Значительные достижения деятельности администрации в области  экономики

по МО город Нягань за 2005 год

Наиболее значительными событиями в области экономики муниципального образования стали существенное увеличение объемов отгруженных товаров и выполненных услуг в основных видах экономической деятельности, строительства жилья, расширение потребительского рынка, увеличения основных экономических показателей в сфере малого бизнеса.

Промышленность

            В течение года отмечена устойчивая динамика промышленного производства продукции в базовых видах экономической деятельности. Объем отгруженных товаров и выполненных работ собственными силами по крупным и средним предприятиям города в действующих ценах составил 29778,6 млн. руб. Индекс промышленного производства к предыдущему году составил 110,8% в сопоставимых ценах.     

Наибольший прирост объема отгруженных товаров за 2005 год отмечается в видах экономической деятельности – добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства. За прошедший год добывающие предприятия добыли 5207,6 тыс. тонн нефти и 875,3 млн.м3 нефтяного (попутного) газа, что на 824,2 тыс. тонны нефти (или 18,8%) и 118,8 млн.м3 газа (или 15,7%) превысило значения предыдущего года. Ежегодное увеличение количества добытой нефти становится возможным в результате проведения организационных и геологических мероприятий, улучшения использования эксплуатационного фонда скважин, а также связано с благоприятной ситуацией на внешнеэкономических рынках углеводородного сырья.

Инвестиции, строительство

В течение года увеличились объемы инвестиционных вложений и по оценке в 2005 году объем инвестиций в основной капитал составит 5 197,7 млн. руб., увеличение которого составит 146,6% в сопоставимых ценах по сравнению с 2004 годом (2897,5 млн. руб.).

В отчетном периоде за счет денежных средств окружного бюджета в сумме 358,6 млн. руб. осуществлялась реализация программ, направленных на улучшение качества жизни населения, а на реализацию целевых социальных программ из бюджета МО г. Нягань предоставлено средств в сумме 254,321 млн.руб. или 134,4% в сопоставимых ценах к 2004 году.

Одним из основных направлений в политике администрации города является развитие жилищного строительства. Строительный комплекс относится к числу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных, экономических и технических задач развития всей экономики города.

В муниципальном образовании продолжается строительство жилья, в т.ч. в рамках окружных жилищных программ с участием средств бюджетов автономного округа, города и населения. За 2005 год предприятиями и организациями всех форм собственности введено жилья общей площадью 9,8 тыс. м2, рейтинг за это же период по вводу жилья на 1000 жителей по г. Нягань на территории ХМАО поднялся на 4 пункта выше данных 2004 года (15 место) и составил 11 место.

Увеличился объем строительства индивидуальных жилых домов, которое осуществляется за счет средств населения. В 2005 году площадь вводимых жилых индивидуальных домов составляет 5,363 тыс. кв.м. или 163,6% в сравнении с 2004 годом. Рейтинг МО г. Нягань по вводу жилья за счет средств населения в 2005 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа на 1000 жителей составил 6 место, что на 4 пункта выше результатов 2004 года (10 место).

Денежные доходы и расходы населения

Качество и уровень жизни населения зависит, прежде всего, от уровня денежных доходов населения. В результате экономического развития муниципального образования, мероприятий, проводимых Правительством ХМАО и РФ в сфере пенсионного обеспечения, социальной защиты населения величина  денежных доходов населения муниципального образования постоянно возрастает.

По оценке денежные доходы в расчете на  одного жителя за 2005 года  увеличились на  19,3% по сравнению с 2004 годом, при уровне инфляции по Ханты-Мансийскому автономному округу 109,9%.

По оценке среднемесячная заработная плата по итогам года ожидается в размере 18897 руб. и увеличится в сравнении к 2004 году на 23,2%.  Темп роста реальной заработной платы к соответствующему периоду прошлого года составил 111,8 %.  

По экспертной оценке денежные расходы населения за 2005 года увеличились по сравнению с предыдущим годом на 26%, что связано, прежде всего, с ростом денежных доходов населения и постоянно растущим потребительским спросом. Темп роста расходов на покупку товаров по сравнению с аналогичным периодом 2004 года составил 126,2%, что является положительным результатом развития торговли на территории муниципального образования

Потребительский рынок

В последние годы быстрыми темпами развивается и совершенствуется инфраструктура потребительского рынка, увеличивается количество торговых предприятий, ассортимент предлагаемой продукции, внедряются перспективные формы и методы торговли.

Обеспеченность торговой площадью на 1 жителя по состоянию на начало 2006 года составляет 140,9% от рекомендуемого норматива, что благоприятно отражается на качестве обслуживания населения.

Одним из факторов способствующих росту розничного товарооборота является наличие развитой торговой сети. В 2005 году тенденция роста товарооборота сохраняется, по предварительным данным объем розничной торговли составил 5025,26 млн. руб.,  и превысил уровень товарооборота прошлого года в текущих ценах  на  28,9%.

Сфера услуг общественного питания в муниципальном образовании постоянно развивается, о чем свидетельствует постоянный рост объемов оборота общественного питания и количества объектов, предоставляющих услуги общественного питания. Обеспеченность населения посадочными местами в общедоступной сети в 2005 году составляет 35 мест на тысячу жителей, что выше обеспеченности 2004 года на 3%.

За  2005 года населению города  по предварительным данным оказано платных услуг на сумму 1000,8 млн. руб. или в действующих ценах 113,4% к уровню 2004 года. Одной из причин такого роста является оплата услуг быстро развивающейся в городе сотовой связи, где объем услуг в денежном выражении возрос в 6,2 раза по сравнению с 2004 г., а количество абонентов увеличилось в 2,6 раза. Так же позитивному развитию рынка платных услуг способствует рост сети предприятий, оказание новых видов услуг, повышение цен и тарифов на услуги,  рост денежных доходов населения.

Малый бизнес

По сравнению с аналогичным периодом 2004 года количество предприятий возросло на 10%, численность индивидуальных предпринимателей составила 2072 чел. Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях в 2005 году составляет по оценке 2,9 тыс. чел. Таким образом, в сфере малого бизнеса занято 5 тыс. чел. или 19,8% от общего числа занятых в экономике. Объем производства организациями малого бизнеса продукции, работ и услуг в 2005 году составил 4 391,8 млн. руб., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 49,6%. Представители малого бизнеса принимают активное участие в выполнении муниципального заказа. За 2005 год количество заявок поданных представителями малого бизнеса для участия в конкурсе для осуществления муниципального заказа увеличилось на 21,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Возросло на 75% количество победителей конкурсов, которые относятся к представителям малого бизнеса. Этот факт говорит о росте конкурентоспособности субъектов малого бизнеса.

На активизацию процесса развития сферы малого бизнеса существенное влияние оказала деятельность, имеющаяся в городе инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства, включающая Няганскую торгово-промышленную палату, Няганский филиал окружного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции в ХМАО, ООО «Югорская лизинговая компания», а также значительное внимание администрации города, уделяемое данному сектору экономики. В начале 2005 года распоряжением мэра города создан Координационный Совет по поддержке развития малого и среднего предпринимательства. Основными задачами которого являются разработка конкретных предложений по созданию партнерских отношений между представителями власти города, предпринимателями и организациями, устранению разного рода  препятствий и защита законных интересов предпринимателей. На Совете обобщаются мнения и предложения предпринимателей, разрабатываются мероприятия по расширению их деловой активности.

В настоящее время на базе ТПП при поддержке Няганского филиала ОФПП и РК и Администрации города организован Информационно-деловой центр, где предприниматели регулярно получают всю интересующую их информацию по вопросам налогообложения, юридического сопровождения бизнеса, экономического анализа предприятий, бизнес - планирования, проведения выставочно-ярмарочных мероприятий в Российской Федерации и за рубежом.

Представители малого и среднего бизнеса города в 2005 году приняли участие в выставке «Товары земли Югорской – 2005», посвященной 75-летию образования ХМАО, проходившей в г. Ханты-Мансийск. Из 75 предприятий, участвующих в выставке, от города Нягань участвовало 18 предприятий, удельный вес которых составляет 24% от общего числа участников.

Параллельно выставке проводился окружной конкурс «Лучший товар Югры – 2005». По его итогам 8 представителей малого бизнеса г. Нягань награждены сертификатами на право маркирования продукции знаком победителя конкурса, хрустальными медалями и золотыми марками.

События были ярко освещены в средствах массовой информации, в результате чего жителям города и округа стали известны имена лучших предпринимателей в различных сферах деятельности. Подобные мероприятия способствуют развитию конкуренции среди субъектов малого бизнеса, повышению качества выпускаемой продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также информированию населения о качественных товарах, работах и услугах местного производства, т.о. способствуя продвижению их на рынке.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В течении 2005 года продолжалась реализация Комплексной программы развития и модернизации жилищно-коммунального комплекса ХМАО на 2004-2010 гг., целями которой являются повышение качества условий проживания и коммунального обслуживания населения, создание условий привлечения частного бизнеса и внебюджетных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, преобразование жилищно-коммунального комплекса в финансово и юридически самостоятельный бизнес.

 В рамках программы основные функции по содержанию и обслуживанию ЖКХ перешли из муниципального сектора в частный, кроме того, созданы 4 товарищества собственников жилья, которые выполняют все функции по организации содержания и обслуживания своих домов. Доля жилищного фонда, обслуживаемого товариществами собственников жилья, возросла по сравнению с 2004 годом в 2 раза.

МО г. Нягань в пятый раз стала участником окружного конкурса «Лучшие достижения в области энергосбережения среди муниципальных образований ХМАО–Югры – 2005», заняв четвертое место. Реализация программы направленной на энергосбережение позволяет более эффективно использовать имеющиеся промышленные мощности, ресурсы, оборудование. В ходе реализации программы по энергосбережению за счет средств городского бюджета выполнены работы в сумме 5 720 тыс. рублей, общий экономический эффект от которых составил 7 939 тыс. руб., экономия 2 250 тонн условного топлива.

Финансы

Одной из составляющих финансовых ресурсов территории являются налоговые доходы, уплаченные во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды в условиях действующего законодательства. Объем налоговых поступлений от плательщиков муниципального образования во все уровни бюджетов в 2005 году возрос на 56,6% по сравнению с поступлениями прошлого года, за счет сохраняемого высокого уровня собираемости по налогам.

Отрасли социальной сферы

Важным событием в социальной сфере стало введение в III квартале после капитального ремонта в действие капитального здания, выделенного под размещение учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества», располагавшегося ранее в деревянном помещении со значительной степенью износа. Общая площадь помещений в полученном учреждением здании составляет 801,7 м2. Также в III квартале 2005г. сдан в эксплуатацию плавательный бассейн, имеющий 2 чаши с площадью зеркала воды 212,5 м2 для взрослых и 60 м2 для малолетних детей, имеющий единовременную пропускную способность 55 посещений.

В ходе реализации федеральной программы «Дети России» в отчетном периоде за счет долевого участия бюджетов различного уровня продолжено оснащение образовательных учреждений города информационно-вычислительной техникой и спортинвентарем. В 2005 году увеличилось число компьютерных классов, соответственно увеличилась обеспеченность компьютерами учеников на 17% по сравнению с предыдущим учебным годом.

 

Наиболее сложными проблемами, которые удавалось с трудом решать в прошедшем году и которые требуют дальнейшего решения в перспективе, остаются:

- организация занятости населения путем стимулирования предпринимательской активности и поддержки бизнес - инициативы жителей города;

- ликвидация ветхого и экологически неблагоприятного жилья, решению данной проблемы способствует реализация целевых жилищных программ, а также развитие ипотечного строительства и строительства жилья за счет средств населения по принципу долевого участия,

- реализация программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

 

Основными целями и задачами для достижения устойчивого развития экономики и создания условий для роста производственной, финансовой и инвестиционной активности муниципального образования г. Нягань являются:

- сохранение высокого уровня собираемости налоговых доходов, наращивание и эффективное использование налогового потенциала;

- разработка социально-экономической модели устойчивого развития и схемы размещения производственных сил;

- совершенствование системы закупок товаров и оплаты услуг для муниципальных нужд на основе автоматизации данного процесса;

- развитие долгосрочного ипотечного жилищного кредитования;

- увеличение объемов жилищного строительства на территории МО г. Нягань;

- реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса и жилищного строительства, обеспечение выполнение планов мероприятий по этим направлениям;

- обеспечение повышения уровня качества жизни населения;

- совершенствование социальной защиты населения в рамках, возможностей местного бюджета.

Для решения проблем, стоящих перед администрацией города деятельность Ассоциации Сибирских и Дальневосточных Городов оказывает помощь в информационном обеспечении нормативно-правовыми и распорядительными актами банка данных АСДГ «Материалы местного самоуправления Российской Федерации», т.к. обмен опытом имеет важное значение в работе Администрации.

Наиболее актуальные вопросы для обсуждения:

·        планирование социально-экономического развития территории в условия действующего законодательства;

·        по жилищно-коммунальной реформе;

·        привлечение инвесторов на территорию МО для развития строительства, в т.ч. долевого строительства жилья.