АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ  КОНФЕРЕНЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ

 ГОРОДОВ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

 

«Экономическая политика городов на современном этапе»

28-29 сентября 2006 г.,  г. Хабаровск

 

         Участники конференции обменялись опытом разработки  и реализации экономической и финансовой политики городов в условиях вступления в силу Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и  новых принципов межбюджетных отношений, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ  и законом № 131-ФЗ.  Особое внимание было уделено изучению опыта экономической работы администрации г. Хабаровска. По итогам обсуждения  были выработаны  следующие рекомендации:

 

1.     Федеральным органам государственной власти

 

1.1.          Принять меры по укреплению доходной базы местных бюджетов, в т.ч. за счет:

- транспортного налога, с изменением схемы его уплаты (непосредственно в момент регистрации транспортного средства);

              - налоговых отчислений по упрощенной системе налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями;

              - ускорения подготовки к замене налогов на землю,  на имущество физических лиц и на имущество юридических лиц единым местным налогом на недвижимость;

              -  увеличения норматива отчислений в местные бюджеты по НДФЛ с 30% до 40 %;

                - компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов местных бюджетов в связи с освобождением ряда категорий физических и юридических лиц от уплаты налога на землю;

                - освобождения от уплаты налога на имущество юридических лиц бюджетных учреждений и органов местного самоуправления.

             1.2. Внести коррективы в Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусмотрев:

              -  увеличение суммы по свободным закупкам с 60  до 200 тыс.руб. ;

              - установление порядка проведения торгов на подрядные работы в строительстве на длительный период (более 1 года),  с учетом изменяющейся стоимости строительства и изменения объемов работ, не укладывающихся в 5 %;

              - расширение критериев выбора поставщика, в том числе за счет введения в качестве дополнительных  критериев  сумму налоговых отчислений в бюджеты всех уровней и количество созданных рабочих мест;

               - систематизацию и сокращение необходимого объема информации о размещении заказов, публикуемой в печатных СМИ;

               - публикацию на сайтах территориальных органов Федеральной антимонопольной службы информации о реестрах единственных поставщиков товаров, услуг для формирования муниципального заказа.

      1.3. Внести изменения в Жилищный кодекс РФ, предусмотрев:

         - участие средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в разовой компенсации капитального ремонта старого (износ свыше 40-50%) жилого фонда, переданного муниципальным образованиям от различных ведомств,  с предварительным обязательным проведением инвентаризации жилого фонда;

         - отмену государственного регулирования тарифов на жилищные услуги.

           1.4. Предусмотреть участие средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в финансировании работ по первоначальному межеванию земельных участков.

           1.5. Внести изменения в порядок приватизации муниципальных нежилых помещений, предусмотрев преимущества для добросовестных предпринимателей - арендаторов, чьи предприятия и организации участвуют в  решении вопросов местного значения.

         1.6. Ускорить решение вопроса об установлении размера минимальной заработной платы в бюджетной сфере на уровне не ниже прожиточного минимума.

         1.7. Ускорить предусмотренную ст.5 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» передачу органам местного самоуправления сведений государственного градостроительного кадастра, необходимых для ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.

         1.8. Ускорить решение вопроса о бесплатном обеспечении органов местного самоуправления данными государственной статистики, необходимыми для разработки планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований.

 

2.     Органам государственной власти субъектов РФ

 

     2.1. Строго соблюдать установленный Бюджетным кодексом РФ порядок ежегодного и своевременного установления и доведения до органов местного самоуправления критериального (порогового) уровня бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя с дифференциацией по типам муниципальных образований, рассматривая его в качестве минимального регионального социального стандарта бюджетной обеспеченности.

      2.2. Установить законами субъектов РФ для каждого муниципального образования на длительный период индексы бюджетных расходов (поправочные коэффициенты расходных потребностей), учитывающие  различия между муниципальными образованиями одного типа в стоимости набора бюджетных услуг на одного жителя.

      2.3. При распределении налоговых платежей от региональных и долей федеральных налогов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами не допускать искусственного превращения всех, в том числе высокодоходных,  муниципальных образований в дотационные.

       2.4. Установить законами субъектов РФ на длительный период формулы расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности для муниципальных образований разных типов, с помощью которых они могли бы самостоятельно прогнозировать объемы получаемых дотаций.

        2.5.Установить законами субъектов РФ прозрачные процедуры получения муниципальными образованиями средств поддержки из региональных фондов муниципального развития и софинансирования социальных расходов.

         2.6. Обеспечить участие региональных советов муниципальных образований в рассмотрении и экспертизе указанных выше законодательных актов субъектов РФ.

 

3. Органам местного самоуправления 

 

         3.1. Изучить и использовать опыт г. Хабаровска по  привлечению инвестиций в развитие города, включая не только  бюджетные средства, но и финансовые ресурсы активно развивающегося бизнеса, муниципальные займы и различные гранты.

        3.2. Уделить особое внимание формированию промышленной политики городов с использованием  опыта г. Хабаровска.

        3.3. Рассмотреть возможность  предоставления налоговых льгот арендаторам муниципального имущества, деятельность которых имеет социальную направленность и оказывает положительное влияние на решение вопросов местного значения.

        3.4. Внимательно изучать информацию о федеральных целевых программах, реализуемых на территории соответствующих субъектов РФ, и о формировании и порядке распределения региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований,  с целью получения дополнительных финансовых средств на развитие муниципального образования.

         3.5. Принимать участие через соответствующие региональные советы муниципальных образований в рассмотрении  бюджетного и налогового законодательства субъектов РФ с целью защиты интересов населения муниципальных образований.

        3.6. Совершенствовать управление  муниципальными финансами  в направлении перехода к  бюджетированию, ориентированному на результат (БОР).  В этих целях осуществлять  расчеты конечного экономического эффекта от конкретных действий, затрат, вырабатывать критерии результативности бюджетных расходов в отдельных сферах муниципальной деятельности.

        3.7. Обеспечивать регулярное предоставление в исполнительную дирекцию АСДГ показателей социально-экономического развития городов по разработанным АСДГ ежемесячным, ежеквартальным и  годовым формам. Рекомендовать назначить в администрациях городов ответственных лиц за информационные связи с АСДГ и издать соответствующие местные нормативные акты.

 

4.     Правлению секции АСДГ «Экономика и финансы города»

 

         Уточнить набор ежемесячных, ежеквартальных и годовых показателей социально-экономического развития городов (в связи с изменением статистической отчетности РФ), предоставляемых муниципальными образованиями  в информационный банк данных АСДГ. Уточненный перечень согласовать с администрациями городов.

 

5.     Исполнительной дирекции АСДГ

 

          Направить настоящие рекомендации заинтересованным органам федеральной государственной власти, полномочным представительствам Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, органам государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, региональным советам муниципальных образований, всем членам АСДГ.