ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ в„– 27 (369)

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

20сентября

2007 Рі.

Направляется выборным должностным лицам местного самоуправления, главам муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока информационной сетью Ассоциации сибирских и дальневосточных городов

 

ГАС “Выборы”: asdg%s54.nsk.ru@c00.msk.ru

e-mail: admin@asdg.ru

http://www.asdg.ru

 

Правительство Российской Федерации

- Произошла смена главы Правительства.

12 сентября премьер-министр Михаил Фрадков обратился к Владимиру Путину с просьбой об отставке Правительства. Он мотивировал ее желанием предоставить президенту «полную свободу в выборе решений, включая кадровые», в период приближающихся парламентских и президентских выборов. В. Путин отставку принял и внес в Госдуму кандидатуру главы Росфинмониторинга Виктора Зубкова на пост главы кабинета министров. 13 сентября Зубков встречался с думскими фракциями. 14 сентября Госдума дала согласие на утверждение В. Зубкова в должности премьер-министра РФ. За утверждение проголосовал 381 депутат, против - 47, воздержались 8. Голосование было открытым. Таким образом, В. Зубков становится девятым по счету главой кабинета министров в истории современной России с 1992 года. В соответствии с Конституцией, теперь президент должен подписать указ о назначении В. Зубкова председателем правительства. В свою очередь, новый премьер-министр не позднее, чем через неделю после назначения должен представить президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Премьеру также предстоит предложить главе государства кандидатуры на должности заместителей председателя правительства и федеральных министров. В. Зубков - кандидат экономических наук, член-корреспондент Российской инженерной академии. Родился 15 сентября 1941 года в поселке Арбат Кушвинского района Свердловской области. В 1965 году окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт по специальности «агроном-экономист», в 1965-1967 годах прошел срочную воинскую службу в Вооруженных силах СССР. В 1985-1991 годах - первый секретарь городского комитета города Приозерск (Ленинградская область), затем - заведующий отделом сельского хозяйства и пищевой промышленности и аграрным отделом Ленинградского областного комитета, первый заместитель председателя Ленинградского областного комитета. В 1992-1993 годах - заместитель председателя комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1993-1998 годах – заместитель руководителя Федеральной налоговой службы РФ - начальник Государственной налоговой инспекции по Санкт-Петербургу. В 1998-1999 годах - руководитель управления министерства РФ по налогам и сборам по Петербургу. В 1999 году Зубков баллотировался на пост губернатора Ленинградской области. С 23 июля 1999 года по 2001 год работал замминистра РФ по налогам и сборам. С 1 ноября 2001 года - первый замминистра финансов РФ, и.о. председателя Комитета по финансовому мониторингу при Минфине. С 2003 года - действительный государственный советник РФ первого класса. С середины марта 2004 года - руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу.

 

- Долгосрочная стратегия массового жилищного строительства позволит повысить обеспеченность россиян квадратными метрами с 21, как сейчас, до 36 в 2025 году.

Инженерная подготовка территорий, отказ от точечной застройки, разработка крупных строительных проектов – это только часть мер, которые необходимо принять для урегулирования ситуации в жилищном строительстве, заявил и.о. министра регионального развития РФ Владимир Яковлев. Он отметил, что «строительство жилья является одним из наиважнейших вопросов и в моральном, и в политическом, и в экономическом плане, и поэтому неслучайно появилось поручение Президента и Правительства о создании программы массового жилищного строительства». В этом году в России жилье сдается «более-менее» пропорционально, сказал В. Яковлев. За 8 месяцев на территории Федерации построили 27 млн. кв. м жилья, а прирост объемов жилищного строительства составил 32%. Всего в этом году планируется сдать 56–58 млн. кв. м жилья. Для сравнения - в середине 80-х вводили 76 млн. кв. м жилья, к 2000 году эта цифра сократилась до 30–32 млн. кв. м, а в прошлом году достигла отметки 50 млн. Согласно показателям, зафиксированным в Федеральной целевой программе «Жилище», к 2010 году объем строительства жилых помещений составит порядка 80 млн. кв. м. Таким образом, как подчеркнул и.о. министра, «в 2009–2010 году мы выходим на рубеж середины 80-х годов». Согласно разработанной в министерстве долгосрочной стратегии массового строительства жилья, рассчитанной на период до 2025 года, уровень обеспеченности жилплощадью каждого россиянина должен к 2025 году увеличиться с сегодняшних 21,2 до 36 кв. м жилья на человека. Кроме того, до 3 лет должно сократиться время ожидания в очереди социального жилья. Как рассказал В. Яковлев, в стратегии, как и в приоритетном национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», особое внимание будет уделяться развитию малоэтажного домостроения. Сегодня порядка 30% существующего и 40–45% строящегося жилья – малоэтажное. В будущем объемы малоэтажного домостроения должны возрасти до 50–60%. Для обеспечения жильем малообеспеченных россиян предлагается создать институт доступного найма, при этом льготным категориям граждан жилые помещения будут предоставляться бесплатно. «Сегодня социального жилья строится крайне мало, это совсем мизерный процент, в основном стройка социального жилья ведется в Москве и Санкт-Петербурге», - отметил В. Яковлев. В стратегии предлагается увеличить объемы социального жилья, ввести четкое разграничение социального и коммерческого найма, а также коммерческого и некоммерческого жилищного строительства. Согласно данным за прошлый год, более 80% россиян не имели возможности приобрести жилье в собственность даже с использованием заемных средств. В этой связи основными задачами и.о. министра назвал повышение уровня зарплат, объема социальных выплат, а также создание условий для развития социального найма. По его мнению, порядка 8% жилья должно строиться для предоставления в соцнайм. Стратегия должна быть реализована в 3 этапа. На первом этапе (до 2010 года) еще будет действовать ФЦП «Жилище», на втором (2011–2015 годы) планируется разработка комплекса мер по увеличению объемов жилищного строительства и подготовка новой нормативной базы. В этот период будут также обеспечены жильем все льготники. На третьем этапе будет активно развиваться институт легального коммерческого найма. В. Яковлев остановился также на реализации подпрограммы по инженерной подготовке участков под жилищное строительство. Он признался, что эта подпрограмма «не пошла». В частности, в прошлом году было выделено 1,7 млрд. рублей федеральных средств на выплаты субсидий для погашения процентной ставки по кредитам, взятым на подведение коммуникаций. «К сожалению, освоение по прошлому году нулевое», – констатировал и.о. министра. Еще 12 млрд. рублей было запланировано на предоставление госгарантий по займам. Как полагает и.о. главы Минрегиона, программа не была востребована из-за того, что господдержкой не могли воспользоваться юридические лица. Были внесены соответствующие изменения, благодаря чему «программа немножко сдвинулась», но стало понятно, что «госгарантии не идут». По словам В. Яковлева, в этом году 17 млрд. рублей госгарантий не будет освоено. Но эти средства могут быть использованы для реализации других подпрограмм ФЦП «Жилище».

 

- К 2011–2012 годам суммарные расходы, связанные с оказанием медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет государственных источников и источников системы социального страхования, должны дойти до уровня 6–7% ВВП.

Об этом заявил и.о. министра здравоохранения и социального развития РФ Михаил Зурабов. «Это те объемы финансирования, которые, с нашей точки зрения, будут достаточны для обеспечения программы улучшения демографической ситуации», – сказал он. Уже сегодня свыше половины всех расходов по реализации национальных проектов приходится на сектор здравоохранения, сообщил М. Зурабов. За счет этих средств в 2006–2007 годах проведены мероприятия по повышению заработной платы медицинского персонала, модернизации оборудования, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи. В рамках программы родовых сертификатов введена дополнительная оплата услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Проведено также дооснащение женских консультаций и родильных домов современным оборудованием. В результате на 15% снизилась младенческая смертность. Число родившихся детей за 7 месяцев этого года увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2006 года на 6,5%, причем в мае этот прирост составил 13%, а в июле – 15% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ближайшие годы в России будет создана сеть перинатальных центров для оказания медицинской помощи женщинам с патологией беременности. По оценкам Министерства здравоохранения и социального развития, суммарная мощность этой сети должна составлять 80–100 тыс. мест. «Это позволит кардинально переменить ситуацию, связанную со смертностью в перинатальном возрасте», – отметил М. Зурабов. В прошлом году смертность в Российской Федерации снизилась на 7% по сравнению с уровнем 2005 года, или на 138 тыс. человек, за 7 месяцев 2007 года – на 70 тыс. человек. Одним из общенациональных приоритетов стала также программа улучшения демографической ситуации в стране. Ее целью является стабилизация численности населения к 2015 году и создание условий для ее роста к 2025 году. Программа будет реализовываться комплексно. Мероприятия охватывают все направления демографического развития – смертность, рождаемость и миграцию – в их взаимосвязи. Поставлены задачи: сократить смертность не менее чем в 1,6 раза, а граждан трудоспособного возраста от внешних причин – более чем в 2 раза, повысить рождаемость в 1,5 раза, главным образом за счет рождения в семьях вторых и последующих детей, и сократить не менее чем в 2 раза материнскую и младенческую смертность.

 

- Приоритетный национальный проект «Образование» в настоящий момент - один из наиболее успешных в общественном восприятии, который реализуется наиболее быстрыми темпами.

В этом сходятся большинство аналитиков, заявил и.о. Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрий Медведев. По его мнению, проект «Образование» хорош тем, что велика доля софинансирования со стороны регионов, - «В большинстве регионов деньги на образование нашлись». «В целом за последние два года в образовании произошли серьезные изменения. Произошел возврат к конструкции обязательного общего образования. Начался процесс перехода высшего образования на так называемую «уровневую систему высшего образования», включая бакалавриат и магистратуру и традиционный для нашей страны «специалитет» - то есть подготовку вузами специалистов», - продолжил Д. Медведев. Он, считает, что «эта тема – необходимая, если мы хотим, чтобы наша страна развивалась по общеевропейским, общемировым законам». «У нас произошла, к сожалению, девальвация уровня образования в ряде образовательных учреждений и можно признаться откровенно – по всей стране, - отметил вице-премьер. – И, прежде, всего это коснулось высшего образования, потому что значительное число новых вузов, которые были открыты – как по государственной линии, так и с использованием частного капитала – не вполне отвечают современным требованиям». Он напомнил, что на 21 территории России проводится комплексный эксперимент, где происходит переход на нормативно-подушевую схему финансирования и новую систему оплаты труда педагогов. Во всех этих регионах зарплата педагогов выросла почти в 1,5 раза. В рамках национального проекта происходила поддержка лидеров инновационного образования. Это 6000 школ (или каждая 10-я школа России), 76 специальных учебных заведений (ПТУ), 57 вузов, 20 тыс. учителей и более 5 тыс. учеников, которые получили гранты. Кумулятивный эффект, который создает поддержка лидеров инновационного образования, получает свое развитие в каждом регионе», - подчеркнул Д. Медведев. «Говоря о двух федеральных университетах, он предположил, что «образование должно быть более рассредоточено по территории нашей страны».

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

- Государственная Дума приняла законопроект, согласно которому малым предприятиям предоставят право преимущественного выкупа своих помещений.

С 2009 года муниципалитетам запретят вести коммерческую деятельность. А ведь именно у них и снимают помещения малые предприятия. Такие как парикмахерские, службы быта и небольшие магазины. Все эти помещения муниципалитеты обязаны будут продать занимающим их сейчас фирмам. Сегодня приватизировать помещение, принадлежащее муниципалитету, может любой желающий. Выигрывает тот, кто заплатит больше денег. По новому закону право выкупить помещение у местных властей будет предоставлено только арендатору, и никому другому. Им дается рассрочка до 3 лет. Выкупить помещения предприниматели смогут по рыночной цене. Ее определяет независимый оценщик, которого назначает муниципалитет. Если арендатора не устроит результат оценки, он сможет ее оспорить. Законодатели считают, что такой порядок позволит удержать малый бизнес на плаву. А сами предприниматели, и их работники получат уверенность в завтрашнем дне.

 

Ассоциация сибирских и дальневосточных городов

- 11 октября в городе Новосибирске состоится расширенное заседание правления секции АСДГ по местному самоуправлению и секции по проблемам жилищно-коммунального комплекса и строительства на тему «Роль органов местного самоуправления в реализации жилищной реформы».

В повестке дня – обмен опытом, обсуждение проблем и итогов реформирования в сфере ЖКХ, обсуждение вопросов о договорных отношениях в сфере управления многоквартирными домами, о проблемах договорных отношений между управляющими компаниями, ЖСК, ТСЖ и поставщиками коммунальных услуг. На заседании планируется представить видеоматериалы об опыте городов по указанной тематике.

 

- 11-12 октября 2007 г. в городе Новосибирске состоится международная конференция на тему «Сотрудничество между государственным и частным сектором в вопросах кадастра, регистрации прав, оценки недвижимого имущества и строительства жилья».

Конференция предполагает участие руководителей комитетов по управлению муниципальным имуществом и комитетов по земельным ресурсам и землеустройству администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока. Конференция проводится Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов совместно c проектом ТАСИС и мэрией города Новосибирска. В рамках мероприятия планируется обсудить вопросы взаимодействия государственного и частного секторов при составлении и использовании кадастров объектов недвижимости, новый закон о кадастре, особенности государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости в свете внесенных изменений в законодательство, вопросы оценки, процессуальные вопросы земельного права (земельно-устроительные и кадастровые процессы в земельном праве), порядок формирования земельного участка под многоэтажными жилыми домами, изготовление и утверждение проектов границ земельных участков, межевание участков. Также планируется рассмотреть проблемные вопросы землепользования и развития застроенных территорий, вопросы судебно-арбитражной практики рассмотрения споров по сделкам с недвижимым имуществом и земельными участками, организационно-правовые и другие вопросы, возникающие в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд. Также в проекте программы рассмотрение итогов применения кадастровой оценки земель для целей налогообложения и арендной платы на примере городов Сибири и Дальнего Востока.

 

Сибирский федеральный округ

- 18-19 сентября в Новосибирском Академгородке прошел 10-й международный форум по газу и газопроводам Северо-Восточной Азии.

Международный форум организован исследовательским обществом по проблемам формирования Трансазиатской газопроводной и нефтепроводной сетей совместно с Сибирским отделением Российской Академии наук и научно-исследовательскими и промышленными сообществами Китая, Японии и Монголии. В форуме приняли участие представители Японии, Китая, Республики Корея, а также других государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин говорил о проблемах экспорта ресурсов нефтегазовых месторождений Восточной Сибири и переработки нефти и газа. Полпред подчеркнул, что необходимо диверсифицировать товарную структуру экспорта нефтегазового комплекса, увеличив объемы поставок продукции высокого уровня переработки. По словам А. Квашнина, «в ближайшие годы нам предстоит развить мощные центры газопереработки, нефтехимии, гелиевой промышленности, обеспечить устойчивые рынки сбыта не только газа, но и всего комплекса продуктов его переработки». «В решении этих задач мы ориентируемся на партнерство и сотрудничество государства и бизнеса. Вместе с тем мы будем приветствовать приход в эти отрасли крупных иностранных компаний с инвестициями и новейшими, обязательно новейшими технологиями. Работы хватит всем», – отметил полномочный представитель. Полпред рассказал о перспективных нефтегазовых проектах, реализуемых в Восточной Сибири. Активно ведется строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан. В 2009 году будет сдана первая очередь нефтепровода. Продолжается интенсивная подготовка к разработке Верхнечонского и Талаканского месторождений в Иркутской области, Среднеботуобинского в Республике Саха (Якутия). А. Квашнин уверен, что «создание новых центров нефтяной и газовой промышленности, новых нефтехимических кластеров, а также глубокая переработка нефти и газа будут способствовать подъему уровня и качества жизни населения восточных регионов России, решению демографических проблем».

 

Дальневосточный федеральный округ

- 18-19 сентября в Хабаровске прошел дальневосточный экономический форум.

Государственные деятели, руководители крупнейших российских и международных корпораций, ученые, политики из 18 стран собрались, чтобы обсудить дальнейшие шаги по развитию Дальнего Востока и Сибири. Форум оказался действительно механизмом решения вопросов жизни региона и его взаимодействия с миром, площадкой для обмена идеями, подписания соглашений. Девиз форума - «Через развитие Сибири и Дальнего Востока к модернизации страны». Полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков зачитал приветствие Президента России Владимира Путина участникам форума. По словам главы российского государства, Дальневосточный экономический форум «становится все более значимым явлением в экономической и политической жизни страны». «В Хабаровске собрались представители органов государственной власти, бизнеса, науки, общественных организаций из различных субъектов Российской Федерации и многих зарубежных государств, чтобы обсудить ключевые вопросы всестороннего развития Сибири и Дальнего Востока, предложить действенные меры по решению накопившихся проблем, – отметил в своем приветствии Президент. – Рассчитываем, что форум пройдет в атмосфере открытых и конструктивных дискуссий, а его рекомендации будут способствовать успешной реализации богатейшего потенциала восточных регионов России, повышению инвестиционной и инновационной активности, росту благосостояния дальневосточников». Для серьезного развития экономики Дальнего Востока недостаточно только развития инфраструктуры и таможенного регулирования. Необходимо выровнять условия работы предприятий в стране и в дальневосточном регионе. Нужно повышать привлекательность жизни на Дальнем Востоке. Об этом говорил на форуме прошлой осенью и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, и вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов. Поддержал ее и спикер Госдумы Борис Грызлов. Однако в этом направлении пока сделано не достаточно. Тарифы на энергию и электричество по-прежнему в разы выше, что снижает конкурентоспособность экономики, тарифы на транспорт усиливают этот момент. Эти вопросы были вновь подняты на пленарном заседании форума, на 8 «круглых столах», посвященных наиболее важным аспектам жизни Востока России. Ведь речь идет об ускоренном развитии дальневосточных территорий. Концепция форума гласит - необходимо найти решение вопросов качественного изменения уровня жизни дальневосточников, закрепления населения в регионе, проработать законодательные условия для эффективной реализации стратегии социального, экономического и технологического развития Востока России. Развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири – одно из приоритетных направлений социально-экономической политики России, и до 2013 года на Дальнем Востоке и в Забайкалье будет реализовано несколько крупномасштабных инвестиционных проектов. Такое заявление сделал К. Исхаков. По его словам, после принятия федеральной целевой программы развития этих регионов здесь будут запущены сотни инвестиционных проектов, которые позволят стереть различия между Дальним Востоком и экономикой всей России. Примерная стоимость всех проектов оценивается более, чем в 9 трлн. рублей.

 

Хабаровский край

- Губернатор края Виктор Ишаев предлагает увеличить субсидирование из федерального бюджета кредитов на покупку жилья для молодых семей Дальнего Востока.

Это, по его мнению, будет способствовать закреплению населения в регионе. Сейчас в крае применяется механизм, по которому 30% кредита финансируется из бюджета края, еще 10% - из федеральной казны. «Мы предлагаем преобразовать этот механизм по принципу «30% плюс 30%». При рождении второго и третьего ребенка частичное, а потом - полное погашение кредита», - сказал губернатор. Он уверен, что это поможет преодолеть проблему сокращения численности населения Дальнего Востока. «Если молодая семья покупает квартиру, значит, она останется жить здесь», - отметил В. Ишаев. С 1990 по 2007 годы численность населения Дальнего Востока и Забайкалья сократилась на 1,8 млн. человек (17,7%), в том числе естественная убыль населения составила 12,4%, миграционный отток - 87,6%. Как сказал глава края, если в России в целом происходит миграционный рост населения, то на Дальнем Востоке - миграционная убыль, которая в совокупности с естественным снижением населения «вызывает угрозу сохранения территории». «В период 2015-2025 годов, по пессимистическому прогнозу, регион может попасть в «демографическую яму», когда численность населения региона должна катастрофически сократиться, если не будут приняты экстраординарные меры по ее стабилизации», - заявил В. Ишаев. По его словам, общее сокращение населения к 2025 году может составить 2,2 млн. человек или 27-28%. Если выработка валового регионального продукта (ВРП) на душу населения останется на уровне 2005-2006 годов, то регион ежегодно, за счет сокращения населения, будет терять дополнительно примерно 1,6% ВРП, предостерег глава края. «Мы должны заранее быть готовыми к новой демографической ситуации и предупредить ее негативные последствия при разработке стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья», - отметил он.

 

Иркутская область

- Недостающие средства на проведение муниципальных выборов органам местного самоуправления области могут быть выделены из бюджета области.

Власти Приангарья решили оказать помощь муниципалитетам в связи с возникавшими ранее трудностями в финансировании выборов. Средства на частичное финансирование муниципальных выборов могут быть выделены в форме субсидий. Всего для этого необходимо порядка 25 млн. рублей. Для того чтобы такая помощь была легитимной, Законодательное Собрание области должно внести изменения в закон об областном бюджете на 2007 год, поскольку действующее законодательство подразумевает проведение муниципальных выборов только за счет средств местных бюджетов. Муниципальные выборы в Иркутской области пройдут одновременно с выборами депутатов Государственной Думы России 2 декабря нынешнего года. Жителям региона предстоит избрать глав 341 поселения (всего в области их 355), Мамско-Чуйского и Слюдянского районов и более 3 тыс. депутатов местных дум.

 

Кемеровская область

- В область поступило 90 млн. рублей на строительство автодороги Ленинск-Кузнецкий-Кемерово.

Строительство автодорог ведется в рамках целевой губернаторской программы для расширения социально-экономических взаимосвязей как внутри области, так и с соседними регионами. Дорога «Ленинск-Кузнецкий-Кемерово» - это наиболее важная транспортная магистраль, но по своим параметрам сегодня она не соответствует техническим нормам и высокому уровню интенсивности движения. Реконструкция дороги по нормам 1 технической категории начата в 2005 году. Первый участок дороги протяженностью 5,4 км от поста ГАИ г. Кемерово до Суховской развязки был введен в эксплуатацию в октябре 2006 года. Следующий этап - строительство участка протяженностью 24,5 км, включая 8 мостовых сооружений. Очень важно, что новая четырехрядная трасса позволит миновать ряд сел и поселков. Ввод в эксплуатацию этого объекта значительно повысит пропускную способность автодорожной сети, уровень безопасности и улучшит экологическую обстановку у сельских жителей.

 

Читинская область

- Совет муниципальных образований Читинской области может быть наделен правом законодательной инициативы.

В сентябре члены этой ассоциации обратились с соответствующей просьбой к депутатам областной Думы. 17 сентября комитет государственного устройства и местного самоуправления рассмотрел просьбу своих коллег и счел ее целесообразной и своевременной. Такая практика распространена в России. Право законодательной инициативы есть у Советов муниципальных образований Самарской области, Пермского края, Московской области и других субъектов Федерации. Предоставление этого права забайкальскому Совету будет способствовать появлению новых актуальных законов, уверены депутаты областной Думы. В связи с этим парламентарии намерены заняться разработкой соответствующего законопроекта.

 

РњРѕСЃРєРІР°

- Депутаты городской Думы предлагают ужесточить административную ответственность за нарушение требований нормативных документов в области строительства.

Постановление с предложением внести соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных нарушениях депутаты МГД приняли в первом чтении. «В настоящее время наблюдается явная несоразмерность тяжести последствий нарушений в этой области и административной ответственности, установленной за них. Так, за нарушение требований по охране труда, должностное лицо может быть подвергнуто дисквалификации, в то время как за нарушение требований нормативных документов в области строительства эта мера наказания не предусмотрена», - отметил депутат Сергей Митрохин, который является автором этой законодательной инициативы. Он пояснил, что нарушение требований нормативных документов в области строительства может привести к нарушению целостности строительных конструкций и, как следствие, к травмам и гибели людей. «Поэтому необходимо ужесточение административной ответственности за нарушения в области строительства и эксплуатации зданий и сооружений», - подчеркнул депутат. По его мнению, в Кодексе РФ об административных правонарушениях необходимо предусмотреть наказание в виде дисквалификации за нарушение требований нормативных документов в области строительства, так как административные штрафы не являются эффективными. «Дело в том, что должностные лица, подвергнутые административному взысканию, как правило, перекладывают расходы на его оплату на возглавляемые ими организации», - пояснил парламентарий. Он добавил, что введение дисквалификации в качестве меры административного воздействия повысит заинтересованность должностных лиц в соблюдении нормативных документов в области строительства. С. Митрохин пояснил, что дисквалификация подразумевает лишение физического лица, которым может быть и руководитель строительной компании, права управлять организацией и принимать руководящие решения, лишение возможности человека заниматься основным видом своей деятельности на срок от 6 месяцев до 2 лет.

 

Новости муниципалитетов

 

Архангельск

- Городской бюджет исполняется с превышением доходов над расходами.

Об исполнении бюджета за 1 полугодие рассказала директор департамента финансов и казначейского исполнения Людмила Карпова. Доходы исполнены в сумме 2 млрд. 319 млн. 70 тыс. рублей (100,3% к бюджетным назначениям). Объем налоговых и неналоговых доходов составил 1 млрд. 681 млн. 758 тыс. рублей, что на 11 млн. 958 тыс. рублей больше запланированных средств. Это превышение обусловлено доходами от приватизации муниципального имущества. На перевыполнение иных доходных источников оказали влияние улучшение качества администрирования и поступающие ранее установленных сроков платежи. Объем финансовой помощи, поступившей из областного бюджета, составил 637 млн. 312 тыс. рублей или 99,3% к предполагаемым ассигнованиям. Расходы бюджета исполнены в сумме 2 млрд. 85 млн. 156 тыс. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года они выросли на 505 млн. 418 тыс. рублей или на 32%. Основная часть расходов – 1 млрд. 303 млн. 467 тыс. рублей (62,5% от общего объема расходов) направлена на содержание отраслей социально-культурной сферы: на образование - 859 млн. 665 тыс. рублей; культуру - 40 млн. 202 тыс. рублей; здравоохранение и спорт - 320 млн. 103 тыс. рублей; социальную политику - 83 млн. 497 тыс. рублей. На городское хозяйство в 1 полугодии затрачено 595 млн. 756 тыс. рублей, (28,6% от общих расходов). Из них на жилищно-коммунальное хозяйство - 561 млн. 350 тыс. рублей, что на 253 млн. рублей или 82,1% выше показателей аналогичного периода 2006 года. На реализацию целевых программ за отчетный период направлено 59 млн. 638 тыс. рублей. Программа капитальных вложений профинансирована на 171 млн. 678 тыс. рублей. Таким образом, городской бюджет за первые 6 месяцев 2007 года исполнен с превышением доходов над расходами в сумме 233 млн. 914 тыс. рублей. Л. Карпова отметила, что образовавшийся профицит – результат неполного освоения денежных средств на капитальный ремонт, строительство и реконструкцию объектов городской инфраструктуры. Это обусловлено изменениями в Федеральном законе № 94 «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которые затормозили проведение конкурсов.

 

Барнаул (АСДГ)

- Глава города Владимир Колганов подписал постановление «О Концепции развития сотрудничества органов местного самоуправления города Барнаула с общественными и иными некоммерческими организациями до 2010 года».

На территории города зарегистрировано 1150 общественных организаций, осуществляющих свою деятельность более чем по 30 направлениям: поддержка ветеранов войны, пенсионеров и инвалидов, помощь больным детям и их родителям, работа с детьми, подростками и молодежью и др. Осуществляя свою деятельность, все организации вносят заметный вклад в развитие экономики города, в решение общественных и социальных проблем. С каждым годом растет объем бюджетных средств, выделяемых администрацией города на поддержку общественно-значимых проектов, реализуемых общественными организациями. На 2007 год запланировано увеличить эту сумму почти на четверть. Реализация Концепции будет способствовать дальнейшему поступательному развитию демократии, повышению социальной активности и гражданской инициативы барнаульцев в осуществлении приоритетных направлений социально-экономической политики в городе.

 

Братск (АСДГ)

- В администрации города представили проект комплексной Программы социально-экономического развития города на 2008-2017 годы.

Его представила начальник экономического управления городской администрации Наталья Егоренкова. Как отметил мэр города Сергей Серебренников, в течение года специалисты экономического управления и все подразделения администрации провели большую и серьезную аналитическую работу, итогом которой стало детальное обоснование стратегии, заложенной в Концепции социально-экономического развития Братска. Концепция получила одобрение на общественных слушаниях и была утверждена решением городской Думы в декабре 2006 года. Н. Егоренкова подчеркнула, что в условиях нестабильного бюджетного законодательства прогнозы на отдаленную перспективу – дело неблагодарное, поэтому Программа не содержит простых рецептов финансового преуспевания. Предлагается модель устойчивого развития муниципалитета, максимально учитывающая не только преференции от участия Братска в крупных федеральных, региональных и отраслевых программах, но и отдачу, которую способно принести развитие местного сектора экономики - малого бизнеса, высокотехнологичных производств и инвестиционных проектов в производственной и перерабатывающей отраслях. С учетом этого разработаны 18 подпрограмм, в рамках которых намечено осуществить более 300 мероприятий по оздоровлению экономики и социальной сферы города. В условиях инерционного сценария экономического развития Сибири задача Программы на переходный период (2008-1012 гг.) заключается в том, чтобы заложить основы стабильной экономики и в дальнейшем (2013-2017 гг.) перевести город на инновационный путь развития. По мнению авторов Программы, это позволит не только стабилизировать демографическую ситуацию, но и добиться в долгосрочной перспективе значительного роста во всех отраслях городского хозяйства, включая здравоохранение, образование и культуру, а также достичь продвижения в решении вопросов экологии и улучшения жилищных и материальных условий горожан.

 

Ижевск

- Депутаты городской Думы утвердили отчет об исполнении бюджета города за 1 полугодие 2007 года.

По доходам бюджет исполнен на 93,4% к плану с учетом перечислений от бюджетов других уровней. Фактическое поступление составило 2 млрд. 536 млн. 453 тыс. рублей. Исполнение по налоговым доходам составило 1 млрд. 196 млн. 279 тыс. рублей. По неналоговым доходам, а к ним относятся арендная плата за землепользование, доходы от сдачи в аренду имущества, доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности, исполнение составило 461 млн. 91 тыс. рублей. Бюджетная политика в области исполнения расходов бюджета города была направлена на решение приоритетных задач в соответствии с прогнозом социально-экономического развития города на 2007 год. По расходам бюджет города за 1 полугодие 2007 года выполнен в сумме 2 млрд. 590 млн. 842 тыс. рублей. В результате проведенной администрацией города работы обеспечена своевременная выплата заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы.

 

- В первом чтении принята муниципальная целевая программа «Обеспечение содержания, ремонта автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, комплексное благоустройство улично-дорожной сети муниципального образования «город Ижевск» на 2008-2010 годы».

Программа направлена на комплексное решение проблем благоустройства городских территорий, обеспечение безопасного транспортного сообщения по автомобильным дорогам города, снижение аварийности и последствий дорожно-транспортных происшествий, а также улучшение внешнего вида территории города. Она включает в себя комплекс инженерно-технических мероприятий для поддержания обустройства городских дорог в надлежащем порядке и создания комфортных условий для работы и проживания горожан. Исполнение в полном объеме всего комплекса запланированных мероприятий программы позволит произвести ремонт асфальтобетонного покрытия дорог на площади 577,4 тыс. кв. м, тротуаров на площади 120,7 тыс. кв. м; произвести реконструкцию тротуаров (замена на брусчатку) на площади 31,5 тыс. кв. м и газонов площадью 96,45 тыс. кв. м, а также привести в нормативное состояние скверы площадью 24,59 тыс. кв. м. На реализацию программы потребуются бюджетные ассигнования по целевой статье расходов бюджета города – «мероприятия по благоустройству городских территорий» - порядка 300 млн. рублей в год. Также будут привлечены дополнительные средства бюджета Удмуртской Республики в сумме 300 млн. рублей в год и собственные средства предприятий в сумме 7,6 млн. рулей в год.

 

Казань

- За 6 месяцев 2007 года муниципальный заказ в городе был размещен на общую сумму 3 млрд. 780  млн. рублей.

За аналогичный период 2006 года - 3 млрд. 474 млн. рублей. В реестре зарегистрировано 3 тыс. 149 муниципальных контрактов. Проведено 137 открытых конкурсов на сумму 2 млрд. 754 млн. рублей, 29 открытых аукционов на сумму 87,4 млн. рублей и 488 запросов котировок цен на сумму 62,1 млн. рублей. Сумма закупки у единственного поставщика составила 876,3 млн.руб. При этом экономия бюджетных средств составила 186 млн. руб. Основными секторами муниципального заказа города являются: благоустройство города - 1 млрд. рублей, капитальный и текущий ремонт - 531 млн. рублей. В целях экономии бюджетных средств и увеличения доли участия субъектов малого предпринимательства в муниципальном заказе Исполнительным комитетом города налажен четкий и прозрачный механизм размещения заказов посредством аукционных торгов, конкурсов и запросов котировок. Увеличивается доля участия субъектов малого предпринимательства в муниципальном заказе - 24% от общей суммы размещенного заказа в 2007 году, для сравнения в 2006 году данный показатель составил 22%.

 

- За 8 месяцев текущего года комитетом земельных и имущественных отношений реализовано 94 нежилых помещения, 6 земельных участков и 1 здание с земельным участком.

Кроме того, были реализованы пакеты акций 5 открытых акционерных обществ, принадлежащих казанскому муниципалитету. Реализация муниципального имущества осуществляется в целях пополнения доходной части бюджета города и удовлетворения растущего спроса у малого бизнеса в нежилых помещениях. Исполнительный комитет города обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу посредством аукционных торгов. Аукционные торги по продаже нежилых помещений и земельных участков в городе в собственность проходят еженедельно. В целях поддержки предпринимательства предусмотрена трехмесячная рассрочка платежа по выкупленным на аукционе помещениям. В рамках реализации Исполнительным комитетом города программы льготного кредитования субъекты малого предпринимательства имеют возможность приобретать муниципальное имущество в кредит по льготным процентным ставкам.

Кемерово (АСДГ)

- В городе в рамках реализации приоритетного регионального проекта «Малый бизнес» утвержден план мероприятий по поддержке малого предпринимательства на 2007 год.

Основными целями его реализации являются создание благоприятных условий, способствующих развитию малого предпринимательства; увеличение доли малого бизнеса в общем объеме выпуска продукции, работ и услуг, в том числе – местными товаропроизводителями; повышение эффективности взаимодействия власти и бизнеса в решении социальных вопросов. На сегодняшний день на территории города предпринимательскую деятельность осуществляют 15807 субъектов малого предпринимательства, в том числе 5823 малых предприятий (или 37% от общего количества субъектов малого бизнеса) и зарегистрировано 9984 индивидуальных предпринимателей (или 63%). Более 44 тыс. кемеровчан трудятся на малых предприятиях города. Это - 13% трудоспособного населения. На 1000 жителей города приходится 13 малых предприятий (в 2006 году – 11 малых предприятий). По видам экономической деятельности наибольший удельный вес занимают предприятия по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования – 48%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 13,7%, строительство - 13,2%, обрабатывающие производства - 12,4%, прочие виды экономической деятельности составляют - 12,7%. В городе сформирована инфраструктура развития и поддержки малого предпринимательства. В администрации города создан отдел развития предпринимательства в управлении потребительского рынка и развития предпринимательства. Активно осуществляет свою деятельность Муниципальный некоммерческой фонд поддержки малого предпринимательства. Здесь начинающий предприниматель сможет получить консультацию по различным вопросам развития собственного бизнеса, составления бизнес-планов, кредитования, предоставления площадей на льготных условиях для реализации своих проектов. За 8 месяцев 2007 года Фондом оказано 130 консультаций и профинансировано 7 проектов на общую сумму 8 млн. 992 тыс. рублей. Также работает Совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при главе города. Это общественный консультационный орган, где представлены предприниматели всех районов, для взаимодействия субъектов малого бизнеса с администрацией города. Управлением потребительского рынка и развития предпринимательства создана «горячая линия»: предприниматели могут сообщать какую-либо информацию, задавать вопросы.

 

- Несмотря та то, что действие обновленного генерального плана города рассчитано на период с 2010 до 2035 года, администрация города уже вплотную занимается корректировкой главного градостроительного документа, регламентирующего развитие города.

Среди планов - разработка документов стимулирующих развитие массового индивидуального жилищного строительства, схемы размещение комплексов гараж-стоянок, в том числе открытого типа, т.н. «этажерок».

Кроме того, в октябре окончательно будет сформирован план ввода жилья в Кемерове на 2008 год. Пока планируется ввести 320 тыс. кв.м. По словам заместителя главы города, начальника управления городского развития Ильи Сердюка, примерный проект план ввода жилья в городе есть до 2012 года. На сегодняшний день в городе сдано в эксплуатацию 160 тыс. кв. м, до конца года будет введено еще 110 тыс. кв. м. В целом распределение по видам застройки по итогам года будет выглядеть так: 110 тыс. кв. м – доля комплексной застройки, 89,3 тыс. кв. м - точечного строительства, 71,2 тыс. кв. м – индивидуального. Вопросы проектирования, инженерного обеспечения, строительства социальных объектов решаются комплексно. Это одна из мер, позволяющая говорить о стабилизации роста цен на жилье. При вводе 270 кв. м жилья получается, что на одного кемеровчанина придется 0,52 кв. м построенного жилья. Этот показатель выше областного, который равен 0,29 (при условии выполнении плана ввода 1 млн. кв. м). Однако в целом по России цифры очень разнятся, так в Москве - это 0,9 кв. м жилья на человека, а в Мурманской области - 0,02 кв. м. Выйти на уровень ввода 1 кв. м на человека в Кемерове возможно при строительстве 520 тыс. кв. м ежегодно.

 

- В городе состоялась презентация проекта строительства небоскребов.

Первенец проекта - небоскреб «А» - запланирован в 75 этажей и высотой около 300 метров. Общая площадь - более 400 тыс. кв. м. Предполагается, что он будет превосходить размерами знаменитый чикагский «Хэнкок-центр» и «Королевский Небоскреб» в Саудовской Аравии. Генеральным заказчиком строительства выступила базирующаяся в Красноярске ассоциация «АЛПИ». Кузбасс выбран в связи с тем, что является лидером в производстве угольной, химической и металлургической промышленности и сюда, как считают авторы идеи, легко будет привлечь инвестиции. Проект небоскреба одобрен в Москве. Первым делом обговаривалась безопасность объекта. В уникальном многофункциональном комплексе предполагается разместить и жилые помещения, и офисы, и общественные учреждения. К примеру, предусмотрены оранжерея с водопадами, кинотеатры, рестораны, даже собственные почтовое отделение и пожарная часть. Будет и ЗАГС - он расположится на 70-м этаже, дабы молодожены сочетались браком, что называется, на небесах.

Осуществление проекта, как считают специалисты, поможет также созданию в Кемерове технопарка, привлечению лучших ученых на продвижение проектов в различных отраслях. Цена вопроса сейчас оценивается в 500-600 млн. долларов. Строительство небоскреба «А» запланировано начать в октябре 2007 года.

 

Красноярск (АСДГ)

- 12-13 октября 2007 года состоится Красноярский городской форум - 2007, посвященный совместному обсуждению действий власти, общественно-активного населения и бизнеса в решении актуальных вопросов развития городского сообщества.

РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ целью проведения Форума является создание условий для взаимодействия власти, бизнеса Рё общественно-активного населения, главным результатом которого станет формирование Рё развитие принципов РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ согласия Рё толерантности РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ сообщества, совместная разработка форм, методов, механизмов Рё основных направлений эффективного развития РіРѕСЂРѕРґР° Красноярска. Это РІ дальнейшем повлечет Р·Р° СЃРѕР±РѕР№ Рё совместную реализацию данных предложений непосредственно участниками Форума. Девиз Красноярского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ Форума – 2007: «Красноярск – РіРѕСЂРѕРґ инноваций, партнерства Рё согласия. РЇ Рё РјРѕР№ РіРѕСЂРѕРґВ». РљР°Рє показало двухлетнее развитие проекта «Красноярский РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ форум», выбранная форма взаимодействия Рё темы обсуждения, действительно, позволяют участникам форума выявлять общие интересы представителей бизнеса, власти, общественности РіРѕСЂРѕРґР°, обсуждать заявленные стратегии Рё программные положения социально-экономического развития РіРѕСЂРѕРґР°, создавать творческие общественные РіСЂСѓРїРїС‹, готовые включиться РІ реализацию заявленных РЅР° Форуме предложений, проектов, программных положений Рё РґСЂ., презентовать собственный опыт (предприятий, компаний, организаций, учреждений, физических лиц Рё РґСЂ.), повышать собственный образовательный уровень через обмен опытом, участие РІ работе мастер-классов, переговорных площадок, выставок Рё С‚.Рґ. Программа Форума-2007 должна РїРѕ-прежнему удерживать многочисленные площадки Рё тематические линии, связанные СЃ выполнением стратегических программ социально-экономического развития РіРѕСЂРѕРґР° Красноярска. Это, как показывает практика, позволяет своевременно корректировать управленческие решения органов власти РїСЂРё выполнении данных программ РІ течение подготовки Рє последующему (очередному) Форуму, что повышает качество социальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, Рё создает позитивное социальное настроение. Новым этапом развития проекта должна стать апробация действующей модели Форума как «пилотной» площадки мониторинга выполнения стратегических программ развития Рі. Красноярска. Для этого следует разработать критерии оценивания, которые РїРѕРјРѕРіСѓС‚ наиболее качественно провести анализ деятельности администрации Рі. Красноярска РІ течение РіРѕРґР° РїРѕ исполнению РЅРµ только основных программ развития Рі. Красноярска, РЅРѕ Рё социально-значимых предложений участников Форума-2006, совместно выработанных общественностью, бизнесом Рё муниципалитетом.

 

Находка (АСДГ)

- Более 1 100 металлических гаражей и контейнеров перемещено в городе на спецплощадки, а их владельцы узаконили нахождение своей собственности на муниципальной земле.

Документальное оформление некапитальных объектов горожан проходит в рамках программы городской администрации по наведению порядка на придомовых территориях. Целенаправленная работа по оформлению незаконно установленных некапитальных объектов проводится администрацией Находки с 2005 года. Тогда городскими властями было принято принципиальное решение, что вся собственность жителей в виде металлических гаражей и контейнеров на муниципальной  земле должна быть узаконена и сосредоточена на специально оборудованных площадках по микрорайонам. Тем самым, удастся навести порядок на придомовых территориях, большинство из которых сегодня заставлено ржавыми металлическими конструкциями. Освободившиеся участки  должны быть благоустроены и использованы под размещение спортивных площадок, детских игровых зон или строительство  жилья.  Реализацией городской программы занимается МУП «Информационно-кадастровый центр». Как сообщил директор предприятия Сергей Строев, по последним данным на территории города насчитывается около 7 тыс. металлических гаражей и контейнеров. Владельцы более 1 тыс. 100 объектов в установленном порядке уже обратились в администрацию города, оформили необходимые разрешающие документы и переместили свою собственность на специальные площадки, которых в разных районах Находки оборудовано 19. Гаражи на таких площадках упорядочены и  пронумерованы, выкрашены в один цвет, прилегающая территория благоустроена. Обеспокоенность властей вызывает тот факт, что порядка 5,5 тыс. металлических конструкций по-прежнему остаются на своих местах, хаотично занимая придомовые территории, зачастую прямо под окнами жилых домов. Многие жители сознательно противодействуют наведению порядка в родном городе и отказываются оформлять разрешительные документы. В таком случае гаражи и контейнеры подлежат принудительному вывозу. Всего за время действия программы демонтировано и отправлено на арест-площадку 650 конструкций, на очереди до конца года еще около 400. Причем возврат гаражей и контейнеров возможен при условии погашения всех расходов, связанных с их демонтажем, транспортировкой и хранением, а также при условии оформления разрешительной документации. Кроме того, к лицам, самовольно занявшим муниципальные земельные участки, в соответствии со ст.7.1 КоАП РФ применяются меры административной ответственности. Нахождение гаража или контейнера на спецплощадке при наличии всех установленных разрешений обходится владельцу гораздо дешевле, чем, скажем, хранение автомобиля на автостоянке. Плата за узаконенное размещение некапитального объекта на муниципальной земле составляет 2 тыс. 86 руб. в год, тогда как, примерно в такую же сумму сегодня обходятся услуги автостоянки всего за 1 месяц.

 

Нижнеилимский район (Иркутская область)

- Консолидированный бюджет района за восемь месяцев исполнен по доходам на 874 млн. рублей, или 72% от плана на год.

Об этом сообщила начальник финансового управления администрации территории Галина Козак. Собственных средств поступило 539 млн. рублей, или 82% от годового плана. Безвозмездные поступления из областного бюджета составили 307 млн. рублей (60%).

 

Новосибирск (АСДГ)

- Прошли публичные слушания по проекту решения городского Совета «Об утверждении схемы зонирования территории города и внесение изменений в Положение о застройке города».

Схема зонирования территории Новосибирска является дополнением к Положению о застройке города. Подготовка и утверждение этих документов входят в полномочия органов местного самоуправления. Схема зонирования города разработана с учетом существующих границ города. В результате определены подзоны различного функционального назначения, их 16, начиная с зеленой и заканчивая промышленной. Для каждой из подзон устанавливается градостроительный регламент, в котором прописано, что можно строить на данной площадке, как использовать землю на этом участке. Главный архитектор города Валерий Арбатский заострил внимание собравшихся на том, что схема зонирования – не застывший документ, в него могут вноситься соответствующие изменения в порядке, определенном Градостроительным кодексом РФ. Обоснованием внесения изменений является необходимость совершенствования порядка регламента землепользования и застройки, повышение эффективности использования земельных участков. Схема зонирования – один из основных документов территориального планирования, но в отличие от генплана это не стратегический документ, а документ оперативного характера, он регулирует застройку и порядок землепользования. В том числе он необходим и при оформлении прав на недвижимость, то есть в наличии этого документа заинтересованы не только строители, но и простые горожане. Поэтому затягивание его принятия или его отсутствие влечет за собой приостановку любых действий по оформлению прав на недвижимость. Предложенная схема не просто фиксирует те изменения, которые уже произошли, она помогает увидеть, какова перспектива того или иного участка. Кроме того, новая схема зонирования будет препятствовать нарушениям законодательных актов. Она дает возможность обжаловать любое незаконное строительство в судебном порядке. На сегодняшний день из 49 тыс. га городской площади 10 тыс. га занимают лесные зоны. По проекту нового генерального плана к 2030 году их должно быть не меньше 36%. Как отметил заместитель директора Ботанического сада Андрей Храмов, у нас есть резерв для создания зеленых зон, это четко видно в предлагаемой схеме зонирования, потому что кроме зеленых зон А-1 и А-2, есть зоны сезонного проживания В-3, то есть дачи и садовые участки, по насыщенности растениями они не уступают паркам и лесам. Он подчеркнул, что схема зонирования станет хорошей основой для формирования важнейшей программы озеленения Новосибирска.

 

- Для оперативного решения вопросов по строительному планированию будет создан специальный архитектурно-градостроительный совет.

Возглавит совет мэр Владимир Городецкий. Участие в его работе примут специалисты профильного департамента мэрии, архитекторы, ученые, а также общественники и эксперты. Запланировано, что совет будет собираться раз в месяц и рассматривать все вопросы по градообразующим проектам и планировочным решениям, которые требуют оперативного реагирования. Как прокомментировал мэр города, участие общественности в обсуждении этих вопросов, позволит дать оценку всем предложениям, поступающим не только от экспертов, но и рядовых горожан. «Мы готовы к диалогу с теми, кто может предложить разумные, взвешенные решения проблем, а не оголтелое отрицание любых процессов, связанных с градостроительной политикой», - сказал В. Городецкий. Он также отметил, что создание архитектурно-градостроительного совета особенно актуально в период принятия генерального плана города и схемы территориального зонирования. После того, как эти документы пройдут все стадии согласования, начнется детальная работа по планированию и проработке конкретных зон города. Здесь, по мнению главы города, потребуется именно коллегиальное обсуждение, с учетом всех мнений и предложений, как профессионалов, так и представителей общественности.

 

Омск (АСДГ)

- Город существенно опережает средние российские показатели по обеспечению вводимым жильем.

Если в других городах России на каждого человека приходится в среднем 0,36 кв. м жилья, то в Омске, по оценке специалистов, эта цифра в 2007 году составит уже 0,71 кв. м. В 2006 году в городе было введено в эксплуатацию более 720 кв. м жилья, а в этом году планируется построить уже свыше 800 тыс. квадратов. Одна из главных проблем жилого фонда Омска и других российских городов – это ветхое и аварийное жилье. Для решения этой проблемы в городе действует программа регенерации ветхого и аварийного жилья. Только в прошлом году в Омске было заключено 54 соглашения с инвесторами-застройщиками о регенерации 56 кварталов ветхого и аварийного жилья. Реализация этого соглашения позволит увеличить жилищный фонд города почти на 6 млн. кв. м. В 1 полугодии 2007 года таких соглашений было уже 73 на 83 квартала ветхого жилья. Сегодня строительные работы идут в 24 кварталах, в 15 из них возводятся жилые дома, а 2 дома сданы в эксплуатацию.

 

- Почти 70 млн. рублей из городского бюджета выделено в этом году на реализацию в городе 14 целевых программ.

Они связаны с развитием здравоохранения, спорта, поддержкой молодых семей и другими направлениями. В городе воплощаются целевые программы «Молодежь города Омска», «Читающий город», «Повышение правовой культуры в городе Омске», «Целевая подготовка специалистов» и ряд других. В рамках программ «Спортивный город» и «Омский футбол» состоялись спартакиада «Спортивный город», праздник «Вело-Омск», соревнования по лыжному спорту, мини-футболу среди дворовых команд «Дворовая лига». Также реконструируется спортивный комплекс «Красная Звезда». С этого года в городе начата работа еще по 3 общегородским целевым программам в сфере здравоохранения: «Здоровая женщина - здоровый ребенок», на реализацию которой направлено почти 5 млн. рублей, «Развитие амбулаторно-поликлинической службы в городе Омске» - также около 5 млн. рублей и «Развитие службы скорой медицинской помощи и службы медицины катастроф в городе Омске» - почти 8 млн. рублей. Их исполнение поможет улучшить демографическую ситуацию и повысить качество медицинской помощи в городе. Весной этого года горсовет принял 3 новых целевых программы: «Демографическое развитие города Омска до 2030 года», «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска» и «Обеспечение жильем молодых семей в городе Омске на 2007 - 2010 годы». В рамках последней 32 молодые семьи города включены в список получателей субсидии в 2007 году, 23 свидетельства на получение субсидий уже оформлены. В этом году Омск участвует в федеральных целевых программах «Жилище» (2002-2010 годы), «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». На их финансирование из федерального бюджета планируется выделить почти 1 млрд. рублей. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в Омске идет строительство бассейна и крытого катка с искусственным льдом на стадионе «Энергия». Для этого из госбюджета уже выделено около 50 млн. рублей. С 1 января 2008 года начнет работу Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Предполагается, что этот Фонд за счет своих средств будет оказывать финансовую поддержку работ по капитальному ремонту и переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Городская администрация приложит все усилия для получения поддержки Фонда.

 

- По результатам муниципального земельного контроля в доход бюджета города в 2006 году поступило более 10 млн. рублей.

В соответствии с Земельным кодексом РФ с 2001 года полномочия по муниципальному земельному контролю предоставлены органам местного самоуправления. В Омске эта работа в полном объеме началась только в 2006 году после утверждения Горсоветом Положения о муниципальном земельном контроле на территории города – документа, который создал правовую основу для осуществления такого контроля, контрольные функции были возложены на департамент имущественных отношений администрации Омска. Результаты этой работы представил первый заместитель мэра Омска, директор департамента имущественных отношений Юрий Гамбург. По данным первого вице-мэра, за 2006 год было проведено более 500 проверок, в которых выявлено 255 нарушений земельного законодательства. Более 200 физических лиц после встреч со специалистами оформили права на земельные участки, внесли плату за землю. Вместе с тем пришлось применять и более жесткие меры – впервые в прошлом году стала проводиться исковая работа по взысканию сумм за незаконное пользование землей. За год по 142 предъявленным претензиям было взыскано свыше 4,5 млн. рублей. В целом же в доход бюджета города по результатам земельного контроля поступило более 10 млн. рублей. Наиболее частые нарушения, отметил Ю. Гамбург, это самовольное занятие земельных участков для различных целей – строительства, размещения временных объектов, рекламных конструкций, складирования. Встречаются также факты использования земли не по целевому назначению, без соответствующих документов и даже самовольная переуступка права пользования землей. В 2007 году в ходе 453 проверок выявлено 293 нарушения, предъявлено 174 претензии, направлено более 200 обращений в контролирующие органы. По материалам муниципального контроля возбуждено 2 уголовных дела. Ю. Гамбург сообщил, что ряд полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля теперь передан администрациям административных округов. Они касаются соблюдения порядка использования и оплаты земельных участков при размещении на них временных объектов, порядка использования участков, занимаемых жилыми домами, выполнения требований по предотвращению уничтожения или самовольного перемещения плодородного слоя почвы.

 

- Более 30 млн. рублей будет направлено в этом году в город на капитальный ремонт жилья из федерального бюджета.

Деньги будут распределены между округами города пропорционально объемам жилья, расположенного на их территории. До непосредственного освоения этих средств предстоит провести большую подготовительную работу – провести собрания собственников жилья, определить их долю в общих затратах на капитальный ремонт, сформировать списки домов, заключить договоры.

 

Пермь

- 14-15 сентября состоялся III Экономический форум «Стратегемы экономического прорыва: макроэкономические и налоговые факторы успеха».

Одним из ключевых пунктов рабочей повестки форума стала презентация Стратегии социально-экономического развития города Перми на период до 2011 года. Как отметил глава администрации города Аркадий Кац, городские власти считают главной стратегической задачей возвращение Перми статуса города-милионника и дальнейший рост численности населения столицы края. «Для города предложена миссия: обеспечение привлекательных условий и комфортной среды для нынешнего и будущих поколений через устойчивый экономический рост и эффективную пространственную организацию». У Перми есть все необходимые предпосылки для успешной реализации этих задач, подчеркнул Аркадий Кац. Это высокий уровень доходов населения, обеспеченность природными ресурсами, стабильность экономики, энергетический потенциал, развитая система вузов, способная обеспечить город высококлассными специалистами во всех отраслях. 3 основных направления экономического развития города: 1. «Пермь - город сервисных услуг». В сфере потребительского, гостиничного, развлекательного рынка, даже по сдержанным оценкам специалистов, в городе существует реальная возможность создать в ближайшие годы до 30 тыс. рабочих мест. 2. «Пермь - центр корпоративного управления». «Для развития этого направления есть все условия. Во-первых, удачное географическое положение города для определенных видов бизнеса Волжско-Уральского экономического региона. Во-вторых, наличие ключевых элементов транспортной инфраструктуры. В силу только этих факторов уже на сегодняшний день целый ряд крупных федеральных структур открыл свои корпоративные центры на территории города, примером могут служить Западно-Уральский банк Сбербанка, ТГК-9, «ЛУКОЙЛ-Пермьнефтепродукт». Это направление требует развития и может развиваться», отметил Аркадий Кац. Очень важным фактором, стимулирующим размещение в Перми центров корпоративного управления, являются региональные налоговые преференции по снижению ставки налога на прибыль и инвестиционные льготы по налогу на имущество. 3. «Пермь - инновационный центр». Пермь, по мысли городских властей, должна стать центром создания технопарков и бизнес-инкубаторов, межвузовских центров, Академгородков. «Питательной средой» для реализации этого направления является достаточно высокий научно-технический инновационный потенциал: наличие 10 вузов и более 15 филиалов вузов, осуществляющих подготовку специалистов для Перми и Волжско-Уральского региона, наличие высокотехнологичных предприятий и потенциальных центров трансферов технологий, развитая система подготовки кадров, и, наконец, наличие в городе территорий исторически осваиваемых как кампусы, академические и студенческие городки. Вторым стратегическим направлением является организация пространственного развития, и, в частности, построение четкой политики по увеличению оборота земельных участков. С этой целью городские власти разработали схему развития территории Перми, на которой обозначено более 60 участков, предназначенных под застройку. Многие из предлагаемых городом участков уже находятся в завершающей стадии подготовки к выставлению на торги. Всего же до конца 2007 года предполагается реализовать под комплексную застройку более 10 площадок. В целом, в рамках второго стратегического направления развития города, планируется до 2011 года увеличить долю жилой и общественно-деловой застройки города на 45%.

 

- В городе продолжается строительство муниципального жилья.

В течение ряда лет из-за отсутствия средств муниципальное жилье не возводилось. В 2006 году был построен первый после перерыва муниципальный дом. В настоящее время в рамках городской целевой программы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда» ведется строительство муниципальных жилых домов в микрорайоне города. Проектом предусмотрено строительство 6 десятиэтажных домов, 1-, 2-, 3-комнатных квартир общей площадью 233 тыс. 29,87 кв. м. Заказчик – управление жилищных отношений. Заказчиком-застройщиком выступает муниципальное учреждение «Управление строительства города Перми». Деньги целевым назначением выделены из городского и краевого бюджетов. В декабре текущего года будет сдана первая очередь – 40-квартирный жилой дом. 12 квартир получат дети-сироты, остальные – пермяки, проживающие в ветхом и аварийном жилье. В 2008 и 2009 строительство будет продолжено. Глава города Игорь Шубин держит вопрос строительства муниципальных домов на особом контроле.

 

Ростов-на-Дону

- Мэр города Михаил Чернышев и Лорд Провост города Глазго Боб Винтэр подписали меморандум о сотрудничестве.

Делегация города-побратима Глазго (Шотландия) находился с официальным визитом в Ростове-на-Дону, в ходе которого руководители обоих городов торжественно подтвердили свои обязательства и в дальнейшем развивать дружеские связи, продолжать осуществление культурных, образовательных, спортивных и деловых обменов. Ростов-на-Дону и Глазго намереваются развивать сотрудничество по следующим проектам: «Дорожное хозяйство и транспорт», «Переработка промышленных и бытовых отходов», «Парковое хозяйство», «Въездной туризм», «Социальное обеспечение детей и образование». Глазго будет по-прежнему оказывать содействие Ростову-на-Дону в поиске и получении источников Европейского и Национального финансирования совместных проектов. Города будут стремиться к продвижению имиджа обоих городов как на местном, так и на национальном уровне в своих странах. В ноябре 1986 года города подписали договор о породнении, желая установить и развивать сотрудничество и дружеские связи. В течение 21 года регулярно осуществлялся обмен культурными, спортивными, образовательными и бизнес делегациями, что в полной мере способствовало лучшему взаимопониманию и расширению границ познания культуры и истории двух народов. При активном участии Глазго, выступившего в роли заявителя, Ростову-на-Дону было предоставлено финансирование Европейского Союза в рамках программы ТАСИС «Породненные города», что позволило Глазго передать свой опыт Ростову-на-Дону в сфере многоотраслевой регенерации городского хозяйства, в результате чего состоялась стажировка четырех руководителей Администрации города Ростова-на-Дону в городе-побратиме Глазго. В настоящее время осуществляется следующий проект программы ТАСИС «Институциональное Строительство Партнерства» - «Предотвращение молодежной наркозависимости».

 

Томск (АСДГ)

- В администрации города разрабатывается Программа развития потребительского рынка и услуг до 2011 года.

Главная цель документа – повысить качество жизни горожан и создать благоприятные условия для развития малого предпринимательства. Программа предусматривает нормативно-правовое регулирование в сфере потребительского рынка, поддержку малого предпринимательства, развитие предприятий на принципах сетевой организации и шаговой доступности и упорядочение рыночной торговли. Как сообщил начальник отдела потребительского рынка департамента недвижимости Николай Мозель, планируется расширить торговые сети «Цифроград», «Сибвез», «Топ-книга», «Карандаш», «Золушка», «Ронокс», «Канцелярский мир», «Технолюкс», «Лимпопо», «Лама», «Копеечка», «Лига-2000», построить ряд торговых комплексов с подземной парковкой, торгово-административный комплекс. Кроме того, программа предполагает развитие инфраструктуры всех городских рынков, а все ее мероприятия будут финансироваться за счет средств предприятий и инвесторов. Одним из важнейших пунктов программы станет социальная составляющая политики в сфере потребительского рынка. Городская власть намерена вплотную заняться проверкой школьных столовых и пересмотреть организацию питания учащихся. Программа также предусматривает развитие бытового обслуживания (открытие химчисток и прачечных, мастерских по пошиву и ремонту одежды, обуви и меховых изделий) в отдаленных районах города, и уделяет большое внимание системе защиты прав потребителей. Для горожан планируется создать компьютерный банк данных о недобросовестных хозяйствующих субъектах, нарушающих законодательство о защите прав потребителей.

 

- В текущем году на строительство и ремонт городских дорог в общей сложности будет потрачено около 700 млн. рублей, а на будущий год на развитие улично-дорожной сети города из различных источников планируется направить не менее 1,7 млрд. рублей.

Об этом заявил заместитель мэра, директор городского департамента по благоустройству, дорожному строительству и транспорту Владимир Оккель. Эти средства пойдут на обеспечение транспортной доступности технико-внедренческой зоны, продолжение строительства развязки, реконструкцию улиц. «Все изменения транспортной схемы, которые происходят сегодня и планируются в будущем, направлены на решение главных задач – снизить интенсивность движения на томских дорогах и увеличить их пропускную способность. Загруженность основных магистралей сегодня превышает норму в 3-4 раза» - подчеркнул В. Оккель. Объемы восстановления дорог в Томске в 2007 году значительно превзошли рамки обычного летнего капремонта: на ремонт внутриквартальных дорог пошли небывалые средства – 150 млн. рублей, львиная часть которых направлена в город в рамках проекта «Новые дороги «Единой России». В. Оккель также отметил, что при строительстве дорог в Томске сегодня применяются одни из самых современных технологий. Так, на одной из улиц, после реконструкции впервые в областном центре будет совмещено трамвайное и автомобильное движение. Трамвайные пути там, кстати, тоже уложены по-новому. Если раньше для соединения рельсов каждые 12 метров устанавливался специальный «башмак», то теперь при прокладке полотна использована алюминиевая сварка. Она позволила увеличить длину одного участка до 75-ти метров. Данная технология несколько дороже старой, однако ее преимущества очевидны: полотно проще и дешевле в эксплуатации, ниже износ трамвайных тележек, меньше уровень шума, который трамвай производит при движении. На порядок сегодня выше и качество асфальтобетонной смеси, использующейся при ремонте и строительстве дорог. Срок гарантии, который предусматривается в договорах с подрядчиками и поставщиками материалов, составляет в среднем от 5 до 7 лет.

 

Усть-Кутский район (Иркутская область)

- Консолидированный бюджет Усть-Кутского района за восемь месяцев исполнен по доходам в сумме 594,9 млн. рублей, или 78,8% от годового плана.

Об этом сообщила исполняющая обязанности начальника финансового управления администрации территории Надежда Смирнова. Собственных средств поступило 249,8 млн. рублей, или 86,2% от плана на год. Безвозмездные поступления из областного бюджета получены в объеме 320,7 млн. (73,9%).

 

Хабаровск (АСДГ)

- За 3 года с начала реализации Концепции инвестиционной политики администрации города объем инвестиций в основной капитал экономики города увеличился вдвое.

А среднегодовые темпы их прироста составили 12,8%. В денежном выражении объем инвестиций в экономику и социальную сферу города в 2006 году достиг 25 млрд. рублей - на 27,8% больше, чем прежде. А к концу текущего года этот показатель планируется довести до 28 млрд. рублей, чему призвано способствовать создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Речь идет о наличии приемлемой нормативно-правовой базы, сформированных фондах инвестиционных и инновационных технологий, установлении порядка предоставления муниципальных бюджетных гарантий и залоговой поддержки. Город активно применяет новые технологии привлечения финансовых ресурсов в строительную отрасль посредством организации инвестиционных конкурсов, предоставления сформированных площадок с необходимой инженерной инфраструктурой, проведения аукционов на право аренды земельных участков для комплексного их освоения. Для реализации социально значимых инвестиционных объектов муниципалитет Хабаровска земельные участки предоставляет с понижающим коэффициентом по арендной плате. Изменение подходов к обеспечению строительства объектов социальной и деловой инфраструктуры города наглядно проявляется в динамике общей величины и структуре финансирования общегородских инвестиционных программ. Доля бюджетных источников инвестирования с 80%, как это было 4 года назад, уменьшилась до 0. Благодаря такому подходу удалось реализовать немало социально значимых для города инвестиционных программ - провести реконструкцию парка им. Гайдара, городских прудов, парковой зоны стадиона «Динамо», муниципальных общественных бань и т.д.

 

- Среди отраслей муниципального сектора экономики города отныне больше нет убыточных - впервые за многие годы сумели выправить положение предприятия общественного транспорта города.

Этот факт подтверждает правильность курса, выбранного администрацией города по укреплению позиций муниципального хозяйства, хотя о финансово-экономической стабильности транспортников пока говорить рано. Функции жизнеобеспечения горожан по тепло- и водоснабжению, канализационному обслуживанию, обеспечению электроэнергией, содержанию жилищного фонда и благоустройству, перевозку пассажиров возложены на 32 муниципальных унитарных предприятия. Еще 7 лет назад большинство МУПов были на грани банкротства - 60% из них были убыточными, суммарная кредиторская задолженность составляла 1 млрд. 788 млн. рублей. Городские власти приняли экстренные меры по реформированию отраслей муниципального сектора экономики, повышению эффективности их финансово-хозяйственной деятельности. С 2001 года установили контрольные показатели по основным параметрам деятельности - объему работ или услуг, уровню затрат на рубль их производства, валовой прибыли и рентабельности, затем ввели показатель уровня производительности труда. Был отработан порядок формирования, утверждения и контроля над исполнением контрольных показателей. Ежеквартально проводился мониторинг финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий, что позволило оперативно влиять на ситуацию и принимать соответствующие управленческие решения. Рассмотрение итогов их финансово-хозяйственной деятельности на ежегодных балансовых комиссиях позволяет проследить динамику, «нащупать» слабые места. В целях стабилизации финансового состояния предприятий для них утверждаются максимально допустимые размеры дебиторской задолженности. Отраслевые структуры администрации Хабаровска проводят ее ежемесячный анализ на подведомственных предприятиях. Для более эффективной организации их деятельности с руководителями заключили контракты, им оказывали методическую помощь, организовали учебу специалистов. Внедрили прогрессивную систему показателей, влияющих на размер премиальных выплат, стали ежегодно пересматривать размеры тарифных ставок рабочих основных профессий, из чего формируется фонд оплаты труда. Этому способствовал и федеральный закон «О государственных и муниципальных предприятиях», который вскоре закрепил за администрацией города право установки плановых показателей подведомственным предприятиям и контроль над их выполнением. Как результат – с 2001 года объем работ, услуг предприятий муниципального сектора экономики Хабаровска вырос в 4,3 раза, при росте производительности труда в 8,3 раза и сокращении численности вдвое. Реализуется Концепция развития муниципального производственного сектора экономики города, рассчитанная до 2010 года». Она направлена на формирование системы стратегических направлений роста эффективности муниципальных предприятий, оптимизацию управления ими.

 

Челябинск

- Жилой фонд города будет отремонтирован на 250 млрд. рублей.

В 2008 году 1 млрд. рублей будет выделен из федерального бюджета, по инициативе партии «Единая Россия», около 500 млн. рублей закладывается в бюджет города на будущий год. Для сравнения, в прошлом году Челябинск закладывал 150 млн. рублей. Горожане помогут жилищно-коммунальным управляющим компаниям определить фронт работ по капитальному ремонту жилищного фонда на 2008-2010 года. Опрос жителей уже начался. Об этом рассказал первый вице-мэр города Сергей Давыдов. По его словам, на основании пожеланий горожан будет составлен план капитального ремонта жилищного фонда.

 

Информационной сетью АСДГ подготовлены очередной перечень № 528 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ из информационно-компьютерного банка АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», поступивших с 12.09.2007 по 18.09.2007, а также анонс № 34/07 нормативно-правовых и распорядительных актов органов местного самоуправления РФ.

 

Редактор Бюллетеня АСДГ – Чистякова Мария Вадимовна

тел. (383) 223-85-00

 

Адрес редакции:

630099, г. Новосибирск, ул. Вокзальная магистраль, 16, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов