АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ
И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ

Конференция АСДГ «Геоинформационные технологии в управлении муниципальными земельными ресурсами и городским строительством как инструмент повышения налоговых поступлений в местный бюджет», 13 - 14 октября 2016 г., Красноярск

Информационное сообщение
Программа и регламент
Список участников
Итоговый документ
Материалы
Фотогалерея

Р Е З О Л Ю Ц И Я

13-14 октября 2016 года в городе Красноярске состоялась конференция АСДГ «Геоинформационные технологии в управлении муниципальными земельными ресурсами и городским строительством как инструмент повышения налоговых поступлений в местный бюджет».

В работе конференции приняли участие руководители структурных подразделений администраций муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, курирующих вопросы информатизации, архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений, а также представители компаний, работающих в сфере информационных технологий.
На конференции были подробно и всесторонне рассмотрены вопросы применения геоинформационных технологий (ГИС-технологий) в муниципальном управлении. Разработчиками программных продуктов для муниципальных органов власти были изложены предложения в сферах оказания муниципальных услуг, обеспечения информационной безопасности, перехода от продуктов зарубежной ИТ-индустрии к продуктам отечественных производителей и т.д.

В докладах М.Ф. Зуевского, Э.А. Цокура (Красноярск), В.А. Ананьева, Г.В Горна, А.А. Манакова, А.В. Шовкуна (Новосибирск), Е.Б. Сеничевой (Ростов-на-Дону), А.Ю. Разуваева (Улан-Удэ), Э.М. Маглова (Омск), Д.Г. Вдова, О.Н. Елисеева (Москва), А.В. Войтенко, (Иркутск), С.В. Сидоренко, А.Д. Романцова (Томск) представлены различные аспекты и опыт внедрения и использования геоинформационных систем в отраслях городского хозяйства и социальной сфере:
- в формировании единого информационного пространства в муниципальном управлении и интеграционной платформы для муниципальных информационных ресурсов и информационных систем;
- в управлении муниципальным имуществом и земельными ресурсами муниципального образования;
- для пополнения доходной части бюджета и использования как инструмента для получения налоговых и неналоговых доходов в муниципальном образовании;
- для автоматизации задач управления оказанием муниципальных услуг в электронном виде;
- в управлении развитием территорий муниципальных образований;
- в реализации управленческих полномочий органами местного самоуправления;
- в дорожной отрасли;
- для создания интернет-ресурсов с открытыми данными.

На конференции состоялся обмен опытом работы в данной сфере. Так, в Красноярске успешно развивается проект, в котором во главу угла поставлены интересы жителей в получении качественных муниципальных услуг строго в соответствии с утвержденными регламентами. Информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) и система электронного документооборота (СЭД) тесно интегрированы, сотрудники администрации города проходят специальные обучающие тренинги. Таким образом, в муниципальном образовании создаются условия для успешного использования жителями и сотрудниками администрации города геоинформационных систем.

Представители органов местного самоуправления Ростова-на-Дону и Улан-Удэ рассказали об опыте и планах применения ГИС-технологий в управлении земельными и имущественными ресурсами муниципалитетов.

Ведущие разработчики программного обеспечения в области построения систем территориального планирования и управления земельными ресурсами компании «Дата Ист», «Геокад плюс» (Новосибирск), «Кадастрсъемка» (Иркутск), «ГРАД» (Омск), «ТехноКад» (Москва) представили проекты регионального и муниципального уровня. Несомненный тренд развития подобных систем - это насыщение их аналитическими функциями и портальными инструментами представления информации, а также web-сервисами взаимодействия между всеми пользователями информационных систем.

Разработчики программного обеспечения в области создания муниципальных информационных систем компании «ИнтерТраст» (Москва), «Информационные системы и сервисы» (Новосибирск), «Инфодор-инфо» (Красноярск) представили конкретные отраслевые решения, сопряженные с геоинформационными системами.

