АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Газета.RU. «Появилась возможность снимать мэров не через «уголовку»

Газета.RU. «Появилась возможность снимать мэров не через «уголовку» 07.07.2015

Газета.RU. «Появилась возможность снимать мэров не через «уголовку»

Июнь 2015 года выделяется большим количеством конфликтных ситуаций в регионах, говорится в докладе фонда «Петербургская политика». Речь идет о противостоянии губернаторов с мэрами крупных городов, наиболее яркие из которых — в Великом Новгороде и Петрозаводске. От исхода конфликтов здесь будет зависеть развитие ситуации в других регионах, говорят эксперты.
Авторы мониторинга основных событий социально-политической жизни регионов фонда отмечают, что июнь выделяется довольно значительным количеством конфликтных ситуаций в регионах. Прежде всего речь идет о конфликте мэров городов с губернаторами.
Наиболее показательными выглядят ситуации в Великом Новгороде и Петрозаводске.
Мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев повторно переизбрался на свою должность в 2013 году. В конце мая этого года он был отправлен в отставку местной городской думой (голосами 23 из 26 депутатов). Официальная причина — длительное неисполнение вопросов местного значения. Отставку поддержал губернатор области Сергей Митин. Однако в июне этого года Новгородский районный суд вынес решение о признании увольнения градоначальника незаконным, так была нарушена процедура уведомления градоначальника об увольнении. У городских властей есть примерно месяц на апелляцию.
В аналитической записке к исследованию отмечается, что недавнее решение суда прерывает «длившуюся несколько лет традицию, в соответствии с которой суды брали сторону региональных администраций в конфликтах с градоначальниками».
Второй кейс — ситуация в Петрозаводске, мэром которого в том же 2013 году стала Галина Ширшина, баллотировавшаяся от партии «Яблоко». Ее конфронтация с главой Республики Карелия Александром Худилайненом длится достаточно давно. В июне этого года заксобрание региона отменило прямые выборы мэра в Петрозаводске, и в настоящий момент, все идет к досрочной отставке градоначальника. Однако эксперты «Петербургской политики» полагают, что сторонники Ширшиной перешли в «публичную атаку» против главы Карелии. В частности, там упоминается, что важным моментом для сторонников главы Петрозаводска стало ее участие в церемонии вручения Владимиром Путиным памятных знаков городам воинской славы в Кремле.
Источник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю, поясняет, что ситуация неоднозначна: «Не вижу здесь серьезного психологического перелома. За два года позиции Ширшиной были ослаблены, но ее полной нейтрализации силами Худилайнена так и не произошло».
«Результаты конфликта в обоих случаях труднопредсказуемы», — считает Виноградов. Но по его мнению, от результатов этих двух конфликтов во многом зависит, продолжится ли развитие тренда и в других регионах.
Установку федеральной власти, сформулированную как «хватит воевать», основные игроки трактуют по-разному, объясняет Михаил Виноградов: «Мэры воспринимают это как то, что их нельзя прессовать, а губернаторы считают, что градоначальники должны признать свою подчиненную роль». По словам эксперта, чаще всего конфликт решается в сторону властей субъекта, однако власти могут решить, что губернаторов стоит и «поддавить».
Политолог Леонид Давыдов считает, что в связи с реформой местного самоуправления изменилась сама суть конфликтов. У горсоветов появились возможности давать «неудовлетворительные оценки» мэрам, а впоследствии снимать их. Раньше, чтобы снять неугодного главу города, использовалась практика заведения против них уголовных дел. Теперь же появилась «вариативность». А у глав городов в свою очередь появилась возможность отстоять свою правоту в суде, как это видно на примере Бобрышева:
«Появилась возможность снимать мэров не через «уголовку», а другими абсолютно законными путями. А те могут цивилизованным путем идти в суд».
Михаил Виноградов считает, что конфликты глав административных центров с губернаторами могут выливаться и в проблемы для глав регионов на выборах, так как их антирейтинг, как правило, сконцентрирован как раз в областном центре. Давыдов напоминает, что мэр регионального центра всегда весьма «сильная фигура» и при определенных условиях может составлять конкуренцию губернатору. И Ширшина, и Бобрышев являются мэрами, прошедшими через прямые выборы.
По мнению Давыдова, это наиболее яркие примеры подобного типа конфликтов, однако «в тлеющем виде» они существуют и в других регионах.
В мониторинге упоминаются также события в Красноярском крае, где советы депутатов Красноярска, Ачинска, Назарово и Манского района отказались вносить в уставы изменения, отменяющие прямые выборы мэров, несмотря на то что эти поправки были приняты на уровне регионального закса. Прокуроры городов обратились в суд с целью приведения уставов городов в соответствие с краевым законодательством. Кроме того, по мнению экспертов «Петербургской политики», эта дискуссия привела к политическому кризису в городском парламенте Красноярска.
В мониторинге также отмечается, что на Сахалине начался сбор подписей за отставку Лады Мудровой, главы второго по численности населения города — Корсакова. Согласно аналитической записке, это происходит «при моральной поддержке областных властей». Напомним, что главой области сейчас является Олег Кожемяко. Он занял эту должность в марте этого года, предыдущий сахалинский губернатор Александр Хорошавин был снят с должности в связи с утратой доверия президента. Этому предшествовал его арест в связи с возбуждением дела о получении взятки.
Давыдов считает, что конфликты после отмены прямых выборов не исчезли, а перешли на уровень элит. «Они никуда не уходят, так как проистекают из экономических факторов. А борьба за контроль над муниципальными бюджетами в условиях кризиса только обостряется», — поясняет эксперт.
Виноградов отмечает, что, хотя муниципалитеты и были ослаблены реформой МСУ, говорить о полном устранении их «политической субъектности» преждевременно. «Проблема в том, что пока не появилось жизнеспособного алгоритма решения конфликтных ситуаций», — заключает политолог.
Директор Института региональных проектов Николай Миронов считает, что с сокращением прямых выборов конфликтов становится меньше (и они становятся по большей части кулуарными), но при этом исчезает самоуправление: градоначальник фактически превращается из политика в чиновника.

Секции АСДГ: 

Возврат к списку