Информационный бюллетень АСДГ

Редактор бюллетеня
Шлегель А.С.

(383-2) 27-11-52
E-mail: Shlegel@asdg.ru

Исполнительная дирекция АСДГ находится по адресу: 630099 Новосибирск, Вокзальная магистраль, 16
Тел:(383-2) 23-85-00
Факс:(383-2) 27-11-08

E-mail: admin@asdg.ru

Тел: (383-2) 27-11-16

 

Информационный бюллетень АСДГ
№ 1-2 (229-230) от 22 января

Правительство Российской Федерации
- Председатель правительства РФ Михаил Касьянов подписал распоряжение, которым утверждается План подготовки проектов федеральных законов на 2004 год. Всего планом предусмотрена подготовка 77 законопроектов.
Разделом "Устранение инфраструктурных и институциональных ограничений развития" предусмотрена разработка 23 законопроектов, в том числе законопроект "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)","О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках товаров и услуг"; О внесении в статью 839 Гражданского кодекса Российской Федерации изменений, касающихся начисления процентов по операциям кредитных организаций, связанным с привлечением и размещением денежных средств, О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)", изменений в закон "О банках и банковской деятельности" в части повышения требований о достаточности капитала кредитных организаций, невыполнение которых является основанием для отзыва банковской лицензии.
В разделе "Реформа системы государственного управления и местного самоуправления" предусматривается разработка 17 законопроектов. В их числе новые редакции Водного и Лесного кодексов, закона "О недрах", изменения в закон "О воинской обязанности и военной службе" в части установления с 1 января 2008 года срока военной службы по призыву один год, новой редакции закона "О недрах", новых редакций Водного и Лесного кодексов, законопроекта "О платежах за пользование лесным фондом", проекта Жилищного кодекса.
В разделе "Повышение открытости и реализации конкурентного потенциала экономики" планируется разработка трех законопроектов. В разделе "Повышение эффективности социальной политики" планируется разработка 19 законопроектов. В частности, будет разработан законопроект "Об обязательном медицинском страховании", изменения в закон "Об образовании", законопроект "О порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии", законопроект "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год", законопроект "Об оплате труда работников бюджетных учреждений". В разделе "Макроэкономические условия проведения реформ" запланирована разработка 15 законопроектов, в частности, поправки в главу 25 НК РФ "Налог на прибыль", изменения в НК РФ в части введения НДС-счетов; изменения в НК РФ в части совершенствования налогообложения субъектов малого предпринимательства, подготовка глав НК РФ "Земельный налог" и "Налог н физических лиц". Также предусматривается разработка проекта федерального бюджета на 2005 год, поправки в закон "Об аудиторской деятельности", изменения в законодательство о налогах и сборах в части индексации акцизов в 2005 году и др..

- Минэкономразвития РФ внесло в Правительство проект постановления о порядке отмены решений региональных и муниципальных органов регулирования энерготарифов, принятых с превышением полномочий.
Об этом сообщил руководитель департамента реструктуризации естественных монополий Минэкономразвития Вячеслав Кравченко. "Проект постановления уже находится в правительстве", - сказал Кравченко в интервью "Интерфаксу", добавив, что это постановление является процедурным документом и, в частности, описывает порядок принятия и вступления в силу решений, а также определяет, в течение какого времени принимается решение и какие документы для этого необходимы.
"Принятие этого постановления необходимо для реализации норм закона, по которому Федеральная энергокомиссия (ФЭК) имеет право отменять решения органов регулирования субъектов РФ, региональных энергокомиссий (РЭК), если они приняты с нарушением законодательства", - отметил В.Кравченко.
Разработка проекта постановления "О порядке отмены решения органа исполнительной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления), принятого с превышением полномочий, установленных основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике" предусмотрена планом мероприятий по реформированию российской электроэнергетики.

- Темпы инфляции в январе 2004 года находятся на уровне, аналогичном январю прошлого года, за счет опережающего роста тарифов в ЖКХ.
Об этом, открывая заседание Правительства 22 января, заявил премьер-министр Михаил Касьянов.
По его словам, цены на продовольственные и непродовольственные товары практически не росли, однако произошел традиционный рост стоимости услуг, прежде всего, в коммунальном секторе. Стоимость услуг по водоснабжению и канализации в среднем увеличилась на 10%, а в некоторых регионах этот показатель вырос в разы, отметил премьер. В этой связи М.Касьянов поручил своему заместителю Владимиру Яковлеву организовать анализ ситуации с тарифами ЖКХ в регионах. Кроме того, глава Правительства поручил ЦБ, Минфину и Минэкономразвития проанализировать ситуацию с тем, чтобы целевые показатели по снижению инфляции в 2004 году были достигнуты.
Напомним, что в прошлом январе инфляция составила 2.4%, за весь год - 12%. В этом году Правительство рассчитывает добиться снижения годовой инфляции до 10%.

- 14 января в Госстрое России состоялось заседание коллегии Госстроя России на тему: "О результатах проведения эксперимента по внедрению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Приложение 1).
В работе коллегии приняли участие: руководители министерств и ведомств России, представители администраций субъектов Российской Федерации, руководство Госстроя России, руководители научно-технических предприятий. Заседание проводил Председатель Госстроя России Николай Кошман.
Как отметил Николай Кошман в своем вступительном слове, в ряде регионов России в 2002 - 2003 году проходил эксперимент по внедрению системы персонифицированных социальных счетов граждан. Он проводился в соответствии с постановлением Правительства РФ "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства", и предписаниями Подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - участников эксперимента - был утвержден решением Правительственной комиссии по жилищной политике. В него были включены восемь субъектов РФ: Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Чувашская республика, Белгородская область, Нижегородская область, Ростовская область, Тюменская область и город Санкт-Петербург. Позднее, в сентябре 2003 года, также по решению Правительственной комиссии по жилищной политике перечень был расширен до 19 регионов (Республика Башкортостан, Самарская, Саратовская, Воронежская, Калужская, Калининградская, Тамбовская, Ульяновская области, Краснодарский и Красноярский края, г. Москва). Эксперимент дал возможность регионам внедрять различные концептуальные подходы к формированию системы персонифицированных социальных счетов.
С докладом "О результатах проведения эксперимента по внедрению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" выступил начальник управления реформирования жилищно-коммунального комплекса Госстроя России Александр Дронов.
Из доклада следует, что в ходе эксперимента создана нормативная база и выработаны механизмы перевода субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан. Внедрение системы персонифицированных социальных счетов позволит объединить все виды финансовой помощи государства, включая жилищные субсидии и льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, полностью переориентировать бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).
Во всех муниципальных образованиях, где система социальных счетов граждан сформирована и работает, используется модель, не запрещающая получателям субсидий снимать со своих банковских персонифицированных социальных счетов средства субсидий "живыми" наличными деньгами для оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Главной практической задачей является - обеспечение своевременного и полного перечисления средств жилищных субсидий на социальные счета граждан.
В городах и районах - участниках эксперимента существуют разные подходы к финансированию расходов на субсидии: средства на субсидии закладываются в региональном бюджете (г.Новочебоксарск и г.Шумерля Чувашской республики, г.Арзамас и Борский район Нижегородской области, г.Якутск Республики Саха (Якутия ), Тюменская обл.);
· средства на субсидии закладываются в местном бюджете (г.Ростов-на-Дону, г. Казань);
· средства на субсидии закладываются в бюджетах двух уровней (г. Новочеркасск Ростовской области).
На практике, от того, какой бюджетный уровень несет обязательства по финансированию субсидий, зависят механизм и сроки прохождения средств субсидий из бюджета соответствующего уровня до социальных счетов граждан.
Основная идея эксперимента состоит в переводе потоков бюджетной помощи жилищно-коммунальному хозяйству в потоки бюджетной поддержки населения. Средства жилищных субсидий после зачисления их на персонифицированные социальные счета становятся собственными средствами граждан, а не бюджета.
В ходе реализации эксперимента возникали опасения, что граждане, получая средства субсидий наличными деньгами, будут менее добросовестно оплачивать жилищно-коммунальные услуги. Однако практика показала, что во всех муниципальных образованиях - участниках эксперимента отмечается достаточно высокая платежная дисциплина получателей субсидий.
На коллегии выступили представители регионов, участвующие в эксперименте, а также представители Минтруда и Минэкономразвития России, Фонда "Институт экономики города", которые рассказали о ходе эксперимента, его проблемах, и результатах.
В заключение работы коллегии, председатель Госстроя России Николай Кошман, сказал, что в настоящее время Госстроем России разработаны, согласованы и представлены в Правительство РФ проекты постановлений, касающиеся оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, основ ценообразования в ЖКХ и предоставления гражданам субсидий на оплату ЖКУ, что успех эксперимента во многом стал возможен благодаря софинансированию расходов на предоставление субсидий гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг из Фонда софинансирования социальных расходов за счет федерального бюджета. Дополнительные средства в размере 7% от средств софинансирования дали возможность регионам предусмотреть в своих бюджетах средства на развитие системы персонифицированных социальных счетов.
Субъектам РФ, принимавшим участие в эксперименте с самого начала и вошедшим в расширенный список и не доведшим эксперимент до логического конца, предложено доработать свои нормативные документы, принять меры по переводу субсидий на персонифицированные счета граждан с учетом положительного опыта регионов, которые реализовали эксперимент в полном объеме.

- 21 января в агентстве "Интерфакс" состоялась пресс-конференция первого заместителя председателя Госстроя России Николая Маслова на тему о преобразованиях в системе регистрации прав собственника на недвижимое имущество.
Через две недели на территории Российской Федерации полностью прекратят работу Бюро технической инвентаризации (БТИ) муниципального и областного подчинения, а их полномочия передаются на федеральный уровень. Существовавшие ранее органы БТИ в 80 субъектах Российской Федерации уже преобразованы в филиалы ФГУП "Ростехинвентаризация", на которое возложено проведение государственного учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Остались, по словам Николая Маслова, отдельные муниципальные БТИ, по тем или иным причинам продолжающие свою деятельность. Дальнейшее продолжение их усилий сопряжено с уголовной ответственностью, так как противоречит законам Российской Федерации. Статья 214 Гражданского кодекса гласит, что муниципальные унитарные предприятия не могут быть наделены правом вести архивные фонды, которые составляют основу государственного учета. Архивы такого рода могут быть закреплены только за федеральными государственными предприятиями, каким и является "Ростехинвентаризация".
Госстрой России в данной ситуации выступил с запросами, инициировавшими деятельность фискальных органов. Например, в Ростове уже работает прокуратура. Цель Госстроя ясна: максимально сократить число ведомств, занимающихся регистрацией прав на недвижимое имущество, более того, создать систему "единого окна", которая существенно сократит время оформления прав собственности и ликвидирует целый ряд "лишних" справок. В ближайшее время во всех субъектах РФ будет введен единый тариф на регистрационные услуги (с учетом экономических зон) и единый срок выполнения работ - 2 недели.
До нынешнего времени существовала ситуация, при которой процедура получения прав на земельные участки, ввод законченных построек, регистрация существующих объектов затягивались на неопределенное время. Правовое поле в области недвижимости в процессе перехода в рыночную экономику оказалось перегружено правовыми актами, внесенными разнообразными ведомствами. Реорганизация структуры БТИ в "Ростехинвентаризацию" - серьезный шаг к тому, чтобы максимально упростить процедуру регистрации прав на недвижимое имущество, снять барьеры на пути развития предпринимательской деятельности, облегчить поступление инвестиций в строительную отрасль. Это путь, который обеспечит выполнение поставленной Президентом РФ задачи значительного роста внутреннего валового продукта. Помимо этого, единая система регистрации, учета и оценки недвижимости станет надежной защитой от криминальных действий.
Государственный контроль вопросов мониторинга объектов недвижимости создаст условия, при которых каждый участник рынка сможет воспользоваться электронной системой учета недвижимости. Как сообщил Николай Маслов, уже через полгода будет возможно с помощью домашнего компьютера через Интернет узнать все подробности о том или ином здании в любой точке страны, начиная от проектных характеристик до технического состояния.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
- На пленарном заседании в пятницу, 23 января, Госдума рассмотрит поправки в закон "Об ипотеке" и проект федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об ипотеке" будет рассматриваться в редакции согласительной комиссии, поскольку 23 апреля 2003 года Совет Федерации отклонил данный документ. По мнению комитета, ипотека может явиться основным инструментом кредитования сельского хозяйства. В настоящее время существует законодательная норма, запрещающая ипотеку земель сельхозназначения. Предлагаемый законопроект, с одной стороны, снимает запрет на ипотеку участков сельхозназначения, с другой - вводит ограничение на ипотеку земель сельхозназначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Проект ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" будет рассмотрен палатой сразу в трех чтениях. Данный документ направлен на обеспечение интересов государства не только в материнских, но и в дочерних акционерных обществах, так как представители государства будут входить в состав органов управления и ревизионных комиссий предприятий, акции которых находятся в государственной и муниципальной собственности.

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- Анонс документов информационно-компьютерного банка АСДГ "Материалы местного самоуправления Российской Федерации" (Приложения 2-10).

Ассоциация муниципальных образований Иркутской области
- Заседание Некоммерческой организации "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области" состоится 3 февраля.
На заседании будет рассмотрен вопрос о задачах Ассоциации по организации взаимодействия муниципальных образований по реализации основных положений федерального закона "Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ". Кроме того, члены организации заслушают отчет исполнительной дирекции, обсудят внутриорганизационные вопросы. Как ранее сообщалось, в состав Ассоциации входят пять секций: проблемы становления и развития местного самоуправления (ее возглавляет заместитель мэра г. Братска Мария Односторонцева), реализация полномочий органов местного самоуправления в социальной сфере (заместитель мэра г. Иркутска Нина Алаева), бюджетный процесс и совершенствование межбюджетных отношений (начальник Главного финансового управления администрации г. Иркутска Альфия Валиулина), участие органов местного самоуправления в социально-экономическом развитии территорий МО (начальник Главного экономического управления, заместитель председателя комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска Валерий Попов), обустройство территории МО, реформа жилищно-коммунального хозяйства, земельные и имущественные отношения (заместитель мэра Ангарского МО Александр Быков). В апреле 2003 года Некоммерческая общественная организация "Ассоциация мэров городов и районов Иркутской области" была преобразована в Некоммерческую организацию "Ассоциация муниципальных образований Иркутской области". Ее задачами является организация взаимодействия органов местного самоуправления, выражение и защита интересов муниципалитетов в органах государственной власти региона.

Новости муниципалитетов

Барнаул (АСДГ)
- Новые информационные технологии - на службу библиотекам города.
Заместитель главы администрации Барнаула Николай Черепанов провел выездное совещание по реализации Программы внедрения новых информационных технологий в библиотеках города в 2001-2005 гг.
С начала реализации городской программы компьютерный парк Централизованной библиотечной системы Барнаула увеличился в 3 раза. Восемь компьютеров установлены в Центральной городской библиотеке, объединены в локальную сеть, что позволило повысить эффективность и качество работы.
Информационной ресурсной базой для библиотек - филиалов выступает Центральная городская библиотека им. Ядринцева (где и проходило выездное совещание). Большинство рабочих мест сотрудников библиотеки автоматизировано.
С помощью электронной информации осуществляется справочно-библиографическое обслуживание пользователей, формируются списки литературы по актуальным темам и запросам. В течение 2003 г. была продолжена работа по участию ЦБС в Алтайской корпоративной библиотечной информационной системе в разработке собственного сайта, в продвижении электронных ресурсов в Интернет.
На совещании, было принято решение продолжить работу по реализации программы внедрения новых информ ационных технологий в библиотеках города, изучить возможность приобретения нового программного обеспечения для автоматизации библиотечных процессов "ИРБИС", продолжить работу по организации качественного доступа к ресурсам Интернет.

- Ипотека с участием несовершеннолетних.
Заместитель главы администрации Барнаула по правовым и кадровым вопросам Стелла Штань провела совещание с начальниками юридических отделов районных администраций и специалистами по работе с несовершеннолетними городского комитета по образованию.
На совещании обсуждался вопрос по оформлению разрешений на продажу квартир, в которых проживают либо являются собственниками несовершеннолетние, с дальнейшим приобретением жилья под ипотечное кредитование.
Разрешение данного вопроса связано с возникновением барьеров при регистрации подобных сделок в Учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В ходе совещания была разработана форма постановления, которое будет применяться в вышеуказанных случаях для упрощения процедуры регистрации.

- К 2010 году объем инвестиций в промышленность города должен удвоиться.
Заработная плата при этом должна подняться в 2 раза, а продолжительность жизни возрасти с 66 до 68 лет. Такой предварительный прогноз сделали разработчики программы "Стратегия развития Барнаула до 2010 года".
Этот важнейший для краевого центра документ обсуждали сегодня в администрации города. Черновой вариант стратегии включает 4 раздела - динамичное развитие экономики, сплоченное общество, устойчивая городская среда, а также перечень задач и мер по реализации программы. Ее главная цель - улучшение жизни горожан. По мнению разработчиков, достигнуть этого можно за счет развития в Барнауле предпринимательства, транспортной сети, эффективной работы предприятий ЖКХ, повышения качества услуг и другого.
До последнего времени в разработке программы были задействованы ведущие ученые, политики и представители общественности. Сейчас каждый житель города сможет внести свои предложения в стратегию развития краевого центра. В районных администрациях будут работать специальные информационные центры куда сможет обратиться любой барнаулец.
Как отметил мэр города Владимир Колганов, главная задача сейчас - включить в обсуждение как можно больше горожан, чтобы не ошибиться в дальнейшем.
Итоговый вариант стратегии развития Барнаула будет рассмотрен в марте на коллегии администрации города, и впоследствии будет утвержден городской Думой.

Братск (АСДГ)
- Первые финансовые итоги 2003 года анализируют в мэрии.
В 2004-й город вошел без долгов, с резервом, позволившим выполнить бюджетные обязательства января - месяца, в который в городскую казну поступает менее всего налогов.
По предварительным подсчетам, план по доходам в 2003 году перевыполнен - на 6% (план - 1 787 306 тыс. руб., факт - 1 899 009 тыс. руб.). Перевыполнение состоялось в основном за счет переплаты БрАЗом налога на прибыль. В новом году эту переплату БрАЗ вычтет из своих налогов. Не в полном объеме выполнили свои обязательства перед Братском в 2003 году вышестоящие бюджеты - на 94%. В частности, область не передала городу 8 млн. рублей на реализацию закона "О ветеранах". Тем не менее все льготы ветераны получили - за счет городского бюджета и средств предприятий. Весной в Братске был введен режим сокращения расходов, и это дало результаты. По сумме всех финансовых плюсов и минусов исполнения бюджета Братск начал новый год с резервом. Расходы января запланированы на 113 млн. рублей. Это, разумеется, зарплата бюджетников с начислениями, медикаменты, питание, ГСМ, коммунальные расходы, оплата доставки угля для муниципальных котельных, субсидий населению и полисов страхования автогражданской ответственности транспорта бюджетных учреждений.

Владивосток (АСДГ)
- В администрации города прошло заседание круглого стола предпринимательского корпуса Владивостока, на котором обсуждались вопросы взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса с властью.
Актуальность вопроса назрела давно. Сегодня и предприниматели, и руководство города понимают, что для успешного социально-экономического развития Владивостока необходимо единение интересов бизнеса и власти с главной целью - благополучие города.
В результате откровенного диалога и предприниматели, и представители власти пришли к единому мнению о том, что городу нужен общественный орган, объединяющий все 26 ассоциаций предпринимателей, существующих сегодня во Владивостоке. Этот общественный орган от лица всех бизнесменов будет решать с властью актуальные для них вопросы, а также реально влиять на социальную и экономическую политику в городе.
В результате работы круглого стола создана инициативная группа предпринимателей, которая в ближайшее время начнет разрабатывать положение и устав новой общественной организации - Союза предпринимателей Владивостока.

- Льготникам начинают выдавать пластиковые карты.
Стартует социально значимая городская программа по реализации проекта по учету льготных категорий граждан при перевозке на общественном транспорте. Она будет проходить в несколько этапов. Начнут пока с одного маршрута - 17-го и с первых пятисот льготников. Это будут инвалиды. "Социальные карты" они получат в специальном эмиссионном центре в здании Первореченского АТУ. Процедура оформления довольно проста - нужно заполнить специальную анкету и на месте сделать цифровое фото. Исходя из опыта Новосибирска и Челябинска, где подобная система учета льготников на общественном транспорте успешно работает уже не первый год, на начальный этап уходит около трех месяцев. Наши же специалисты планируют уложиться в более короткий срок. По итогам "пилотного" этапа будут подведены итоги, которые помогут в реализации проекта в целом.
Стоит "социальная пластиковая карта с электронным чипом" 300 рублей и ее срок годности до 10 лет. Бесплатно такие карты будут выдаваться только малоимущим льготникам - пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда. На сегодня льготы 31 категории граждан федеральный бюджет городу не компенсирует. Администрация Владивостока уже ни раз обращалась в Министерство транспорта РФ с просьбой пересмотреть перечень льготных категорий, чтобы сохранить бесплатный проезд по социальной принадлежности и отменить по профессиональной. Однако Москва до сих пор никаких реальных действий не предприняла, поэтому городская администрация и решила разработать такую систему компенсационных выплат. Новая программа даст городским властям реальные рычаги воздействия на "неплательщиков".
Средства для реализации проекта выделил "Примсоцбанк", который победил в специальном конкурсе в конце прошлого года. На эти деньги реализуется и первый этап, в том числе, были закуплены 10 специальных считывающих устройств - терминалов, которые установят в автобусах 17 "пилотного" маршрута. В дальнейшем такие устройства автотранспортные предприятия должны установить в собственных автобусах за свой счет. Лишь в этом случае владелец будет иметь точное представление о количестве и категориях перевезенных им льготников. После предоставления этой информации в городскую администрацию, по итогам предоставленного электронного отчета, коммерсанту оплатят расходы.

Иркутск (АСДГ)
- В 2003 году реализация инвестиционных проектов, осуществляемых при поддержке администрации города, позволила создать 263 дополнительных рабочих места, увеличить выручку от реализации продукции на 104,9 миллионов рублей.
В бюджет города увеличены налоговые поступления почти на 1,46 миллионов рублей. В 2003 году проценты за кредит в бюджет города получены в сумме 982 тысяч рублей.
Возврат основного долга по бюджетным кредитам составил 7,6 миллионов рублей. В администрации Иркутска разработано Положение о порядке и условиях предоставления компенсаций процентных ставок по кредитам и займам, полученным горожанами для строительства и приобретения вновь построенного жилья. Это позволит многим нуждающимся иркутянам улучшить свои жилищные условия с помощью кредитных ресурсов, ускорить темпы строительства жилья и снизить его себестоимость. В 2004 году по Программе жилищного строительства на оплату компенсаций процентов по жилищным кредитам будет направлено 5,3 миллионов рублей. Готовится открытый конкурс по выбору уполномоченных кредитных организаций.

Красноярск (АСДГ)
- Мэр Петр Пимашков заявил, что бюджет города на 2004 год сохранит социальную направленность.
В городской администрации под председательством мэра Красноярска прошло заседание коллегии. Городские чиновники рассмотрели проект бюджета Красноярска на 2004 год. Как заявили городские власти, он будет социально направленным. Итак, вслед за краевым бюджетом вскоре будет принят бюджет городской. Как и краевой, главный финансовый документ Красноярска будет дефицитным. Доходная часть составляет 9 миллиардов 185 миллионов рублей, а расходная - 9 миллиардов 790 миллионов рублей. Но городские власти пообещали покрыть дефицит, а это 605 миллионов рублей, за счет кредитных займов. На коллегии с докладом выступила главный финансист Красноярска Галина Фазлеева. Она доложила основные параметры бюджета. Фазлеева заявила, что в этом году ожидается рост экономики, хотя больших поступлений в бюджет не будет. Особое внимание в бюджете Красноярска на этот год разработчики уделили социальной жизни красноярцев. Если в прошлом году на социалку выделялось 45% бюджета, то в этом году практически 50. Кроме того, 100 миллионов выделено на программу ветхого жилья. По словам начальника управления городского хозяйства Владимира Мурысина, 46 зданий внесены в утвержденный мэром Красноярска график сноса. Помимо этого, Владимир Мурысин сказал, что особое внимание будет уделено проблемам жилищно-коммунального хозяйства Красноярска: "1 миллиард 245 миллионов предусмотрены на субсидии по оплате услуг ЖКХ. Средства заложены в полном объеме". Что касается межбюджетных отношений, то, как отметила начальник финансового управления Красноярска Галина Фазлеева, сейчас уже отлажена связь с Главным финуправлением края и не будет таких задержек зарплаты, как в январе. Мэр Красноярска Петр Пимашков, подводя итоги коллегии, подчеркнул, что особое внимание в бюджете уделено строительству жилья. В прошлом году объемы увеличились в 4 раза. Обратил внимание Петр Пимашков и на работу чиновников, которые нечетко сработали при переходе начисления субсидий в учреждениях соцзащиты: "Пожалуй, впервые за последние годы выделено 100% субсидий. Но при переходе начисления субсидий из жилищных трестов в учреждения соцзащиты в очередях скопились сотни людей. В итоге было вызвано недовольство красноярцев". Мэр Красноярска Петр Пимашков заявил, что в этом году не допустит повышения тарифов: "В этом году мы не допустим повышения тарифов на тепло, холодную и горячую воду, лифты, жилищную услугу и т.д. Я прошу все соответствующие службы поискать резервы и не рассчитывать на увеличение доходов за счет населения". Петр Пимашков также пообещал, что лично разберется с руководителями структур жилищно-коммунального хозяйства, которые не повысили заработную плату своим работникам на 33%, тогда как соответствующее распоряжение мэром было подписано.

- Глава города Петр Пимашков провел совещание "О перспективах развития краевого центра", где подводились итоги деятельности строительной отрасли в прошедшем году и обсуждались планы на ближайший период.
В работе совещания принял участие губернатор края Александр Хлопонин.
Выступивший с докладом заместитель Главы города Анатолий Григоренко отметил, что Красноярск застраивается по генеральному плану развития до 2010 года, который был утвержден три года назад. В стадии завершения находится и муниципальная нормативная база в сфере градостроительства.
За последний год в краевом центре открылось два крупных предприятия по производству строительных материалов: построен новый кирпичный завод "Песчанка", после нескольких лет простоя возобновил работу Коркинский завод крупнопанельного домостроения. Все это, по расчетам специалистов управления архитектуры и градостроительства администрации Красноярска, позволит городу ежегодно возводить до 500 тысяч квадратных метров жилья.
Но и сегодня краевой центр является лидером по объемам жилищного строительства. По объемам возводимого жилья Красноярск опережают только Москва, Казань и Санкт-Петербург.
Архитектурная школа города также считается одной из лучших. О конкретных разработках зодчих на совещании доложил главный архитектор Красноярска Аркадий Супоницкий, в том числе - о проекте реконструкции Предмостной площади, проекте благоустройства набережной Енисея и продолжении благоустройства реки Кача. Один из глобальных проектов, который позволит решить транспортные проблемы города,- строительство четвертого автомобильного моста, соединяющего микрорайон Пашенный и улицу Копылова. Кроме того, планируется реконструкция улиц Республики, Игарской и Шахтеров.
Возможно, в Красноярске уже в 2004 году начнется и строительство ледового Дворца спорта. Об этом заявил на совещании губернатор края Александр Хлопонин. Он также пообещал помочь в организации участия красноярских архитекторов в ежегодной международной выставке зодчества. Как отметил губернатор, Красноярск - самый красивый город Сибири и один из самых красивых городов в России, и это должно найти официальное признание.

Находка (АСДГ)
- Власти города приступают к реформе местного самоуправления на территории муниципального образования в свете нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления".
Этой теме было посвящено совещание в городской администрации, которое провел мэр Виктор Гнездилов с вице-мэрами, руководителями ведущих управлений и отделов.
Принятие в октябре прошлого года нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" дало отсчет новому этапу развития местного самоуправления в России. Как отметил на совещании мэр Находки Виктор Гнездилов, в течение ближайших двух лет предстоит провести многоплановую работу по реформированию местного самоуправления. На территории Приморского края эта работа уже началась: краевая администрация и Законодательное собрание разработали план мероприятий по реализации основных положений закона о местном самоуправлении и приступают к его реализации совместно с муниципальными органами власти.
По словам Виктора Гнездилова, одним из важных направлений реформы является изменение границ муниципальных образований. Возможны самые различные варианты территориального деления, связанные с обособлением и, наоборот, с объединением городов и районов и здесь предстоит большая работа краевых и местных органов власти при активном участии общественности. Этой же теме будет посвящено очередное заседание Совета по вопросам местного самоуправления при Правительстве России, членом которого является мэр Находки Виктор Гнездилов. Заседание совета под председательством вице-премьера Владимира Яковлева запланировано на конец января.

Новосибирск (АСДГ)
- Мэрия города объявила о начале большой работы по организации инновационного развития города.
27-29 января в Новосибирске состоятся инвестиционный форум и международная научно-практическая конференция, во время проведения которой будет принят "Стратегический план устойчивого развития города на перспективу". Организаторами мероприятий выступили мэрия, Сибирское отделение РАН, международный выставочный центр "Сибирская ярмарка" и предприятия города.
В Новосибирске ожидаются гости из городов, входящих в Ассоциацию сибирских и дальневосточных городов; стран СНГ; представители городов, которые вместе с Новосибирском являются членами Всемирной ассоциации технополисов, - ученые и специалисты из Южной Кореи, Швеции, Китая и других стран.
Участники научно-практической конференции намерены проанализировать стратегию устойчивого развития крупных городов на опыте Новосибирска, в том числе проблемы местного самоуправления и развития городской инфраструктуры. В рамках конференции 27 января пройдет пленарное заседание в Доме ученых СО РАН. А 28 января откроется инвестиционный форум на "Сибирской ярмарке". Сейчас здесь готовится выставка научно-технических достижений и инвестиционных возможностей Новосибирска.
Впервые всю выставочную площадь займут только предприятия и организации Новосибирска. Планируется привлечь 400-450 участников /около 300 уже подтвердили свое участие/. Они должны наглядно продемонстрировать емкость научно-технического потенциала столицы Сибири и возможности для ее инновационного развития. В пресс-центре мэрии отметили, что во время выставки будут работать секции по обсуждению городских целевых программ, которые являются составной частью Стратегического плана устойчивого развития Новосибирска до 2020 года. Таких программ - более десяти, в том числе шесть - производственные /например, целевая программа по выпуску машин и оборудования для нужд городского хозяйства; целевая программа по производству машин и оборудования для ТЭК/.
В рамках инвестиционного форума 28 января в зале Новосибирского дома промышленности, который также находится на территории "Сибирской ярмарки", пройдет инвестиционная сессия. На нее приглашены представители финансово-кредитных организаций и разработчики проектов. Задача - показать потенциальным инвесторам лучшие разработки СО РАН /их приоритетность и программу внедрения окончательно определит президиум СО РАН/. Возможно, что инвестиционная сессия продлится до 29 января. В завершение банкиры и авторы проектов соберутся на инвестиционную секцию, где обсудят уже технологию финансирования наиболее готовых к внедрению разработок.
29 января в концертном зале театра оперы и балета состоится заключительное совещание по итогам работы конференции и форума.

Омск (АСДГ)
- Сокращение объема муниципального долга и кредиторской задолженности - важные аспекты бюджетной политики 2004 года.
Основным направлением по работе с муниципальным долгом в 2004 году остается реструктуризация долговых обязательств города, направленная главным образом на оптимизацию стоимости и изменение сроков возврата заимствований, а также рассмотрение возможности осуществления муниципального займа в виде выпуска муниципальных облигаций.
В связи с тем, что в кредитном портфеле администрации г. Омска валютные заимствования имеют наибольший вес, одним из приоритетных направлений работы администрации будет взаимодействие с Министерством финансов РФ в части реструктуризации Субзайма МБРР по Постановлению Правительства РФ №435 от 17.07.03 и ING-банком по исполнению уже принятой схемы реструктуризации и дальнейшему ее улучшению.
В течение 2004 бюджетного года планируется уменьшить объем муниципального долга на 150 млн. рублей за счет зачисляемых в городской бюджет поступлений от продажи земельных участков, что позволит снизить нагрузку на бюджет в части обслуживания заимствований.
Кроме того, проектом бюджета предусматривается снижение кредиторской задолженности, в первую очередь задолженности по единому социальному налогу - заложены средства для проведения расчетов по ЕСН, возникшей в 2003 году в сумме 482,2 млн. рублей. Это позволит максимально соблюсти интересы работников бюджетной сферы, прежде всего пенсионеров.

