О.В.Фиксель,

музыкальный руководитель ДОУ № 50

 

Условия формирования партнерских отношений между родителями и образовательным учреждением.

          

Одно из приоритетных направлений работы коллектива ДОУ № 50 – формирование отношений сотрудничества и партнерства между родителями воспитанников и образовательным учреждением.

Целесообразность таких отношений особенно актуальна в условиях коррекционного детского сада, поскольку лишь при активном участии и содействии родителей можно достичь положительного результата в работе с малышами. Нам просто необходимы родители – заинтересованные участники  процесса образования и воспитания, наши соучастники, партнеры и единомышленники.

 Как  сделать так, чтобы родители, доверяя педагогам, были более внимательными к их советам и рекомендациям? Как организовать взаимодействие, чтобы мамы и папы понимали, как важно их малейшее участие в жизни собственного ребенка? Как объяснить родителям, что детские глаза загораются лишь оттого, что мама и папа рядом?

               Если подумать о том, каким образом можно побудить человека активно, по собственной инициативе заниматься какой-либо деятельностью, то вывод напрашивается сам по себе: необходима личная заинтересованность в процессе и результате этой деятельности. Особенно  интересно любому  из нас  то, о чем мы имеем точное представление,  с чем мы  хорошо знакомы. Наша информированность  позволяет нам объективно оценивать предмет обсуждения, который с новой и новой  информацией становится нам все более интересным. У нас появляется желание познакомиться с привлекательным  предметом поближе и проявить себя.

 

Таким образом, важным моментом в процессе формирования благоприятных  и продуктивных отношений с родителями является  обеспечение широкого информационного поля. Чем больше родители будут о нас знать, тем скорее они станут нашими единомышленниками.

                                                               .

Информационное поле нашего детского сада довольно насыщенное и несет разнообразную информацию:

 

·        Об  успехах и достижениях ребенка;

·        О средствах достижения успеха;

·        Об управлении дошкольным учреждением.

 

Самую важную и самую «свежую» информацию родители, конечно, получают от воспитателей и узких специалистов. Встречаясь с родителями, мы стараемся отмечать малейшие достижения ребенка. Начинаем разговор непременно с позитивной информации и только потом высказываем свои пожелания и рекомендации. Наши родители могут посещать любые занятия в  удобное для них время, наблюдать, как занимается их ребенок, чему отдает предпочтение, где проявляет свой интерес.

 Помимо устных бесед с родителями, педагоги ведут с ними переписку в специальных тетрадях. Интересно, что информация о ребенке излагается от имени самого ребенка. Родителям   сообщается, чем малыш занимался в последнее время, что ему особенно понравилось, в чем он добился успеха. При необходимости в таком письме высказываются пожелания и рекомендации педагогов относительно ребенка: чем с ним можно заняться дома, на что обратить внимание. Конечно, такая форма работы требует  много времени. Но зато она очень эффективна благодаря тому, что именно к такой информации родители относятся очень внимательно.

 

Так как основным направлением работы нашего ДОУ является    коррекция речи детей, мы   стараемся использовать такие формы работы, которые способствовали бы скорейшему исправлению дефектов. Однако для  достижения положительного результата  усилий одних педагогов бывает недостаточно, и необходимо участие родителей в коррекционном процессе. В силу особенностей наших детей навыки, приобретенные ими с помощью логопедов и воспитателей нужно обязательно закреплять дома.  Это и повторение лексической темы, и разучивание стихов и чистоговорок, а главное – автоматизация поставленных звуков. От степени ответственности мамы и папы зависит успех ребенка. Это мы стараемся донести до наших родителей.

Для нас очень важно не только о чем-то информировать родителей, но и получать информацию от них. Нам интересно, какое у них мнение по тому или иному вопросу, какими впечатлениями и пожеланиями они могут с нами поделиться. Для этого мы будем и в дальнейшем продолжать переписку с родителями.

              Безусловно,  много интересной информации заинтересованные родители могут найти на сайте нашего детского сада и на страницах газеты «Носики-курносики». Постоянные рубрики  расскажут о последних новостях, о наших достижениях и интересных событиях. Дети также являются соавторами газеты, т.к. в ней помещаются их поздравления и пожелания, интервью по поводу волнующих событий и, конечно же, письма к Дедушке Морозу.

На страницах сайта предлагается не только информационный материал.  «Заботливая мама» ответит на вопросы родителей,  познакомит с расписанием занятий, методом экспрессдиагностики, проведет консультацию  специалистов. В разделе «Дошколяндия»  организуются конкурсы, в которых могут принять участие родители вместе со своими детьми. Особое внимание сайта уделяется освещению инновационной деятельности коллектива. Педагоги и родители   имеют возможность познакомиться с авторской программой ДОУ №50 «Мозаика развития», которая освещает вопросы раннего воспитания и образования детей. Материалы сайта постоянно пополняются новой  интересной информацией.

               В  прошлом учебном году, в ДОУ начал свою работу авторский телеканал «Говорунок».  В холле, обустроенном для просмотра видеоматериала,  два раза в день для родителей прокручивались различные видеоролики. Это были фрагменты занятий и праздников, сюжеты из повседневной жизни детей. В этом учебном году вниманию родителей и детей предлагаются  информационные выпуски  передачи «По крупицам». С экрана телевизора дети сами рассказывают о последних новостях и достижениях. Родители имеют возможность взглянуть глазами детей на то, что происходит не только  в их группе, но и во всем  детском саде. Самые яркие, незабываемые моменты веселых праздников, замечательные выступления начинающих артистов   телезрители канала «Говорунок» могут увидеть в программе «На ура!». Навсегда останутся в памяти детей и взрослых любимые сказочные герои, шумные игры и ощущение праздника, которое так хочется повторить.

                Таким образом, благодаря нашей открытости, доступности и регулярности информации обо всем, что происходит в детском саду (а главное о том, что происходит с ребенком), наши родителя начинают с пониманием относиться к необходимым требованиям, добросовестно выполнять домашние задания и поручения, охотнее предлагают нам свою помощь, проявляют собственные инициативы.

Хочется отметить, что за последние годы, с тех пор, как мы стали заниматься развитием  детей раннего возраста (от одного года), у нас появились особенно замечательные родители, заинтересованные, чуткие и исполнительные. Эти мамы и папы познакомились с нашим детским садом в то время, когда приходили к нам на занятия вместе со своими малышами. И с тех пор они являются нашей опорой и нашими  единомышленниками.

 Наверное, каждый педагог замечал, как меняется поведение детей в присутствии их родителей. Сколько энергии откуда-то появляется, сколько радости и желания отличиться.   Сколько гордости и чувства собственной значимости можно прочесть на детском лице! Этот эффект детского перевоплощения мы используем в своей работе, организуя мероприятия для взрослых и детей, основанные на их совместной деятельности.

 Абсолютно неважно, какую форму совместной деятельности детей и родителей вы изберете, в любом случае это мероприятие будет иметь успех. Будь то праздник или выставка, детям очень важна поддержка родных, их реакция, их аплодисменты. А уж если мама или папа сами принимают участие, то детскому старанию не будет конца. Они будут ответственно приходить на каждую репетицию и переживать, если его родители почему-то не смогли придти. В детях появляется необыкновенная целеустремленность и желание сделать все лучше других. Это, безусловно, приносит хороший результат, который не может остаться не замеченным.

Традиционными в нашем детском саду стали, так называемые, «Музыкальные подворья». Это развлечения для детей и родителей одной группы, которые проводятся во вторую половину дня. Особенность таких праздников заключается в том, что они проходят в совершенно неформальной обстановке. Представители администрации или какие другие гости на таких праздниках не присутствуют, дети и взрослые чувствуют себя очень комфортно. Тематика представлений может быть любой: концерт или драматизация сказки – что угодно.

Такие вечера мы начинаем устраивать с первой младшей группы, на них с удовольствием приходят не только мамы и папы, но и бабушки, дедушки и другие родственники. Мы ни в коем случае не препятствуем желанию родителей и близких побывать на празднике у ребенка.

Важно отметить, что главным принципом в организации Музыкального подворья является участие всех детей без исключения. Все до единого, с какими бы то ни было способностями, танцуют или поют, играют  или участвуют в инсценировке. Каждый ребенок имеет возможность найти себя в той или иной деятельности, выбрать, что ему больше по душе, попробовать себя в любом жанре. Мы убедились в том, что если ребенок не участвует в представлении, если родители не мучались, не шили костюм, не искали какие-то необходимые атрибуты, не учили слова, не готовились и не переживали вместе с ребенком, то они не придут на праздник. А нам очень важно, чтобы родители пришли, чтобы увидели, сколько радости доставляет детям  их присутствие.

Главное совсем не в том, будут ли родители исполнять какие-то роли (хотя если папа садится на коня, а мама танцует или поет, восторг детей будет неописуемым), главное, чтобы они были рядом, чтобы дети чувствовали их любовь и поддержку.

 «Музыкальные подворья» мы проводим во всех возрастных группах, начиная с младшей. Поэтому  родители за пять лет регулярных встреч привыкают к   нашим неожиданным предложениям, импровизациям, в детском саду они чувствуют себя комфортно, а с педагогами устанавливаются добрые и даже дружеские отношения.  Такие встречи приносят много радости и детям, и взрослым.

Помимо музыкальных подворий в группах организуются различные конкурсы для детей и родителей, выставки поделок и рисунков и даже презентации семейных моделей.

.          Родители, проявляющие интерес к различным вопросам, которые связаны не только с воспитанием их собственных детей, но и  содержанием  всего педагогического процесса, стали нашей опорой в работе с детьми. Благодаря нашему сотрудничеству было создано некоммерческое партнерство «Добродея», которое позволяет нам совместными усилиями решать многие  проблемы, и сделать все возможное для того, чтобы наши дети были самыми счастливыми.