ПРОТОКОЛ

III расширенного заседания Совета АСДГ 19-го созыва

при участии МАГ и учебно-методического семинара «Проблемы организации местного самоуправления»

 

 

15-16 февраля 2006 года                                                             

город Хабаровск 

 

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Городецкий В.Ф.,

 президент Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов,

 мэр города Новосибирска

          Городецкий В.Ф. выступил с приветственным словом участникам III расширенного заседания Совета АСДГ 19-го созыва при участии МАГ.

          Из 20 членов Совета присутствуют 20 – полный кворум.

          Сегодня муниципальные образования живут главным помыслом, чтобы при реализации федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» были учтены все стратегические и концептуальные задачи органов местного самоуправления.

На данном Совете мы подведем некоторые итоги реформы местного самоуправления, оценивая при этом роль Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов. Поделимся опытом не теоретического восприятия нового законодательства, а практической реализации 131 федерального закона.

Сегодня на данном Совете присутствуют представители Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, работающей в тесном сотрудничестве с муниципальными образованиями по повышению эффективности их работы.

Желаю организаторам и участникам Совета благополучия, успешной и плодотворной работы.

 

Соколов А.Н.,

Вице-президент АСДГ, Мэр города Хабаровска

          Соколов А.Н. выступил с приветственным словом участникам III расширенного заседания Совета АСДГ 19-го созыва при участии МАГ.

          Выразил слова благодарности дирекции АСДГ и МАГ, активно содействующим развитию местного самоуправления, обмену опытом между муниципальными образованиями во всех областях развития.

          Развитие гражданского общества, определение стратегии социально-экономического развития территорий нераздельно связано с задачами, поставленными перед органами местного самоуправления.

В процессе нашей двухдневной работы мы покажем Вам основные достижения в развитии города и создании комфортной городской среды.

 

 

Н.А. Капитоненко,

начальник департамента по взаимодействию

с органами государственной власти субъектов РФ

 Аппарата полномочного представителя Президента РФ

 в Дальневосточном федеральном округе

          Капитоненко Н.А. выступил с докладом «О ходе реформы местного самоуправления в Дальневосточном федеральном округе».

          В докладе отражена проводимая в Дальневосточном федеральном округе работа по реализации федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно: муниципальное правовое поле приведено  в соответствие с федеральным законодательством, во всех муниципальных образованиях определены границы и статус территории, состоялись муниципальные выборы, утверждены Уставы муниципальных образований.

          В округе проходит активный процесс передачи государственных полномочий, разграничения имущества и земель по уровням собственности. По муниципальным образованиям округа установлены переходные периоды по вступлению в силу 131 федерального закона.

          Совершенствуется работа по кадровому обеспечению органов местного самоуправления, особенно по вновь созданным муниципальным образованиям.

 

          Городецкий В.Ф.,

 президент Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов,

мэр города Новосибирска

          Городецкий В.Ф. выступил с докладом «Современный этап реформы местного самоуправления в РФ и реализация национальных проектов и задачи АСДГ».

          В докладе озвучен опыт города Новосибирска и Сибирского федерального округа по реализации федерального закона № 131-ФЗ, начатой с 01.01.2005 в порядке эксперимента.

          На территории Сибирского федерального округа проведена организационная работа по вступлению в действие федерального закона № 131-ФЗ, сформированы двухуровневые органы местного самоуправления, приведена в соответствие правовая база муниципальных образований. Проведена кадастровая оценка земель, кадровая подготовка управленческого персонала и пр.

          В ходе реформирования местного самоуправления необходимо:

          - оценить полноту функций по осуществлению полномочий органов местного самоуправления;

          - оценить полномочия органов местного самоуправления с точки зрения обеспечения финансовыми ресурсами;

          - максимально закрепить эти полномочия за счет укрепления межбюджетных отношений.

          В результате проведенной работы не пострадали интересы населения муниципальных образований. Однако кадастровая оценка земель проведена до 01.01.2005, а согласно федеральному закону № 131-ФЗ местный вид налога – земельный налог введен с 01.01.2006, в результате чего местные бюджеты потеряли поступления от земельного налога за год. Не достаточно четко законодательно определен субъект налогообложения.

          За год работы по новому законодательству в области местного самоуправления сделан вывод, что федеральный  закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в концептуальном плане правильный.

