АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ АСДГ

 «О некоторых аспектах организации и проведения выборов
в органы местного самоуправления

25-26 мая  2006 г., Томск

 

 

            Участники конференции отмечают, что вопрос совершенствования регистрации (учета) избирателей имеет  важное значение для обеспечения гарантий реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе при организации и проведении муниципальных выборов в Российской Федерации. Положение о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденное постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 29.12.2005 № 164/1084-4, четко регламентирует функциональные обязанности участников данного процесса.

          Вместе с тем, несмотря на достаточно высокий уровень правового регулирования вопросов взаимодействия с органами регистрационного учета, на практике возникают серьезные проблемы, связанные с недостаточным техническим оснащением указанных органов, несовместимостью используемых ими программ, недостаточной штатной численностью подразделений, особенно паспортно-визовых подразделений Федеральной миграционной службы РФ на местах.

          Участники конференции отмечают, что ряд проблем требует законодательного разрешения.   

          Так, действующее законодательство не регулирует порядок регистрации (учета) иностранных граждан в качестве избирателей, участников референдума, хотя Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прямо предусматривает включение указанных лиц в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в случае предоставления им такого права на основании международного договора Российской Федерации. Отсутствие правовой регламентации порядка регистрации (учета) иностранных граждан в качестве избирателей, участников референдума может неблагоприятно сказаться на функционировании Государственной системы регистрации (учета) избирателей в части обеспечения полноты списков избирателей, составляемых на основе полученных с ее использованием сведений.

          Также требует разрешения проблема регистрации (учета) избирателей - вынужденных переселенцев на основании факта их временного пребывания на территории муниципального образования. Действующее федеральное законодательство, а также Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, не предусматривают обязанности рассматриваемой категории граждан обращаться в уполномоченные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства в субъекте Федерации, который они вынуждены покинуть в силу определенных законом РФ «О вынужденных переселенцах» обстоятельств. Порядок снятия таких граждан с регистрационного учета также не устанавливается, что создает предпосылки осуществления двойного учета вынужденных переселенцев по оставленному месту жительства и по месту временного пребывания на территории муниципального образования.

          Кроме того, федеральное законодательство и указанные Правила не регулируют и порядок снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства в связи с поступлением на военную службу по контракту, в связи с чем, предоставление органами, осуществляющими воинский учет, сведений об этих граждан представляется излишним.

          Отмечается и отсутствие механизма правовой защиты от ситуаций, когда лицо, признанное судом недееспособным, может быть включено в список избирателей, если оно на избирательном участке предъявит паспорт с регистрацией по месту жительства и заявит о предоставлении ему возможности проголосовать. В этом случае участковая избирательная комиссия, не располагая сведениями о недееспособности лица, будет обязана принять решение о включении его в дополнительный список.

          Актуальным на сегодняшний день является вопрос о правовых основаниях осуществления регистрации (учета) избирателей органами местного самоуправления, поскольку действующее законодательство не содержит однозначного ответа на вопрос, охватывается ли реализация указанной функции вопросами местного значения или же представляет собой осуществление отдельного государственного полномочия, возложенного на органы местного самоуправления. Этот вопрос требует на сегодняшний день правовой регламентации.

Представители муниципалитетов при обсуждении данного вопроса отмечали целесообразность привлечения избирательных комиссий муниципальных образований городских округов с территориальным делением к работе по регистрации (учету) избирателей, особенно на стадии обобщения главой местной администрации сведений в соответствии с п.п. 2.14  Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Это позволит осуществлять корректировку данных об избирателях, участниках референдума (исключить двойников, некорректные сведения и т. д.) на всей территории муниципального образования, а не на части его территории, до передачи их в избирательную комиссию субъекта для включения в регистр избирателей.

           Для более эффективной реализации полномочий избирательных комиссий муниципальных образований по организации и проведению муниципальных выборов  необходимо решить вопрос о целевой поставке оборудования и программного обеспечения КСА ИКМО, в том числе за счет средств муниципальных бюджетов   .

Кроме того, осуществление главами местных администраций муниципальных образований регистрации (учета) избирателей не является единственно возможным вариантом организации Государственной системы регистрации (учета) избирателей. Альтернативой главам местных администраций в рамках Государственной системы регистрации (учета) избирателей, по мнению участников конференции, могли бы стать территориальные и муниципальные избирательные комиссии городских округов с территориальным делением, действующие на постоянной основе.

          Возложение обязанности по осуществлению регистрации (учета) избирателей на эти избирательные комиссии целесообразно и с точки зрения распределения ответственности. Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума, а также за представление недостоверных сведений об избирателях, участниках референдума соответствующим избирательным комиссиям должностным лицом, на которое законом возложена указанная обязанность. Таким образом, функционирование Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума предполагает необходимость согласованного взаимодействия избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, но в силу закрепленного в Федеральном законе порядка, передача соответствующих сведений непосредственно в избирательные комиссии осуществляется уполномоченными главами местных администраций, которые и несут административную ответственность.

Подобное распределение ответственности должностных лиц в процессе осуществления регистрации (учета) избирателей представляется не вполне оправданным, поскольку возможность исполнения главами местной администрации муниципальных образований возложенных на них обязанностей зачастую напрямую зависит от своевременности, полноты и достоверности предоставления необходимых сведений органами государственной власти. Формулировка же, содержащаяся в КоАП РФ, фактически обеспечивает безнаказанность должностных лиц органов государственной власти, равно как создает возможность для привлечения к административной ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, не исполняющих возложенные на них обязанности в силу отсутствия у них необходимых сведений.

Одной из важных проблем, как отметили участники конференции, является несоответствие норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регламентирующих вопросы финансового обеспечения подготовки, организации и проведения выборов, нормам Бюджетного кодекса РФ. Так, статьей 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что денежные средства, выделяемые на организацию и проведение выборов, перечисляются на счета, открываемые соответствующими избирательными комиссиями в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия – в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации. В то же время нормы Бюджетного кодекса предусматривает, что все бюджетные организации (а избирательные комиссии отнесены именно к таким организациям) находятся на казначейском обслуживании и кассовом исполнении сметы в соответствии с кодами бюджетной классификации. Решением данной проблемы могло быть включение всех расходов по организации и проведению выборов  в соответствии со сметой по коду бюджетной классификации «прочие расходы».

          Обобщив опыт и предложения, высказанные в ходе конференции о практике организации муниципальных выборов, участники конференции  РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

1.1. Внести предложение о внесении в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положений, предусматривающих порядок включения иностранных граждан в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в случае, когда на основании международного договора с Россией им предоставлено указанное право, а также порядок регистрации (учета) избирателей – вынужденных переселенцев на основании факта их временного пребывания на территории муниципального образования.

1.2. Внести предложение о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части отнесения регистрации (учета) избирателей, участников референдума к вопросам местного значения.

1.3. Рассмотреть вопрос о целевой поставке оборудования и программного обеспечения комплексов системных администраторов избирательных комиссий муниципальных образований из Федерального Центра Информатизации при ЦИК РФ, в том числе за счет средств муниципальных бюджетов.

1.4.  Дать разъяснение о порядке применения статьи 57 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в период подготовки, организации и проведения выборов.

2.     Исполнительной дирекции АСДГ направить рекомендации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.