Практическое программирование здоровьесберегающей деятельности МДОУ № 43»
Е.В.Чеснокова,
заместитель заведующей по УВР МДОУ № 43
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного и социального развития общества обусловливает актуальность теоретической и практической ее разработки, необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья человека, его формированию и развитию.
Основная цель дошкольного образования – развитие ребенка при сохранении здоровья, то есть развитие ребенка в соответствии с принципом целесообразности. Здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивость организма к соответствующей среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные функции.
Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:
¨ в физическом плане – умеет преодолевать усталость,
¨ в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; позволяет действовать в оптимальном режиме;
¨ в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
¨ в нравственном, в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
В МДОУ №43 ребенок проживает треть своей дошкольной жизни. Жизнь его организуют сотрудники МДОУ, и от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Большая часть работы, конечно, приходится на долю педагогов. Именно они создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.
Исходя из вышеизложенного мы приступили к разработке комплексной целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребенка».
Конечной целью комплексной целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» является разработка здоровьесберегающих технологий, обновление содержания работы по развитию здоровья детей. Это означает, что деятельность МДОУ не подменяет деятельность медицинских учреждений, создавая поликлинику в МДОУ, а работает в той части, где она может эффективно не только выявлять или предупреждать отклонение в здоровье, но и позволяет развивать здоровье адекватно возможностям каждого ребенка. Программа ориентирована на создание таких психолого-педагогических технологий, которые отражали бы качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения.
Разработка целевой программы «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка строилась как комплексная работа сотворческой группы МДОУ № 43 под руководством доцента кафедры педагогики и управления образованием ФПК и ППРО ИППУО КГПУ, кандидата психологических наук В.М. Дюкова, в ходе которой были определены основные целевые ориентации программы:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия.
2. Развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, с миром и с самим собой, предполагающее:
¨ побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;
¨ обучение навыкам общения и сотрудничества;
¨ поддержание оптимистичной самооценки и уверенности в себе;
¨ расширение опыта самостоятельного выбора;
¨ формирование у детей потребности быть здоровым, устойчивого интереса к физической культуре и спорту;
¨ всестороннее развитие физических качеств и двигательных способностей ребёнка.
3. Сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребёнка.
Программа «Физическая культура и развитие здоровья ребенка» — комплексная и охватывает возраст от 2 до 7 лет.
В программе определены четыре группы задач, которые надо решать в условиях семьи и МДОУ по двум взаимосвязанным направлениям — «Здоровье» и «Развитие»:
¨ оздоровительные, предполагающие создание в ДОУ условий для обеспечения оптимального двигательного режима, благоприятной гигиенической обстановки, атмосферы психологического комфорта и безопасности детей; организацию рационального режима дня и полноценного питания; осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
¨ образовательные, направленные на освоение знаний о своём организме, о здоровье, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе, осознанного отношения к собственному здоровью и здоровому образу жизни, привитие навыков гигиены;
¨ воспитательные, способствующие выработке у детей потребности в физическом совершенстве, привычки к ежедневным физическим упражнениям, формированию нравственно-физических качеств;
¨ комплексные, предусматривающие внедрение современных здоровьесберегающих педагогических, медицинских, оздоровительных технологий; разработку и реализацию индивидуальных программ адаптивного развития (ИПАР); полноценное комплексное медико-психолого-педагогическое обеспечение на основе онтогенетического принципа развития; контроль эффективности оздоровления и коррекция саморазвития ребёнка на основе комплексного обследования и мониторинга здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности; повышение квалификации медико-педагогических кадров.
Формами организации оздоровительной работы по программе «Физическая культура и развитие здоровья ребенка МДОУ №43» являются:
¨ физкультурные занятия (фронтальные и индивидуальные);
¨ самостоятельная деятельность детей;
¨ подвижные игры;
¨ утренняя гимнастика (традиционная и нетрадиционная – дыхательная, звуковая);
¨ двигательно-оздоровительные моменты (физкультминутки, паузы бодрости);
¨ физические упражнения после дневного сна;
¨ физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
¨ туристические, физкультурно-оздоровительные походы, прогулки (в парк, лес, на стадион);
¨ физкультурные досуги;
¨ спортивные праздники, соревнования, Малые олимпийские игры;
¨ Дни здоровья;
¨ оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).
Мы считаем, что главными условиями эффективной работы по программе «Физическая культура и развитие здоровья ребёнка» являются индивидуальность и адекватность, комплексность и систематичность, постепенность и повторяемость и, конечно же, тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса: детей, родителей, сотрудников ДОУ.
Для того чтобы добиться желаемого результата в работе по программе, родителям и педагогам необходимо:
¨ осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку сформировать потребность в здоровом образе жизни;
¨ помнить о том, что ребенок — уникальная личность; поэтому недопустимо его сравнивать с другими детьми; такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее;
¨ знать, что в родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;
¨ педагогам — воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли здоровыми и были счастливы;
¨ родителям и педагогам — проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании и обучении детей; учитывать точку зрения самого ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Модель здоровьесберегающей деятельности МДОУ № 43 можно представить следующим образом:
Блок 1.
1.1 Анализ исходного состояния здоровьесберегающей среды, эффективности здоровьесберегающей деятельносити и реализации образовательных программ (раздел «Физическое воспитание и развитие»)
1.2 Диагностика здоровья, физического развития и физической подготовленности ребенка:
- углублённые медицинские осмотры, текущий медицинский контроль, осмотры специалистов;
- оперативное наблюдение часто болеющих детей и детей диспансерной группы.
- психодиагностика социальных проблем здоровья;
- мониторинг физической подготовленности.
Блок 2
Программы медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка (адаптационная, профилактическая, компенсаторная, стабилизирующая, коррекционная); комплексные образовательные программы МДОУ.
Блок 3.
Программы взаимодействия МДОУ, семьи, социальных «институтов детства» в области здоровьесохранения: МДОУ – семья; МДОУ – поликлиника; МДОУ – спортивный клуб «Взлётка» (МОУ СОШ № 149); МДОУ – библиотека; МДОУ – школа (МОУ СОШ № 149); МДОУ – музеи.
Блок 4.
Конечные результаты:
- детство без потерь в здоровье;
- улучшение соматических показателей здоровья;
- обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей;
- сформированность гигиенической культуры;
- наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения;
- индивидуализация физического воспитания;
- создание системы непрерывного физического воспитания.
- расширение здоровьесберегающего пространства МДОУ.
Данная структурно-функциональная модель дает возможность четко определять цели, этапы инаправления деятельности педагогического коллектива МДОУ по созданию здоровьесберегающей среды.
Прежде всего это анализ и диагностика, которые позволяют выявить проблемы в области физического воспитания, создать информационную базу, отражающую как количественные, так и качественные параметры здоровья.
Анализ информационной базы здоровья неизбежно выводит на определение уровня здоровья каждого ребенка, отсутствия у него или наличия заболеваний, требующих лечения и соответствующих мер восстановления.
Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корректирующих программ определяется повышением уровня здоровья каждого ребенка, а успешность овладения детьми содержанием базовых образовательных программ (раздел «Физическое воспитание и развитие») – уровнем развития двигательных умений и навыков, а – также двигательных способностей, наличием у детей знании, способностей ипотребностей вести здоровый образ жизни, уровнем сформированности гигиенической культуры, самостоятельности.
Таким образом, разработка концептуальных подходов к организации здоровьесберегающей деятельностиМДОУ обеспечивает создание комплекса проектов, направленных на укрепление здоровья ребенка и его всестороннее гармоничное развитие.