ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 28 (256)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

УЧРЕДИТЕЛЬ КОНГРЕССА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РФ

21 октября

2004 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам городов и сельских муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных  городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

С П Е Ц И А Л Ь Н Ы Й   В Ы П У С К

 

Правительство Российской Федерации

- Правительство Российской Федерации обсудило развитие инфраструктуры транспорта.

Для развития транспортной инфраструктуры в России необходимо обеспечить баланс интересов государства и частных партнеров, заявил, открывая заседание правительства, премьер-министр Михаил Фрадков. Он отметил, что для решения вопросов финансирования крупных проектов в сфере транспорта необходимо рассмотреть вопрос использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

"Бизнес реагирует в целом положительно на возможность участвовать в инвестиционных проектах" в транспортной отрасли, отметил глава правительства. Однако, по его словам, бизнес-сообщество ставит перед государством вопрос о том, будут ли даны "рынкам ясные ориентиры", которые должны быть отражены в долгосрочной программе работы кабинета министров.

М.Фрадков подчеркнул важность стимулирования частных партнеров для вложения инвестиций в развитие транспортной отрасли. Приоритетной сферой государственно-частного партнерства "должны быть самые важные проекты, которые на десятилетия вперед определят развитие национальной системы коммуникаций", подчеркнул премьер-министр.

Однако при этом премьер заметил, что развитие транспортной инфрастуктуры всегда будет сферой ответственности государства. По его словам, несмотря на возможность использования механизмов ГЧП для развития транспортной отрасли, "основное развитие фондовоемких проектов будет лежать на бюджетах всех уровней". В связи с этим премьер отметил, что правительству необходимо более точно разработать методику отбора проектов, имеющих общегосударственное значение в развитии транспортной инфраструктуры.

По словам М.Фрадкова, инициатива для разработки плана развития транспортной инфраструктуры должна оставаться за Министерством транспорта РФ, которое является так называемым "штабом". Однако в решении этих вопросах должны принимать активное участие министерства экономического блока, добавил премьер-министр. Он подчеркнул необходимость максимальной концентрации инновационных и финансовых ресурсов как государства, так и частных партнеров для реализации крупных транспортных проектов.

В свою очередь, министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что минимально приемлемый уровень инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры должен составлять не менее 600 млрд руб. в год. По его словам, в настоящее время на это направляется лишь 330 млрд руб. в год, что примерно составляет 2,2% ВВП.

Вместе с тем, министр отметил, что в мире средний уровень расходов на данные цели составляет около 4% ВВП, а в странах с переходной или активно развивающейся экономикой - до 10% ВВП. По мнению министра, в рамках сложившейся системы финансирования обеспечить необходимый уровень инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры будет крайне сложно.

В связи с этим, по словам И.Левитина, первоочередными шагами являются меры, направленные на снижение госиздержек за счет более рационального расходования бюджетных ресурсов, на переход к среднесрочному планированию по целям развития транспортного сектора, на концентрацию ограниченных госсредств на реализацию лишь наиболее крупных, имеющих общенациональное значение инфраструктурных проектов.

В числе последних И.Левитин назвал развитие международных транспортных коридоров "Запад-Восток" и "Север-Юг", строительство скоростных автомагистралей в Европейской части России, формирование национальной сети аэропортов-хабов, развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Также И.Левитин сообщил, что Минтранс РФ совместно с Минфином и МЭРТ намерен подготовить пакет поправок в Налоговый и Земельный кодексы по созданию дифференцированного механизма взимания платы за земельные участки. По словам министра транспорта, взимание платы должно осуществляться в зависимости от близости автодорог, их категории, качества, а также наличия придорожной инфраструктуры.

По мнению министра, в НК и ЗК необходимо также предусмотреть механизм, позволяющий использовать дополнительные налоговые поступления для нужд содержания и развития дорожной сети. Также предлагается закрепить в Земельном кодексе понятие "придорожной полосы" и положение об отнесении этих земель к землям транспорта.

Необходимость более гибкой схемы налогового регулирования в сфере землепользования придорожными территориями министр объяснил тем, что в настоящее время "сложилась ситуация, когда дорогу строят одни, а все эффекты от ее создания получают другие". И.Ливитин считает недопустимой такую практику, особенно в условиях, когда у государства "катастрофически не хватает средств на развитие дорожной сети".

Что же касается ГЧП, то по мнению министра основной сферой концессионных отношений в области транспорта должны стать объекты федерального имущества, не подлежащие приватизации. По его словам, таковыми являются объекты транспортной инфраструктуры, перечень которых должен быть определен и закреплен на законодательном уровне.

Министр считает, что механизм концессии является "наиболее гибкой и эффективной формой государственно-частного партнерства". Частный инвестор в этом случае участвует в создании или модернизации социально-значимого объекта, а затем получает его в управления на длительный срок с целью возврата вложенных инвестиций. По мнению И.Левитина, особо эффективно государственно-частного партнерство должно развиваться на морском транспорте. В этих целях Минтранс предлагает увеличить сроки аренды объектов морской инфраструктуры и приведение их в соответствие со сроками окупаемости затрат инвесторов. Другой перспективной сферой государственно-частного партнерства является железнодорожный транспорт.

В числе объектов, реализацию которых предполагается осуществить с использованием механизма концессии, И.Левитин назвал строительство подъездных железнодорожных путей к Эльгинскому и Чинейскому месторождениям и другим месторождениям в зоне Байкало-Амурской магистрали; реализацию проектов, связанных с развитием подъездной инфраструктуры крупных российских портов с созданием высокоскоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург; завершение строительства участков Коротчаево-Надым и Коротчаево-Ямбург.

Для совершенствования системы ГЧП министр транспорта РФ предложил создать на федеральном уровне единый центр по отбору проектов для реализации государственно-частного партнерства (ГЧП). Выступая на заседании правительства, министр предложил возложить функции по созданию такого центра на МЭРТ РФ.

Председатель совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов Сергей Генералов поддержал данное предложение, отметив, что отсутствие принципа "одного окна" при заключении соглашений о ГЧП сильно осложняется работу по данным проектам.

В свою очередь, премьер-министр РФ Михаил Фрадков также указал, что отсутствие принципа "одного окна" тормозит развитие, в первую очередь, транспортной инфраструктуры. "Государственные органы не приспособлены к этой работе", - подчеркнул он.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов (АСДГ)

- 21-22 октября в Новосибирске проходит V семинар-совещание "Концепция развития городского пассажирского транспорта".

В работе совещания принимают участие заместители глав администраций по вопросам транспорта, руководители департаментов (управлений), комитетов (отделов) по транспорту администраций городов Сибири и Дальнего Востока, а также представители Министерства транспорта Российской Федерации и др. организаций.

На совещании обсуждаются новые аспекты нормативной и законодательной базы местного самоуправления в вопросах организации, функционирования и развития муниципального транспорта и городских пассажирских перевозок; возможные формы собственности автотранспортных предприятий при отмене дотаций из муниципального и федерального бюджетов, пути решения обновления подвижного состава общественного транспорта, схемы реализации данной программы (лизинг, товарный кредит и т.д.), порядок формирования маршрутной сети пассажирских перевозок на территории муниципального образования с учетом коммерческого автотранспорта.

 

Новости муниципалитетов

 

Владивосток (АСДГ)

- Управление транспорта приступает к изучению пассажиропотока на городских маршрутах.

Управление транспорта администрации Владивостока проведет исследование пассажиропотока на судах прибрежного сообщения "Владморпаса". На основе полученных результатов будет принято решение о корректировке прибрежного сообщения между центром и отдаленными районами города.

В первую очередь анализу будут подвергнуты пассажиропотоки по маршрутам "Владивосток-Калининская" и "Владивосток-Чуркин". Согласно их предварительному исследованию, проведенному силами студентов ДВГТУ 6 июля 2004 года, данные рейсы экономически не выгодны. Если это заключение подтвердит группа специалистов, которая начнет изучение пассажиропотока в конце этой недели, то прибрежное сообщение по указанным рейсам будет изменено, а в дополнение горожанам будут предложены специально разработанные автобусные маршруты.

Как сообщил заместитель руководителя управления транспорта администрации города Владимир Куликов, исследовательскую работу проведут студенты Приморского политехнического техникума, получающие образование по специальности "Организация перевозок и управление движением на транспорте". Обработка полученных ими данных будет осуществляться в ДВГТУ по методикам и с использованием компьютерной программы, успешно применяемым Институтом энергетики и транспорта Хабаровского политехнического университета. Кстати, так же будет обрабатываться и информация, выявленная в ходе глобального исследования пассажиропотока города. Оно пройдет по инициативе управления транспорта администрации Владивостока с 11 октября по 15 ноября. Специалистами будет изучено порядка 100 маршрутов, по которым сегодня работают все имеющиеся в городе виды транспорта. На основе результатов анализа пассажиропотоков, не осуществляемого во Владивостоке с 1980-х годов, управление транспорта муниципальной администрации проведет работу по оптимизации городских маршрутов.

 

Иркутск (АСДГ)

- Принят в первом чтении законопроект о проведении конкурса на право осуществления маршрутных пассажирских перевозок.

Законопроект, внесенный на июньскую сессию мэром Иркутска Владимиром Якубовским, 23 июня был принят депутатами в первом чтении. Документ называется «О конкурсах на право осуществления регулярных пассажирских перевозок по городским, пригородным, междугородным маршрутам на территории Иркутской области». По мнению автора инициативы, закон должен помочь навести порядок в работе маршрутных такси. Владимир Якубовский отметил, что в одном только Иркутске сейчас  работает около 1,7 тыс. маршруток. При этом часть машин находится в неудовлетворительном состоянии, а среди водителей встречаются наркозависимые люди. Иркутский мэр считает, что конкурсная основа позволит более строго контролировать допуск микроавтобусов на линию, а также регулировать загруженность маршрутов.

- Первоначально мы планировали принять этот закон на городском уровне, - рассказал Владимир Якубовский. - Однако, по рекомендации Федеральной антимонопольной службы, решили вынести проект на областной уровень. Проблема регулирования деятельности маршрутчиков не только иркутская.

Идея Владимира Якубовского встретила резкое противодействие со стороны группы депутатов. Заместитель председателя Комитета по собственности и экономической политике Михаил Захаров несколько раз подчеркнул, что данный законопроект рассматривался на заседании Комитета 22 июня, и по итогам обсуждения было принято решение его отклонить. Представитель губернатора в Законодательном Собрании Петр Парцей обратил внимание депутатов на то, что рассматриваемый законопроект противоречит федеральному законодательству и Конституции, по которым каждый  гражданин может заниматься свободной экономической деятельностью. В ответ на это Владимир Якубовский предложил владельцам маршруток, которые не захотят принимать участие в конкурсах, самостоятельно обустраивать маршруты, по которым будут ездить их микроавтобусы, организовывать остановочные пункты и работать так, как им нравится.

- Никто не спорит, что проблемы в сфере работы маршрутных такси есть, - сказал Петр Парцей. - Однако предлагаемый закон не устанавливает ни одной нормы для их решения. Здесь нет конкретных механизмов регулирования пассажирских перевозок. Кроме того, все можно решить на местном уровне, постановлением мэра города. Для чего нужен областной закон?

После прений законопроект был поставлен на голосование и принят в первом чтении большинством голосов. Депутаты постановили создать рабочую группу, которая займется доработкой документа и корректировкой его основных положений. По словам Владимира Якубовского, он готов к тому, что изменения претерпят практически все статьи законопроекта и даже его название. В следующий раз депутаты вернутся к обсуждению этого вопроса на осенней сессии.

 

- Администрация Иркутска заключила несколько договоров с частными перевозчиками города по льготам для пассажиров социальной категории.

В настоящее время такую услугу предоставляют 259 машин на 27 маршрутах. Об этом 10 июня на пресс-конференции сообщил начальник Департамента транспорта и связи Иркутска Иосиф Рафаэлян.

- С каждым годом муниципальному городскому транспорту все сложнее выживать, - рассказал Иосиф Рафаэлян. - С 1992 года практически в 2,5 раза увеличилось количество льгот. Причем социальные гарантии имеют не только действительно нуждающиеся граждане, но и достаточно обеспеченные люди - прокурорские работники, военнослужащие, судьи, судебные приставы и другие. В Иркутске они составляют десятую часть всех пассажиров, пользующихся муниципальным транспортом.

По словам Иосифа Рафаэляна, компенсация расходов на льготы почти не поступает из федерального бюджета. Только в 2003 году на социальные транспортные гарантии город потратил 81 млн. рублей.

- Частные перевозчики находятся в стороне от этих проблем. Чтобы переложить часть нагрузки на них, мы сегодня заключаем договоры на перевозку частными маршрутными такси льготных пассажиров, - отметил Иосиф Рафаэлян.

В Иркутске 300 тыс. человек пользуется муниципальным транспортом. Из них 70% составляют льготники. За 5 месяцев 2004 года городским муниципальным транспортом было перевезено 43 тыс. 800 пассажиров, из которых 18 тыс. 300 «льготников». В 2003 году Департаментом транспорта и связи Иркутска было приобретено 30 автобусов и пять троллейбусов, в 2004 году - 11 автобусов и четыре троллейбуса.

 

Кемерово (АСДГ)

- Состоялось заседание городской комиссии по безопасности дорожного движения.

Впервые комиссия собралась в таком широком составе: на заседание были приглашены практически все предприятия и частные предприниматели, которые выполняют пассажирские перевозки в городе.

На городских маршрутах общего пользования, помимо транспортных предприятий, работает 126 частных предпринимателей. Им принадлежат 346 автобусов. ЧП выполняют более 40% из общего объема пассажирских перевозок. К сожалению, и процент совершенных ДТП у «частников» высок (из 24 с участием пассажирского транспорта 19 приходится на их долю). К тому же многочисленные жалобы со стороны пассажиров на некачественное обслуживание также обращены в их адрес.

Для контроля за выполнением правил пассажирских перевозок, соблюдением правил дорожного движения проходят постоянные рейды и проверки как сотрудниками ГИБДД, так и представителями Российской транспортной инспекции, управления единого заказчика транспортных услуг. Например, за 10 дней проверок коммерческих рейсов сотрудники ГИБДД выявили 425 нарушений правил дорожного движения. По каждому факту были приняты соответствующие меры. А РТИ на сегодняшний день уже аннулировала 5 лицензий на право осуществления пассажирских перевозок и действие 5 – приостановила.

Как отметили собравшиеся на заседание комиссии, необходимо изменить отношение транспортников к работе по профилактике аварийности. Необходимо наладить систему учебных занятий, разбора аварийных ситуаций, а также более тщательно следить за техническим состоянием машин и физическим состоянием водителей. Кроме того, комиссия приняла решение принять самые жесткие меры по предотвращению наиболее частого нарушения правил дорожного движения – остановка в запрещенных местах. Отныне всем маршрутным такси предписано четко соблюдать принятые еще в 2001 году ограничения посадки-высадки пассажиров: посадка должна производиться только на остановках, а высадка «по требованию», но только там, где позволяют правила БДД. Также будет упорядочен выход маршрутных такси в «час пик». Последуют и другие изменения. Также частным предпринимателям было рекомендовано объединяться в некоммерческие партнерства, которые, как показывает практика, способны достаточно успешно решать проблемы перевозчиков.

 

- На «круглом столе» в администрации города обсуждались перспективы развития городской сети пассажирского транспорта общего пользования.

Участники встречи с журналистами - руководители пассажирских автотранспортных предприятий и представители администрации Кемерова рассказали об основных проблемах, с которыми сталкиваются перевозчики: постоянное повышение цен на топливо и ГСМ, рост тарифов на электроэнергию и коммунальные услуги, долги по налоговым отчислениям, большие лизинговые платежи, низкая зарплата работников и как следствие высокая текучесть кадров.

Как отметили транспортники, возможны два варианта выхода из кризиса: сокращение объема перевозок или повышение стоимости проезда.

Первый вариант недопустим с точки зрения общей транспортной политики города, направленной на сохранение муниципального транспорта. Кемерово осталось, пожалуй, единственным городом в Сибири, где сохраняется развитая система транспорта общего пользования, тогда как наши соседи пошли по пути коммерциализации городского и пригородного сообщений, передачи их в руки частных собственников.

При втором варианте развития событий транспортные предприятия смогли бы «добрать» недостающую сумму для покрытия своих расходов.

Однако при любом варианте решения будут сохранены все социальные гарантии для населения: действующие льготы будут по-прежнему действовать, стоимость проездного не изменится.

На сегодняшний день в областном центре Кузбасса работает более 600 единиц муниципального транспорта, а из 450 «маршруток» только 150 частные. К сожалению, получаемых перевозчиками средств (это и выручка на линии, процент от продажи проездных билетов, дотации из городского и областного бюджетов) не достаточно даже для того, чтобы содержать имеющиеся машины. Однако изношенность подвижного состава (80-90%) вынуждает транспортников покупать новые машины на условиях лизинга или по банковским кредитам. Долги растут, предприятия работают в убыток, из-за этого низкая заработная плата водителей и кондукторов, высокая текучесть кадров.

