Проект "Интеграция детей – инвалидов в общеобразовательные группы ДОУ"

Коротких Мария Геннадьевна – социальный педагог МДОУ № 222

 

В современных условиях в России зафиксировано увеличение аномальных детей. В 1994 органами социальной защиты населения зафиксировано 398,6 тыс. детей – инвалидов до 18 лет, в 1995 году – 453,6 тыс. детей – инвалидов. К сожалению, количество детей с особенностями развития не сокращается. В городе Красноярске такая же тенденция подтверждается данными главного управления социальной защиты населения: на сегодняшний день в органах УСЗН на учете стоит 2800 детей – инвалидов до 7 лет, в 2006 году в МСЭ города Красноярска инвалидность оформили 2357 детей до 7 лет.

Ребенок для семейной пары всегда радость, гордость, с ним связывают определенные надежды. Если же ребенок-инвалид, родители его прячут в стенах квартиры, стараются, как можно реже появляться с ним на людях.

В силу общественных предрассудков, неразвитости инфраструктуры социальных служб и системы образования по месту жительства зачастую данная категория детей оказывается изолированной у себя дома, лишается возможности реализовать свои гражданские и человеческие права, в том числе и право на получение качественного образования. В других странах дети с отклонениями в развитии растут рядом со своими здоровыми сверстниками, они не обращают внимания на свой дефект  и живут полноценной жизнью, посещаю те же заведения, что и здоровый ребенок. Общество «привыкло» к тому, что среди них есть «особенные» и принимают их на равных.

В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом.

Для получения детьми – инвалидами образования создана и функционирует система специального образования: детские сады и школы, дошкольные группы и классы в массовых учреждениях.

Наличие в таком подходе ряда положительных условий для коррекции нарушений развития, бесспорно. Но необходимо заметить, что при этом ограничиваются возможности контактов  с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от семьи, что не позволяет в полной мере использовать социальный аспект реабилитации воспитанников, имеющих инвалидность. Всё это затрудняет формирование у них готовности к преодолению жизненных трудностей, умений планировать разные аспекты своей жизни, взаимодействовать с людьми.

Одним из путей совместного воспитания и обучения нормально развивающихся детей и детей – инвалидов, стала группа кратковременного пребывания в ДОУ. По данным ГДП № 1 в Центральном районе города проживают 52 ребёнка с ограниченными возможностями до 7 лет, ГКП в ДОУ активно посещают только 5 человек. Остальные дети находятся дома. Родители не готовы к интеграции детей в общество, настороженно относятся к идее посещения ГКП. Мы проводим разъяснительную работу с родителями, поскольку детский сад – идеальная возможность для ребенка быть вовлеченным в «основной поток», это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении, что в данном возрасте особенно важно. Мы считаем, что задачей специалистов и семьи на этапе дошкольной жизни особого ребенка становится создание условий развития, способствующих компенсации дефекта. Ребенку необходимо расширять собственный социальный опыт и это возможно через среду типично развивающихся сверстников. При этом ребенок осваивает нормы обычного общения и морали, и легче получает соответствующие знания и умения.

Интегрированный подход полезен не только в воспитании и обучении детей-инвалидов, но и здоровых детей, у которых воспитывается толерантность при общении с более слабым, менее «умным», менее способным сверстником, приобретается жизненно важный нравственный опыт: развитие таких нравственных качеств как заботливость, доброжелательность, внимательность, сострадание, сопереживание,  взаимопомощь.

В этом году, учитывая потребность детей с особенностями в развитии в общении со здоровыми сверстниками, мы разработали проект "Интеграция детей – инвалидов в общеобразовательные группы ДОУ", и подали его на конкурс на предоставление муниципального гранта. Администрация города поддержала наш проект, выделив 40 тысяч рублей на его реализацию.

Работа строится по 4 направлениям:

1 направление: основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями в ГКП с узкими специалистами. Занятия направлены на реабилитацию ребенка-инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и др. каналы-связи, которые проводятся посредством:

1. Музыкальных занятий;

2. Занятий изобразительным искусством;

3. Развивающих игр с элементами развития речи;

4. Логопедических занятий;

5. Психологических занятий;

6. Занятия по ЛФК.

Дети вместе с родителями или нянями посещают группу кратковременного пребывания 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом, педагогом по ИЗО деятельности, музыкальным работником, педагогом-экологом, инструктором по физической культуре. Социальный педагог сопровождает детей по ДОУ, при их перемещении от одного специалиста к другому. Родители или няни посещают занятия вместе с детьми и играют роль вспомогательного воспитателя.  Продолжительность занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от состояния ребенка

2 направление: основное внимание уделено обеспечению интеграции детей и общества. Такой подход предполагает взаимное движение: готовность общества «принять» в свои ряды инвалида и, с другой стороны, готовность и способность инвалида выстроить свои отношения с обществом. Мы организуем эту работу следующим образом:

-формирование общественного мнения к инвалидам через различные формы: организацию совместных мероприятий детей-инвалидов и здоровых детей, стенды, газеты о детях-инвалидах, о инвалидности и др.

- постепенное включение детей с проблемами в развитии в интегрированную группу с физически здоровыми детьми на совместные занятия, игры.

        Два раза в неделю дети с особенностями в развитии бывают на прогулках вместе со здоровыми сверстниками в тех группах, к которым они «прикреплены», где принимают участие в совместной деятельности.

3 направление:отводится работе с родителями как здоровых, так и особых детей. Проведение работы с родителями можно рассмотреть как важнейший элемент реабилитации детей с отклонениями в развитии. Без этой работы невозможен позитивный эффект всех усилий специалистов в непосредственной работе с ребенком. Кроме того, родители получают консультации и ежедневно занимаются со своим ребенком дома.

4 направление:установление тесных действенных межведомственных связей с различными учреждениями по сопровождению детей-инвалидов. Дети-инвалиды посещают специальные учреждения по своему основному диагнозу и наблюдаются в поликлинике у своего лечащего врача.

Чтобы ребенок с отклонениями в развитии посещал общеобразовательное МДОУ, проводится комплексная диагностика с оценкой его когнитивных и учебных способностей, оценкой психо - физического состояния, психологической готовности войти в группу здоровых детей, составляется индивидуальное медико - психолого – педагогическое сопровождение.  

Для обеспечения комплексной реабилитации детей-инвалидов мы оборудовали сенсорную комнату.

Оборудование комнаты создавалось с учетом того, что мозг человека активизируется стимуляцией базовых чувств:  зрения, обоняния, осязания, слуха, вкуса и вестибулярных рецепторов. Функциональные блоки оборудования комнаты делятся на релаксационный блок и на активационный блок.

В активационный блок входят: сухой бассейн, напольные сенсорные дорожки, балансировочная дорожка "Дракончик", большой мягкий конструктор, аквалампа, проектор "Жар птица", проектор "Русская пирамида", зеркало, центр спокойных игр, набор «Узнай звук», центр тактильности, центр «Песок-вода».

В релаксационный блок входят: мягкие набивные кресла, аквалампа, музыкальный центр и набор аудиокассет, аромонабор, проектор "ЖАР - птица", проектор "Русская пирамида", шатер, звездный дождь, неоновые нити.

Занятия в сенсорной комнате способствуют развитию психических процессов (памяти, внимания, восприятия и мышления), развитию органов чувств, вестибулярного аппарата, коррекции личностных особенностей, а также релаксации. Посещение сенсорной комнаты стало любимым занятием малышей.

Деятельность в данном направлении будет продолжена, т.к. в нем заинтересованы администрация города, специалисты ДОУ, а главное – дети и родители.