Пермь
- 60 тысяч кв. метров жилья в год - таковы планы по реализации городской программы "Дом для вашей семьи".
Администрация города реализует жилищную программу "Дом для вашей семьи". Ее цель - помочь людям со средним достатком улучшить свои жилищные условия. По заверениям руководителя программы - исполнительного директора НО "Жилсоцинфонд" Андрея Гладикова средний уровень дохода на члена семьи, достаточный для эффективного участия в программе, не превышает 5-6 тыс. рублей.
На сегодняшний день в программе уже участвуют 500 пермяков. Часть из них сможет отпраздновать новоселье уже в конце этого года.
Летом 2003 года Глава города Аркадий Каменев положил начало строительству первого "дома для вашей семьи" в Индустриальном районе по адресу: ул. Качалова, 10. Спустя полгода построено 4 из 12 этажей. Строительство планируется завершить в декабре текущего года.
В доме на улице Качалова - 85 квартир, из них по шестидесяти заключены договоры, и члены кооператива ведут накопление средств на новое жилье. В пилотном списке "Жилсоцинфонда" 5 подобных проектов в разных районах города.
Муниципальная жилищная программа "Дом для вашей семьи" только начала работать. В дальнейшем, в рамках ее реализации планируется строить в Перми по 60 тысяч кв. метров кооперативного жилья в год. Мировой и российский опыт свидетельствует - система стройсбережений дает положительные результаты, позволяя людям реально улучшить свои жилищные условия.

Ростов-на-Дону
- 25 декабря состоялось очередное заседание городской Думы, на котором одним из основных был вопрос "О принятии муниципальной программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодёжи "Молодой семье - доступное жильё" (2003-2005 гг.)" (Приложение 11).
В городе Ростове-на-Дону созданы нормативно-правовые и организационные предпосылки для решения жилищных проблем граждан, в том числе молодых семей и молодежи. В Ростове действуют целевые программы "Жилище", "Свой дом", "Программа ипотечного кредитования жилищного строительства на период 2002-2004 годы". В целом существующая нормативно-правовая база позволяет решать вопросы улучшения жилищных условий при наличии у членов молодых семей постоянной работы, достаточно высокого совокупного семейного дохода, финансовой поддержки родственников.
Администрацией города проводится работа по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей". Решением Конкурсной комиссии открытого конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, на основании Приказа Министерства Образования РФ от 07.04.2003 гг. № 1452, городу Ростову-на-Дону выделен грант в размере 5 млн. руб.
Администрацией города проведены исследования, создан банк данных молодых семей и молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разработан механизм предоставления субсидий молодым семьям, разработан пилотный проект "Ипотечное кредитование молодых семей по случаю рождения ребенка". При участии страховых кампаний и Негосударственного большого пенсионного фонда готовится проект обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов.
Программа будет способствовать укреплению семейных отношений и положительных демографических тенденций, позволит поддерживать и стимулировать инициативу молодежи по улучшению своих жилищных условий, направить ее активность в позитивное русло, заметно снизив негативные проявления в молодежной среде. Комплексный подход к решению проблемы позволит решить жилищные проблемы большого количества молодых ростовчан, имеющих средний доход, недостаточный для самостоятельного улучшения жилищных условий.

Сургут (АСДГ)
- О создании координационного комитета по повышению кредитоспособности города.
Распоряжением Мэра города Александра Сидорова в целях организации работы по формированию и по реализации программы повышения кредитоспособности города в рамках договора об оказании консультационных услуг с компанией "Барбье, Фрино и Ассосье" создан координационный комитет по формированию и реализации вышеуказанной программы в составе: Дмитрий Макущенко - первый заместитель Мэра, председатель комитета. Члены комитета - заместитель Мэра города Владимир Маран, директор департамента финансов Марина Трефилова, директор департамента экономической политики Александр Маловецкий, директор департамента имущественных и земельных отношений Артур Азнауров и др.
Этим же распоряжением созданы рабочие группы по реализации программы повышения кредитоспособности города. В состав рабочих групп по различным направлениям вошли заместитель директора департамента финансов Анна Шерстнева, заместитель директора департамента финансов Анна Сакулина, заместитель директора, главный бухгалтер департамента финансов Татьяна Косолапова, заместитель директора департамента по экономической политике Олег Казаков и другие специалисты структурных подразделений администрации города.
Координационный совет должен разработать и согласовать с компанией "Барбье, Фрино и Ассосье" график реализации программы повышения кредитоспособности города и обеспечить формирование и реализацию этой программы согласно графику. Контроль за выполнением распоряжения возложен на первого заместителя Мэра города Дмитрия Макущенко.

Томск (АСДГ)
- Устав Томска необходимо привести в соответствие с новым законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", который вступит в силу с 1 января 2006 г. - такое решение принято группой городских депутатов в рамках контрольно-правового комитета.
Была создана рабочая группа, которой предстоит в двухмесячный срок подготовить модели формирования органов местного самоуправления в городе. Как пояснила председатель контрольно-правового комитета Тамара Бычкова, новый закон предлагает три концепции организации местной власти. Первая: дума и мэр избираются на всенародных выборах (сегодня в Томске действует именно эта модель). Вторая модель: мэр выбирается из состава депутатов городской думы. В этом случае, мэр либо возглавляет думу, либо руководит администрацией Томска. Третья модель предполагает избрание главы муниципального образования из состава депутатов, а глава исполнительной власти, читай - городской администрации, нанимается на работу по контракту.
"Естественно, что модели различаются между собой перечнем полномочий думы и мэра" - пояснила Тамара Илларионовна. Она напомнила, что принятие нового закона повлечет не только изменение конституции Томска, но и границ муниципального образования Томск, а также принципов проведения выборов.
Обсудив все "за" и "против" той или иной концепции, депутаты создали рабочую группу. Ей предстоит разработать три варианта Устава Томска. Окончательный вариант городской конституции предстоит выбрать депутатам городского парламента. По прогнозу принятие новой редакции Устава Томска состоится не ранее осени 2004 года.

Тюмень (АСДГ)
- Повышение тарифов на содержание лифтового хозяйства и вывоз твердых бытовых отходов отсрочено до 1 апреля.
Постановление об этом глава Тюмени Степан Киричук подписал 9 января, отменив собственное постановление от 15 декабря 2003 года, предписывающее повышение тарифов на эти услуги ЖКХ с 1 января 2004 года.
Решение об отсрочке повышения тарифов ЖКХ принято, в частности, вследствие выводов областной межведомственной комиссии по тарифной политике в жилищно-коммунальном комплексе Тюменской области.
"Муниципалитет не должен вмешиваться в тарифы жилищного хозяйства, - прокомментировал эту ситуацию директор областного департамента экономики Рэм Мукумов. - Сколько платить дворнику и определять количество уборщиц должно общее собрание жильцов, которые платят за содержание жилищного фонда. При этом стоимость жилищных услуг повышаться не должна". Таково мнение директора департамента. Муниципалитет обязан контролировать тарифы коммунального хозяйства и приводить их в соответствие с изменением цен на электроэнергию, газ и уровнем средней заработной платы.
Жилищный фонд Тюмени, считает глава департамента экономики, должен быть передан в ведение товариществ собственников жилья. Нынешний собственник - муниципалитет - не имеет средств на ремонт жилья. Программа по текущему ремонту муниципального жилого фонда будет выполняться в текущем году при поддержке областного бюджета, подчеркнул Рэм Мукумов.
2005-2006 годы будут отмечены бумом переселенчества. Областной центр станет местом миграции северян на юг области. Поэтому, возможно, областная администрация будет вынуждена принять программу по расселению переселенцев, сообщил глава экономического ведомства.

Хабаровск (АСДГ)
- Мэр Александр Соколов считает неотложной задачей обеспечение условий для органов муниципальной власти в рамках федерального законодательства принимать самостоятельные решения по организации бюджетного процесса, формированию его расходов и доходов.
До настоящего времени в стране не решен вопрос по разграничению бюджетных полномочий по уровням власти. Бюджет муниципальных образований перегружен обязательствами федерального и краевого законодательства, что препятствует нормальному функционированию городского хозяйства. Так, краевым законом "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год" Хабаровску были предусмотрены средства на выполнение государственных полномочий по реализации Федеральных Законов "О ветеранах", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и некоторым другим в сумме 492,1 млн. рублей. Между тем, реальная потребность составляла 823,8 млн. рублей. На 2004 год бюджету города Хабаровска на финансирование мероприятий по реализации федеральных законов предусмотрены средства в размере только 582 млн. рублей при потребности 785,9 млн. рублей. На протяжении ряда лет размер финансовой помощи городу Хабаровску определялся исходя из планируемого дефицита бюджета в размере 10 процентов от доходов. Поэтому город получает финансовую помощь во много раз ниже минимально необходимого. Помимо этого ежегодно происходит сокращение доходной базы бюджета муниципального образования. При общем росте объемов доходов во все уровни бюджетов, доля города Хабаровска за три последних года сократилась с 36 до 24 процентов.

- Бюджет города на 2004 год принят с дефицитом 8,7%.
Депутаты Хабаровской городской Думы утвердили главный финансовый документ города на 2004 год. Доходы определены в сумме 4182,6 миллиона рублей, а расходы - 4488,9 миллиона рублей, то есть дефицит бюджета составляет 8,7%.
Основными источниками пополнения городской казны в будущем году останутся налоги на доходы физических лиц, на имущество, на прибыль. Только от аренды земельных участков и помещений казна города получит 357,8 миллиона рублей.
В структуре расходов сохраняется социальная направленность бюджета. Так, треть расходов пойдет на образование, пятая часть городской казны - на здравоохранение. Увеличена доля бюджетных ассигнований на мероприятия по развитию физкультуры и спорта.
328 миллионов запланированы на капитальное строительство и реконструкцию. Работа будет сосредоточена на наиболее важных городских объектах, таких как реконструкция поликлиники №6, родильного дома №4, строительство молодежного жилищного комплекса, мероприятия по улучшению снабжения холодной водой. На реконструкцию детской инфекционной больницы имени Пиотровича в городском бюджете запланировано 30 миллионов рублей, а на реализацию программы по расселению горожан из ветхого жилья - 26 миллионов рублей.

Приложения к бюллетеню

в начало