АССОЦИАЦИЯ  СИБИРСКИХ  И  ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ  ГОРОДОВ

 


РЕКОМЕНДАЦИИ

КОНФЕРЕНЦИИ АСДГ

«ПЕРВЫЕ ИТОГИ РЕФОРМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

7-8 декабря 2006 г., Томск

 

Участники конференции обсудили опыт работы представительных органов и проблемы муниципальных образований по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Отмечено, что основными проблемами по реализации ФЗ-131, оказывающими влияние на деятельность представительных органов, являются:

- неполнота и незавершенность правовой базы местного самоуправления на федеральном и региональном уровнях, неоднозначное или двоякое толкование отдельных норм закона;

- финансовая необеспеченность полномочий, возложенных на органы местного самоуправления, и несовершенство системы межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нового законодательства, что затрудняет формирование бюджетов муниципальных образований;

- введение необоснованных ограничений на состав муниципального имущества и неурегулированность земельных отношений;

- нерациональное распределение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения.

В то же время участники конференции отметили положительный опыт работы представительных органов ряда городов, в том числе: Томска, Новосибирска по организации участия жителей в местном самоуправлении и реформе ЖКХ; Кемерово, Омска и других по формированию местной нормативно- правовой базы, соответствующей новому законодательству; Томска, Новосибирска, Новокузнецка и других по проведению публичных, депутатских слушаний; Хабаровска, Омска по правовому регулированию эффективного использования муниципальной собственности.

По итогам обсуждения участники конференции РЕКОМЕНДУЮТ:

 

1.     Федеральным органам государственной власти:

1.1.          Предусмотреть целевое финансирование из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ капитального ремонта устаревшего жилищного фонда, переданного из ведомственной (государственной) в муниципальную собственность, при передаче его в управление собственникам жилья.

1.2.          Внести изменения в Жилищный кодекс РФ, продлив срок бесплатной приватизации жилья до окончания переходного периода.

1.3.          Внести изменения в ФЗ -131, включив в перечень полномочий органов местного самоуправления создание условий для развития  реального сектора экономики и науки  на территории муниципального образования.

1.4.          Внести изменения в статью 50 ФЗ -131, исключив из нее части 2, 3 и 4 и предоставив  органам местного самоуправления право самостоятельно определять состав имущества, необходимого для исполнения  полномочий по решению вопросов местного значения и возложенных на них отдельных государственных полномочий.

1.5.          Внести изменения в статью 40 ФЗ -131, сняв ограничение на количество депутатов, работающих на постоянной основе, и предоставив право муниципальным образованиям самостоятельно решать этот вопрос с учетом своих финансовых возможностей.

1.6.          Внести изменения в Бюджетный Кодекс РФ, предусмотрев увеличение налоговой базы местных бюджетов за счет перевода транспортного налога в разряд местных (городские округа и муниципальные районы), а также за счет увеличения с 30 до 40% доли от налога на доходы физических лиц, поступающей в местные бюджеты.

1.7.          Правительству РФ ускорить принятие нормативных актов, необходимых для реализации положений Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ, ускорить процедуру разграничения собственности на земельные участки по уровням публичной власти.

 

2.     Органам государственной власти субъектов РФ:

2.1.           При принятии региональных законов о межбюджетных отношениях строго следовать требованиям Бюджетного кодекса и ФЗ-131 в части установления формализованных процедур распределения бюджетных дотаций между муниципальными образованиями разных типов. В переходный период обеспечить оптимальное соотношение между полномочиями вновь созданных поселений и их финансовой базой.

2.2.                         Передать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов функции социальной поддержки и социального обслуживания населения в качестве государственных полномочий субъекта РФ, сохранив в муниципальной собственности имеющуюся сеть учреждений социального обслуживания.

2.3.          Принять законы, регулирующие взаимоотношения органов государственной власти субъекта РФ с региональными советами муниципальных образований после их создания. Наделить указанные советы правом законодательной инициативы в законодательных органах субъектов РФ.

 

3. Органам местного самоуправления:

3.1. Изучить и использовать положительный опыт работы представительных органов городов, представленный на конференции.

3.2. Приступить к работе по подготовке и проведению съездов муниципальных образований в субъектах РФ Сибири и Дальнего Востока и формированию советов муниципальных образований. Рекомендовать муниципальным образованиям – членам АСДГ выступить инициаторами подготовки учредительных съездов

 

4.Правлению секции местного самоуправления совместно с исполнительной дирекцией АСДГ:

4.1. Создать в информационной сети АСДГ базу данных о представительных органах всех типов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

4.2. Осуществлять мониторинг деятельности представительных органов и продолжить мероприятия по обмену опытом их работы.

4.3. Издать сборник материалов настоящей конференции.

4.4. Направить настоящие рекомендации Конгрессу муниципальных образований РФ, комитетам по вопросам местного самоуправления Государственной Думы и Совета Федерации, полномочным представителям Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, в субъекты РФ Сибири и Дальнего Востока.