АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

"Коммерсант". Чиновнику можно иногда критиковать власть

"Коммерсант". Чиновнику можно иногда критиковать власть 03.10.2014

"Коммерсант". Чиновнику можно иногда критиковать власть

Муниципальный чиновник может публично критиковать административный орган, в котором он работает, потому что тотального запрета на подобную критику российские законы не предусматривают. Такое толкование дал Конституционный суд (КС) отдельным запретам, заложенным в закон "О муниципальной службе в РФ". Однако КС не стал давать оценку правомерности увольнения бывшего заместителя главы города Дегтярска за критику начальства, поскольку оценка подобных действий вне полномочий Конституционного суда.
Проблемой публичной критики, которую вправе позволить себе муниципальный служащий, КС занялся в связи с жалобой жителя города Дегтярска Свердловской области Вячеслава Куланова. Летом прошлого года господин Куланов, будучи заместителем главы администрации Дегтярска, в интервью одной из городских газет раскритиковал руководство местной администрации за неудовлетворительную подготовку к отопительному сезону и некачественное благоустройство города. Через несколько дней глава городской администрации уволил своего заместителя "за несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой" на основании закона "О муниципальной службе в РФ". Пункт 9 статьи 14 закона запрещает муниципальным служащим "публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и их руководителей". Высказываться публично, согласно этой же статье закона, может только чиновник, у которого "это входит в его должностные обязанности".
В круг должностных обязанностей Вячеслава Куланова, пока он был заместителем главы городской администрации, входили вопросы строительства и развития жилищно-коммунального хозяйства, поэтому он абсолютно уверен, что мог публично критиковать городскую власть за неподобающую подготовку к отопительному сезону. На этом основании он пытался опротестовать собственное увольнение во всех судебных инстанциях Свердловской области, а не сумев опротестовать, обратился в КС.
КС, предварительно изучив жалобу, отказался принять ее к рассмотрению, о чем и сообщил вчера господину Куланову. "Проверка законности и обоснованности" принятых в отношении Вячеслава Куланова "правоприменительных решений не относится к полномочиям КС", говорится в определении Конституционного суда, размещенном вчера на его официальном сайте. КС проверяет на соответствие Конституции "законодательные и иные нормативные акты, но не действия" органов власти или местного самоуправления, пояснила конституционный судья в отставке Тамара Морщакова. То есть доказать незаконность своего увольнения господин Куланов мог только в судах общей юрисдикции.
Но, отказавшись рассматривать жалобу уволенного муниципала, конституционные судьи все же определили свою позицию к запрету на публичные заявления для чиновников. Это ограничение, как сказано в определении КС, "не может толковаться и применяться как запрещающее все без исключения публичные высказывания, суждения и оценки, связанные с деятельностью органов местного самоуправления". В каждом конкретном случае, по мнению судей КС, следует учитывать содержание этих высказываний, "их общественную значимость, мотивы, побудившие муниципального служащего к публичному выступлению", а также соотношение ущерба, который нанес или мог нанести "государственным или общественным интересам" чиновник своей критикой, "с ущербом, предотвращенным в результате таких действий" чиновника.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку