АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Тюменская область. Закон о тишине: громкое обсуждение

Тюменская область. Закон о тишине: громкое обсуждение 15.05.2018
В Тюменской области вступили в действие новые штрафные санкции за нарушение тишины и покоя граждан. Прокомментировать изменения, внесённые в региональный кодекс об административной ответственности, мы попросили заместителя председателя комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы Владимира Ульянова.
— Владимир Ильич, на апрельском заседании Дума приняла поправки в административный кодекс. Вы являетесь инициатором законодательной инициативы. Каковы цель, причина и суть корректировки?
Предложенные мною изменения базируются на принципе соблюдения закона о тишине. Причиной подготовки инициативы стали многочисленные обращения граждан, поступившие во время депутатских приемов. Многие избиратели, особенно из Тюмени, других городов области, жаловались по поводу нарушений их права на защиту от шумных соседей, строительных организаций, ведущих работы чуть не круглосуточно. Но самое большое количество претензий жителей региона — к различным развлекательным учреждениям и предприятиям общественного питания, расположенным в жилых домах либо поблизости.
Да, в областном кодексе уже не первый год установлена административная ответственность за несоблюдение тишины и покоя граждан. Но на практике выясняется: какие-то меры вовсе не срабатывают, какие-то не дают должного эффекта.
Анализируя поступившие обращения и саму статью 1.1 кодекса, где указаны составы действий, подпадающих под административную ответственность и штрафные санкции, я обратил внимание на мизерность предусмотренного наказания. Например, для граждан, нарушающих покой жильцов дома, штраф составляет от одной до двух тысяч рублей, для должностных лиц — три-пять тысяч рублей, юридических лиц — пять-десять тысяч рублей. Владельцам питейных заведений, прибыльных, подобная сумма по карману не ударит.
Потому мы сочли необходимым ужесточить санкции для должностных и юридических лиц. Для должностных лиц штраф установили в размере от десяти до двадцати тысяч рублей, для юридических лиц — от пятидесяти до двухсот тысяч рублей.
Я думаю, изменения, внесенные в административный кодекс, заставят руководителей предприятий и организаций серьезно задуматься: надо ли игнорировать требования закона, жалобы жильцов и ждать, когда придут специалисты Роспотребнадзора, чтобы провести замеры шума. Ведь если претензии граждан окажутся обоснованными, двести тысяч заплатит собственник плюс двадцать тысяч — должностное лицо. Такие деньги на дороге не валяются!
Аналогичные штрафы для юридических и должностных лиц предусмотрены за крики, громкую речь, свист, использование пиротехнических средств с 22 до 8 часов в будние дни, с 22 до 9 часов — в выходные и нерабочие праздничные дни, а также с 13 до 15 часов ежедневно. Исключение — проводимые в муниципалитете культурно-массовые мероприятия и празднование Нового года.
— А если сосед по случаю свадьбы устроил во дворе фейерверк после 22 часов?
Ему придется заплатить 2 тысячи рублей.
— Не маловато?
Будет мало, будут поступать жалобы — добавим. Пока мы посчитали целесообразным не увеличивать санкции за такого рода правонарушения. Они не носят системный характер.
Больше вопросов по другим источникам шума. Например, по срабатывающей в ночное время охранной сигнализации транспортных средств. Поэтому для автовладельцев мы установили штраф до 3 тысяч, для должностных и юридических лиц, отвечающих за платные стоянки, — до 200 тысяч. Собственники стоянок, как правило, расположенных в непосредственной близости от жилых объектов, должны разъяснять клиентам: если автомобиль находится под охраной, сигнализацию необходимо отключать.
Еще более жесткие санкции установлены за нарушение требований закона о тишине при производстве строительных, ремонтных, разгрузочно-погрузочных работ с применением механических и технических средств.
Если раньше гражданин, с раннего утра до поздней ночи работающий перфоратором, мог заплатить за нарушение покоя соседей всего лишь двести рублей, то сейчас ему придется выложить пять тысяч.
Должностные лица за ведение строительных работ в неурочное время наказывались штрафом в размере трехсот рублей, юридические лица — одной тысячи рублей. Согласитесь, для любой строительной организации суммы смешные! Заплатил — и продолжай бить сваи круглыми сутками. А теперь штрафы совсем нешуточные. Для должностных лиц — до пятидесяти тысяч, для юридических лиц — до полумиллиона рублей. 
— Многие торговые объекты расположены либо на первом этаже жилых домов, либо в пристроенных к домам помещениях. Зачастую разгрузочно-погрузочные работы в магазинах ведутся с раннего утра до позднего вечера. У людей под окнами стоит грохот автомобильных двигателей, тележек, на которые перегружается доставленный товар. На такие действия требование закона о тишине распространяется?
Конечно, ведь в кодексе речь идет не только о строительных, но и погрузочно-разгрузочных работах с применением технических и механических средств! Летом водители транспортных средств, стоящих под разгрузкой, обязаны выключать двигатели.
— В первой редакции законопроекта была предусмотрена административная ответственность для владельцев домашних животных — «за непринятие мер по прекращению лая, воя и другого шума, исходящего от домашнего животного, повлекшего нарушение тишины и покоя граждан в определенный период времени». Но при рассмотрении документа в окончательном чтении комитет исключил это положение. Почему? В многоквартирных домах из-за таких беспокойных собак то и дело происходят конфликты между соседями.
О том же часто говорят и наши избиратели: собака лает, визжит, хозяин не реагирует. Для таких нерадивых хозяев и было предложено ввести в кодекс административную ответственность. Но правительство нам подсказало: есть закон «О содержании и защите домашних животных и мерах по обеспечению безопасности населения в Тюменской области», которым установлены меры ответственности владельцев животных. Закон был принят еще в 2003 году. Последние изменения внесены в 2015 году. Чтобы избежать дублирования норм и соблюсти единообразие законодательного процесса, мы исключили это положение из законопроекта о внесении изменений в кодекс об административной ответственности.
Кроме того, в кодексе есть норма, предусматривающая ответственность за нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Владелец, не обеспечивающий надлежащее содержание животного, что создает проблемы окружающим, может быть оштрафован на сумму до двух тысяч рублей. Для должностных лиц штраф составит до пяти тысяч, для юридических лиц — до двадцати тысяч рублей.
— Владимир Ильич, в марте нынешнего года ваш комитет провел круглый стол, посвященный практике применения административного кодекса. На заседании, в частности, говорилось о том, что в результате поправок, внесенных в кодекс в декабре прошлого года, у административных комиссий сузились возможности применения статьи 1.1 к гражданам, не соблюдающим закон о тишине в подъездах домов, во дворах. Если раньше в статье помимо конкретных видов нарушений в скобках указывалась ответственность «за иные действия», то при корректировке документа такая ссылка была вычеркнута…
Слово «иные» — неопределенное понятие. Любая неопределенность может породить нарушение прав человека. Закон должен четко прописывать все действия, за которые следует ответственность. Недостойное поведение граждан в местах общего пользования является нарушением общественного порядка. И наказание за это законом тоже установлено.
— При рассмотрении законопроекта комитет не согласился с предложением администрации Тюмени включить в перечень действий, за которые наступает административная ответственность, «неоднократное использование дверей, создающее повышенный шум». Закручено, конечно, лихо, но смысл понятен. Порой от грохота металлических дверей, установленных в некоторых квартирах, весь подъезд не знает покоя ни днем ни ночью. Почему идея не нашла поддержки?
При определении перечня правонарушений законодатель исходит из того, действия производятся умышленно или нет. Мы полагаем, что в большинстве случаев люди не специально хлопают дверями, все-таки чаще подобное происходит случайно, из-за неудачной конструкции самой двери либо установленных на ней замков.
— Но если каждый жилец по двадцать раз на дню будет случайно хлопать дверью так, что стены трясутся…
Тем не менее, такое действие нельзя квалифицировать как нарушение общественного порядка. Здесь, скорее, вопрос добрососедских отношений. Надо разговаривать и договариваться.
— Что делать, если не удается договориться? Не только по поводу дверей, но и, например, нарушений, прописанных в кодексе: криков, свиста, громкой речи, пения, игры на музыкальных инструментах…
Если в ответ на вашу просьбу вести себя тихо сосед не реагирует, значит, участковый должен призвать его к порядку. 
— Найти бы того участкового! И поможет ли он? Ведь уже несколько лет полномочия полиции по исполнению регионального административного законодательства весьма ограничены.
