АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Европейский Союз. Самоуправление как демократическая европейская ценность

23.09.2013
Какое место в нашей стране занимает человек, общество? «Смотря, какой человек!» – очень распространенный ответ. Это там, за границей, глава государства может жить в пятиэтажке рядом с обычными людьми (например, Ангела Меркель, первое лицо Германии). Это там, за границей, человек и общество являются влиятельными, с ними считаются, и когда решается судьба придомовой территории – как в Швейцарии, которая побила все рекорды по количеству и качеству местных референдумов, – и судьба государства – как в Норвегии, Граждане которой (граждане с большой буквы) трижды голосовали против вступления в ЕС, потому что это не соответствует интересам рыбаков и аграриев.
Влиятельными могут быть только Люди, которые знают, что государство – для них, а не они для государства, которые относятся к чиновникам как к персоналу, нанятому ими для выполнения определенных полезных действий для них, людей, работы. Люди, которые знают, что такое достоинство.

Самоуправление в Европейском союзе

Как либеральная философия, так и христианская наука об обществе ссылаются на принцип субсидиарности, согласно которому Человек как общественное существо должен отвечать за себя и быть готовым к совместным действиям в обществе. Согласно этому, одному из основных принципов деятельности Европейского союза, решения государством должны приниматься так, чтобы давать людям шанс самим решать проблемы. И только если это за пределами их возможностей, проблема должна решаться на более высоком уровне.
Таким образом, прежде всего, надо дать возможность решить проблему отдельным индивидуумам, а если они не справятся – семьям, после – общественным организациям, местным общинам, регионам, государству и, в случае необходимости, международному сообществу. Институты высшей ступени имеют право вмешиваться лишь в том случае, если невозможно решить проблему на более низком уровне, но вмешательство это должно носить характер «помощи для самопомощи».
На принципе субсидиарности построена Конституция Республики Польша, уже в преамбуле которой указано: «устанавливаем Конституцию Республики Польша как основной закон для государства, основанный на уважении и справедливости, на взаимодействии властей, общественном диалоге, а также на принципе субсидиарности, что укрепляет права граждан и их объединений». Согласно этому изречению об общественном диалоге и принципе субсидиарности, строится взаимодействие между неправительственными организациями и публичной администрацией в Польше. Потому как член Европейского союза обязан придерживаться принципа партнерства, под которым подразумевается, что в процессе принятия и выполнения решений, кроме институтов европейского сообщества, должны принимать участие не только страны-члены, а также и местные и региональные власти и субъекты, которые лучше знают возможности и потребности своего региона.
Субсидиарность является важнейшим принципом, который должен определять отношения на уровне «администрация – неправительственные организации» и предусматривать рациональные и практические отношения между единицами низшего и высшего уровня: если что-то не можешь, будет оказана помощь, если способен что-то сделать сам, выполнение этой задачи будет передано тебе. Такого рода отношения кратко определяет высказывание: «Государства должно быть так мало, насколько это возможно, и так много, насколько это необходимо». Применение этого принципа на практике не только укрепляет ответственность и повышает активность граждан, но и предоставляет свободу действий.

На практике

Принцип стремления к активному участию общественного сектора в формировании политики ЕС и принятии решений записан в Белой книге, посвященной реформе философии правления и большего привлечения населения и учета мнения каждого гражданина в принятии решений, а также в воплощении их в жизнь.
Указанные принципы способствуют такой модели взаимоотношений между администрациями различных уровней неправительственными организациями (НПО), в которой сотрудничество с НПО не является актом доброй воли или вопросом выбора, а является правовой обязанностью. В европейских странах НПО помогают властям выполнять их обязанности перед гражданами, принимая на себя реализацию некоторой части публичных задач, особенно, что касается социальных прав. В Нидерландах, Германии или Великобритании в среднем НПО предоставляют более 50% всех услуг, которые гарантированы гражданам законом.
А в Польше законом предусмотрено создание Совета общественно полезной деятельности, который назначается и снимается министром социальной политики, также в большинстве государственных организаций у них есть лицо, которое отвечает за сотрудничество с НПО, и действует правительственная программа – Фонд гражданских инициатив, которой предусматривается выделение средств на поддержку НПО, отобранных по конкурсу. Так, только в 2004-2007 годах выделялось по 30 миллионов злотых ежегодно, и из средств местного самоуправления было профинансировано почти половину общественных объединений – прежде всего, объединения, занимающиеся охраной здоровья, профилактикой и социальной помощью, спортивные клубы и добровольные пожарные дружины. До 38% НПО получали помощь и от бизнеса. Итак, в Польше самоуправляющиеся объединения заняли должное место в обществе: в 2004 году более половины поляков не представляли себе эффективного демократического государства без неправительственных организаций.

Источник: http://novostiua.net/


Возврат к списку новостей