Красноярск
С 1 января 2005 внесены серьезные изменения в нормативно – правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере оказания социальной поддержки и социального обслуживания населения, что в свою очередь определило новые подходы в работе органов социальной защиты населения города Красноярска и системы социальной защиты населения в целом.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в настоящее время социальная поддержка и социальное обслуживание населения не относятся к ведению органов местного самоуправления. Поскольку ранее выполнение этих функций осуществлялось муниципалитетом, и на местном уровне была создана эффективная жизнеспособная система социального обслуживания, одной из задач органов местного самоуправления являлось сохранение действующей, хорошо отлаженной системы территориальных органов управления и муниципальных учреждений социального обслуживания на 2006 год. Вариант централизации всей системы социальной защиты на уровне субъекта федерации мог привести к “размыванию” отрасли, значительному сокращению финансирования социальных программ, уменьшению общего объема оказываемой помощи населению и, как следствие, нарастанию социальной напряженности в городе Красноярске и в регионе в целом.
В результате сложной и длительной процедуры различных согласований, обращений в вышестоящие инстанции, государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения на 2006 год были переданы, на основании принятого закона Красноярского края, органам местного управления.
В настоящее время существуют два основных вопроса, требующих оперативного решения:
Государственные полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения делегированы органам местного самоуправления только на 2006 год. Ситуация неопределенности не позволяет прогнозировать долгосрочные направления работы, осуществлять перспективное планирование. Полагаем, что положение дел в территориях, где приняты половинчатые решения, аналогичное.
С целью сохранения функциональной целостности системы социальной защиты населения, и отнесение на федеральном уровне полномочий по социальному обслуживанию населения к компетенции органов местного самоуправления необходимо внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство.
Просим исполнительную дирекцию ассоциации выступить с законодательной инициативой по внесению конкретных поправок в следующие Федеральные законы:
- исключить подпункт 24 из пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 04.07.2003 № 95-ФЗ, и добавить соответствующее полномочие органам местного самоуправления в главу 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Второй проблемой является вопрос сохранения наряду с полномочиями имущества и материальных ресурсов на уровне муниципалитета.
Федеральное законодательство дает правовое основание нахождения в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и его использование.
Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены изменения в статью 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с внесенными в часть 11 ст. 154 изменениями, находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается. Статья 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит прямое указание о том, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В нашем городе и, соответственно в регионе, имущественный вопрос в настоящее время так и остается не урегулированным, что создает определенные сложности в решении текущих и перспективных задач, стоящих перед отраслью.
В случае принятия поправок в части закрепления полномочий по социальному обслуживанию и социальной поддержки за органами местного самоуправления имущественный вопрос тоже будет разрешен.
Говоря о новых подходах в работе органов социальной защиты в условиях вступления в силу Федерального закона от 22.08.04. № 122-ФЗ необходимо подчеркнуть роль всех подразделений социальной защиты населения в осуществлении безболезненного перехода от системы льгот к созданию системы, обеспечивающей меры социальной поддержки различным категориям граждан. Для этого был реализован целый комплекс мероприятий.
Большая работа была проведена по формированию Регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04. №122-ФЗ. Информация о 77236 «федеральных льготниках», имеющих право на ежемесячные денежные выплаты и предоставление набора социальных услуг была передана территориальным органам Пенсионного фонда РФ. Сформирована также региональная база данных о 74555 так называемых «региональных льготниках», имеющих право на меры социальной поддержки со стороны субъекта Федерации, и выделена категория «местных» льготников – 74000 пенсионеров, получающих пенсии из средств Пенсионного фонда и не относящихся к «федеральным» и «региональным» категориям льготников.
«Региональным» льготникам – ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам льготы были сохранены в натуральном виде
За созданием Регистров федеральных и региональных льготников, составлением списков граждан, имеющих право на компенсацию услуг связи, последовала объемная работа по выдаче проездных удостоверений для проезда в городском транспорте общего пользования, пригородном железнодорожном, автобусном и водном транспорте «региональным» льготникам. На уровне муниципальной власти была обеспечена поддержка пенсионеров города, не имеющих льгот, в виде бесплатного проезда в городском муниципальном транспорте. Все это было сопряжено с изготовлением и выдачей 74000 проездных удостоверений для этой категории граждан.
С первых месяцев жизни по новым законам возникла необходимость координации действий органов социальной защиты населения и всех других организаций и учреждений, занятых в той или иной степени обеспечением мер социальной поддержки льготным категориям граждан (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, всех структур, занимающихся лекарственным обеспечением льготников, филиала ФГУП «Почта России» по Красноярскому краю и др.). Никогда раньше наша совместная деятельность не требовала такой слаженности.
В результате, по возможности, была снята напряженность, возникшая у некоторых граждан, в связи с отсутствием механизма выбора самим льготником основания, по которому он хотел бы получать меры социальной поддержки, в определенной степени сглаживались и последствия перебоев с обеспечением лекарствами средствами федеральных льготников с связи с поздним принятием механизма централизованных поставок лекарственных препаратов.
В процессе работы в 2005 году удалось добиться ясности в вопросе одновременного предоставления мер социальной поддержки гражданам по одному или другому основанию, если эти меры не одинаковы. В результате, лица, награжденные знаком, «жителю блокадного Ленинграда», являющиеся также ветеранами труда, смогли воспользоваться льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, как ветераны труда. Реабилитированные лица, являющиеся также ветеранами труда, смогли получать денежную компенсацию за услуги связи. Поскольку льготы по оплате жилья и коммунальных услуг не были монетизированы, многие инвалиды, проживающие в собственных квартирах, лишившиеся льготы на жилищную услугу, но являющиеся также ветеранами труда, смогли оплачивать жилье и коммунальные услуги, как ветераны труда. Все это было достигнуто в результате системы запросов в вышестоящие органы законодательной и исполнительной властей, в результате кропотливой работы с населением на местах.
