Крашенинникова С.Е.,

учитель-логопед ДОУ №50,

Северина Н.А.,

учитель-логопед ДОУ №50,

Бодренко О.Л.,

педагог-психолог ДОУ №50

 

Первые университеты малыша

 

В настоящее время потребность в раннем развитии ребенка возрастает с каждым днем. И это неудивительно. Современные родители стремятся дать своим детям самое лучшее, помочь им познать мир наиболее эффективными способами с минимальными потерями. В то же время оформление заказа в некую государственную программу еще нет, хотя, несомненно, во многих образовательных учреждениях есть опыт обучения детей раннего возраста, который включает в себя разные системы раннего развития, позволяющие научить младенцев читать, считать и т.д. (системы М. Монтессори, Вальдорфа, Глена Домана, Н. А. Зайцева, Б. Н. Никитина, Ш. Сузуки и т.д.). Поэтому на данный момент у родителей есть выбор курсов, посвященных раннему образованию, которые они могут посещать со своим ребенком. Но мы столкнулись с тем, что искреннее желание родителей обучать малыша буквально с пеленок может привести к тому, что у ребенка не формируется самостоятельность и инициатива. С чем это может быть связанно?

Главная проблема заключается в том, что под ранним развитием большинство родителей (да и педагогов) понимает интенсивную стимуляцию интеллекта малыша. Поэтому нередко родители, следуя школьной привычке, во что бы то ни стало, стремятся добиться от чада ощутимого результата. С их точки зрения, детки должны сесть спокойненько на стульчики, сложить ручки на коленочках и внимательно внимать преподаваемому материалу. Несомненно, находясь с самого раннего возраста в специальной обучающей среде, малыш сможет достичь очень высоких интеллектуальных результатов. В погоне за результатом родители нередко пытаются «объективно» оценивать «динамику» малыша, хваля за успехи и критикуя неудачи.  В результате, ребенок действительно намного раньше сверстников начинает читать, писать, обладает солидной для своего возраста эрудицией. Вырастая, такой ребенок без особого труда справляется с программой начальных классов. Но если школьное задание или жизненная ситуация потребует творчески применить полученные знания, решить нестандартную задачу, то ребенок растеряется. К тому же такой подход к обучению возможен только после 5 – 6 лет, и то в ограниченных количествах. Раньше школы требовать от малыша заниматься различными играми, навязывая цели и способы действия с обучающим материалом, категорически противопоказано. «Ошколивание» раннего образования может вызвать деформацию психологического здоровья ребенка, заложить основы для возникновения психосоматических заболеваний и т.д.

В 1999 году в нашем дошкольном учреждении в рамках проектной деятельности был создан «Центр помощи молодой семье». В центре действуют группы кратковременного пребывания для детей от 6 месяцев до 3 лет. Занятия в группах организованы не только для детей, но и для молодых родителей.

В основу занятий для малышей положена самоценность первых лет жизни ребенка как фундаментальных в его развитии. Именно в этот уникальный и очень непродолжительный период – от рождения до 3 лет – развитие протекает наиболее интенсивно. Мы, педагоги, стараемся не подавлять самостоятельность крохи и создаем подходящую среду для его развития, реализации его исследовательских способностей. А последние поистине уникальны! Сравнивая способности детей и взрослых, ученые констатировали, что нам с вами потребовалось бы 60 лет напряженного труда, чтобы добиться всего того, к чему ребенок приходит за первые три года жизни. Уже доказано, что способности, получившие поддержку на ранних возрастных этапах, развиваются в геометрической прогрессии [2].

Занятия в группах для малышей проводятся два раза в неделю: индивидуальное - с педагогом ранней коммуникации и фронтальное - с педагогами по музыкальному воспитанию и изодеятельности. Для малыша этого вполне достаточно. Сколь бы простыми ни казались развивающие занятия взрослым, для детей они – серьезная нагрузка.

Как проходят занятия? Малыши обычно свободны в своем выборе – участвовать в общих играх или нет. Все зависит от ребенка: один готов включиться сразу же, с первых минут; другой стоит в стороне и смотрит на происходящее, а со второго – третьего раза включается в игру. Бывают дети, которые все занятие носятся кругами по комнате и усадить их просто невозможно. Встречаются и такие, кто два – три месяца будет стоять в углу и насуплено пыхтеть, отрицательно мотая головой на все попытки вовлечь его в игру, хотя дома замучает маму требованиями играть в те же игры снова и снова. Все это – что называется в пределах нормы.

По мнения психологов, наибольшую пользу приносят именно те игры, которые возникают по инициативе ребенка. Поэтому мы организуем такую игровую ситуацию, которая увлекает каждого малыша, и он входит в нее по собственному выбору. Среда, которая обеспечивает стимулирующими материалами (используемые свободным творческим образом), позволяет ребенку самостоятельно осваивать действительность в присущем ему темпе. Выбор, которые дети делают по своему усмотрению, соответствует уровню их развития и обеспечивает ранний опыт мышления альтернатив. Как умение сделать выбор придает силу взрослому, так же и правильно организованная практика выборов, осуществляемая ребенком, дает ему опыт произвольного поведения и принятия решения.

Чтобы занятия стали по-настоящему эффективными, нами были разработаны требования к развивающим занятиям с малышами [1]:

1.     Занятие проводится в отдельном, лучше специальном помещении с одним или  несколькими детьми.

2.     Не перенасыщайте предметную среду на занятии, постарайтесь использовать только тот игровой материал, который необходим для решения поставленных задач. Эффективное развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, т.к. ребенку нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Главная задача взрослого должна заключаться в выработке у ребенка установки на поиск основных назначений игрушки.

3.     Длительность самого занятия, как специально организованного процесса, целесообразно ограничить до 20 минут. Но не следует ограничивать самостоятельные инициативные действия, которые возникают у детей после занятия. Наоборот, следует стимулировать такие действия, давая детям, возможность поиграть тем материалом, который использовался на занятии.

4.     Не старайтесь подчинить занятие определенной структуре. Создайте для ребенка обстановку, в которой он имеет возможность выбирать и словом подтверждать свой выбор. Старайтесь уловить интерес ребенка, и на этом интересе построить дальнейшую игру.

5.     Разговаривайте с малышом не «сверху вниз», а на одном уровне. Именно в игре на равных уровнях можно добиться речевого сопровождения, а заодно стать другом личности «маленького роста и возраста…»

6.     Не забывайте, что маленькому ребенку свойственно постигать мир при помощи чувств, эмоций и фантазий, причем постигать его целостно, во всей полноте, а не анализировать информацию, раскладывая ее «по полочкам». Малыш должен получать достаточное количество зрительной и тактильной информации об окружающем мире.

7.     Если вы с тоскливым видом играете и поглядываете на часы, не обольщайтесь – из топора каши не получится. Занимаясь с детьми раннего возраста, вы не должны забывать о том, что эмоции подкрепляют познание и усиливают активность восприятия.

За время работы у нас накопился немалый опыт, который мы смогли особым образом систематизировать. В результате чего выделились целые педагогические направления, которые касаются не только процесса развития детей раннего возраста, но и необходимости специальной работы с родителями, изготовления и использования  игрушек-тренажеров.

В 2005 году педагогами МДОУ №50 была разработана авторская образовательная программа «Мозаика развития». Программа включает в себя несколько разделов:

1. «Секреты развития речи» - рассказывает о том, каким образом можно вызывать активную речь у ребенка, чтобы ему это было и интересно, и необходимо.

2. «Секреты мистера Кваки» - раскрывает, как и зачем обучать детей раннего возраста английскому языку.

3. «Мы идем на праздник» - отвечает на вопрос о необходимости и образовательной пользе праздничных мероприятий для малышей. Чем деятельность детей раннего возраста на праздниках отличается от деятельности  старших детей, и в чем тогда должно проявляется мастерство педагога.

4. «Родители в образовательной практике» - описывает, какие позиции могут занимать родители на занятиях педагога с ребенком, в чем проявляются положительные и отрицательные эффекты позиций родителей и как педагогу корректировать в связи с этим роли родителей на занятиях.

5. «Игрушка в жизни ребенка» - информирует родителей на что необходимо ориентироваться при выборе игрушек для своего малыша.

Несомненно, основной навык, ради которого стоит ходить в группы раннего развития – социализация. То есть умение общаться, прежде всего, с другими детьми. Как делиться игрушками, как соблюдать очередность, если хочется постучать по барабанчику, как сказать так, чтобы тебя понял другой малыш? Быть может, взрослым все вышесказанное покажется неважным.  А для годовалого карапуза данные навыки бесценны…

Исходя из нашего опыта, мы можем сказать, что на сегодняшний день наша деятельность направлена не только на развитие и обучение ребенка, а на семью в целом.  Для родителей действует клуб «Заботливая мама», где освещаются вопросы по воспитанию и развитию детей раннего возраста и где мамы могут получить ответы на интересующие вопросы. Также создана система «Зеленого коридора», которая позволяет снизить у ребенка стресс во время адаптации его к детскому саду. Программа по обучению и развитию в раннем возрасте, реализуемая в нашем детском саду, позволяет предупредить возникновение нарушений в развитии либо скоррегировать их. По данным нашей статистики (диагностика RCDI – 2000), около 68% детей из группы риска, посещающих занятия в группах кратковременного пребывания ДОУ №50, достигают нормы возрастного развития и идут в массовые детские сады.

 

Библиографический список

1.     Секреты успешного развития в раннем возрасте (книга для педагогов, которые хотят и умеют учиться) Красноярск: Центр молодой семьи, 2006 г. – 100 с.

2.     Смирнова Е. О. Психология ребенка. – М.: Школа- пресс, 1997 г. – 230 с.