          Однако можно выделить недостатки данного закона:

          - за местным самоуправлением не закреплена функция по осуществлению промышленной политики, отменен ряд налогов от реального сектора экономики (НДС, налог на прибыль, зачисляемых в местный бюджет), являющихся определенной мотивацией местной власти по выводу предприятий из кризисного положения;

          - не закреплены за органами местного самоуправления функции по социальной поддержке населения.

          Кроме того, федеральный закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» вступил в силу с 01.01.2006 после формирования местных бюджетов на очередной 2006 финансовый год.

          По реализации национальных проектов сформирован Президентский Совет в составе 41 человека, в том числе мэры трех городов: Новосибирска, Ярославля и Якутска.

          Из федерального бюджета дополнительно выделяется 326 млрд. рублей на реализацию национальных проектов в области образования, здравоохранения, доступности жилья и сельского хозяйства. Необходимо ввести систему мониторинга эффективности реализации данных проектов.

 

Соколов А.Н.,

Вице-президент АСДГ, Мэр города Хабаровска

          Соколов А.Н. выступил с докладом «О ходе реформы местного самоуправления: опыт города Хабаровска».

          Принятие 131 Федерального закона продолжило муниципальную реформу, в ходе которой будет реорганизована система  местного самоуправления.

Необходимо отметить, что эта система имела существенные недостатки и ее правовая база нуждалась в значительной модернизации. Нормативная правовая база о местном самоуправлении второй половины 90-х годов позволила заложить правовой фундамент муниципальной власти, однако этого оказалось недостаточно для обеспечения создания жизнеспособных муниципалитетов, способных взять на себя решение вопросов местного значения.

В настоящее время реформа местного самоуправления набирает ход, она перешла в практическую стадию реализации, начался процесс внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Хабаровский край в целом, и город Хабаровск в частности, с 1 января 2006 года перешли в полном объеме на работу в условиях 131 федерального закона.

Существенно усилилась организационная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне. В рамках проводимой в стране административной реформы образовано (вернее воссоздано) Министерство регионального развития РФ, на которое в частности возложены функции по выработке и реализации государственной политики в области местного самоуправления, социально-экономического развития муниципальных образований, а также мониторинг социально-экономических процессов в муниципальных образованиях.

В 2005 году в городе проведена инвентаризация муниципального имущества, сформированы перечни имущества, передаваемые и принимаемые от различных уровней власти. Сформирован перечень учреждений для передачи в государственную собственность.

Работа по разграничению имущества идет очень сложно несмотря на то, что федеральным законодательством определен порядок передачи собственности. Решения о передаче имущества принимаются органами власти субъектов Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты, касающиеся кадастровой оценки земли, написаны так, что практически без нас город поделили на кадастровые кварталы, определили по ним кадастровую стоимость. В Налоговом Кодексе прописали, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, не выше 1,5% кадастровой стоимости участка земли.

В результате получается:

- у муниципалитета земля должна быть в собственности, но ни одного участка в собственность мы не получили;

- земельный налог объявлен местным налогом, но его размер за нас практически установили, и получилось, что его начисление в 2006 году в 2,7 раза ниже прошлого года.

Остановлюсь на новых подходах в управлении муниципальным имуществом.

Администрация города выступила единственным учредителем 2х открытых акционерных обществ: «Центр инновационных технологий города Хабаровска» и «Управление инвестиционных программ города Хабаровска».

В управление обществ переданы нежилые помещения и муниципальные торговые комплексы для последующей сдачи в коммерческую аренду с целью финансирования общегородских инвестиционных программ.

Центральное место в реформе местного самоуправления отведено вопросам разграничения полномочий с обеспечением их финансовыми ресурсами.

В соответствии со 131 Федеральным законом муниципальным образованиям установлены 27 полномочий. В 2004 году добавлены 5 вопросов местного значения, в 2005 г. - еще три. Решение этих вопросов требует дополнительных финансовых средств.

Несмотря на финансовые трудности по исполнению бюджета города мы  вынуждены исполнять государственные полномочия без финансового подкрепления, что ослабляет финансирование других обязательных функций.

Хабаровск занимается разработкой стратегического плана развития города. Однако, согласно ст.16 Закона обеспечение комплексного социально-экономического развития городского округа не относится к вопросам местного значения городского округа, что ущемляет права местного самоуправления.

Не разработан до настоящего времени на федеральном уровне и Закон о Комплексном  социально-экономическом развитии.

Чаще всего проблемы и недостатки в нашей работе возникают вследствие несовершенства законодательства или отсутствии такового.

Сегодня муниципалитеты лишены возможности обращения с законодательной инициативой в федеральные структуры власти.

Конструктивная работа АСДГ и МАГ над совершенствованием нормативной правовой базы реформирования местного самоуправления позволяет муниципальным образованиям вырабатывать взвешенные решения практически по всем вопросам муниципального управления.

 

Бабун Р.В.,

Вице-президент АСДГ

          Бабун Р.В. выступил с докладом «О задачах по формированию Советов муниципальных образований субъектов РФ».

          Советы муниципальных образований субъектов РФ приравниваются к коммерческим организациям, самостоятельно определяющим свой состав, устав, размер членских взносов и др. В структуре Совета могут образовываться комиссии по различным сферам деятельности.

Муниципальные образования – члены АСДГ и МАГ могли бы выступить инициатором созыва съезда и создания Совета муниципальных образований субъектов РФ.

          Законодательством не определен порядок проведения первого съезда муниципальных образований, не определен круг обязанностей.

Главными задачами Совета муниципальных образований субъектов РФ станут:

- решение вопросов создания межмуниципальных хозяйствующих субъектов;

- защита общих интересов муниципальных образований, выработка общих решений;

- субъектная защита муниципальных образований в судебных органах.

          Органы местного самоуправления должны учитывать позицию Совета при формировании местной политики и выработке стратегических решений, обеспечивать деятельность Совета необходимой информацией, включать в комиссии, согласовывать проекты муниципальных правовых актов, оказывать необходимую консультационную помощь.

 

Резник Б.Л.,

депутат Государственной Думы РФ

от Хабаровского края

Выразил признательность Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов и Международной Ассамблее столиц и крупных городов за большую организаторскую работу по доведению до федерального уровня многих предложений и мнений муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока в области реформирования местного самоуправления.

          Поддержал инициативы участников Совета, выработанные рекомендации представит руководству Государственной Думы РФ.

 

Соколов М.М.,

генеральный директор МАГ

          Соколов М.М. выступил с докладом «О проектах МАГ по информационному обеспечению межгородского и межмуниципального сотрудничества».

          Международная Ассамблея столиц и крупных городов осуществляет свою деятельность в области межмуниципального сотрудничества более 7 лет. Ассоциацией лоббируются  интересы муниципальных образований на  федеральном уровне.

           Международной Ассамблеей столиц и крупных городов разработана «Электронная газета МАГ». Для практического взаимодействия муниципальных образований в электронном портале МАГ размещаются информационные материалы по приоритетным направлениям развития муниципалитетов.

 

Зайцев М.А.,

генеральный директор

исполнительной дирекции МАГ

          Зайцев М.А. выступил с докладом «О плане работы АСДГ на 2006 год и участии городов Дальнего Востока в работе Ассоциации».

  Основными приоритетами в деятельности Ассоциации являются:

- обсуждение и разработка первоочередных задач городов в связи с началом реализации положений Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

- анализ действующего федерального и регионального законодательства в области местного самоуправления и консультирование специалистов муниципальных органов по различным аспектам практики местного самоуправления;

- разработка предложений муниципалитетов по учету специфики реформирования жилищно-коммунального комплекса городов Сибири и Дальнего Востока;

- взаимодействие муниципалитетов с органами территориального общественного самоуправления.

   Кроме того, АСДГ примет активное участие в формировании региональных Советов муниципальных образований в субъектах РФ, в деятельности Конгресса муниципальных образований, в реализации национальных проектов.

   Работа АСДГ направлена на усиление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в Сибири и на Дальнем Востоке, отработку подходов к организации межмуниципальной хозяйственной кооперации и созданию межмуниципальных хозяйствующих сообществ, а также на укрепление Дальневосточного направления деятельности.

 

Городецкий В.Ф.,

 президент Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов,

мэр города Новосибирска

          Городецкий В.Ф. подвел итоги первой части заседания.

          В 2006 году исполняется 20 лет работы Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов, за это время возродилась практика межмуниципального сотрудничества.

 

Бабун Р.В.

вице-президент АСДГ

 

Учебно-методический семинар для глав муниципальных образований

Дальнего Востока «Проблемы организации муниципального управления»

 

          В ходе семинара обсуждены актуальные вопросы в области муниципального управления:

          - современная концепция муниципального управления;

          - муниципальные услуги в системе муниципального управления;

          - организация взаимодействия между муниципальными районами и их административными центрами (городскими округами и городскими поселениями), технологии взаимного делегирования полномочий;

          - методические проблемы формирования местных бюджетов и организации межбюджетных отношений в субъектах РФ;

          - оптимизация состава и функций муниципального имущества.

 

Новицкий В.А.,

директор департамента архитектуры,

строительства и землепользования

администрации г.Хабаровска

          Новицкий В.А. выступил с докладом «Градостроительная политика муниципальных образований в свете требований нового Градостроительного кодекса РФ».

          В условиях, когда освоение и застройка территорий преимущественно осуществляется за счет частных средств, муниципалитет меняет структуру и политику руководства, выстраивает свою работу в системе партнерства.

          В городе Хабаровске приведены в соответствие новому законодательству процедуры предоставления земельных участков для строительства. Прошел корректировку Генеральный план города, разработаны Правила землепользования и застройки. Разрабатываются проекты планировки и проекты межеваний территорий.

          Все новые земельные участки предоставляются только посредством торгов. Торги проводятся во всех предусмотренных законодательством формах.

          Новицкий В.А. рассказал о некоторых интересных инвестиционных проектах: альтернативном виде транспорта – струнной дороге Юницкого, культурно-развлекательном комплексе на Городских прудах.

          В 2005 году в краевом центре введено в эксплуатацию 141,4 тыс. кв. м жилья (2206 квартир), сегодня в городе Хабаровске возводится около 40 жилых домов. Сдан в эксплуатацию первый 10-этажный жилой дом в районе Большая-Вяземская, построенный по программе ссудо-сберегательных товариществ, молодежный жилищный комплекс на ул. Панфиловцев. 

          В рамках программы «Переселение граждан города Хабаровска из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003-2010 гг.»  в октябре 2005 года в эксплуатацию сдана вторая очередь 10-эт. дома по ул. Стрельникова, начато строительство 10-эт. жилого дома по пер. Байкальскому.

В рамках реализации программы ссудо-сберегательных товариществ начато строительство микрорайона «Парус», планируется ввести более 500 тыс. кв. м жилья - новый микрорайон, который раскинется  уже через 7 лет на берегу Уссури в Прибрежном районе, будет иметь двухкилометровую пляжную зону с гостиницами, кафе, ресторанами, бизнес-центрами, школами,  детскими садами, кинотеатром, спортивными клубами. 

В городе активно развивается малоэтажное строительство, созданы ссудо-сберегательные товарищества собственников жилья по строительству коттеджных поселков: «Восточное»  в районе  поселка Горького, и «Сокольники» в районе ул. Воронежской.   

 

Волокжанин А.Н.,

первый заместитель Мэра г.Хабаровска

по городскому хозяйству

Принятие нового Жилищного кодекса РФ законодательно закрепило процессы начавшиеся в ходе реформирования ЖКХ и дало толчок к развитию конкуренции в жилищно-коммунальной сфере, привлечению частного капитала, развитию инициативы, сознательности и гражданской ответственности населения за сохранность не только своего помещения, но и мест общего пользования, общего имущества в многоквартирном доме.

В условиях действия Жилищного кодекса РФ важной задачей для муниципального образования является обеспечение сохранности и эффективное использование жилищного фонда, бесперебойное обеспечение жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека, дальнейшее повышение уровня благоустройства и санитарного состояния территорий муниципального образования, общего комфорта проживания.

На первом этапе реформирования ЖКХ была создана централизованная система сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.

В настоящее время в г.Хабаровске сложилась следующая система управления жилищным фондом: управляющая компания или служба заказчика, единый расчетно-кассовый центр и подрядчики. Сейчас функции эксплуатации и санитарного содержания жилищного фонда осуществляют 25 подрядных организаций, из которых 21 частное предприятие обслуживает 84% муниципального фонда.

Внедрена система подомового учёта выполненных работ текущего и капитального  характера на жилом фонде, работает независимая структура «Центр учёта работ и обращений граждан».

Таким образом в области оказания населению жилищно-коммунальных услуг произошло закрепление определённых направлений за отдельными предприятиями, что позволяет уйти от коллективной ответственности и сосредоточится каждому на своём направлении.

Администрацией города созданы все условия для развития сектора ТСЖ по управлению многоквартирными домами. На сегодняшний день в городе Хабаровске зарегистрировано 116 ТСЖ и 56 ЖСК общая площадь жилищного фонда которых около полутора миллионов квадратных метров,  проводится учеба населения города.

