АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
 

Секции

 
 
Информатизация органов местного самоуправления
Земельно-имущественные отношения
По информационной политике
По местному самоуправлению
Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство
Потребительский рынок и услуги
Городской пассажирский транспорт
Положение
Правление
Новости
Материалы
Градоустройство
Юридическая секция
Муниципальное образование
Экономика и финансы города
Муниципальная молодежная политика
Организационная и кадровая работа органов местного самоуправления
Внешнеэкономическая и международная деятельность
Социально-трудовые отношения
По вопросам организации муниципальных выборов
По вопросам ГО,ЧС и ОПБ
Муниципальный спорт и физическая культура

Чита. Перевозчик, ты спишь спокойно

23.11.2010

Чита. Перевозчик, ты спишь спокойно

Во время ноябрьской встречи с депутатами и руководством администрации Читы губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин, говоря о сложности межбюджетных отношений, о проблемах в выделении нужных средств городскому округу для обеспечения статуса столицы Забайкальского края, подчеркнул: главный выход – в наращивании муниципалитетом собственных доходов, выявлении всех резервов пополнения доходной части городского бюджета. - Отсюда одна из главных задач органов местного самоуправления – найти способ перекрыть все те «лазейки», которые существуют сегодня в уходе от налогов, - считает председатель Думы городского округа «Город Чита» Александр Зенков. - Судя по информационным сообщениям, нас с коллегами из Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, роднит, в частности, такая проблема: наибольшее количество теневых зарплат, низкая собираемость налогов - в транспортной сфере. Если конкретнее- претензии стоит адресовать тем предпринимателям, которые занимаются пассажирскими перевозками. То, что это рассуждение не голословное, доказывает ответ, подготовленный по просьбе депутатов межрайонной инспекцией №2 Федеральной налоговой службы. В частности, в документе указано: на учете в межрайонной инспекции № 2 состоит 235 индивидуальных предпринимателей, основной вид деятельности которых –перевозка пассажиров. Но из них отчетность за первый квартал 2010 года предоставили лишь 169 предпринимателей, за второй квартал -157. Сумма налогов к уплате по предоставленным декларациям составила за первый квартал 888, 1 тыс. руб. За второй - 952, 4 тыс. руб. В отношении пяти индивидуальных предпринимателей, не представивших отчетность, вынесены решения о приостановке операций по счетам в банке. В адрес налогоплательщиков направлено 80 уведомлений о выявленных расхождениях в налоговой отчетности. В ответ представлено лишь 16 уточненных деклараций, в результате сумма доначисленного налога составила 23, 6 тыс. руб. Нечистоплотность зарегистрированных предпринимателей в отчетности – полбеды. При проведении мероприятий налогового контроля в отношении одного из индивидуальных предпринимателей сотрудники инспекции столкнулись с таким фактом: договор на осуществление пассажирских перевозок заключен на 20 транспортных средств, а налогоплательщик предоставлял отчетность и рассчитывал налог за 9 авто. По результатам камеральной проверки налогоплательщику начислено дополнительно налога -143,5 тыс. руб., штрафа- 28,7 тыс. руб., пени- 3,3 тыс. руб. По утверждению инспекторов, такие случаи не единичны. В чем причины того, что в реальности нередко отчитывается меньше машин, чем обозначено в договоре на право пассажирских перевозок? Кто виновен в расхождении данных на бумаге и реальных фактов? - Вопрос не к нам, - утверждает ведущий специалист управления строительства, транспорта и связи администрации городского округа Михаил Черных. - Сколько обозначено в лицензии, выданной управлением государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю, столько автомобилей и отражается в договоре. - Это не так, - утверждает старший специалист информационно –аналитического отдела управления автодорожного надзора Татьяна Васильева. - Наша задача – контроль за соблюдением лицензионных требований, а контроль за тем, чтобы предприниматель отчитывался за работу того количества машин, которые указаны в договоре, - дело Центральной диспетчерской службы. - Вот и нет, - в свою очередь возражает директор ЦДС Алексей Филиппов. - В наши обязанности входит лишь контроль за соблюдением всех слагаемых, обеспечивающих безопасность пассажиров, надзор за соблюдением схемы маршрутов и графика движения. После вмешательства прокуратуры на основании последующего за этим думского решения мы даже не можем потребовать у того или иного водителя документы. Можно было бы и дальше ходить по инстанциям, когда бы не напрашивался логичный вывод: тот, кто заключает договор на право пассажирских перевозок, и должен осуществлять контроль за соответствием данных, обозначенных в договоре, с тем, что происходит в реальности. Хотя и формально, по закону, исполнительная власть не вправе вмешиваться в деятельность хозяйствующего субъекта, но в конечном итоге ответственна за все, что происходит на территории города. В ответе межрайонной инспекции № 2 на депутатский запрос говорится: есть случаи, когда в течение одного или двух месяцев после подписания договора, налогоплательщиком неоднократно вносились изменения, касающиеся количества автомобилей в договор на осуществление пассажирских перевозок, и были получены новые приложения к договору, в которых указывается количество машин, регистрационный номер, марка, маршрут. Стоит адресовать главные упреки управлению строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры администрации городского округа или кому- либо другому, - выяснит проверка, которую мэр Читы Анатолий Михалев поручил провести комитету по финансам администрации городского округа. После того, как проблема была затронута на одном из заседаний совета по развитию малого и среднего бизнеса, созданного при мэре Читы. По словам директора центральной диспетчерской службы Алексея Филиппова, помимо 1 150 - 1 200 машин, которые ежедневно перевозят пассажиров в Чите, приблизительно 200 маршруток нелегальных: работают без лицензии, без путевых листов. На наш логичный вопрос – а куда же смотрит ЦДС, - Геннадий Алексеевич привел тот же довод, что и в начале этого материала: полномочий таких теперь у ЦДС нет. То, что ежедневно на маршрутах в городе работает сотни две машин, официально не имеющих на это право, подтверждает и руководитель одной из крупных фирм, обеспечивающей пассажирские перевозки. Поскольку по понятным причинам перевозчик попросил не называть его фамилии, будем далее называть собеседника Сергеем. К слову, по предоставленным Сергеем вашему корреспонденту документам, его коллектив- один из самых дисциплинированных налогоплательщиков. - Я знаю многих водителей, которые в течение длительного времени работают без лицензии, без путевых листов, -говорит Сергей. - Соответственно, не платят налоги, в том числе единый налог на вмененный доход(ЕНВД), поступающий в городской бюджет. Вторая проблема в том, что официально трудоустраиваться не хочет ряд водителей, которые хотят работать и у меня, и у других моих коллег. Причина- у многих есть судебные решения относительно взаимоотношений с банками, выплаты алиментов, другие задолженности. Если начинаем оформлять договор в принудительном порядке, они увольняются сразу по 5- 6 человек. Одну из причин ухода от налогов Сергей видит в низких заработках. - Читинские перевозчики не имеют таких заработков как в Иркутске, Улан –Удэ, - говорит мой собеседник, - там совершенно другие доходы, я специально это изучил. Может, оттого, что сама система работы более налаженная. Сказывается, думаю, и наличие на рынке в основном крупных перевозчиков –так прозрачнее и работа, и, соответственно, отчетность, уплата налогов. Когда же предпринимателей много- их контролировать сложнее. К тому же, поверьте, большинство перевозчиков в Чите сегодня не знает, где находится их машина: вышел из гаража утром – и больше никто маршрутку не видит. Доходило до того, что мы находили машину в 360 километрах от города на конопляных полях. Ужесточению контроля за количеством машин и точным прохождением каждой из них маршрута, по мнению Сергея, может способствовать обязательное требование обеспечения каждого маршрутного такси навигационной системой. «Считаем, что сумма уплаченных налогов предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки, не соответствует количеству перевозимых пассажиров, - говорится в завершающем абзаце ответа на депутатский запрос межрайонной инспекции № 2. - В связи с чем предлагаем исключить данный вид деятельности из видов деятельности, подпадающей под ЕНВД, и ввести в отношении данного вида деятельности патентную систему, в которой стоимость патента сразу бы рассчитывалась, исходя из количества машин, прошедших конкурс». Но, по словам председателя комитета по финансам Людмилы Антиповой, для городской казны это невыгодно. Поскольку патентная система предполагает уплату налогов по так называемой упрощенке, и на основании существующего законодательства налоги в таком случае будут питать не муниципальный бюджет, а краевую казну. Так что сама идея выявления дополнительных резервов для пополнения доходов городского бюджета в таком случае не жизненна. Значит, стоит искать выход в другом? «В целях повышения собираемости налогов предлагается при проведении конкурса заключать реальные договора на реальные автотранспортные средства», - говорится в ответе на депутатский запрос. Положительному решению проблемы, по мнению налоговиков, будет способствовать усиление взаимодействия между Управлением строительства, транспорта и связи комитета по развитию инфраструктуры, Центральной диспетчерской службы, Управления государственного автодорожного надзора по Забайкальскому краю и налоговых органов, а также усиление контроля за перевозчиками каждой организации в пределах своих полномочий. В чем конкретно будет выражаться это усиление и будет ли, - надеемся, об этом мы сможем рассказать читателю позже с помощью конкретных, понятно, фактов.


Секции АСДГ: 

Возврат к списку