АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Чита. Александр Зенков: муниципальное сообщество напоминает сейчас растревоженный улей

Чита. Александр Зенков: муниципальное сообщество напоминает сейчас растревоженный улей 18.04.2014

Чита. Александр Зенков: муниципальное сообщество напоминает сейчас растревоженный улей

18 апреля в Чите состоялись пятый, внеочередной съезд Совета муниципальных образований Забайкальского края и конференция Забайкальского отделения ВСМС. Руководитель этого отделения, председатель Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков свое выступление посвятил теме «Муниципальное сообщество: задачи, проблемы, перспективы». Высказанную политическую позицию можно назвать откликом на принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект о местном самоуправлении. Далее приводим текст выступления Александра Зенкова. 
«Муниципальное сообщество напоминает сейчас растревоженный улей. От Калининграда до Камчатки идут дискуссии об итогах десятилетия реформы местного самоуправления и о том, как двигаться, развиваться дальше. 
В ноябре 2013 года в Суздале состоялся Всероссийский съезд муниципальных образований. К съезду была подготовлена концепция -глубоко аргументированный объемный документ- «Основные направления развития механизмов местного самоуправления в Российской Федерации на среднесрочный период». Однако на пленарном заседании съезда подготовленная Концепция была признана не целесообразной. Об этом официально заявил заместитель председателя правительства Российской федерации Дмитрий Козак. Подчеркнув, что дальнейшее усовершенствование местного самоуправления может идти в рамках 131- гофедерального закона. 
Ни у кого из представителей местного самоуправления не вызывает сомнения, что базовый для нашей деятельности федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже не играет той роли, какова она была на этапе становления МСУ.К тому же за 10 лет внесено более 500 поправок, необходима новая редакция. 
Пусковым механизмом стало 12 декабря 2013 года. 
Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию отметил, что «..в системе местного самоуправления накопилось немало проблем.Объём ответственности и ресурсы муниципалитетов не сбалансированы. Кроме того, местная власть должна быть устроена так, чтобы любой гражданин, образно говоря, мог дотянуться до неё рукой». 
Президент призвал и Всероссийский совет местного самоуправления, и Конгресс муниципальных образований, и Губернаторов, а также членов Федерального Собрания, Правительство Российской Федерации привести ситуацию в соответствие со здравым смыслом, с требованием времени, и выразил уверенность, что и сейчас сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны.Отметил, что «все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремлённые, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности». 
Как отмечено в Послании, важнейшая задача- уточнение общих принципов организации местного самоуправления, развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах. 
Ситуация сегодня для крупных городов сложилась с точностью до наоборот. Эти события стимулировали появление ряда суперрадикальных идей по кардинальному реформированию местного самоуправления. Часть этих идей была инспирирована фондом ИСЭПИ Дмитрия Бадовского. Основной удар согласно предлагаемой модели реформирования наносится по крупным городам, в частности, предлагается огосударствление органов местного самоуправления городов – миллионников и даже всех крупных городов с районным делением, назначение их глав решением конкурсных комиссий руководителями субъектов РФ, упразднение городских представительных органов и создание муниципальных образований в городских районах, создание муниципальных агломераций и др. Предлагается также огосударствление муниципальных районов и преобразование их в территориальные структуры органов государственной власти субъектов РФ. Таким образом, местное самоуправление предлагается сохранить только на уровне городских поселений, внутри которых нет деления на районы, а также на уровне районов в крупных городах и сельских поселений, где объемы полномочий и финансовые ресурсы крайне ограничены. 
Муниципальное сообщество России, а это АСДГ, Северо - Западная Ассоциация городов России, наши коллеги из Казани, Самары, Екатеринбурга, Ростов а– на – Дону, Хабаровска и многие другие- подвергли острой критике модели реформирования МСУ в крупных городах с внутригородским районным делением. Председатель Совета представительных органов России Александр Иванов после заседания Совета ВСМС 13 апреля в Москве также поддержад мнение квалифицированного большинства представителей муниципального сообщества России. 
Чтоже касается сельской местности, то АСДГ выразила своё мнение о целесообразности сохранения двухуровневой системы муниципальных образований, исходя из роли поселений как основного и наиболее близкого к жителям уровня публичной власти и роли муниципального района, как «сервисной» службы по принципу «поселение -для населения, муниципальный район- для поселения». С учетом этого принципа представительный орган муниципального района целесообразно формировать из глав и других представителей входящих в него поселений. Для сельских поселений 34 полномочия является достаточно обременительной ношей, предлагается сельскому поселению оставить 13, а остальные будут регулироваться районами, что соотносится с реформой. 
Положения законопроекта, «навязывающие» четко обозначенную единообразную структуру органов местного самоуправления крупных городов, напрямую противоречат статье 12 и ч. 1 ст. 131 Конституции РФ, согласно которой эта структура определяется населением самостоятельно. 
Предоставление субъекту Российской Федерации права создавать новые муниципальные образования (внутригородские районы) внутри городского округа,являющееся изменением границ территорий осуществления местного самоуправления, противоречит ч.2 ст. 131 Конституции РФ, согласно которой подобное изменение допускается только с учетом мнения населения соответствующей территории, то есть, референдума. 
Исключаемая законопроектом возможность формирования представительного органа местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и муниципальных районов непосредственно населением на муниципальных выборах противоречат нормам международного права (Международные избирательные стандарты, ратифицированы нашей страной) и ч. 2 ст. 32 Конституции РФ, гарантирующей гражданам РФ право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. 
В электронных СМИ прошла информация о том, что муниципальным имуществом согласно новой модели развитиавя местного самоуправления будет распоряжаться субъект Федерации. Скажу, что это глубокое заблуждение. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью предоставлено местному населению, проживающему на своей территории. То есть, население является собственником этого общего имущества. Согласно статьи 130 Конституции Российской Федерации органам местного самоуправления, избираемым этим населением, гарантируется право управлять муниципальной собственностью, а представительный орган в новой модели сохраняется. В Федеральном законе № 131 прописана норма о том, что местное самоуправление не является частью государственного управления. 
Что касается оптимизации структуры органов местного самоуправления, то по опыту нашего города скажу: практикой доказано, что сложившаяся за 10 лет структура себя оправдывает, является, на мой взгляд, оптимально дееспособной для выполнения возложенных на местное самоуправление задач. Итак, это представительный орган муниципального образования, Мэр города Читы – глава муниципального образования, избираемый на муниципальных выборах по мажоритарной системе выборов относительного большинства и возглавляющий исполнительный орган муниципального образования – администрацию городского округа, а также другие органы местного самоуправления: Контрольно – счетная палата и орган регулирования цен и тарифов. В программных статьях «Демократия и качество государства» кроме Мэров, Президент предлагает выбирать всенародно начальника муниципальной полиции, Председателя КСП, такую линию он провел в телеобращении с гражданами России.Сегодня настойчиво проводится политика введения института сити-менеджера. Назначение сити –менеджера –это, прежде всего, - еще большее повышение ответственности Губернатора за происходящее в регионе. Сегодня без воли Губернатора сложно построить детский сад, спортивный комплекс, приобрести общественный транспорт, отремонтировать дороги и так далее. Кандидатура сити- менеджера довольно часто сменяемая, как показывает опыт последних лет .Например, в Барнауле Савинцев , который был мэром города в течение двух созывов, стал сити- менеджером. Законопроект, отменяющий выборы Мэров, принят Государственной Думой в первом чтении 15 апреля, есть предложение распространить систему избрания глав городов из числа депутатов на все города в независимости от размера. Внедрение предложенной модели по реформированию местного самоуправления в городском округе «Город Чита» по самым скромным расчетам обойдётся для городского бюджета в 140 миллионов рублей, для самодостаточной Казани в 400 миллионов и с этими суммами трудно согласиться, был бы толк, ведь средства пойдут на содержание аппарата местного самоуправления. Где взять профессиональный кадры? А ведь все мы мечтаем о бюджетах не выживания, а развития мунципалитетов. 
«Власть , до кторойможн дотронуться рукой». Это определение сущности местного самоуправления можно осуществить в жизни увеличением числа депутатских мандатов. При этом на основе личного практического опыта могу сказать, что 30 депутатов с населением города в 320 тысяч человек, где 240 тысяч избирателей, вполне достаточно, активные горожане знают своих депутатов, не только в лицо ( во всяком случае лучше, чем участкового), но и работают с ними. А кому из горожан нет дела до городских и собственных проблем, тонасильно мил не будешь. 
Поскольку преобразование городских округов в городские округа с внутригородским делением будет осуществляться законами соответствующих субъектов Российской Федерации, то обращаюсь к депутатам Законодательного Собрания , к Губернатору Забайкальского края взвешенно подойти к принятию поправок к региональному закону о выборах. 
Важно отметить: законопроект « не решает ключевую проблему – перечень вопросов местного значения, носящих в законопроекте общий характер», низкий уровень и финансовой обеспеченности ( в прошлом году самая низкая бюджетная обеспеченность среди муниципальных районов Забайкальского края была в городе Чите). 
В ходе обсуждения на парламентских слушаниях оиных мерах совершенствования законодательства о местном самоуправлениипризнано необходимо внести изменения в Бюджетный и Налоговый Кодекс Российской Федерации, но это только пока планы. 
Что же еще необходимо изменить в федеральном законодательстве? Исключить расплывчатость формулировок и уточнить правовое содержание употребляемой в законе терминологии. 
Существует мнение о том, что полномочия можно разделить на обязательные для исполнения и не обязательные, которые можно исполнять только при наличии средств. Считаю, это в корне неверно. Неисполнение тех или иных полномочий местной властью приведет к тому, что эти полномочия будет вынуждена осуществлять государственная власть. Значит, она правомерно поставит вопрос: а зачем нужно такое местное самоуправление, которое перекладывает на другие плечи свои обязанности? Вывод? 
Ведь поступление от местных налогов и сборов не обеспечивает полное финансирование расходных обязательств муниципальных образований. Недостаточно средств поступает в местные бюджеты от региональных и федеральных налогов. На федеральном уровне необходимо разработать минимальные социальные стандарты и нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения определение на длительный период (не менее 3 лет) источников доходов муниципальных образований, обеспечивающих эту гармонию. 
Необходимо ввести норматив отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты; увеличить норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных образований до 50 процентов; ввести в качестве местного налога транспортный налог в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, с зачислением поступлений от данного налога в муниципальные дорожные фонды; закрепить за местными бюджетами отчисления от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 100 процентов. 
Следует принять на федеральном уровне закон о муниципально-частном партнерстве, поскольку в настоящее время эти взаимоотношения органов местного самоуправления с бизнесом не имеют четко ограниченных рамок и возможностей. 
Таким образом, Федеральный закон №131 сыграл значительную положительную роль на этапе формирования органов местного самоуправления. Но при этом базисная проблема финансовой обеспеченности не была решена. В связи с этим необходима существенная корректировка федерального законодательства о местном самоуправлении, но без разрушения его базовых основ и принципов. 
Уважаемые коллеги, крепость, устойчивость, государственность России основывается не только на огромных мегаполисах, а прежде всего, на нас с вами, многочисленных ,в том числе, отдаленных от федерального центра городах, районах и поселениях. И стоит ли этот фундамент России расшатывать, а то и вовсе ломать? Позвольте выразить надежду, что этого не произойдет». 

Секции АСДГ: 

Возврат к списку