И Н Ф О Р М А Ц И Я

комитета по потребительскому рынку и услугам администрации

г.Барнаула в годовой отчет АСДГ за 2005 год

 

1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в  области регулирования отношений на потребительском рынке в 2005 году:

 

В 2005 году принята Концепция развития потребительского рынка г.Барнаула до 2010 года, которая утверждена решением Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 № 93. 

Считаем, что в городе созданы благоприятные условия для развития потребительского рынка и бытовых услуг.

По состоянию на 01.01.2006  в городе работает 3581 предприятие потребительского рынка. Прирост сети составил  328 предприятий. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей в прошедшем году возросла с 330 до 400 м2 (для сравнения - в Москве её величина составляет 520 м2). Увеличился розничный товарооборот до 42,1 млрд. рублей (112,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах), оборот общественного питания до 934 млн. рублей (113% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах). Объем оказанных горожанам бытовых услуг в сопоставимых ценах составил 114,5% к уровню 2004 года. На 1386 предприятиях бытового обслуживания работают 5771чел. В настоящее время в городе оказываются более 30 видов бытовых услуг. Потребительский рынок и сфера бытовых услуг остаются самыми  динамично развивающимися отраслями экономики города.

В рамках выполнения Концепции комитетом по потребительскому рынку и услугам проведена определенная работа.

 

Созданы социальные магазины и введены «социальные карты». Ранее льготным обслуживанием пользовались ветераны войн, многодетные семьи, инвалиды – всего 13 категорий населения, около 31 тыс. человек в специальных магазинах «Ветеран». В настоящее время с развитием социальных магазинов обслуживаются  около 44 тыс. человек, доход которых ниже прожиточного минимума, для них товары реализуются со скидкой от 5 до 7%. В 2005 году количество социальных магазинов увеличилось с 19 до 40.

 

Важнейшим направлением работы комитета по потребительскому рынку и услугам администрации города по обеспечению доступности объектов потребительского рынка города для населения является развитие магазинов «шаговой доступности». За 2005 год в микрорайонах со слабо развитой торговой инфраструктурой открыто 38 магазинов «шаговой доступности».

 

В целях упорядочения работы рынков, соблюдения санитарных норм и правил, а также обеспечения прозрачности налогового учета на рынках города комитетом по потребительскому рынку и услугам администрации города при участии депутатов и представителей профсоюзных организаций разработаны «Правила работы рынков в г.Барнауле», которые утверждены решением Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 №260.

 

Для упорядочения мелкорозничной торговой сети комитетом по потребительскому рынку и услугам разработано Положение «Об основных требованиях к работе мелкорозничной торговли на территории города Барнаула», которое утверждено решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 № 142 «Об упорядочении организации работы и размещения объектов мелкорозничной торговой сети города». Данным  положением  ужесточены  требования  к  открытию  и   работе предприятий мелкорозничной торговой сети. 

 

Для обеспечения прав горожан на качественные услуги торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также приведение деятельности предприятий потребительского рынка и защиты прав потребителей в соответствие  с требованиями действующего законодательства в городе создана Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

 

Для улучшения организации питания учащихся общеобразовательных школ в 2005 году произошла реорганизация 5-ти районных комбинатов школьного питания путем слияния в МУП «Комбинат школьного питания» г.Барнаула. Создание единого комбината позволило уменьшить расходы на содержание административного аппарата пяти районных КШП, автотранспорта, уплату коммунальных услуг и электроэнергии и увеличить заработную плату работникам производства. Обеспечение школьных столовых продуктами питания производится централизованно, что позволило улучшить контроль за своевременностью завоза продуктов, а так же качеством выпускаемой продукции. Кроме того, 4 общеобразовательные школы обслуживают частные предприниматели, в течение многих лет зарекомендовавшие себя  положительно.

 

В целях содействия внедрению предприятиями потребительского рынка города новых технологий в апреле 2005 года комитетом по потребительскому рынку и услугам организована конференция на тему «Тенденции развития розничной торговли». В  ходе  конференции  представители  крупнейших   московских   и иностранных фирм ознакомили участников конференции  с новинками торгового   оборудования  и  передовыми  формами  обслуживания покупателей, а также были рассмотрены проблемы безопасности ведения бизнеса.

 

Для поддержки местных товаропроизводителей администрацией города проводятся социальные акции под девизом: «Продукция Барнаула - горожанам»,  где производители предоставляют горожанам по сниженным ценам свою продукцию. Комитетом по потребительскому рынку и услугам администрации города совместно с представителями профсоюзных организаций работников торговли прорабатываются вопросы создания ассоциаций среди предприятий розничной, оптовой торговли, общественного питания. Создание таких объединений позволит более эффективно решать вопросы поддержки местных товаропроизводителей.

Для приведения в соответствие санитарным нормам и правилам киоски находящихся на центральных улицах города, и придать им архитектурный облик главой города принято распоряжение от 11.04.2005 №120 «Об упорядочении размещения некапитальных торговых объектов на территории города Барнаула», в результате чего проведена ревизия имеющихся в городе коммерческих киосков, по итогам которой определены  подлежащие сносу объекты.

 

2. Хотелось бы отметить успехи и достижения коллег из других городов: Красноярска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы в решении вопросов организации работы социальных магазинов, школьного питания, проведения конкурсов.

 

3. Нам  не удалось создать ассоциации, союзы и другие саморегулирующие объединения предприятий потребительского рынка и услуг.

 

4. Основными  задачами комитета на 2006 год являются:

4.1. Реализация Концепции развития потребительского рынка г.Барнаула в рамках которой предусматривается:

-  дальнейшее развитие социальной сети магазинов;

-  формирование реестра потребительского рынка;

-  повышение профессиональной подготовки кадров;

-  разработка Концепции развития бытового обслуживания населения города до 2010 года;

- разработка  Программы совершенствования питания учащихся общеобразовательных школ;

- привлечение к решению социальных проблем города ряда предприятий;

- систематизация мониторинга  цен на потребительском рынке города;

- дальнейшая координация деятельности контролирующих служб по обеспечению качества и безопасности потребительского рынка и услуг.

4.2. Реализация основных направлений Программы повышения заработной платы работников в различных секторах экономики города на 2005-2007 годы, в рамках которой предусматривается:

- проведение проверок предприятий потребительского рынка и услуг;

- проведение  совещаний,  семинаров,  круглых   столов   с руководителями предприятий потребительского рынка и услуг.

 

5. Создать сайт потребительского рынка на базе АСДГ, где можно было бы ознакомиться с проблемами, возникающими на потребительском рынке и путях их решения, а также о принятых нормативных документах, проведении различных мероприятий.

 

6. Считаем не только целесообразным проведение конференций, совещаний, «круглых столов» и пр. по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли, но и необходимым.

 

7. Для проведения такого мероприятия считаем полезным для осуждения следующие наиболее важные и актуальные вопросы:

-         перспективы развития регионального потребительского рынка;

-         роль муниципалитета в развитии потребительского рынка и сферы услуг;

-         взаимодействие органов местного самоуправления и контролирующих служб;

-         система контроля качества товаров работ (услуг) на уровне субъектов и муниципальных органов;

-         как отразиться на развитии потребительского рынка вступление России во ВТО.