АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока в современных экономических условиях», 16 - 17 декабря 2010 г., Новосибирск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ

И Н Ф О Р М А Ц И О Н Н О Е   С О О Б Щ Е Н И Е

16–17 декабря 2010 года в городе Новосибирске состоялась конференция АСДГ «Повышение эффективности управления земельно-имущественным комплексом в городах Сибири и Дальнего Востока в современных экономических условиях», посвященная обсуждению проблем и новеллам законодательства в сфере земельно-имущественного комплекса городов Сибири и Дальнего Востока. Организаторами конференции выступили Ассоциация сибирских и дальневосточных городов и мэрия города Новосибирска.
К участию в конференции были приглашены представители органов местного самоуправления, курирующие вопросы земельно-имущественных отношений городов Сибири и Дальнего Востока. В качестве экспертов выступили представители Министерства экономического развития Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Фонда «Институт экономики города». В работе конференции приняли участие более 100 представителей из 40 муниципальных образований Сибири, и Дальнего Востока.
В ходе работы конференции были заслушаны доклады участников, посвященные вопросам совершенствования законодательства в земельно-имущественной отрасли, роли муниципалитетов в процессе совершенствования имущественных отношений, передачи отдельных полномочий для повышения эффективности деятельности муниципальных образований в сфере земли и имущества.
На конференции в качестве экспертов выступили заместитель руководителя аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления Государственной Думы РФ Алексей Панасюк, Заместитель директора департамента недвижимости Министерства экономического развития РФ Михаил Бочаров, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» Леонид Перцов и начальник отдела контроля органов государственной власти Новосибирского Управления Федеральной Антимонопольной Службы РФ Наталья Камнева.
В рамках конференции была организована видеоконференцсвязь между Новосибирском и Москвой, с помощью которой участники мероприятия смогли напрямую пообщаться с представителями Минэкономразвития РФ и Государственной Думы РФ. 
Конференцию открыл председатель секции АСДГ по земельно-имущественным отношениям, начальник департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска Алексей Кондратьев.  
С приветственным словом к собравшимся обратился первый заместитель мэра города Новосибирска Владимир Знатков. Как отметил вице-мэр, «подобные конференции проходят уже не первый год, и это говорит о том, что тот опыт, которым мы делимся на таких совещаниях, он очень полезен и востребован и география участников это подтверждает. Без сомнения, сегодня на первый план в любых городах выходят проблемы связанные с земельно-имущественными отношениями, увеличение доходной части бюджета, новеллы в законодательстве и сегодня очень сложно в быстро меняющемся мире одним решать проблемы. И поэтому, для нас очень важны такие конференции».  
От имени Совета депутатов города Новосибирска собравшихся поприветствовал заместитель председателя Совета депутатов г. Новосибирска Дмитрий Асанцев.  
В своем докладе «Современные проблемы земельных и имущественных отношений в муниципальных образованиях» вице-президент АСДГ Роальд Бабун отметил наиболее остро стоящие сегодня проблемы собственности и разграничения полномочий в сфере земли и имущества. В частности Р.Бабун отметил: «Недвижимость – главный актив города. Инвестиционная привлекательность города в значительной мере определяется стоимостью городской недвижимости, а социально-экономическое развитие города, по сути есть не что иное, как приращение ее цены, – подчеркнул вице-президент ассоциации, – От того, как муниципальная власть управляет своей недвижимостью, зависят социальный климат в городе и благосостояние горожан. В свою очередь, эффективность управления городской недвижимостью зависит от политики государства в данной сфере». Роальд Бабун особо отметил, что без решения проблем земли и имущества на государственном уровне невозможно благоприятное развитие на уровне местного самоуправления. «Явной ошибкой был закон о возможности передачи органам государственной власти субъектов РФ права распоряжения землями в городах – административных центрах субъектов РФ. Практика применения данного закона в регионах, которые воспользовались этой возможностью, показала, что никаких позитивных результатов он не дал и лишь усложнил всю работу по выделению земельных участков для жилищного и иного строительства», – заявил Р.Бабун. Главной задачей органов местного самоуправления в сфере земельно-имущественных отношений, по словам Р.Бабуна, является повышение имущественных доходов местных бюджетов. «Сегодня имущественные доходы занимают по величине второе место после НДФЛ. В условиях еще не преодоленного кризиса, когда сократилась занятость населения и соответственно снизились поступления от НДФЛ, роль имущественных доходов местных бюджетов возрастает», – отметил Р.Бабун. Вариантами выхода из создавшегося положения докладчик назвал: внедрение в систему земельно-имущественных отношений электронного документооборота, работа над совершенствованием законодательства в этой сфере и активная позиция местного самоуправления в разграничении полномочий над собственностью.  
