Информационный материал о состоянии предприятий сферы потребительского рынка на территории г.Томска.

Формирование потребительского рынка идет под влиянием ряда факторов и усло­вий (технологический уровень производства, качество продукции, уровень спроса на по­требительские товары и услуги, налоговый режим, механизм государственного регулиро­вания, ресурсы, конкуренция, правовые и экономические гарантии, и др.).

Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы организации местного самоуправления, формы его осуществления, экономико-финансовую основу деятельности, а Законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О защите прав потребителей» закрепляется обязанность муни­ципалитета в создании условий для обеспечения населения услугами связи, торговли, об­щественного питания и бытового обслуживания.

Основными задачами Управления являются:

1.Определение политики муниципалитета в сфере потребительского рынка и за­щиты прав потребителей.

2. Обеспечение реализации законных прав граждан и организаций как потребителей товаров, услуг, заказчиков работ на территории города в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей".

3. Реализация государственной и муниципальной политики в сфере торгового, бы­тового обслуживания и платных услуг в интересах населения города.

В 2005 году доля в обороте розничной торговли по Томской области муниципаль­ного образования «Город Томск» составляет 74,2%, по оказанию услуг общественного пи­тания - 53,9%, по платным услугам населению - 77%.

В целом в 2005 году сохранилась положительная динамика развития отраслей, вхо­дящих в инфраструктуру потребительского рынка города Томска. Наиболее высокие тем­пы наблюдаются в обороте розничной торговли и общественного питания, который харак­теризует не только развитие предприятий, но и уровень жизни, рост доходов населения.

Населению продано потребительских товаров через все каналы реализации на 8642,4 млн. рублей больше, чем в 2004 году, что составляет рост на 17,8 процентов. Обо­рот розничной торговли на 79,2% формируется торгующими организациями, 20,8% веще­выми, смешанными и продовольственными рынками.

 

Производство потребительских товаров в пищевой промышленности увеличилось на 29,5%, в текстильной и швейной отраслях на 8,6%, ниже уровня предыдущего года на 14,8% произведено изделий из кожи и обуви.

В 2005 году наибольший удельный вес в общем объеме товарооборота приходится на продажу непродовольственных товаров - 66,8%. По сравнению с прошлым годом доля реализации этих товаров увеличилась на 6,9 пунктов. Перераспределение макроструктуры розничного товарооборота в сторону увеличения продаж населению непродовольствен­ных товаров говорит о возрастании доходов и спроса населения на потребительские това­ры длительного пользования, такие как мебель, бытовая техника, телеаппаратура. Нема­ловажную роль в этом процессе сыграло развитие системы продажи непродовольственных товаров путем кредитования (потребительские кредиты).

Оборот общественного питания в отчетном периоде составил 1162,4 млн.рублей. Темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 129,8%.

Сводный индекс потребительских цен в городе Томске составил 112,3%, в том числе на продовольственные товары - 111,3%, непродовольственные товары - 107,4% и платные услуги населению -122,3%.

За 2005 год через все каналы реализации населению города платных услуг оказано на сумму 14982,1 млн.руб., что к соответствующему периоду прошлого года в сопостави­мых ценах составила 116,8%. В среднем на 1 жителя в месяц оказано услуг на 2462 рубля.

В структуре платных услуг в целом по городу доминирующее положение занима­ют жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, услуги связи и образования, на долю которых приходится 51,8% общего объекта.

В настоящее время на территории города Томска функционирует 4023 объектов потребительского рынка в т.ч. розничной торговли 2301, объектов общественного пита­ния - 486, рынков - 31, организаций сферы услуг -1205. В сфере розничной торговли заня­то более 60 тыс. человек или каждый 4 работающий в городском хозяйстве.

В 2005г. введено в эксплуатацию 34 объекта розничной торговли общей площадью 38490,9кв.м.   

Одним из направлений развития розничной торговли на территории города являет­ся организация мелкорозничной сети.

Сегодня мелкорозничная сеть города насчитывает 424 объекта

В 2005г. управлением потребительского рынка проводилась инвентаризация и упо­рядочивание объектов мелкорозничной сети. Основным направлением данной деятельно­сти стало размещение мелкой розницы в местах организованной торговли: на рынки, в торговые центры, магазины, а также в отдаленные районы с неразвитой инфраструктурой потребительского рынка. В рамках данной программы на территории города произведен снос 102 объектов. Разработан проект «О порядке размещения и организации деятельно­сти временных объектов мелкорозничной сети на территории г.Томска».

Одной из важнейших сфер потребительского рынка являются услуги общественно­го питания. На сегодняшний день в городе функционирует 441 предприятие. В весенне-летний период осуществляют деятельность летние кафе, в 2005 году на территории города работало 45 таких предприятий. Оборот общественного питания составил 1162,4 млн.руб., что на 29,8% выше, чем в 2004г.

В 2005г. открылись 14 объектов общественного питания площадью 2756,3кв.м. на 658 посадочных мест.

Кроме этого, считаем целесообразным, для регулирования вопросов по обеспече­нию качества и безопасности реализуемых товаров и услуг, проведение конференций по обсуждению вопросов, связанных с введением системы добровольной сертификации определением механизма реализации Закона «О техническом регулировании».

Также считаем необходимым проведение конференций по обсуждению наиболее актуальных вопросов:

- отсутствие в Административном Кодексе и в местных законодательных актах мер воз­ действия на предприятия бытового обслуживания, нарушающих законодательство РФ, в том числе закон «О защите прав потребителей»;

-   отсутствие законодательной базы для передачи или уничтожения конфискованного скоропортящегося товара;

-   отсутствие складских помещений и холодильного оборудования для хранения изъятой скоропортящейся продукции в соответствии с законами РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «Защите прав потребителей»;

В целях обеспечения дальнейшего развития отрасли, взаимодействия муниципалитетов городов-членов АСДГ считаем целесообразным работу секции АСДГ по вопросам торговли.