АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ


СЕКЦИЯ «МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

конференции АСДГ

«Муниципальное образование

в современном социально-экономическом контексте»

12-13 октября 2006 г., Красноярск

 

В работе конференции приняли участие более 100 человек. Среди которых представители муниципальных органов управления образования, учреждений дополнительного педагогического образования, методических служб, руководители муниципальных учреждений образования городов Сибири и Дальнего Востока.

Участники конференции констатировали, что, с одной стороны, проектировать развитие муниципальной системы образования нецелесообразно без учета  социально-экономических тенденций и приоритетов развития жизнедеятельности территории, так как они влияют на формирование государственно-общественного заказа на качество и содержание образования. С другой стороны, очевидно, что успешность решения проблем во всех сферах экономики и общественной жизни во многом зависит от качества образовательной системы, ее конкурентоспособности и эффективности.

Именно поэтому сегодня становится важным определение общих целей и ценностей (школы и общества), а особое значение в развитии муниципальной системы образования приобретают те инновации, которые формируют активную гражданскую позицию подрастающего поколения, интерес к позитивной социальной деятельности. Также необходимо выстраивать новые профессиональные и социальные роли, которые будут актуальны и перспективны в контексте развития местного сообщества и региона.

Участники конференции отметили, что существенными ограничениями для дальнейшей модернизации российского образования являются: устаревшие системы оценки качества образования, использование неадекватных новой социально-экономической ситуации форм, методов и педагогических технологий, недостаточно эффективные способы и механизмы управления образованием. Среди наиболее острых проблем систем городского образования, ограничивающих возможность решения актуальных для России демографических проблем, обозначен дефицит детских садов.

В заданном контексте оценена роль Национального проекта «Образование», представляющего собой инновационный механизм развития образования.

Однако в связи с казначейским исполнением бюджета получение средств по итогам конкурса инновационных образовательных программ является серьезной проблемой для муниципальных образовательных учреждений. Также отмечено, что необходимо организовать мониторинг и представить широкому кругу населения результаты реализации Национального проекта «Образование», направленные на повышение качества образовательных услуг.

Участниками конференции отмечено, что проблема эффективного развития российского образования во многом связана с необходимостью организации системных изменения как со стороны школ, вузов и всего научно-образовательного комплекса, так и согласованных изменении на уровне нормативно-правового, методического, кадрового, технического и материального обеспечения образования.

На основании вышеизложенного рекомендуем:

1. Федеральным органам управления образованием:

         1.         Принять меры по согласованию с законодательными органами Российской Федерации, с Правительством Российской Федерации  соответствующих Типовых и примерных положений в части компетенции, ответственности и порядка формирования и деятельности органов участия общественности в управлении общеобразовательным учреждением.

         2.         Включить дошкольные образовательные учреждения в реализацию национального проекта по образованию с целью поддержки инновационной деятельности ДОУ и лучших дошкольных работников.

2. Органам государственной власти субъектов РФ:

Оптимизировать механизм получения средств общеобразовательными учреждениями – победителями Национального проекта «Образование».

3. Органам местного самоуправления:

В рамках своих компетенций оказать содействие:

         1.         становлению частных образовательных учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования;

         2.          созданию коллегиальных представительных органов управления образовательными учреждениями (советов школ, управляющих и попечительских советов и др.), обладающих полномочиями по решению ряда ключевых вопросов функционирования и развития образовательных учреждений, таких как:

-         принятие программы развития и образовательных программ,

-         участие в распределении субвенций и внебюджетных средств,

-         участие в аттестации учреждений и педагогических кадров,

-         подготовка и представление общественности публичного отчета о деятельности образовательного учреждения;

  1. созданию и поддержке новых образовательных форм работы с детьми – мигрантами по их активной адаптации в образовательной и социальной среде;
  2. разработке моделей непрерывного образования молодежи, населения в контексте развития современного муниципалитета  и региона, выделяя в качестве наиболее перспективных программы, направленные на создание креативных образовательных технологий, обеспечивающих воспроизводство городского образа жизни - воспитание качеств горожанина, сохранение здоровья детей и молодежи.

4. Органам управления образования:

  1. Содействовать становлению гражданских инициатив образовательной общественности в формах муниципальных попечительских фондов, ассоциаций представителей школьных коллегиальных органов управления - советов школ, управляющих советов, попечительских советов и в иных формах.
  2. Развивать нетрадиционные организационно-педагогические формы дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, центры развития ребенка, семейные центры, центры содействия семье и ребенку и др.).

3.      Организовать сетевое взаимодействие при проведении детских и взрослых интернет-проектов.

  1. Шире использовать имеющиеся  каналы (интернет-ресурсы, СМИ) для  трансляции перспективной образовательной  и культурной практике, направленной на повышение качества образования.

5. Исполнительной дирекции АСДГ:

  1. Обобщить и тиражировать опыт межшкольной сетевой организации профильного обучения;
  2. Ввести в практику работы подготовку ежегодного информационно-аналитического доклада по проблемам развития образования в городах АСДГ.
  3. Использовать информационные ресурсы (сайт) АСДГ для создания творческих лабораторий муниципальных систем образования по разным направлениям, проведения педагогических конференций, фестивалей, семинаров, оргдеятельностных игр.
  4. Поддержать разработку межгородского сетевого проекта АСДГ «Город в Образовании», направленного на консолидацию ресурсов по разработке и использованию образовательных программ «городского содержания». Программ – обеспечивающих деятельностное знание о городе как месте жизни и самореализации молодежи, становление исследовательской, проектной и управленческой компетентности школьников на материале города (использовать наиболее значимых и перспективных программы профильного и дополнительного образования, в том числе курс «Школьная урбанистика» и др.).
  5. Продолжить обсуждение новых механизмов управления в образовании; становление инвестиционных проектов и версий развития рынка образовательных услуг; разнообразия организационных форм в сфере современного дошкольного, общего и дополнительного образования.