания АСДГ обсуждение проблем:

         - развития сферы потребительского рынка товаров и услуг в условиях отсутствия государственного регулирования внутренней торговли;

         - методического обеспечения процессов разработки инфраструктурных стандартов;

         - кадрового обеспечения отраслей потребительского рынка.