«Вместе с мамой…»

Уже четвертый год в ДОУ № 9 «Родничок» Советского р-на г.Красноярска действуют группы кратковременного пребывания детей. Это адаптационные группы, которые посещают дети 1.5-3 лет совместно с родителями или другими близкими людьми – папой, бабушкой, тетей, гувернанткой. Количество детей в группе 12  человек.

Адаптационная группа ставит своей целью развитие детей, их раннюю социализацию, успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения и педагогическое просвещение родителей.

С детьми и родителями работают педагоги ДОУ: воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры, позже- младший воспитатель, ответственность за организацию и содержание образовательного процесса несет завуч. Педагогическая деятельность с детьми строится на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А, Гербовой М.М., Комаровой Т.С.. Организация жизнедеятельности детей в адаптационной группе включает в себя следующие режимные моменты:

-         ритуал встречи детей (дети проходят к хозяйке группы- мягкой игрушке, становятся в круг и приветствуют друг друга, играют в хороводные и подвижные игры);

-         физкультурное или музыкальное занятие;

-         чтение сказок, разучивание потешек и стихов, рассматривание иллюстраций;

-         занятие воспитателя (по программе);

-         игровая деятельность детей;

-         ритуал прощания (дети помогают игрушкам «найти домики», прощаются друг с другом и воспитателем).

Важную роль в жизни группы играют родители, которые являются активными участниками образовательного процесса: вместе играем, поем, трудимся… При зачислении ребенка в группу заведующая ДОУ, Рублева Г.А., знакомит родителей с «Заповедями пребывания в группе детей и взрослых», которые регламентируют жизнь группы, обращает внимание на помощь родителей в адаптации ребенка и их активную позицию. Родители тоже адаптируются к ДОУ: знакомятся с условиями пребывания детей в ДОУ, с педагогами, получают консультации и рекомендации психолога, знакомятся с играми, рекомендуемыми программой данного возраста, с содержанием образовательной программы.

Деятельность такой группы рассчитана на год и включает в себя следующие этапы:

·        Ознакомительный (сентябрь-октябрь). Это знакомство детей с воспитателем группы, младшим воспитателем, музыкальным руководителем, инструктором физкультуры. Дети привыкают и осваивают игровое пространство группы и залов. Задача воспитателя и родителей сводятся к развлечению ребенка, преодолению конфликтных ситуаций между детьми. Результатами этого этапа можно назвать следующие моменты:

-         привыкание детей к игровому пространству , воспитателю, детям и другим взрослым, включение в отдельные игровые моменты и ритуалы группы;

-         привыкание к узким специалистам и месту проведения занятий

·        Взаимодействия детей друг с другом (приблизительно сноября) .

Дети заметно тянутся друг к другу, приветствуют, становятся с удовольствием в хороводные и другие игры. Набирает силу «Игра рядом», у отдельных детей появляются первые признаки сюжетно-ролевой игры. Результатами этого этапа можно выделить следующее:

-   дети проявляют интерес по отношению друг к другу

-         знают места игрушек, легко находят нужные для игры и несут взрослому или играют сами; убирают игрушки вместе со взрослыми;

-         легко расстаются с родителями, не замечают их отсутствие, т.к. заняты игрой с педагогом;

-         легко организуются в разных видах деятельности, обращаются с просьбой к воспитателю группы.

·        Этап самостоятельности (с января по май).

Направлен на развитие навыков общения, самообслуживания и самостоятельности ребенка. Развитие детей предполагает преодоление препятствий, которые взрослые пытаются сгладить или вообще убрать из жизни ребенка. Дети без особых трудностей расстаются с родителями, объясняют, что мама скоро придет, поддерживают и ободряют друг друга, помогают одеваться, учатся обращаться друг к другу с просьбой.

Этот период важен теми основами нравственности, которые здесь закладываются: не обежать друг друга, помогать, поддерживать, ласково называть друг друга и т.д. В группе царит атмосфера деловитости и доброжелательности, а время пробегает незаметно.

 Воспитатель Карманова Любовь Александровна отмечает, важно, чтобы адаптационную группу вел воспитатель выпускной группы, т.к. здесь , с самого начала с родителями выстраиваются партнерские отношения в вопросах развития и воспитания детей. Дети- проникаются доверием к своему будущему воспитателю.

Опыт организации групп кратковременного пребывания детей  в ДОУ показывает, что в настоящее время они актуальны, востребованы родителями и имеют важное  значение:

-    дети легко адаптируются к условиям пребывания в детском саду;

-         родителям предоставляется возможность еще раз убедиться в своевременности и правильности сделанного вывода о необходимости поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение;

-         неорганизованным детям микрорайона предоставляется возможность ранней социализации в условиях ДОУ (особенно в условиях быстрой застройки м-на «Взлетка»);

завуч ДОУ №9: Недомовная Лариса Павловна (городской журнал  Дошкольник»№2 (6) 2006г) г.Красноярск