В связи с вводом нового Жилищного кодекса ведется работа по разработке пакета нормативных документов по управлению жилищным фондом в рыночных условиях по направлениям, связанным с организацией проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и представления интересов муниципального образования, взаимодействием с управляющими организациями и созданием равных условий деятельности, с решением вопросов капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

  Система управления жилищным фондомв условиях нового Жилищного кодекса и рынка в сфере эксплуатации жилья,по нашим предположениям должна включать блоки:

1. Независимая система сбора платежей за жилищно-коммунальные услуги.

2. Независимая система учета и контроля за отработкой обращений граждан, приемки работ с участием населения по содержанию и ремонту жилищного фонда, ведение базы данных технического состояния жилищного фонда и подомового учета ремонтных работ.

3. Система показателей оценки качества услуг управляющих и подрядных организаций при управлении и обслуживании жилищного фонда

4. Городская программа "Накопительная схема капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов".

 

 

Казаченко В.П.,

вице-мэр города Хабаровска,

первый заместитель мэра города

по экономическим вопросам

          Казаченко В.П. выступил с докладом «Муниципальная инвестиционная политика и технологии привлечения инвестиций в муниципальное развитие».

          Для города Хабаровска инвестиционными ресурсами являются:

          Материальные активы: природные, сырьевые, материально-технические, информационные, трудовые, финансовые;

          Нематериальные активы: права, лицензии, технологии, навыки, опыт.

Возможность реализации инвестиционных целей  отражена в использовании составляющих инвестиционного потенциала города.

          Основа системной работы в области формирования и реализации муниципальной инвестиционной политики в г.Хабаровске была положена в конце 2002 года и нашла свое отражение в Концепции инвестиционной политики администрации города на период до 2005 года.

Оживление инвестиционного процесса в городе способствовало подъему промышленного производства, оздоровлению экономики города, и особенно - росту строительного производства 

В настоящий момент Хабаровск переживает строительный бум, на территории города находятся в состоянии строительства свыше 300 объектов различного назначения. С 2002 года в 1,4 раза увеличился объем вводимого жилья в городе.

Одной из важнейших проблем, над которой приходится работать в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, является определение подходов к обеспечению финансовыми ресурсами инвестиционных проектов предприятий коммунальной сферы.

Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ, вступивший  в силу с 1 января 2006 г, вводит понятие  инвестиционной программы организации коммунального комплекса.

Выбор способов обеспечения финансовых потребностей организации коммунального комплекса, необходимых для реализации ее инвестиционной программы осуществляется исходя из оценки доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.

В соответствии с Федеральным законом 210-ФЗ Правительство РФ разрабатывает основы ценообразования и  правила регулирования надбавок к тарифам для потребителей услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры.

В настоящее время  таких нормативных документов нет, они  находятся в стадии разработки.

        Работа с малым бизнесом была вписана отдельным разделом в Концепцию инвестиционной политики, реализуется третья по счету городской целевой Программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Хабаровске на 2004-2006 годы.

Отличительными особенностями программы и ее ключевыми моментами являются:

  - залоговое обеспечение инвестиционных проектов (в рамках созданного в 2003 году института залоговой поддержки);

         - создание системы микрокредитования (2005 год объявлен ООН годом микрокредитования). Для этого в бюджете Программы  заложено 8 млн. рублей. Совместно с Госфондом поддержки малого предпринимательства Хабаровского края сформирован и запущен  механизм предоставления кредитов.

          В заключении хочу обратить внимание присутствующих, что несмотря на определенный успех в области формирования практических подходов к реализации городской инвестиционной политики, сделать предстоит еще очень много, и задача эта усложняется в условиях вступления в силу федерального закона № 131-ФЗ.

          Однако, мы используем все имеющиеся у нас возможности как по совершенствованию уже наработанных механизмов построения диалога с инвесторами, так и по формированию  новых, эффективных способов привлечения в наш город отечественного и зарубежного капитала.

 

Бабун Р.В.

вице-президент АСДГ

          Бабун Р.В. подвел  итоги работы учебно-методического семинара для глав муниципальных образований Дальнего Востока «Проблемы организации муниципального управления».

Выразил уверенность, что Совет стал весьма полезным и познавательным для его участников, а имеющийся в городе Хабаровске опыт муниципального управления в условиях реализации нового закона по организации местного самоуправления, будет востребован для практического применения в других муниципальных образованиях.

 

Протокол вела

 

Главный специалист управления

экономического развития                                                            И.В. Подмокова