АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

"Муниципальная Россия". Минфин РФ: политика рационализации расходов

"Муниципальная Россия". Минфин РФ: политика рационализации расходов 13.03.2014
19 декабря 2013 года в Москве состоялось расширенное заседание секции «Финансисты субъектов РФ» некоммерческого партнерства «Сообщество финансистов России» (СФР), которое провела председатель Совета СФР, депутат Госдумы РФ Надежда Максимова. В заседании также приняли участие представители секции «Финансисты муниципальных образований». В докладах речь шла о рационализации бюджетного процесса за счет более четкого управления и контроля, участия максимально широкого круга заинтересованных сторон (включая общественность) в оценке эффективности бюджетных расходов и разработке предложений по их корректировке. По нескольким темам развернулись горячие дискуссии, в частности в отношении требования установить уровень зарплаты работникам бюджетной сферы не ниже средней по экономике региона. Эта мера вынуждает регионы сокращать объем финансовой помощи муниципалитетам, у которых также не хватает средств на выполнение своих расходных полномочий. Подробности в репортаже МР.
Заседание началось с доклада заместителя министра финансов РФ Алексея Лаврова, который рассказал о совершенствовании финансового законодательства в 2013 году и основных направлениях законотворческой работы Минфина на 2014 год. В частности, говоря о переходе в 2014 — 2015 годах всех государственных уровней на программные бюджеты, он указал, что для сохранения единства бюджетной системы муниципалитетам также целесообразно вводить программное бюджетирование, и рекомендовал регионам подготовить типовые проекты муниципального программного бюджета и положения о его разработке и утверждении.
В 2014 году также планируется принять два пакета поправок в Бюджетный кодекс, которые сбалансируют этот документ под цели и задачи социально-экономического развития страны. Первый призван создать условия для стратегического бюджетного планирования, второй — устранить пробелы, неточности и избыточное регулирование в самом Бюджетном кодексе. Докладчик призвал всех заинтересованных лиц принять участие в технической доработке Бюджетного кодекса. Сбор предложений осуществляется по всем каналам: через Минфин, Сообщество финансистов России, профильные комитеты Федерального собрания, а также на специально созданном сайте — www.budcodex.ru .
И. о. начальника департамента финансов Вологодской области, председатель секции «Финансисты субъектов РФ» Валентина Артамонова посвятила свой доклад итогам бюджетного года и формированию региональных бюджетов на 2014 — 2016 годы (в том числе в связи с необходимостью реализации майских указов Президента РФ), с обеспокоенностью отметив рост внутреннего долга в регионах и муниципалитетах . Долг Архангельской области (при соблюдении всех рекомендаций Минфина России) сравнялся с объемом собственных доходов, при этом наблюдается снижение сборов от бюджетообразующих налогов (НДС, НДФЛ) и доходов от продажи акцизов. Ввиду сокращения бюджетного кредитования регионы и муниципалитеты вынуждены кредитоваться в коммерческих банках. Растут расходы на обслуживание государственного и муниципального долга, которые поглощают экономию средств, достигаемую за счет внедрения новых финансовых и управленческих технологий. От лица региональных и муниципальных финансистов докладчица обратилась к Минфину с просьбой оказать содействие в решении долговых проблем субъектов РФ ресурсами федерального бюджета. Алексей Лавров ответил, что предложения по реструктуризации региональных долгов поступают, однако федеральное руководство более склоняется к тому, что это решение не послужит целям и задачам развития территорий, а лишь усугубит ситуацию. По данному вопросу развернулась горячая дискуссия, в ходе которой члены Сообщества финансистов России ставили Минфину на вид непрекращающийся процесс принятия федеральных решений, возлагающих на региональные и местные уровни все новые и новые расходы, не обеспеченные соответствующими доходными источниками. Заявление коллег поддержала Надежда Максимова, выделив из общей массы новых расходных обязанностей требование установить уровень зарплаты работникам бюджетной сферы не ниже средней по экономике региона. Эта мера вынуждает регионы сокращать объем финансовой помощи муниципалитетам, у которых также не хватает средств на выполнение своих расходных полномочий. Не исключены ситуации, когда кредитные обязательства могут превысить доходы, в этой связи докладчица отметила законодательную инициативу Президента РФ о наделении Верховного суда РФ полномочием по введению в субъекте Федерации временной финансовой администрации с целью санации бюджетно-финансовой сферы .
Начальник отдела методологии межбюджетных отношений Департамента межбюджетных отношений Минфина России Дарья Хворостухина, в свою очередь, сообщила о том, что дотации на сбалансированность региональных бюджетов планируется планомерно увеличивать (120 млрд руб. в 2014 году, 130 млрд руб. в 2015 году и 150 млрд руб. в 2016 году). Также разработан проект соглашения между Минфином России и субъектом Федерации о предоставлении дотаций на сбалансированность региональных бюджетов. При этом ведомство сохранило 20 млрд руб. «премиального фонда», который будет распределяться среди регионов, показавших лучшие результаты по управлению бюджетными процессами. В целом Минфин и Правительство приступили к реализации политики перехода от финансирования по запрашиваемым объемам к финансированию как для достижения показателей эффективности, так за их достижение. Этот принцип будет усиливаться, распространяясь по «вертикали» от регионов к муниципалитетам.
Так, в 2014 году Минфин предлагает Правительству России принять решение о снижении процентной ставки по бюджетным кредитам для регионов, но при выделении бюджетных кредитов будут учитываться только показатели эффективности расходов, направленных на реализацию собственных региональных полномочий. Дополнительные расходные обязательства, принимаемые регионами сверх определенного законодательством объема, приниматься во внимание не будут, так как в ситуации острой нехватки бюджетных средств они являются излишней роскошью и поэтому отнесены к категории неэффективных.
Предлагается также укрупнить объем федеральных бюджетных субвенций на исполнение регионами федеральных полномочий и сократить их число до девяти, аналогично и регионам рекомендуется сократить количество своих субвенций муниципалитетам до десяти — пятнадцати. Кроме того, планируется внедрить механизмы правового регулирования выделения субсидий, четко прописывая их объем в законах о бюджетах и выделяя средства в первой половине текущего | года (идеальный срок — до 1 апреля). Одновременно финансовое ведомство намерено принимать меры для пресечения бюджетных нарушений, включая несоблюдение сроков финансирования, повлекших, к примеру, срыв графика строительства капитальных объектов по государственным программам (или, в будущем, государственным бюджетным программам). Здесь предусмотрены и штрафы, и отрицательные трансферты, и изъятие неправильно (в нарушение утвержденного плана реализации программы) реализованных средств. Указанные меры еще не прошли согласование в Правительстве, однако у них есть много сторонников в федеральном руководстве.

Источник: Журнал "Муниципальная Россия"


Возврат к списку новостей