О работе с населением в процессе реализации Федерального закона № 122-ФЗ хотелось бы сказать особо.
Для разъяснения населению особенностей нового законодательства, заменившего многим категориям граждан натуральные льготы денежными выплатами, в каждом управлении социальной защиты населения администраций районов в городе уже 8 декабря 2004 года была организована работа телефонов «горячих линий». Не прекращалась эта работа и в новогодние выходные дни. Специалисты, работающие по телефонам «горячей линии» в течение всего 2005 года, выполнили очень важную работу: терпеливо и подробно разъяснили каждому позвонившему, какие меры социальной поддержки ему обеспечены и в какой форме, порой - просто поговорили с человеком и по возможности успокоили. Всего в течение 2005 года по телефонам «горячей линии» поступило 133842 звонка, из них 67784 от федеральных льготников, 66058 - от региональных. Во многом это помогало снимать социальную напряженность, имевшую место среди населения в связи с заменой ряда льгот денежными выплатами, способствовало также оперативному информированию вышестоящих органов власти о проблемах, волнующих получателей различных мер социальной поддержки на местах.
В связи с вступлением в силу новых законодательных актов в 2005 году выполнение полномочий по социальной поддержке населения и социальному обслуживанию стало предметом совместного ведения органов местного самоуправления и субъекта федерации. Финансовое обеспечение выполнения соответствующих государственных полномочий осуществлялась за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из бюджета субъекта федерации. Дополнительные меры социальной поддержки предоставлялись за счет городского бюджета. Общий объем финансовых средств, выделенных из бюджета города на предоставление дополнительных мер социальной поддержки составил 188,17 млн. руб
В городе Красноярске накоплен положительный опыт предоставления дополнительных мер социальной поддержки населению на основе городских целевых Программ, во многом обеспечивающих социальную стабильность в городе. Такого рода Программы действуют начиная с 1997 года (аналогичные федеральные программы - с 1994 года, краевые - с 1999 года).
В целях формирования социально-экономических, правовых и организационных условий для осуществления мер по социальной поддержке остро нуждающихся граждан и их семей администрацией города совместно с городским Советом была разработана и утверждена городская целевая программа «Социальная поддержка населения г. Красноярска в 2005 году». Объем финансирования по Программе составил 211 372,4 тыс.руб
Старение населения – объективный общемировой процесс. Переход к рыночным отношениям сопровождался ухудшением «социального самочувствия» большинства пожилых людей, оказавшихся в числе малообеспеченных. Помимо малообеспеченности люди старшего поколения страдают из-за одиночества, плохого состояния здоровья, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом. При этом социально-психологическое состояние и стабильность общества во многом определяет положение именно пожилого человека в нем.
В целях улучшения качества жизни людей пожилого возраста, обеспечения условий для реализации внутреннего потенциала и сохранения достоинства в городе Красноярске действовала городская целевая Программа «Старшее поколение» на 2003-2005 гг. Объем финансирования на 2005 год составил 7000,0 тыс. руб.
Формирование доступной среды жизнедеятельности является одной из приоритетных задач социальной политики в отношении инвалидов. По состоянию на 1 января 2005 года в городе Красноярске проживает 72855 инвалидов, из них 4194 инвалида по зрению.
Общий объем финансирования Программы на 2005 год– 2005,0 тыс. руб.
Программа реализовывалась в двух основных направлениях:
1. Обустройство социально значимых объектов пандусами и подручными сооружениями для обеспечения беспрепятственного передвижения и доступа инвалидов (5 медицинских и фармацевтических учреждений, 2 социальных учреждения, 1 учреждение культуры). Объем финансирования – 1490,0 тыс. руб.
2. Второй блок программы включал в себя обустройство улиц и перекрестков города светофорами со звуковыми сигнализаторами для инвалидов по зрению.
Объем финансирования - 515,0 тыс. руб.
Анализируя ход реализации целевых Программ необходимо отметить:
¨ во-первых, динамичный характер развития данных Программ и как следствие повышение их результативности
¨ во-вторых, вся оказываемая помощь носит заявительный и адресный характер, что позволяет вести персонифицированный учет нуждающихся граждан, оказывать действенную экстренную и оперативную помощь, а также прогнозировать развитие социальной обстановки в городе;
¨ в-третьих, программно-целевой метод является эффективным инструментом для решения как традиционных, так и вновь возникающих проблем и позволяет органам местного самоуправления адекватно и оперативно реагировать на вызовы времени.
- так, в связи с повышением тарифов на жилищно-коммунальные услуги была предусмотрена выплата единовременной материальной помощи работникам бюджетной сферы, а также увеличен объем ассигнований на оказание адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации по этой же причине;
- в связи с монетизацией льгот, в том числе для участников и инвалидов ВОВ в год 60-летия Победы администрация города взяла на себя дополнительные обязательства в предоставлении одних из самых востребованных услуг – изготовление и ремонт зубных протезов, а также ремонт жилья;
- в связи с отменой налоговых льгот для общественных организаций предусмотрена поддержка деятельности общественных организаций инвалидов города.
Все вышеперечисленные меры социальной поддержки различных категорий граждан города могут быть реализованы при наличии у органов местного самоуправления полномочий по социальному обслуживанию и социальной поддержке населения. При отсутствии данных полномочий значительно снизятся объемы социальной помощи, исчезнут традиционные формы работы с населением, что приведет к усилению социальной напряженности в городском сообществе.
Разделение полномочий между органами местного самоуправления и субъектом федерации в области социальной защиты населения является на сегодняшний день одним из самых проблемных вопросов.