Представители разработчиков ИТ - систем для органов власти – Ф.А. Колпаков («Девелопмент групп», Новосибирск), А.Г. Николаев («АйТи», Иннополис), А.Г. Машика, П.В. Малевин («Майкросфот Рус», Новосибирск), А.А. Ромулов («КБ «Искра», Красноярск), В.Ф. Татюк (центр компетенций АО «НПО РусБИТех» по СФО, Новосибирск), Н.А. Сорокин («SearchInform», Новосибирск), А. Несов («Acronis», Москва), А. Бондаренко («Лаборатория Касперского», Новосибирск) - представили широкий спектр решений и современных информационных технологий для органов местного самоуправления в области автоматизации работ в органах власти, информационной безопасности, импортозамещения программного обеспечения и т.д.

Участники конференции отметили следующие препятствия, которые затрудняют внедрение геоинформационных систем для управления земельными и имущественными ресурсами муниципального образования и интеграции муниципальных информационных систем с ГИС-технологиями:
- у органов местного самоуправления нет нормативно определенных полномочий на ведение фонда инженерных изысканий, что ставит вопрос о правомочности, легитимности ведения органами местного самоуправления фонда инженерных изысканий, в том числе планов масштаба 1:500;
- отсутствует федеральный нормативный акт о порядке согласования проектов инженерных коммуникаций и ведения архива проектов с участием органа местного самоуправления (принятые на местном уровне правила могут быть опротестованы региональными или федеральными органами власти), что позволяет застройщикам самостоятельно принимать решение о трассе инженерных коммуникаций, которое приводит к потере управления проектами инженерных коммуникаций и увеличению количества чрезвычайных ситуаций при проведении подземных работ. Отсутствие механизма подбора трасс прохождения инженерных коммуникаций с участием органа местного самоуправления также приводит к «потере земли», т.е. часто становится невозможным при необходимости образовать земельный участок из состава земель до разграничения прав: по факту оказывается, что на территории уже проложены инженерные сети, которые необходимо вынести;
- осложняет работу муниципальных образований по увеличению собираемости земельного налога и отсутствие утвержденного федеральными органами власти порядка, обеспечивающего систематическое получение от федеральной налоговой службы сведений о факте внесения платежа по земельному налогу по кадастровому номеру. Органы местного самоуправления не могут оперативно обновлять информацию о кадастровом делении земельных участков и зарегистрированных правах на них, находящиеся в ведении Росреестра. Действует принцип «один запрос – один ответ». Запросить можно только один кадастровый квартал. Информация в кадастровых планах территории приходит без указания правообладателей, что недостаточно ни для эффективного сбора налога, ни для сбора арендной платы, ни принятия управленческих решений;
- ведомственные инструкции (к примеру, Минобороны, Минстрой и др.), утверждающие порядок определения режимности доступа к сведениям с точки зрения современных информационных технологий, не представляют собой удобный и однозначный механизм, позволяющий конечным получателям иметь постоянно актуальный перечень сведений без отслеживания всей истории, что усложняет техническую реализацию установленных ограничений с минимальным воздействием на бизнес-процессы и бюджеты.

Участники также обсудили острые вопросы перехода на операционную систему отечественных производителей. При обсуждении было отмечено:
- большинство прикладных программ и информационных систем, которые эксплуатируются в органах местного самоуправления, несовместимы с операционными системами отечественных производителей, что является одним из главных препятствий для перехода на программное обеспечение отечественных производителей;
- в ряде случаев применение программных продуктов из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в существующих версиях может нести в себе технические и технологические риски, а также требует дополнительных затрат и ресурсов на интеграцию этих продуктов с существующими ИТ решениями, что в текущих бюджетных ограничениях видится как сложно реализуемым;
- особую проблему перехода к отечественному программному обеспечению вызывает наличие множества документов, созданных в разных форматах;
- в большинстве органов местного самоуправления, особенно средних и малых, нет специалистов по использованию свободного программного обеспечения, отсутствуют специалисты по сопровождению свободного программного обеспечения, по обучению специалистов органах местного самоуправления по сопровождению свободного программного обеспечения.

