АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Подписка на новости

 
 

Расширенный поиск новостей

Контакты

Пресс-служба АСДГ

Телефон:(383) 223-85-00

E-mail: press@asdg.ru

Руководитель

Малов Кирилл Владимирович

Экспертный центр Электронного государства. Почему в регионах не работают госуслуги: вопрос ответственности

20.02.2013
Проблема административной ответственности за некачественное предоставление государственных и муниципальных услуг в субъектах Российской Федерации остается нерешенной.
В настоящее время административная ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, предусматривается статьей 5.63 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и распространяется только на должностных лиц федерального органа исполнительной власти или органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, работников многофункционального центра.
На сегодняшний день на федеральном уровне не урегулирован вопрос привлечения к административной ответственности за нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также должностных лиц органов и организаций, оказывающих услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), а также услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Указанное обстоятельство можно объяснить имеющимися правовыми коллизиями в действующем законодательстве.
Статьями 1.3, 13.1 КоАП России разграничены предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Согласно этим положениям, к ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления относится к ведению субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления государственной или муниципальной услуги определяется административным регламентом (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»). Административные регламенты в отношении государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, разрабатываются и утверждаются на уровне соответственно субъекта Российской Федерации и муниципального образования в форме региональных или муниципальных нормативных правовых актов (статьи 3, 13 указанного Федерального закона).
Федеральным законодательством определены лишь общие требования к предоставлению государственных и муниципальных услуг (глава 2 указанного Федерального закона).
Исходя из этого, установление ответственности за нарушение порядка предоставления государственных или муниципальных услуг, установленного нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципальными нормативными правовыми актами, относится к компетенции субъектов Российской Федерации.
В связи с этим в настоящее время в ряде субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работников многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг за нарушения порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления соответственно (Республики Бурятия, Саха (Якутия), Мордовия, Коми, Калмыкия, Челябинская, Ульяновская, Томская, Самарская, Костромская, Калининградская, Волгоградская области).
Однако, не все так просто. Статьей 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлено, что данным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также в связи с деятельностью организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
В связи с чем, установление законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является превышением полномочий субъекта Российской Федерации. Указанный подход к определению границ нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации неоднократно подтверждался решениями органов прокуратуры, как например, в Ставропольском крае.
Более того, установление законом субъекта Российской Федерации административной ответственности за вышеуказанные правонарушения может повлечь нарушение принципа равенства перед законом лиц, совершивших данные административные правонарушения, установленного статьей 1.4 КоАП России, поскольку при установлении административной ответственности региональный законодатель ограничен в выборе видов административных наказаний.
Из-за указанных противоречий на практике нарушается важнейший конституционный принцип «равенства всех перед законом». Так как складывается ситуация, когда чиновники, скажем в Московской области, где не установлена административная ответственность за некачественное предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг, находятся в более привилегированном положении, чем их коллеги в Республике Коми, где такая ответственность установлена, и не имеют стимула к совершенствованию процесса предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Кроме того, это отражается и на гражданах, которые ограничены в правах в части возможности подачи заявления о привлечении нерадивых чиновников к административной ответственности при некачественном получении наиболее востребованных социально-значимых государственных и муниципальных услуг, а также услуг подведомственных организаций.

Источник: Экспертный центр электронного государства


Возврат к списку новостей