АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ
РЕЗОЛЮЦИЯ
Конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов
"Совершенствование плановой основы развития муниципальных образований и задачи органов местного самоуправления"
город Омск |
12 – 13 апреля 2007 года |
Участники Конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (далее – Конференция АСДГ), обменявшись опытом и мнениями по вопросам совершенствования плановых основ развития муниципальных образований, а также, обсудив задачи органов местного самоуправления в разработке и реализации экономической и финансовой политики городов, рекомендуют:
1. Федеральным органам государственной власти:
1.1. Установить особый статус городских округов, которые являются административными центрами субъектов Российской Федерации с предоставлением реальной возможности по реализации полномочий по комплексному социально-экономическому развитию.
1.2. Включить в перечни вопросов местного значения муниципальных образований "комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования", устранив тем самым противоречие между статьями 16 и 17 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Предусмотреть среди финансируемых полномочий муниципального образования разработку комплексных программ и стратегий развития города, внеся соответствующие изменения в Бюджетный Кодекс.
1.3. Внести в Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, в Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации" и другие федеральные законы изменения, предусматривающие:
- увеличение числа местных налогов и нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, в том числе в части закрепления за бюджетами муниципальных образований транспортного налога, налога на имущество юридических лиц;
- увеличение как минимум до 40% доли налога на доходы физических лиц, закрепленной на постоянной основе за бюджетами муниципальных образований;
- совершенствование законодательного регулирования взимания налога на имущество физических лиц в части включения в состав объектов налогообложения объектов незавершенного строительства, закрепления за физическими лицами обязанности по регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в установленные сроки и ответственности за их нарушение;
- обеспечение компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов региональных и местных бюджетов в случае предоставления в Налоговом кодексе Российской Федерации льгот по региональным и местным налогам и сборам, осуществление инвентаризации предоставляемых льгот.
1.4. Разработать нормативные правовые акты, обеспечивающие:
- совершенствование методики кадастровой оценки земельных участков, инвентаризацию и межевание земельных участков, находящихся в общедолевой собственности (включая финансирование), оформление в собственность или в пользование (включая аренду) всех земельных участков, проведение работ по закреплению бесхозных земель в пользование или в собственность, порядок, условия и периодичность переоценки результатов государственной кадастровой оценки земельных участков;
- определение состава информации, необходимой для прогнозирования и планирования органами местного самоуправления социально-экономического развития муниципальных образований, а также предоставление органам местного самоуправления статистических показателей налоговыми органами, органами федерального казначейства, государственными внебюджетными фондами и хозяйствующими субъектами;
- порядок взаимодействия налоговых органов и органов местного самоуправления в целях улучшения администрирования местных налогов, в частности, передачу полномочий территориальных органов Федеральной налоговой службы органам местного самоуправления муниципальных образований в части администрирования местных налогов.
1.5. Ускорить подготовку методических рекомендаций для муниципальных образований по следующим направлениям:
- среднесрочное финансовое планирование;
- внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- оценка эффективности планируемых и реализуемых бюджетных инвестиций;
- разработка критериев оценки качества оказания бюджетных услуг;
- разработка методики расчета расходных обязательств муниципальных образований, обеспечивающей их минимальные финансовые потребности и равную бюджетную обеспеченность в осуществлении закрепленных за ними полномочий.
1.6. Разработать механизмы формирования частно-муниципального партнерства для разработки и реализации планов и программ социально-экономического развития городов.
1.7. Ускорить принятие нормативных документов, обеспечивающих исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно:
- перечень работ и услуг, заключение контрактов на выполнение (оказание) которых может осуществляться на срок более одного года;
- порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков;
- порядок оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд;
- разработка методики определения начальной (максимальной) цены контракта при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
1.8. Разработать единую методику расчета эффективности размещения заказа (экономии по результатам размещения).
1.9. Внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94‑ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в части упрощения порядка размещения заказов в условиях наличия исполнителей, занимающих доминирующее положение на рынке.
1.10. Учесть при планировании расходных обязательств местных бюджетов:
- расходы на исполнение требований градостроительного, земельного, жилищного, экологического законодательства, в том числе на подготовку документов территориального планирования и градостроительной документации;
- расходы на подготовку муниципальных кадров, на оформление границ МО, разграничение прав собственности, инвентаризация, межевание земельных участков и их постановка на кадастровый учет (оформление правоустанавливающих документов, оплата услуг Росрегистрации) и создание реестров муниципального имущества;
- расходы на госполномочия по воинскому учету, оформлению паспортов, вопросам безопасности, ГО и ЧС, антитеррористическая защита (недостаточно выделяется);
- компенсацию потерь местных бюджетов в связи с налоговыми льготами по земельному налогу;
- целевые средства для капитального ремонта бывшего государственного жилого фонда и инженерных сетей, переданных на баланс муниципалитетов без соответствующей компенсации, ликвидации аварийного и ветхого жилья, ремонта автомобильных дорог в городах и других поселениях;
- предусмотреть компенсацию выпадающих доходов субъектов РФ в сфере ЖКХ в связи с применением предельных индексов изменения тарифов и размера платы граждан за жилье и коммунальные услуги (ФЗ от 26.12.05 № 184-ФЗ);
- решить проблему реструктуризации и частичной ликвидации кредиторской задолженности муниципальных образований за прошлые годы;
- установить в расчетах потребностей местных бюджетов фонды развития в объеме не менее 10% бюджетов, начиная с бюджетов 2008 года.
Создать для аккумулирования финансовых средств на перечисленные цели Федеральный фонд поддержки реформы МСУ.
2. Органам государственной власти субъектов РФ:
2.1. Оказывать содействие органам местного самоуправления при разработке комплексных программ социально-экономического развития.
2.2. Оказывать муниципальным образованиям методологическую помощь в осуществлении процесса реформирования муниципальных финансов путем проведения обучающих семинаров и разработки методических рекомендаций.
2.3. Способствовать привлечению бизнес-сообщества к городскому управлению, разработке и реализации комплексных программ социально-экономического развития городских округов, в том числе через различные формы частно-государственного партнерства.
3. Органам местного самоуправления:
3.1. Активнее участвовать в реализации федеральных и региональных целевых программ с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в социально-экономическое развитие муниципальных образований.
4. Правлению секции АСДГ "Экономика и финансы города":
4.1. Осуществлять мониторинг деятельности муниципальных образований по реформированию бюджетного процесса, по разработке планов и программ социально-экономического развития.
5. Исполнительной дирекции АСДГ:
5.1. Направить настоящие рекомендации заинтересованным органам федеральной государственной власти, полномочным представительствам Президента РФ в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, органам государственной власти субъектов РФ Сибири и Дальнего Востока, региональным советам муниципальных образований, всем членам АСДГ.
5.2. Издать сборник материалов конференции.
Председатель секции АСДГ |
"Экономика и финансы города" |
Начальник Департамента экономики |
и финансов мэрии г. Новосибирска О.В. Молчанова |