АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 

 

 


ОБРАЩЕНИЕ

АССОЦИАЦИИ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ, СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ,

АДМИНИСТРАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

 

Новосибирск                                                                                           11 ноября 2006 г.

 

Участники Всероссийского межмуниципального форума обращаются к Вам с предложением обеспечить соблюдение конституционных принципов и основ местного самоуправления, Европейской хартии местного самоуправления, которую ратифицировала Российская Федерация.

Конституция РФ признает и гарантирует основы местного самоуправления в Российской Федерации. Статьей 12 Конституции закреплена самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий. В строгом соответствии с Конституцией РФ был разработан и вступил в силу Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Активное участие в его разработке принимали представители муниципальных образований страны. Положения закона на сегодняшний день являются надежной и прочной основой для формирования и укрепления местного самоуправления в России, позволяют четко разграничить полномочия между органами государственной власти и местным самоуправлением, определить источники их финансирования, выстроить прозрачные и понятные межбюджетные отношения. Попытки ослабить местное самоуправление предпринимаются на протяжении всех лет. Обществом они отвергнуты, принят и только начинает работать ФЗ-131.

Практика реализации сибирскими и дальневосточными городами положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтверждает – закон действенен и его дальнейшее совершенствование обеспечит поступательное развитие территорий, создаст надежную основу для гармонизации отношений между муниципальными образованиями и субъектами РФ.

Между тем, не может не настораживать тот факт, что в последнее время ряд законотворческих инициатив направлен на кардинальное изменение идеологии данного закона. В частности, предлагаемые группой депутатов Государственной Думы – В.С. Мокрым, В.А. Жидких, А.В. Огоньковым и А.В. Сарычевым – поправки к статье 79 закона, по сути, разрушают стройную сложившуюся систему местного самоуправления в муниципальных образованиях – административных центрах, столицах субъектов Федерации. И одновременно «размывают» структуру управления, системы полномочий субъектов Федерации и муниципальных образований, что не может способствовать укреплению системы государственного управления в стране. Законопроект противоречит природе и духу местного самоуправления, не содержит переходных пояснений, ухудшает систему управления единым механизмом городского хозяйства, увеличению затрат на управление.

Фактически предлагается вывести крупные муниципальные образования из системы местного самоуправления, которые в силу самодостаточности являются флагманами местного самоуправления в регионах и личным примером показывают действенность местного самоуправления, оказывают огромную моральную и организационную помощь поселениям и муниципальным районам. Эти инициативы, по сути, отодвигают реформу местного самоуправления далеко назад. Аргумент, что между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления могут возникать и возникают противоречия, которые в большинстве случаев являются следствием законодательных недочетов и экономических проблем переходного периода, но это не может быть определяющим для столь масштабной модернизации сложившейся системы местного самоуправления. Опыт большинства субъектов РФ показывает, что все возникающие проблемы могут решаться эффективно и конструктивно. В том числе принятием дополнений к ФЗ-131, регламентирующих взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления столичных (или центральных) городов.

Непроработанность предлагаемых изменений очевидна для большинства муниципальных образований. В частности, внесение законопроекта на рассмотрение Государственной Думы и перспектива его вступления в силу с января 2007 года серьезно осложнит обстановку в регионах в предвыборный и выборный периоды 2007-2008 гг. В настоящий период проекты бюджетов на будущий год уже сформированы в субъектах Федерации и муниципальных образованиях, проходят процедуры публичных слушаний, рассмотрение депутатами представительных и законодательных органов власти. Радикальные изменения, которые предлагают авторы поправок, разрушат всю систему межбюджетных отношений субъектов Федерации и входящих в них муниципальных образований. Возможное формирование органов местного самоуправления на внутригородских территориях приведет к неоправданному усложнению системы управления городами и увеличению управленческих затрат, а также создаст предпосылки для разрушения единого социально-экономического пространства городов, возникновению внутригородских конфликтов.

В связи с вышеизложенным, участники Всероссийского межмуниципального форума выступают против предложенного законопроекта.