АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Положение о секции
Правление
Новости
Материалы
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Газета «Ведомости». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» представило ESG-оценку городов – административных центров регионов России

06.07.2023

Газета «Ведомости». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» представило ESG-оценку городов – административных центров регионов России

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» выпустило обзор «ESG-оценка российских городов: трансформация вошла в новую колею», в котором представлен анализ качества устойчивого развития в различных регионах России. Один из главных выводов – крайне высокий уровень дифференциации российских городов по уровню расходов на ESG: от 0,001% до 18% в общих расходах городских бюджетов и от 600 до 44,8 тыс. руб. на душу населения.

Комплексный анализ
Расчеты «Эксперт РА» основаны на данных Росстата России, единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), веб-сайта citylifeindex.ru, а также материалах сайтов городских органов власти. Аналитики агентства отмечают, что в 2022 г. ряд экологических инициатив из-за внешнего санкционного давления был отложен, однако при этом открылись новые ниши развития и возможности для «зеленой трансформации».
Проведенная «Эксперт РА» ESG-оценка городов – административных центров регионов России основывалась на расчете 25 показателей, которые были распределены по трем компонентам: экологический (Environmental), социальный (Social) и показатель качества управления (Governance). Каждый компонент в итоговой оценке имел свой вес. Наибольший пришелся на социальную составляющую – 50%, экологическая составляющая и качество управления имели веса 30% и 20% соответственно.
Относительно данных прошлогоднего аналогичного исследования в этом году «просел» блок «Экология», в блоке «Общество» результаты улучшились, качество управления осталось на том же уровне, отмечают в «Эксперт РА».
По итогам интегральной оценки города были отнесены к четырем уровням ESG: наивысший, очень высокий, высокий, приемлемый. Москва, Санкт-Петербург и Севастополь не оценивались, так как являются городами федерального значения – субъектами РФ.
В топ-15 по устойчивому развитию вошли Анадырь, Благовещенск, Великий Новгород, Иркутск, Кемерово, Краснодар, Липецк, Мурманск, Нарьян-Мар, Салехард, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Ханты-Мансийск, Южно-Сахалинск.
При этом Ханты-Мансийск, Кемерово, Южно-Сахалинск, Краснодар, Ставрополь и Тамбов сохранили свои позиции по сравнению с предыдущим исследованием. А Анадырь и Нарьян-Мар их улучшили за счет развития социального блока: выросли показатели по обеспеченности детей местами в детских садах, объему продовольственных товаров, количеству объектов розничной торговли, спортивным учреждениям и так далее. Кроме того, в Нарьян-Маре улучшился блок «качество управления», в том числе из-за дисциплины исполнения бюджета, а также объема и динамики отгруженных товаров.
20 российских городов имеют очень высокий и высокий уровни оценки, 26 – приемлемый, отмечают авторы исследования, а у городов с приемлемым уровнем сильно хромают информационная доступность и прозрачность, которые являются немаловажными факторами для реализации ESG-повестки: «В информационном поле данных городов очень сложно найти ту или иную информацию, что затрудняет, а нередко и дает неверное представление о положении дел в том или ином городе».
Существует сильная дифференциация в отношении внимания местных органов власти к вопросам устойчивого развития, говорит руководитель группы суверенных рейтингов «Эксперт РА» Татьяна Тирских. Она зачастую объясняется разницей в уровне экономического развития и качестве территориального планирования регионов и муниципалитетов внутри регионов. Основными препятствиями являются: сложность восприятия темы устойчивого развития, недостаточность опыта и экспертизы и, в ряде случаев, низкая квалификация кадров у муниципалитетов в данном вопросе, а также краткосрочность горизонтов планирования и недостаточный образовательный уровень населения. «Тем не менее, работа в данном направлении идет, несмотря на то, что на фоне изменившихся в 2022 году макроэкономических и геополитических условий, внешнего санкционного давления ряд экологических инициатив был отложен», – отмечает Тирских.

Окружная оценка
В ходе исследования была также определена доля городов в федеральных округах в разрезе каждого уровня ESG-оценки. Больше всего внимания вопросам экологии, социального и корпоративного управления, согласно выводам экспертов, уделяют регионы в Северо-Западном федеральном округе: там наибольшая доля городов с наивысшим уровнем ESG – 44%. При этом у лидеров хорошо развиты все три компонента: E, S и G. В Дальневосточном федеральном округе городов с высоким уровнем ESG – 36%, в Уральском 33% имеют наивысший и очень высокий уровни оценки устойчивого развития, в Сибирском дела обстоят несколько хуже: 30% городов оценены на очень высоком уровне и столько же – на высоком. Очень высокий уровень оценки, высокий и приемлемый разделили города Центрального федерального округа – по 29% городов на каждый уровень. Устойчивое развитие в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах аналитики «Эксперт РА» оценили как приемлемое. В каждом округе доля городов с таким уровнем составляет 71%.

Чистая линия
Три буквы в термине ESG отражают то, как эффективно город движется к достижению целей устойчивого развития (ЦУР), которые были приняты всеми государствами ‒ членами ООН в 2015 году. К развитию городов непосредственное отношение имеет ЦУР 11 «Устойчивые города и населенные пункты», которая призвана обеспечить открытость, безопасность, жизнестойкость и экологическую устойчивость городов и населенных пунктов. Тесная связь между решением экологических и социальных вопросов и качественным управлением призвана сделать город «устойчивым и зеленым», таким, в каком «хочется жить».
Как показало исследование, экологический компонент ESG имеет наибольший вес в городах Северо-Западного федерального округа: это Мурманск, Сыктывкар, Псков, Великий Новгород. В экологичных городах комплексный индекс загрязнения атмосферы находится на низком или, как максимум, «повышенном» (это следующая, но не критичная ступень) уровне, класс качества воды в большинстве таких городов не опускается до грязного уровня и так далее. Отстающие по экологическому развитию города характеризуются низкими значениями таких показателей. Больше всего городов со слабой экологической устойчивостью насчитывает Северо-Кавказский федеральный округ: это Нальчик, Черкесск, Магас.
Что касается финансов, эксперты отмечают, что по данному критерию ситуация сложная во всех городах: годовые затраты на охрану окружающей среды на душу населения колеблются от 600 руб. в Грозном до 44,8 тыс. рублей в Анадыре. «Чукотка полностью входит в Арктическую зону. А в АЗРФ осуществляется много мероприятий направленных на охрану и рациональное использование природных ресурсов», – объясняют в «Эксперт РА» высокие показатели Анадыря. В целом же десятимиллионный порог преодолен только в восьми городах: Анадырь, Южно-Сахалинск, Нарьян-Мар, Кемерово, Липецк, Мурманск, Салехард, Магадан. А доля расходов на охрану окружающей среды в расходах городских бюджетов колеблется от 0,001% в Рязани до 18% в Улан-Удэ.

Социальный аспект
Социальный компонент направлен на человека, на его личную безопасность, улучшение качества жизни, считают аналитики «Эксперт РА». При выборе места жительства людей интересуют вопросы качества здравоохранения, образования, комфортности городской среды. Города с сильными позициями в социальном блоке характеризуются высоким уровнем зарплат и пенсий, обеспеченностью детей дошкольного возраста местами в детсадах, численностью врачей, количеством спортивных сооружений и другими показателями. Так, передовиками по обеспеченности детей местами в детских садах стали Архангельск, Сыктывкар, Иваново, Тула, Анадырь. По числу лечебно-профилактических организаций на 10 тыс. человек – Краснодар, Брянск, Кемерово, Майкоп, Симферополь. По обеспеченности врачами на 10 тыс. человек населения – Ханты-Мансийск, Благовещенск, Анадырь, Владикавказ, Иркутск, Чита, Нальчик, Якутск, Смоленск.
Наибольшее количество городов в десятке лидеров по социальным достижениям – из Дальневосточного федерального округа (Анадырь, Южно-Сахалинск, Магадан, Петропавловск-Камчатский). Города-аутсайдеры распределены неравномерно, но наибольшее их количество из десяти наихудших сосредоточено в Приволжском федеральном округе (Саратов, Саранск, Самара, Йошкар-Ола).
Развитие первых двух компонент ESG во многом зависит от третьей – качественного решения управленческих задач, делают вывод авторы исследования. Для городов с высоким качеством управления характерны высокий уровень динамики объема отгруженных товаров, выполненных услуг собственными силами на душу населения, умеренно высокий уровень дисциплины исполнения бюджета, наличие стратегии социально-экономического развития. В десятке лидеров – по три города из Центрального федерального округа, по два из Приволжского и Северо-Западного и по одному из Южного, Уральского и Сибирского. С самым низким качеством управления города из пяти федеральных округов, наибольшее их количество – в Северо-Кавказском федеральном округе (Черкесск, Владикавказ, Магас, Махачкала).


Секции АСДГ: 

Возврат к списку