Леонид Перцов, руководитель проектов сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Фонда «Институт экономики города» в своем докладе затронул проблематику управления земельно-имущественным комплексом как составной части единой системы муниципальных активов. По словам Л.Перцова, система муниципальных активов должна быть интегрированной. Современная система муниципальных активов представляет из себя две составляющих: финансовые и нефинансовые активы. Л.Перцов особо отметил, что управление такими активами представляет собой отдельный межведомственный аспект управления и данный аспект является составляющей стратегического управления – отстраивания долгосрочной политики муниципального образования. Основой имущественной политики являются полномочия муниципалитета. «Настоящая система управления, по большому счету сейчас является неким реестром, системой учета. По мнению нашего фонда эффективного управления активами необходима система управленческого учета, предполагающая учет целевого использования, объема использования финансовых активов», – подчеркнул представитель Фонда «Институт экономики города» Л.Перцов.  
Заместитель начальника департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска – начальник управления муниципального имущества Галина Капустина рассказала об опыте Новосибирска в реализации преимущественного права выкупа в соответствии с № 159-ФЗ.
Сергей Хорошилов, заместитель директора департамента имущественных отношений администрации города Омска рассказал об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в госсобственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ на территории муниципального образования «Город Омск».  
О государственно-частном партнерстве как о механизме повышения эффективности управления муниципальным имуществом доложил председатель комитета по формированию муниципальной собственности департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска Евгений Моисеев.  
Ольга Новинькова, председатель комитета нормативно-правовой и судебной работы департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска рассказала об опыте реализации в муниципальном образовании «Город Новосибирск» № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».  
В рамках круглого стола в режиме видеоконференцсвязи, участники конференции смогли получить ответы на некоторые вопросы от представителя Министерства экономического развития, заместителя директора департамента недвижимости Михаила Бочарова и представителя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместителя руководителя аппарата Комитета по вопросам местного самоуправления Алексея Панасюка.  
Также в рамках конференции участники смогли задать вопросы представителю Новосибирского Управления Федеральной Антимонопольной службы РФ Наталье Камневой.  
Среди основных предложений и рекомендаций федеральным органам государственной власти, высказанных участниками конференции, можно выделить следующие:
1. Ускорить разграничение государственной собственности на землю. В рамках этого разграничения отнести к собственности поселений и городских округов все земельные участки в границах населенных пунктов, свободные от прав третьих лиц.  
2. Восстановить право органов местного самоуправления городов – административных центров субъектов РФ на распоряжение городскими землями при обязательном учете и соблюдении интересов органов государственной власти субъектов РФ по предоставлению необходимых для их деятельности земельных участков.  
3. Отменить действующие нормативные акты об освобождении от уплаты земельного налога, поступающего в местные бюджеты, крупных объектов федерального значения (обороны, железнодорожного транспорта, энергетики и др.) с компенсацией потерь владельцам этих объектов из федерального бюджета. Вроде бы поддержка этого пункта на верху имеется, но реальных сдвигов пока нет.
4. Исключить из статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ части 2, 3 и 4, которые содержат исчерпывающие (закрытые) перечни состава муниципального имущества поселений, муниципальных районов и городских округов. Предметом законодательного регулирования по нашему мнению должно быть только ограничение на осуществление органами местного самоуправления отдельных видов хозяйственной деятельности, но не на состав муниципального имущества. Вполне достаточно части 5 этой статьи, согласно которой в случае возникновения у муниципальных образований непрофильного имущества, такое имущество подлежит перепрофилированию либо отчуждению.  
5. Принять законодательные меры по ускорению инвентаризации, рыночной оценке и постановке на налоговый учет недвижимого имущества физических лиц, включая самовольно занятые земельные участки и объекты, длительное время фиктивно числящиеся в незавершенном строительстве.  
6. Урегулировать порядок и условия безвозмездного перераспределения имущества между уровнями публичной власти и между муниципальными образованиями разного типа, а также имущества, непригодного для эксплуатации, или имущества, требующего капитального ремонта. Определить порядок возмещения местным бюджетам дополнительных расходов, возникающих в связи с принятием указанного имущества в муниципальную собственность.  
7. Расширить перечень оснований для принудительного изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в частности, включить в него строительство муниципальных объектов социального назначения.  
Выработанные рекомендации будут направлены в профильные комитеты Федерального Собрания РФ, профильные министерства Правительства РФ, полномочным представителям Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, Общероссийский Конгресс муниципальных образований, руководителям муниципалитетов

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи