И Н Ф О Р М А Ц И Я
комитета по потребительскому рынку и услугам администрации
г.Барнаула в годовой отчет АСДГ за 2005 год
1. Что наиболее значительное удалось сделать в городе в области регулирования отношений на потребительском рынке в 2005 году:
В 2005 году принята Концепция развития потребительского рынка г.Барнаула до 2010 года, которая утверждена решением Барнаульской городской Думы от 24.03.2005 № 93.
Считаем, что в городе созданы благоприятные условия для развития потребительского рынка и бытовых услуг.
По состоянию на 01.01.2006 в городе работает 3581 предприятие потребительского рынка. Прирост сети составил 328 предприятий. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей в прошедшем году возросла с 330 до 400 м2 (для сравнения - в Москве её величина составляет 520 м2). Увеличился розничный товарооборот до 42,1 млрд. рублей (112,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах), оборот общественного питания до 934 млн. рублей (113% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах). Объем оказанных горожанам бытовых услуг в сопоставимых ценах составил 114,5% к уровню 2004 года. На 1386 предприятиях бытового обслуживания работают 5771чел. В настоящее время в городе оказываются более 30 видов бытовых услуг. Потребительский рынок и сфера бытовых услуг остаются самыми динамично развивающимися отраслями экономики города.
В рамках выполнения Концепции комитетом по потребительскому рынку и услугам проведена определенная работа.
Созданы социальные магазины и введены «социальные карты». Ранее льготным обслуживанием пользовались ветераны войн, многодетные семьи, инвалиды – всего 13 категорий населения, около 31 тыс. человек в специальных магазинах «Ветеран». В настоящее время с развитием социальных магазинов обслуживаются около 44 тыс. человек, доход которых ниже прожиточного минимума, для них товары реализуются со скидкой от 5 до 7%. В 2005 году количество социальных магазинов увеличилось с 19 до 40.
Важнейшим направлением работы комитета по потребительскому рынку и услугам администрации города по обеспечению доступности объектов потребительского рынка города для населения является развитие магазинов «шаговой доступности». За 2005 год в микрорайонах со слабо развитой торговой инфраструктурой открыто 38 магазинов «шаговой доступности».
В целях упорядочения работы рынков, соблюдения санитарных норм и правил, а также обеспечения прозрачности налогового учета на рынках города комитетом по потребительскому рынку и услугам администрации города при участии депутатов и представителей профсоюзных организаций разработаны «Правила работы рынков в г.Барнауле», которые утверждены решением Барнаульской городской Думы от 23.12.2005 №260.
Для упорядочения мелкорозничной торговой сети комитетом по потребительскому рынку и услугам разработано Положение «Об основных требованиях к работе мелкорозничной торговли на территории города Барнаула», которое утверждено решением Барнаульской городской Думы от 10.06.2005 № 142 «Об упорядочении организации работы и размещения объектов мелкорозничной торговой сети города». Данным положением ужесточены требования к открытию и работе предприятий мелкорозничной торговой сети.
Для обеспечения прав горожан на качественные услуги торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также приведение деятельности предприятий потребительского рынка и защиты прав потребителей в соответствие с требованиями действующего законодательства в городе создана Межведомственная комиссия по вопросам потребительского рынка, качества и безопасности товаров (работ, услуг).
Для улучшения организации питания учащихся общеобразовательных школ в 2005 году произошла реорганизация 5-ти районных комбинатов школьного питания путем слияния в МУП «Комбинат школьного питания» г.Барнаула. Создание единого комбината позволило уменьшить расходы на содержание административного аппарата пяти районных КШП, автотранспорта, уплату коммунальных услуг и электроэнергии и увеличить заработную плату работникам производства. Обеспечение школьных столовых продуктами питания производится централизованно, что позволило улучшить контроль за своевременностью завоза продуктов, а так же качеством выпускаемой продукции. Кроме того, 4 общеобразовательные школы обслуживают частные предприниматели, в течение многих лет зарекомендовавшие себя положительно.
В целях содействия внедрению предприятиями потребительского рынка города новых технологий в апреле 2005 года комитетом по потребительскому рынку и услугам организована конференция на тему «Тенденции развития розничной торговли». В ходе конференции представители крупнейших московских и иностранных фирм ознакомили участников конференции с новинками торгового оборудования и передовыми формами обслуживания покупателей, а также были рассмотрены проблемы безопасности ведения бизнеса.
Для поддержки местных товаропроизводителей администрацией города проводятся социальные акции под девизом: «Продукция Барнаула - горожанам», где производители предоставляют горожанам по сниженным ценам свою продукцию. Комитетом по потребительскому рынку и услугам администрации города совместно с представителями профсоюзных организаций работников торговли прорабатываются вопросы создания ассоциаций среди предприятий розничной, оптовой торговли, общественного питания. Создание таких объединений позволит более эффективно решать вопросы поддержки местных товаропроизводителей.
Для приведения в соответствие санитарным нормам и правилам киоски находящихся на центральных улицах города, и придать им архитектурный облик главой города принято распоряжение от 11.04.2005 №120 «Об упорядочении размещения некапитальных торговых объектов на территории города Барнаула», в результате чего проведена ревизия имеющихся в городе коммерческих киосков, по итогам которой определены подлежащие сносу объекты.
2. Хотелось бы отметить успехи и достижения коллег из других городов: Красноярска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы в решении вопросов организации работы социальных магазинов, школьного питания, проведения конкурсов.
3. Нам не удалось создать ассоциации, союзы и другие саморегулирующие объединения предприятий потребительского рынка и услуг.
4. Основными задачами комитета на 2006 год являются:
4.1. Реализация Концепции развития потребительского рынка г.Барнаула в рамках которой предусматривается:
- дальнейшее развитие социальной сети магазинов;
- формирование реестра потребительского рынка;
- повышение профессиональной подготовки кадров;
- разработка Концепции развития бытового обслуживания населения города до 2010 года;
- разработка Программы совершенствования питания учащихся общеобразовательных школ;
- привлечение к решению социальных проблем города ряда предприятий;
- систематизация мониторинга цен на потребительском рынке города;
- дальнейшая координация деятельности контролирующих служб по обеспечению качества и безопасности потребительского рынка и услуг.
4.2. Реализация основных направлений Программы повышения заработной платы работников в различных секторах экономики города на 2005-2007 годы, в рамках которой предусматривается:
- проведение проверок предприятий потребительского рынка и услуг;
- проведение совещаний, семинаров, круглых столов с руководителями предприятий потребительского рынка и услуг.
5. Создать сайт потребительского рынка на базе АСДГ, где можно было бы ознакомиться с проблемами, возникающими на потребительском рынке и путях их решения, а также о принятых нормативных документах, проведении различных мероприятий.
6. Считаем не только целесообразным проведение конференций, совещаний, «круглых столов» и пр. по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли, но и необходимым.
7. Для проведения такого мероприятия считаем полезным для осуждения следующие наиболее важные и актуальные вопросы:
- перспективы развития регионального потребительского рынка;
- роль муниципалитета в развитии потребительского рынка и сферы услуг;
- взаимодействие органов местного самоуправления и контролирующих служб;
- система контроля качества товаров работ (услуг) на уровне субъектов и муниципальных органов;
- как отразиться на развитии потребительского рынка вступление России во ВТО.