Тем не менее, несмотря на доводы перевозчиков, вопрос повышения стоимости проезда остался открытым. Все «за» и «против» будут еще неоднократно обсуждены, быстрых решений не будет.

 

Красноярский край

- Мнения глав городов и районов края по поводу реструктуризации автотранспортных предприятий разделились.

Представленная в администрации края концепция реструктуризации автотранспортных предприятий вызвала противоречивые мнения глав городов и районов Красноярского края.

В частности, глава Ачинска Михаил Ачкасов отметил, что в его городе, в отличие от Красноярска, пригородные транспортные маршруты заполнены государственными автотранспортными предприятиями и не разрываются частными перевозчиками. В случае же использования услуг частников, они должны обслуживать маршрут полностью, а не перевозить только часть пассажиров. Таким образом, по словам Ачкасова, в Ачинске рентабельность транспортных предприятий обеспечивается тем, что власть помогает конкурировать с частными перевозчиками, а транспортный рынок находится под контролем муниципальной власти.

В свою очередь глава Курагинского района Леонид Марченко отметил, что 30% маршрутов в районе нерентабельны. Передача их в муниципальную собственность не дала ожидаемого результата. Поэтому наиболее реальным выходом из ситуации, по мнению Марченко, является переход курагинского автотранспортного предприятия в краевую собственность, поскольку на средства районного бюджета содержать АТП возможности нет. Кроме того, немаловажным аспектом реструктуризации Леонид Марченко назвал контроль за уровнем конкуренции с частными перевозчиками, которые используют только прибыльные направления перевозок, например сообщение с соседним Абаканом.

Выслушав мнения представителей власти, участники заседания сделали вывод, что, хотя пример Ачинска нетипичен для Красноярского края, опыт работы муниципального автотранспортного предприятия участники Совета администрации не оставили без внимания и рекомендовали ознакомиться с ним красноярским перевозчикам.

 

Муравленко

- Общественный транспорт - муниципалы уступают дорогу частникам.

В городе Муравленко снижается объем пассажирских перевозок средствами муниципального транспорта. Еще полгода назад на линию выходили 11 городских автобусов, а сегодня - всего 4. Теперь основную работу по перевозке пассажиров взяли на себя частники - маршрутные автобусы и такси.

Как сообщает наш корреспондент, в городе зарегистрировано 13 частных фирм такси. Ежедневно на линию выезжают 60-70 автомашин. Они полностью удовлетворяют потребности жителей в оперативных перевозках.

 

Находка (АСДГ)

- В городе проходит обследование пассажиропотока на маршрутах городского общественного транспорта.

Его проводят отдел транспорта администрации города и муниципальное автотранспортное предприятие №1 совместно с Находкинским инженерно-экономическим институтом ДВГТУ.

Ежедневно в течение недели на разных маршрутах общественного транспорта жители Находки могут видеть молодых людей, которые ведут учет перевозимых автобусами пассажиров. Таким образом, студенты Находкинского института ДВГТУ выполняют первый этап проводимого в Находке обследования пассажиропотока, результаты которого в дальнейшем позволят властям города и перевозчикам разработать мероприятия   по совершенствованию работы городского общественного транспорта.

Как рассказала начальник отдела транспорта городской администрации Ирина Савченко, полномасштабное обследование пассажиропотока последний раз было организовано в Находке в декабре 2001 года, в минувшем году обследовали пассажиропоток на пригородных автобусах, сейчас – на городских маршрутах. Задача обследования определить оптимальное число автобусов достаточное для обслуживания пассажиров, как в «часы пик», так и в периоды спада пассажиропотока, в случае необходимости пересмотреть сводный график движения общественного транспорта, чтобы транспортные предприятия работали максимально эффективно и рентабельно.

По словам Ирины Савченко, сделать это можно только после того, как будет определена средняя величина перевозимых автобусами пассажиров. Полученные результаты  позволят не только скорректировать график движения, но и определиться с весьма важным вопросом – повышать действующий в Находке тариф на пассажирские перевозки или сохранять его таким, какой он есть. Предложения эти будут выработаны специальной комиссией во главе с вице-мэром Александром Алексашкиным, которая внимательно изучит результаты обследования пассажиропотока.

Нужно сказать, что наряду с проводимым обследованием в Находке организовано анкетирование горожан по вопросам организации в городе пассажирских перевозок. Каждый житель может ответить на вопросы анкеты, опубликованной в газете «Находкинский рабочий», написать свои предложения по открытию новых маршрутов и внесению изменений в интервалы движения действующих. Как заверили в отделе транспорта администрации Находки, все пожелания жителей будут внимательно изучены и учтены.

 

Новосибирск (АСДГ)

- Комплексное обследование пассажиропотоков было проведено на наземном общественном транспорте с 17 по 28 мая.

Последний раз обследование пассажиропотоков в нашем городе проводилось в 1998 году. За это время маршрутная сеть стала намного разветвленней, к муниципальным прибавилось большое количество частных перевозчиков. В результате нагрузка на основные магистрали города: Красный проспект, Дуси Ковальчук, Большевистскую и другие увеличилась. Чтобы оптимизировать маршрутную сеть, установить четкий график движения маршрутных автобусов, упорядочить и скоординировать движение наземного транспорта, пригородных электропоездов и метро, необходимо изучить пассажиропотоки в различное время: в часы пик, днем, вечером. Учет пассажиров проводили студенты вузов, учащиеся автотранспортного техникума и профессионально-технических училищ. Для этого им была выдана специальная ведомость, с которой они вели опрос пассажиров на входе и при выходе из транспорта.

В метрополитене применялась несколько другая схема. При входе в метро пассажирам выдавался специальный талон, который они должны сохранить и вернуть его уже на выходе.

Все сведения были обработаны компьютерной программой. Специалисты Управления пассажирских перевозок уверены, научный подход к изучению транспортной проблемы в нашем городе поможет найти решение по улучшению работы транспорта и оптимизации маршрутной сети.

 

Новый Уренгой (АСДГ)

- В администрации города при первом заместителе мэра Михаиле Кондратенко состоялось совещание по перевозкам пассажиров легковыми автомобилями.

На совещании присутствовали представители межрайонной инспекции, ГИБДД, налоговой инспекции, а также частные предприниматели, занимающиеся пассажирскими перевозками легковым транспортом.

В начале совещания Михаил Кондратенко отметил, что все мероприятия, направленные на искоренение нелегального частного извоза в Новом Уренгое не дают результатов. В частности он сказал: «В Новом Уренгое правит балом несанкционированный извоз». В Новом Уренгое 90% пассажирских перевозок легковым автотранспортом осуществляются на незаконной основе. По словам директора МПАТ Владимира Рыженкова на сегодняшний день в городе несанкционированным извозом занимается около 1,5 тысяч автомобилей. Главная причина этого явления -  недостаток такси легальных, поэтому все усилия контролирующих служб по борьбе с нелегальным извозом оказываются малоэффективными.

Тем не менее, было принято решение ужесточить меры по пресечению таких перевозок, совместно с ГИБДД  не реже 10 раз в месяц проводить рейды и дать возможность легальным такси работать на дорогах Нового Уренгоя. Точка зрения первого заместителя мэра Михаила Кондратенко по этому вопросу очень жесткая: «Если поймали на таксовке, взять под контроль – пусть чувствует, что у него земля под ногами горит». Одновременно будет продолжена работа по созданию условий для расширения легального таксомоторного парка.

 

Нягань (АСДГ)

- В городе подведены итоги конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.

По информации из комитета по промышленности, транспорту и связи победителем конкурса стало открытое акционерное общество «Няганьавтотранс». Именно это предприятие будет официальным пассажироперевозчиком в Нягани. Победа в конкурсе, помимо обязанностей по исполнению правил перевозки пассажиров, дает предприятию право на получение дотаций из городского бюджета, а так же обслуживать все основные городские маршруты. Объем дотаций, согласно рекомендаций департамента ХМАО, предусмотрен в размере 50% от стоимости перевозок. Всего в конкурсе приняли участие два предприятия. Перевозка пассажиров – это достаточно затратное мероприятие. Помимо строгих требований к пассажирскому транспорту и водителям, предприятие обязано обеспечивать бесперебойную работу автобусов на линиях, строго соблюдать график движения, работать над оптимизацией маршрутов. Потому логично, что при достаточно большом количестве фирм по перевозке пассажиров, стать основным перевозчиком в городе претендентов было немного. Все предъявленные требования может выполнять только специализированное предприятие, имеющее опыт работы в области пассажироперевозок, соответствующую техническую базу и обученный персонал. В то же время в городе по-прежнему будут курсировать микроавтобусы в режиме маршрутных такси. Они будут ходить по основным маршрутам, а так же по дополнительным, согласованным с комитетом по промышленности, транспорту и связи направлениям. Эти, так называемые «коммерческие» маршруты не обеспечиваются, дотацией из бюджета. Однако, это обстоятельство не освобождает водителей «маршруток» от обязанностей по обеспечению безопасности пассажиров, содержанию своих машин в надлежащем техническом состоянии, а так же соблюдению заявленного ими графика движения. Схема пассажирских маршрутов не является незыблемой. Как заверил заместитель председателя комитета по промышленности, транспорту и связи Владимир Домрачев, после начала работы новой схемы движения пассажирского транспорта будет дополнительно проводиться изучение  пассажиропотока, и по результатам анализа комитет определит необходимость и рассмотрит возможность открытия дополнительных «коммерческих» маршрутов, а так же оптимизацию уже действующих.

 

Омск (АСДГ)

- Разгрузить городские магистрали – цель программы транспортников.

Перегруженные автомагистрали Омска являются одним из наиболее проблемных вопросов транспортной отрасли. По данным анализа, сегодня на омских улицах работает 1135 единиц муниципального транспорта, из них 820 автобусов, 200 троллейбусов, 115 трамваев, 2800 маршрутных такси. Разгрузить улично-дорожную сеть – основная цель программы, разработанной СибАДИ совместно с департаментом транспорта. Принято решение в часы пик выпускать на дороги 555 автобусов, 200 троллейбусов и 115 трамваев. В перспективе планируется строительство подземных переходов на ул. Карла Маркса и Красный Путь, что увеличит пропускную способность магистралей. Также программа включает в себя строительство диспетчерских пунктов отдыха для водителей, установку остановочных комплексов, строительство разворотных площадок – а это уменьшение на конечных пунктах количества машин, мешающих движению транспорта.

С этого года департаментом транспорта по соглашению с компанией «Русские автобусы» планируется приобретение автобусов по новой лизинговой программе, в результате которой уменьшатся затраты городского бюджета на покупку транспортных единиц, а окупаемость автобусов возрастет в два раза.

 

Пермь

- В этом году система управления и контроля за работой пассажирского транспорта «МАЯК» будет внедрена на автобусных маршрутах, обслуживаемых индивидуальными предпринимателями.

Начиная с 1996 года в Перми была внедрена система управления и контроля за работой пассажирского транспорта «МАЯК». Система обеспечивает речевую связь между водителем и диспетчером; показывает водителю реальное время и время отклонения от графика движения; позволяет автоматически, без участия человека, проводить подсчет выполнения транспортной работы. С 1999 года в Перми создана единая диспетчерская служба, которая организует управление и контроль за работой пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус и маршрутное такси). Такая служба создана впервые в России. Появление единой диспетчерской службы позволило более оперативно влиять на управление транспортом, сократить количество операторов, внедрить новую систему контроля и управления движением пассажирского транспорта. В городе Перми все индивидуальные предприниматели, занимающиеся перевозкой пассажиров, находятся под контролем центральной диспетчерской службы, которая позволила спрашивать с них высокое качество пассажирских перевозок. Пермь может гордиться тем, что контроль за работой на маршрутах индивидуальных предпринимателей внедрен в нашем городе одним из первых по России. В настоящее время представители других городов приезжают учиться организации такого контроля.

Система «МАЯК» является одной из передовых в своей отрасли. Пермской городской Думой для внедрения данной системы согласно «Городской целевой программе развития пассажирского транспорта города Перми на 2002 – 2004 года» в 2003 году выделены средства в размере 2,1 миллион рублей, а в 2004 году – 1,8 миллион рублей. В настоящее время система «МАЯК» внедрена на трамвайных и троллейбусных маршрутах. В этом году будет внедрена на автобусных маршрутах, обслуживаемых индивидуальными предпринимателями.

В связи с преобразованием муниципальных пассажирских автопредприятий в ООО, обслуживание пассажиров сохраняется на прежнем уровне. Так, в частности, в наиболее обособленном от центра города Орджоникидзевском районе, обслуживаемым вторым пассажирским предприятием, сохраняются все 10 маршрутов с выпуском на них 18 автобусов.

