АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Санкт-Петербург. Три муниципалитета тайно меняют уставы

25.03.2014

Санкт-Петербург. Три муниципалитета тайно меняют уставы

На сегодняшний день в двух муниципалитетах Петербурга – МО Полюстрово и МО Пороховые – обязанности главы муниципального совета и местной администрации исполняет один и тот же человек. С нового созыва такой же порядок устанавливается в МО Большая Охта. Однако, по информации ЗАКС.Ру, этим список муниципалитетов-новаторов не исчерпывается: в настоящее время уставы еще трех МО находятся на стадии перерегистрации в Минюсте. Пролив толику света на то, в каком районе города муниципалы решили объединить мини-парламент с мини-правительством, собеседники ЗАКС.Ру предпочитают скрывать названия самих округов. 

Были мыслишки

Совмещение двух постов в числе прочего обсуждалось на заседании президиума Совета МО Санкт-Петербурга, проходившем 21 марта в Кировском районе. На нем представители комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления, а также председатель комиссии ЗакСа по местному самоуправлению Сергей Соловьев выступили против бесполезной, с их точки зрения, практики совмещения властей.

- Смольный на прошлой неделе высказал свою позицию, и я тоже высказался, что Законодательное собрание тоже не приветствует это совмещение, – рассказывает ЗАКС.Ру Сергей Соловьев. – Позиция Князева (глава комитета по ОМСУ Игорь Князев – прим. ЗАКС.Ру) совпала с моей, потому что нет причин для этого, это неоправданно. Когда бывший председатель комитета по МСУ Мещеряков (один из прошлых глав комитета Георгий Мещеряков – прим. ЗАКС.Ру) соглашался на совмещение властей в Полюстрово, они давали Смольному расчеты, утверждая, что совмещение позволит сэкономить денег. Но практика, в частности, и по Полюстрово, показала за все эти годы, что никакой экономии нет, что деньги как тратились на содержание, так и тратятся, даже еще больше стали. Другими словами, мотив для главы МО совместить две должности не подтверждается. 

Помимо того, что выгоды для местных бюджетов оказались мнимыми, данная практика порочна и противоречит принципу, согласно которому одна ветвь власти контролирует другую. Формально совмещение не противоречит ФЗ №131 о местном самоуправлении, но не до конца отвечает "духу закона" – разделению исполнительной и законодательной ветвей власти.

-Самое главное – это даже не экономия, а мы бы хотели разделение какое-то власти, чтобы представительный орган в лице депутатов контролировал исполнительный орган, – продолжает Сергей Соловьев. – А когда в одном лице человек проводит заседания совета и сам же исполняет бюджет, ну это уже идет, мягко говоря, в разрез с правильной юридической конструкцией разделения властей. 

Меткая аналогия, касающаяся такого рода совмещений, пришла в голову депутату МО Прометей Алексею Зинчуку.

- Это то же самое, как если бы Вячеслав Макаров являлся губернатором в одном лице, – сравнивает Зинчук. – Понятно, что федеральное законодательство прямо не запрещает муниципалам идти на такой шаг, но, по логике, это должно быть запрещено. 

Кроме того, Зинчук утверждает, что в Калининском районе о подобных инициативах муниципалов ничего не слышно. Зато, в свою очередь, интриги добавил Сергей Соловьев, четко обозначив район, где "было слышно" о поползновениях в эту сторону. 

- В Адмиралтейском районе такие мысли есть, были у одного муниципалитета, но, скажем, своих я отговорил, называть пока не буду, – пояснил председатель парламентской комиссии по МСУ. – Мы разъясняем людям, что не надо таких подписанных решений принимать. Больше пока таких очевидных желающих, по моим сведениям, нет. Мы через президиум (Совета муниципальных образований – прим. ЗАКС.Ру) передали, что лучше этого не делать. 

Глава МО Адмиралтейский округ Петр Кебелеш утверждает, что не знает, о ком мог говорить Соловьев.

- Среди наших шести округов Адмиралтейского района я не слышал о таких инициативах, – заявил Кебелеш.

Мимо уха

Попытка "прощупать ситуацию" во Фрунзенском и Петроградском районах тоже не увенчалась успехом. Муниципальные старожилы Юрий Бородько (депутат МО №75) и Дмитрий Ильковский (депутат МО Петровский) признались, что впервые слышат о таких задумках. В свою очередь, уверенно отмел предположения насчет своего района глава МО Нарвский округ Александр Каптурович.

- Могу вам точно сказать, что в Кировском районе ни один муниципалитет не выражает желания пойти на такое совмещение, – заявил Каптурович. – Может быть, я на заседании президиума плохо слушал, может, что-то где-то пролетело мимо уха, не могу сказать. Вопросов было много. Я мог пропустить и отвлечься, потому что этот вопрос меня не интересует. Для меня это совмещение однозначно "нет". Потому что это как: я сам принимаю бюджет, я же его и исполняю? И потом, поймите, пусть полномочия у нас и не глобальные, но работы-то выше крыши. Взвалить на себя еще и руководство исполнительным органом… Однозначно нет!

Впрочем, есть и противоположная точка зрения, сторонником которой выступает Николай Паялин, депутат округа Большая Охта – того самого, где с нового созыва две должности будут совмещены. По словам Паялина, совмещение необходимо для увеличения ответственности перед избирателями. 

- В петербургских условиях совмещение должностей – единственно возможный способ для достижения политической ответственности перед населением, – уверен Паялин. – Смольный ссылается на то, что мы должны поддерживать демократические процедуры в становлении общественных отношений. В том числе это и разделение двух ветвей власти. Однако муниципальный совет, который несет политическую ответственность перед населением, утверждая бюджет, утверждает только цифры. А глава местной администрации, не неся никакой ответственности перед населением, вправе в пределах этих цифр самостоятельно менять любую целевую программу. 

Таким образом, считает Паялин, совмещение более чем справедливо. 

- В результате получается, что местное самоуправление Петербурга попадает в зависимость от человека, который не несет никакой ответственности ни перед населением, ни перед губернатором, и вправе принимать адресные и целевые программы по собственному усмотрению, – говорит Николай Паялин. – Отсюда следует, что совмещение двух должностей – единственно правильное решение в условиях нашего города. 

Источник: http://munizipal.zaks.ru/

Секции АСДГ: 

Возврат к списку