Участники конференции решили рекомендовать:

1. Министерству строительства Российской Федерации принять меры к разработке проектов постановлений Правительства Российской Федерации:
- о ведении фонда инженерных изысканий;
- о порядке согласования проектов инженерных коммуникаций и ведению архива проектов;
- о механизме архитектурно-планировочных заданий перед проектированием инженерных сетей;
- о прекращении действия документации по планировке территории (проект планировки и проект межевания) в случае, когда объект, для которого разработана такая документация, построен, введен в эксплуатацию, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости и зарегистрированы права на инженерную сеть как на объект недвижимости;
- упорядочить инструкцию по обеспечению режимности сведений, позволяющих конечным получателям иметь полную информацию о перечне таких сведений.

2. Министерству финансов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании в единой системе межведомственного электронного взаимодействия сервиса федеральной налоговой службы, возвращающего информацию о факте внесения платежа по земельному налогу по запросу по кадастровому номеру земельного участка. Упорядочить инструкцию по обеспечению режимности сведений, позволяющих конечным получателям иметь полную информацию о перечне таких сведений.

3. Министерству экономического развития Российской Федерации, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации (Росреестр) рассмотреть вопрос о разработке порядка регулярного предоставления органам местного самоуправления кадастровых карт с информацией о зарегистрированных правах в любом общепринятом открытом векторном графическом формате (*.mid-*.mif, *.shp или др.).

4. Предложить Центру компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий провести анализ прикладных программ, включенных в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, на совместимость с отечественными операционными системами, также провести анализ на предмет поддержки и совместимости с конечными периферийными устройствами от различных производителей, которые на текущий момент используются в ИТ инфраструктуре ОМСУ, и результаты анализа разместить на сайте Экспертного центра электронного государства для открытого доступа.

5. Органам местного самоуправления:
5.1. При внедрении геоинформационных технологий в муниципальном управлении:
- изучить опыт городов Красноярска, Ростова-на-Дону, Томска в сфере применения геоинформационных технологий в муниципальном управлении;
- ознакомиться с представленными на конференции решениями разработчиков систем территориального планирования и управления земельными ресурсами «Дата Ист», «Геокад плюс», «Кадастрсъемка», «ГРАД», «ТехноКад»; разработчиков муниципальных информационных систем, сопряженных с ГИС-технологиями «ИнтерТраст», «Информационные системы и сервисы», «Инфодор-инфо».
5.2. Для повышения уровня информатизации органов местного самоуправления ознакомиться с представленными на конференции решениями организаций, работающих в сфере информатизации органов власти: «Девелопмент групп», «АйТи», «Майкросфот Рус», «КБ «Искра», НПО «РусБИТех», «SearchInform», «Acronis».

5.3. Для обеспечения перехода на использование программного обеспечения отечественных производителей:
- рассмотреть целесообразность использования формата ODF (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010) для подготовки текстовых документов в электронном виде;
- рассмотреть целесообразность использования в текстовых документах открытых универсальных шрифтов «Паратайп» (PT Sans, PT Serif, PT Mono), созданных при содействии Роспечати Российской Федерации;
- включать кроссплатформенность приобретаемого прикладного программного обеспечения в обязательные требования при объявлении муниципальных закупок на поставку программного обеспечения;

6. Исполнительной дирекции АСДГ:
6.1. Разместить на сайте АСДГ материалы, представленные на конференции разработчиками муниципальных информационных систем, и организаций, работающих в сфере информатизации органов власти.
6.2. Направить настоящее Решение в Министерство строительства Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, органам местного самоуправления - членам АСДГ, Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий.

7. Секции АСДГ «Информатизация органов местного самоуправления» вести постоянную работу по размещению на сайте АСДГ материалов об использовании геоинформационных технологий в муниципальном управлении.

Возврат к списку мероприятий



Постоянный адрес статьи