 

Ульяновск

- В городе планируется создание городского автотранспортного предприятия.

На сегодняшний день в ведении муниципалитета находятся только частные автоперевозчики. По словам начальника отдела транспорта и связи мэрии Ульяновска Олега Берлибо, назрела необходимость создания городского автотранспортного предприятия. Существующие на данный момент ПАТП-1 и ПАТП-3 находятся в областном ведении и большую часть перевозок совершают за пределами города. Хотя оба эти предприятия получают субсидии на выпадающие доходы по перевозке горожан. Муниципалитет не может контролировать их деятельность и влиять на распределение маршрутов и количество рейсов. По плану городские перевозки должны совершать 126 автобусов, сейчас их работает практически в два раза меньше. Как сообщает пресс-служба городской администрации, в городе существует муниципальное предприятие «Контрольно-эксплуатационная служба пассажирского автотранспорта» (КЭСПА), которое осуществляет автоматизированное диспетчерское управление, позволяющее с максимальной точностью фиксировать время и количество рейсов. Но, к сожалению, автотранспортные предприятия отказываются от автоматизированной диспетчеризации, поэтому становится невозможным проконтролировать рейсы автобусов. Сейчас создана Комиссия по организации городского автотранспортного предприятия на базе ПАТП-3, которое будет осуществлять городские и пригородные пассажирские перевозки.

 

Хабаровск (АСДГ)

- Первый случай компенсации по решению арбитражного суда выпадающих доходов муниципальному транспортному предприятию отмечен в Хабаровске - краевое министерство социальной защиты населения перечислило ХПАТП-1 124,9 тыс. рублей. 

Прецедент создан, хотя это только четвертая часть того, что задолжало указанное краевое ведомство муниципальным транспортникам за льготную перевозку ими пенсионеров на пригородных автобусах в рамках выполнения краевой целевой программы социальной защиты населения. В соответствии с ней ХПАТП-1 предоставляет пассажирам-пенсионерам 50-процентную скидку на пригородных маршрутах. Подобных исков о возмещении своих убытков при перевозке льготников, исчисляемых сотнями миллионов рублей, коллективы трех муниципальных пассажирских предприятий Хабаровска за последние годы в суды направили немало. Однако, прорехи в российском законодательстве, отсутствие методики точного учета числа перевезенных пассажиров-льготников не позволяют пока транспортникам в судебном порядке добиться полного восстановления справедливости - вернуть себе долги минфина, МВД, МО и других федеральных ведомств, накопившиеся за несколько последних лет.

 

- В соответствии с постановлением мэра с 11 октября по 31 декабря нынешнего года пройдет конкурс среди владельцев автотранспортных средств на право перевозки пассажиров на коммерческой основе.

В будущем году на дорогах краевого центра будет работать 391 лицензированный автобус, коммерсанты будут обслуживать 45 маршрутов. Согласно условиям конкурса, заявления на участие в нем необходимо подать с 13 по 30 сентября, а с 11 октября начнется осмотр подвижного состава. В составе конкурсной комиссии 11 человек: трое из них представляют управление транспорта администрации города, по два человека от краевого отделения Российской транспортной инспекции, налоговой службы и ГИБДД. В составе комиссии также представители Хабаровской краевой ассоциации автотранспортников «Хабаровскавто» и управления Пенсионного фонда в Хабаровске и Хабаровском районе. Оцениваться будут состояние автобусов, выполнение условий лицензирования и правил организации пассажирских перевозок и договора с администрацией города, соблюдение налогового законодательства и дорожно-транспортной дисциплины, культура обслуживания пассажиров. Комиссия оценит и то, насколько регулярно выполняются запланированные рейсы, как проводятся ежедневный медицинский контроль водителей и контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Наивысшую сумму баллов – 116 – смогут получить те, у кого все показатели практически идеальны, нет нарушений и замечаний по перевозкам, а также жалоб со стороны пассажиров.  Как уже сложилось традиционно, право выбрать наиболее удобные и престижные маршруты будет предоставлено тем, кто наберет наибольшее число баллов.

В 

 

Редактор Бюллетеня АСДГ - Шлегель Аркадий Станиславович,

тел. (383-2) 27-11-52, 23-85-00, факс 27-11-08, e-mail: Shlegel@asdg.ru

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов