АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

РАНХИГС. Виталий Воропанов: Общественное самоуправление – это корневая система местного самоуправления

26.12.2022

РАНХИГС. Виталий Воропанов: Общественное самоуправление – это корневая система местного самоуправления

Вопрос участия граждан в публичном управлении на местном уровне является актуальным не только для самих людей, но и для властей. Ещё в далёком 1995 году законодательно было определено, что такое территориальное общественное самоуправление и какими функциями оно наделено. В 2003 году был принят новый федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления, по сути, он являлся редакцией предыдущего, в котором также ТОС закреплено как форма непосредственного участия граждан в местном самоуправлении. Поручения вовлекать граждан в решение локальных проблем регулярно звучат на самом высоком уровне, в том числе в выступлениях президента России Владимира Путина и председателя генерального совета партии «Единая Россия» Андрея Турчака.
Корреспонденты Полит74 попросили заведующего кафедрой государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы челябинского филиала РАНХиГС Виталия Воропанова рассказать, что такое ТОС, и как оно может помочь населению в решении местных проблем.

- Каковы причины того, что государство вообще занялось темой территориального общественного самоуправления?
- Если делать экскурс в прошлое, то история общественного самоуправления восходит к поздней советской эпохе. В 90-е годы в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» были последовательно закреплены формы непосредственного участия граждан в местном самоуправлении, среди которых очень важное место с точки зрения его потенциала заняло ТОС. Для лучшего понимания: это непосредственное участие, потому что опосредовано мы решаем вопросы местного значения через органы муниципальной власти: администрации и депутатов. Непосредственно граждане участвуют в местном самоуправлении, когда голосуют, когда участвуют в референдуме, публичных слушаниях, собраниях и конференциях, с 2020 года – в инициативных проектах, финансируемых из муниципальных бюджетов и т.д. При этом ТОС является самой результативной формой, является самым эффективным способом вовлечения людей в местное самоуправление.

- То есть, если возвращаться к тому закону, в котором будет понятие «единой системы публичной власти», то ТОС из неё будет выведено.
- Создание единой системы публичной власти не означает ликвидацию участия граждан в местном и общественном самоуправлении. Но сами ТОС и не являлись институтом публичной власти. Это форма самодеятельности граждан, реализации которой помогают и которую направляют, координируют и контролируют в установленных пределах органы местного самоуправления. ТОС – это фундамент или, если хотите, это корневая система местного самоуправления. И от того, насколько развиты системы ТОС, настолько эффективны системы местного самоуправления. Обращаю внимание: неслучайно ТОС прямо названы в новом законе об инициативном бюджетировании, федеральный законодатель видит в них организованные группы граждан, призванные активно сотрудничать с органами местного самоуправления. Можно было бы сказать, что наш законодатель отчасти идеализирует общественные отношения в области местного самоуправления, но несомненно, что его цели – функционирование общественного самоуправления не на бумаге, а по факту.
Слышали ли вы о ТОС.png
Большинство граждан не знают о ТОС. Иллюстрация взята из отчёта лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС

- Всё-таки, что такое ТОС, как я понял акцент здесь именно на самоорганизации?
- Самоорганизация, несомненно, первична. Но я бы хотел подчеркнуть, что речь именно о взаимодействии граждан с органами местного самоуправления. Границы ТОС, во избежание недоразумений, их уставы регистрируются органами местного самоуправления. Однако вновь обращаю внимание: если граждане ничего не знают о доступных им формах участия и не проявляют должной общественной активности, в то время как со стороны государства постоянно транслируются задачи по их вовлечению в самоуправление, то со стороны исполнительных органов возникает режим отчётности. В нём, в том числе благодаря интернет-технологиям, социальным сетям замечательную роль играют фотографии, картинки, декларация планов и намерений, когда результат на выходе – «пшик», но возникает впечатление бурной деятельности, при всём том, что изменений качественных не происходит.
Насколько вы информированы о деятельности ТОС своего района.png
Не знают граждане и о ТОС района, в котором живут. Иллюстрация взята из отчёта лаборатории прикладной политологии и социологии Челябинского филиала РАНХиГС

- Почему на ваш взгляд граждане не участвуют в этой системе?
- На мой взгляд, граждане до сих пор неинформированы надлежащим образом ни о том, какие принципы заложены в федеральное законодательство, какие формы их непосредственного участия закреплены и что такое, в частности, ТОС. Почему так происходит, мы можем с вами объяснить себе. Кроме того, есть характерные для современного российского общества черты как то: сознательная пассивность, готовность не вмешиваться в публичные дела, делегировать ответственность тем, кто облечён властью. Сами же представления о формах взаимодействия с представителями органов власти у людей фантастические. В лучшем случае наш среднестатистический гражданин воспользуется интернет-приёмной, чтобы отправить жалобу и получить ответ, который может его и не удовлетворить, и, собственно, на этом всё закончится. Настойчивость он проявлять не будет. Раньше я высказывал такие мысли как умозрительные, но после того, как был проведён социологический опрос, заказчиком которого выступила Челябинская городская дума, а исполнителем – Челябинский филиал Президентской академии, его лаборатория прикладной политологии и социологии, стало ясно, что подобные умозаключения вполне объективны.
Наши земляки никогда не слышали, что такое ТОС, при этом живя на территории, где ТОС созданы. Хуже того, граждане не участвуют даже в управлении общей частной собственностью: общедомовым имуществом, где тоже предполагается самоорганизация. Земляки массово ждут чьих-то решений и действий, надеясь на повышение качества жизни, и при этом представления не имеют как организовано управление их же собственными имуществами. Повторяю: речь уже не о публичной, а о частной собственности. Для людей за порогом собственной квартиры начинается ничейная земля. То есть у нас крайне неразвиты ни культура управления собственностью, ни культура участия в самоуправлении.

- Если мы говорим о последних годах, то, всё-таки, есть ли какое-то движение?
- Исходя из личных наблюдений могу сказать, что, например, Металлургический район города Челябинска в последние годы пережил перезагрузку системы ТОС. Там отчасти были избраны новые и активные председатели комитетов ТОС. Но, обращаю внимание: посыл перемен был от администрации района. В 2021 году наша кафедра реализовала общественно-значимый проект, и его исполнители убедились в реанимации ТОС в Металлургическом районе, в непосредственном влиянии на повышение их активности начальника организационного отдела администрации. В Тракторозаводском районе, на мой взгляд, самая устойчивая система ТОС в нашем регионе. И в этом, несомненно, также просматривается вклад начальника орготдела администрации района. Есть районы города Челябинска, где депутаты воспринимают ТОС как нелепость федерального законодательства, а в их администрациях нет отделов, предназначенных содействовать развитию ТОС. В большинстве муниципальных образований нашего региона о ТОС ничего не слышали. На мой же взгляд, состояние развития ТОС давно следовало сделать одним из ключевых критериев оценки эффективности деятельности глав муниципальных образований.

Источник: Сетевое издание «Полит74.RU»

Секции АСДГ: 

Возврат к списку