Есть немало ситуаций, когда участкового вызывать необязательно. Например, если речь идет о нарушении закона о тишине при проведении торжеств. Достаточно вашего заявления в административную комиссию, подкрепленного свидетельствами соседей.
Что касается полномочий полиции. Действительно, ранее по исполнению административного кодекса вопросов не возникало. Полиция принимала заявления, звонки граждан и реагировала. Но в 2014 году были внесены поправки в федеральное законодательство. Нам сказали: стоп, ребята, полиция — не муниципальная, а федеральная структура. Вам надо полномочия эти выполнять? Платите денежки. И возникла проблема: как включить этот механизм.
Сейчас ее решение идет в двух направлениях. Первое направление подразумевает заключение договора между субъектом Федерации или органом местного самоуправления с Министерством внутренних дел России об участии правоохранительных органов в пресечении общественных правонарушений, в том числе и в сфере борьбы с шумом.
Второе направление — это изменение федерального законодательства. В Государственную Думу уже внесен законопроект, предусматривающий наделение полиции определенными функциями по исполнению региональных административных кодексов.
Пока же работа строится так: полицейские наряды выезжают по вызовам, а потом по заявлениям граждан работает участковый. Решение об административном наказании выносят соответствующие комиссии исполнительных органов власти местного самоуправления.
— Насколько реально исполнение новых штрафных санкций?
Вполне реально. На заседании круглого стола, о котором мы уже говорили, прозвучали конкретные цифры, свидетельствующие о хороших результатах работы по привлечению к административной ответственности и взысканию штрафов.
В первые годы после принятия кодекса уровень взыскания составлял 30-40 процентов. Сейчас его довели до 75-80 процентов. С юридическими лицами проблем по уплате штрафов нет. Сложности бывают с гражданами-нарушителями. Но и здесь, я думаю, вопрос решаемый. Во многом он зависит от своевременных и четких действий административных комиссий.
— В ходе круглого стола представителями административных комиссий ряда муниципальных образований было высказано немало предложений об изменениях кодекса. Они все нашли отражение в новой редакции документа, принятой Думой в апреле?
При подготовке законопроекта перед нами стояла целевая задача — оперативно отреагировать на обращения жителей региона и скорректировать статью 1.1, регламентирующую ответственность за нарушение тишины и покоя граждан. Причем, что я хотел бы особо подчеркнуть, мы не только ужесточили санкции, но еще и ввели по всем составам такую форму воздействия, как предупреждение. Чего раньше не было. Здесь мы учли мнение и административных комиссий, и общественных организаций.
Разумеется, принятие решения о том, предупредить нарушителя или наказать штрафом, зависит от тяжести проступка. Взять те же соседские отношения. Порой из-за какого-то единичного конфликта люди могут стать врагами на всю оставшуюся жизнь. Представьте: по вашей жалобе оштрафовали на две тысячи рублей шумного соседа. Ему, конечно, обидно. Другое дело, если он получил предупреждение и знает: за повторное нарушение последует штраф. Во многих случаях этого вполне достаточно, чтобы и мир между соседями сохранить, и научить их более уважительно относиться к праву ближнего на тишину и покой.
Теперь по поводу других предложений, в том числе сформулированных представителями административных комиссий муниципалитетов.
Для каждой территории характерны те или иные нарушения. Например, в сельской местности есть вопросы по выгулу домашнего скота: то соседская коза в чужой огород забредет, то коровы пасутся на центральной улице. Городских жителей раздражают звуковые сигналы машин, шум строительных механизмов. Конечно, мы учитываем эту специфику. Но каждый отдельный случай регламентировать невозможно! Нельзя же за любой неверный шаг наказывать человека штрафом.
При корректировке кодекса мы руководствуемся принципом общезначимости проблемы. Поправки вносятся, если противоправные действия имеют распространенный характер и требуется дополнительное урегулирование в сфере административных правонарушений. Вступившие в силу изменения закона о тишине — тому доказательство.
Надеюсь, жители Тюменской области внимательно их изучат и будут активно отстаивать свои права на тишину и покой.



Источник: https://t-i.ru 




Возврат к списку новостей




Постоянный адрес статьи
http://www.asdg.ru/news/360422/index.php?print=Y