Практическое программирование здоровьесберегающей деятельности МДОУ № 43»

       Е.В.Чеснокова,

                                                                заместитель заведующей по УВР МДОУ № 43

 

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития общества обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья человека, его формированию и развитию.

Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности. Здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивость организма к соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

¨        в физическом плане – умеет преодолевать усталость,

¨        в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; позволяет действовать в оптимальном режиме;

¨        в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;

¨        в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

В МДОУ №43 ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. Жизнь его организуют сотрудники МДОУ, и от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Большая часть работы, конечно, приходится на долю педагогов. Именно они создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.

Исходя из вышеизложенного мы приступили к разработке комплексной целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребенка».

Конечной целью комплексной целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» является разработка здоровьесберегающих технологий, обновление содержания работы по развитию здоровья детей. Это означает, что деятельность МДОУ не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в МДОУ, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Программа ориентирована на создание таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения.

Разработка целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка строилась как комплексная работа сотворческой группы МДОУ № 43 под руководством доцента кафедры педагогики и управления образованием ФПК и ППРО ИППУО КГПУ, кандидата психологических наук В.М. Дюкова, в ходе которой были определены основные целевые ориентации программы:

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.

2. Развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой, предполагающее:

¨      побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

¨      обучение навыкам общения и сотрудничества;

¨    поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;

¨    расширение опыта самостоятельного выбора;

¨    формирование у детей потребности быть здоровым, устойчивого интереса к физической культуре и спорту;

¨    всестороннее развитие физических качеств и двигательных способностей ребёнка.

          3. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.

 Программа «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» — комплексная и охватывает возраст от 2 до 7 лет.

В программе определены четыре группы задач, которые надо решать в условиях семьи и МДОУ  по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие»:

¨       оздоровительные, предполагающие создание в ДОУ условий для обеспечения оптимального двигательного режима, благоприятной гигиенической обстановки, атмосферы психологического комфорта и безопасности детей; организацию рационального режима дня и полноценного питания; осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

¨       образовательные, направленные на  освоение знаний о своём организме, о здоровье, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе, осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни, привитие навыков гигиены;

¨       воспитательные, способствующие выработке у детей потребности в физическом совершенстве, привычки к ежедневным физическим упражнениям, формированию нравственно-физических качеств;

¨       комплексные, предусматривающие внедрение современных здоровьесберегающих педагогических, медицинских, оздоровительных технологий; разработку и реализацию индивидуальных программ адаптивного развития (ИПАР); полноценное комплексное медико-психолого-педагогическое обеспечение на основе онтогенетического принципа развития; контроль эффективности оздоровления и коррекция саморазвития ребёнка на основе комплексного обследования и мониторинга здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности; повышение квалификации медико-педагогических кадров.

Формами организации оздоровительной работы по программе «Физическая культура и развитие здоровья ребенка МДОУ №43» являются:

¨        физкультурные занятия (фронтальные и индивидуальные);

¨        самостоятельная деятельность детей;

¨        подвижные игры;

¨        утренняя гимнастика (традиционная и нетрадиционная – дыхательная, звуковая);

¨        двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки, паузы бодрости);

¨        физические упражнения после дневного сна;

¨        физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

¨        туристические, физкультурно-оздоровительные походы, прогулки (в парк, лес, на стадион);

¨        физкультурные досуги;

¨        спортивные праздники, соревнования, Малые олимпийские игры;

¨        Дни здоровья;

¨        оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

Мы считаем, что главными условиями эффективной работы по программе «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка» являются индивидуальность и адекватность, комплексность и систематичность, постепенность и повторяемость и, конечно же, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей, родителей, сотрудников ДОУ. 

Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе, родителям и педагогам необходимо:

¨       осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку сформировать потребность в здоровом образе жизни;

¨       помнить о том, что ребенок — уникальная личность;  поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми; такого, как он (она), нет больше  в  мире,  и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;

¨       знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

¨       педагогам — воспитывать в детях безграничное уважение к родителям,  которые дали  им жизнь и  приложили  много душевных и физических сил для того, чтобы они росли здоровыми и были счастливы;

¨       родителям и педагогам — проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей; учитывать точку  зрения самого   ребенка  и  не   игнорировать его  чувства и эмоции.

Модель здоровьесберегающей деятельности МДОУ № 43  можно представить следующим образом:

Блок 1.

1.1 Анализ исходного состояния здоровьесберегающей среды, эффективности здоровьесберегающей деятельносити и реализации образовательных программ (раздел «Физическое воспитание и развитие»)  

1.2 Диагностика здоровья, физического развития и физической подготовленности ребенка:

- углублённые медицинские осмотры, текущий медицинский контроль, осмотры специалистов;

- оперативное наблюдение часто болеющих детей и детей диспансерной группы.

- психодиагностика социальных проблем здоровья;

- мониторинг физической подготовленности.

Блок 2

Программы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка (адаптационная, профилактическая, компенсаторная, стабилизирующая, коррекционная);  комплексные образовательные программы МДОУ.

Блок 3.

Программы взаимодействия МДОУ, семьи, социальных «институтов детства» в области здоровьесохранения: МДОУ   –  семья; МДОУ   –  поликлиника; МДОУ   –  спортивный клуб «Взлётка» (МОУ СОШ № 149); МДОУ   –  библиотека; МДОУ   –  школа (МОУ СОШ № 149); МДОУ   –  музеи.

Блок 4.

Конечные результаты:

               - детство без потерь в здоровье;

      - улучшение соматических показателей здоровья;

      - обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей;

      - сформированность гигиенической культуры;

                     - наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;

      - индивидуализация физического воспитания;

      - создание системы непрерывного физического воспитания.

                     - расширение здоровьесберегающего пространства МДОУ.

Данная структурно-функциональная модель дает возможность четко определять цели, этапы инаправления деятельности педагогического коллектива МДОУ   по  созданию  здоровьесберегающей среды.

Прежде всего это анализ и диагностика, которые позволяют выявить проблемы в области физического воспитания, создать информационную базу, отражающую как количественные, так и качественные параметры здоровья.

Анализ информационной базы здоровья неизбежно выводит на определение уровня здоровья каждого ребенка, отсутствия у него или наличия заболеваний, требующих лечения и соответствующих мер восстановления.

Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корректирующих программ определяется повышением уровня здоровья каждого ребенка, а успешность овладения детьми содержанием базовых образовательных программ (раздел «Физическое воспитание и развитие») – уровнем развития двигательных умений и навыков, а – также двигательных способностей, наличием у детей знании, способностей ипотребностей вести здоровый образ жизни, уровнем сформированности гигиенической культуры, самостоятельности.

Таким образом, разработка концептуальных подходов к организации здоровьесберегающей деятельностиМДОУ обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие.