Ч И Т А


  1. Что наиболее значительное удалось сделать в области экономики и финансов в 2007 году?

Деятельность администрации городского округа «Город Чита» в 2007 году была направлена на реализацию основных задач текущего периода и разработку планов работы на среднесрочную перспективу.

Задачи, поставленные на 2007 год, в основном выполнены. Исполнение бюджета обеспечено. Это позволило всем системам городского хозяйства, работать в нормальном режиме, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату работникам бюджетной сферы, рассчитываться с предприятиями, оказывающими услуги по обеспечению тепловой и электрической энергией, проводить капитальные ремонты, закупать новое оборудование, а так же досрочно погасить муниципальный долг.

Реализация задач текущего периода привлечение доходов и мобилизация дополнительных доходов, оптимизация бюджетных расходов.

Исполнение бюджета городского округа осуществлялось в соответствии с показателями, утвержденными решением Думы городского округа от 28.12.2006 № 228, с учетом внесенных изменений и уточнений.

Общая сумма доходов бюджета за 2007 год составила 3862,8 млн. руб. Бюджетные назначения исполнены на 105,5 % к уточненным показателям бюджета в сумме 3660,2 млн. руб., к первоначально утвержденным показателям на 124,6 %. Рост объёмов доходов бюджета к 2006 году составил 128,2%, в целом бюджет городского округа за 2007 год исполнен с профицитом в размере 88,2 млн. руб.

По собственным доходам исполнение бюджетных назначений составило 111,5%, при уточненных плановых назначениях в сумме 2085,0 млн. руб., фактическое исполнение составило 2324,0 млн. руб., В целом, прирост доходов по сравнению с 2006 годом составил 22,5% или - 238,9 млн. руб.

В структуре собственных доходов доля налоговых доходов повысилась на 1,2 пункта и составила 77,6 процента, доля неналоговых поступлений составила 22,4 процента, из них доходов от предпринимательской деятельности 5,9 %.

Расходная часть бюджета городского округа освоена в сумме 3774,6 млн. руб. или на 95,4% от утверждённого бюджета. По сравнению с 2006 годом расходы увеличились на 888,1 млн. руб. в основном за счет повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, повышения тарифов на коммунальные услуги, а также увеличения объемов на капитальный ремонт объектов муниципальной собственности, реконструкцию и строительство новых объектов.

Достижению таких результатов способствовали позитивные изменения, происходившие в основных сферах экономики городского округа, сохранение положительных тенденций экономического роста, меры направленные администрацией городского округа на обеспечение сбалансированности бюджета городского округа «Город Чита», мероприятия, проводимые по мобилизации доходов в бюджет городского округа, в том числе:

- совместная работа с налоговыми органами и принимаемые меры налогового администрирования на снижение недоимки по платежам в бюджет городского округа (по состоянию на 1 января 2008 года сумма недоимки предприятий и организаций перед бюджетом городского округа составила 33342,0 тыс. руб., по состоянию на 01.01.2007 -38058 тыс. руб. уменьшение суммы недоимки составило 4716 тыс. руб. или на 12,3 %.),

- списание задолженности перед бюджетом города, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию в сумме 14204 тыс. руб., в том числе по 116 предприятиям банкротам,

- выполнение графиков реструктуризации задолженности, своевременности и полноте внесения текущих платежей, поступления по отмененным налогам и сборам (реструктурированным) составили 252 тыс. руб.)

- выявление резервов пополнения доходов бюджета городского округа, за счет эффективного использования муниципальной собственности: земельных участков, находящихся в границах городского округа путём вовлечения в хозяйственный оборот земель, используемых без правоудостоверяющих документов, продолжения процесса разграничения государственной собственности на землю, выявления собственников имущества не оформивших имущественные права в установленном порядке и привлечению их к оформлению права собственности, проведения инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, выявления неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений, выявления фактов самовольной застройки, привлечения к административной ответственности за уклонение от оформления документов.

- увеличение налогового потенциала от использования муниципальной собственности, путем подготовки и утверждения решений об индексации базового размера арендной платы за 1 кв. м. общей площади муниципальных нежилых помещений, зданий и сооружений, в целях компенсации затрат муниципалитета от уровня инфляции; о назначении представителей муниципального образования городской округ «Город Чита» в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в муниципальной собственности городского округа «Город Чита. В результате всех мер по эффективному использованию муниципальной собственности дополнительно привлечено в бюджет городского округа 35,6 млн. руб.

Одним из приоритетных направлений работы в 2007 году было администрирование налогов и сборов, в рамках которых:

- источники доходной части бюджета городского округа закреплены за соответствующими администраторами поступлении,

- разработаны и подписаны Соглашения о взаимодействии Администрации городского округа «Город Чита» с Отделением по г. Чите УФК по Читинской области, по информационному взаимодействию с УФК по Читинской области, о взаимодействии с Межрайонной ИФНС России №2 по г. Чите в соответствии с которыми:

-продолжено действие комиссии по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины, с участием работников администрации, финансовых и налоговых органов и других заинтересованных структур.

Приоритетные направления работы данной комиссии:

- анализ состояния платежной дисциплины предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа;

- разработка мер по недопущению недоимки в местный бюджет по местным налогам, а также другим закрепленным доходным источникам;

- организация претензионной работы и передача материалов в суд для принудительного взыскания задолженности.

Проводится мониторинг невыясненных поступлений по региональным и местным налогам и сборам, арендным платежам за пользование муниципальной собственностью, доходам от платных услуг, подлежащим зачислению в бюджет городского округа. За 2007 год отрегулировано и возвращено в бюджет городского округа невыясненных поступлений на сумму 7092,2 тыс. руб.

Осуществлялся контроль за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных унитарных предприятий и своевременным зачислением чистой прибыли, остающейся после уплаты налогов (исполнение за 2007 год составило 126,5%).

Для разработки комплексных мер по ликвидации задолженности по заработной плате, по вопросу усиления контроля в части сокрытия заработной платы и неуплаты платежей по налогу на доходы физических лиц и единому налогу на вменённый доход создана и работает межведомственная комиссия по проблемам труда при первом заместителе Мэра города.

Устойчивое финансовое положение муниципального образования и контролируемых им бюджетных организаций служит необходимым условием стабильного оказания бюджетных услуг и исполнения обязательств, принятых перед жителями. Повышение эффективности расходования бюджетных средств обусловило переход на казначейское исполнение бюджета и в итоге - данная система позволяет обеспечить степень прозрачности и эффективности управления бюджетными ресурсами, строгий учёт бюджетных обязательств, недопущение необоснованного роста кредиторской задолженности.

В условиях ограниченности доходной части бюджета муниципального образования, иллюстрацией позитивной работы органа местного самоуправления является разработка муниципальной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на 2006-2008 г.г.» В данной программе изложены приоритеты финансовой политики города на ближайшие годы. Программные положения предусматривают долговременное бюджетное планирование, оптимизацию управленческих расходов и охватывают широкий круг проблем управления муниципальными финансами. При этом произведено смещение акцентов бюджетного процесса от «управления «затратами» на «управление результатами» путем повышения ответственности и расширения полномочий и ответственности распорядителей бюджетных средств.

В рамках данной программы и организации работы по переходу к новой модели организации бюджетного процесса проведен всесторонний анализ работы муниципальных учреждений и предприятий всех отраслей экономики, проанализировано социально-экономическое развитие городского округа в целом, уровень управления муниципальными финансами и положение бюджетно-финансовой сферы муниципального образования. Результатом проведенной работы явилась подготовка 31 аналитической справки.

Принято 34 муниципальных нормативных акта, предусматривающих различные методики, порядки и положения, которые обеспечат реализацию мероприятий, направленных на реформирование муниципальных финансов.

Так в 2007 году на территории городского округа установлен порядок и условия привлечения, обслуживания и погашения долговых обязательств. В результате проведенной работы по оптимизации форм, структуры и размеров заимствований в 2007 году сэкономлено бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств в сумме 12,5 млн. руб., сокращен муниципальный долг по состоянию на 1 января 2008 года с 43,9 млн. руб. до 0,9 млн. руб.

Надо отметить, что конструктивное взаимодействие органов власти городского округа позволило принять бюджет 2007 года до начала финансового года. Это в свою очередь дало возможность всем структурным подразделениям заблаговременно сформировать все необходимые документы для бюджетного финансирования и обеспечить исполнение бюджета с хорошими показателями.

Результаты деятельности администрации городского округа «Город Чита» в области экономики будут направлены дополнительно.


2. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы бы особо отметили?

В виду отсутствия информации не представляется возможным отразить достижения коллег из других городов.


3. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

Несмотря на принимаемые меры, нерешёнными остаются вопросы, касающиеся муниципальной и государственной собственности и перехода объектов собственности из одного статуса в другой. Суть проблемы заключается в отсутствии окончательного размежевания земель и разграничения государственной собственности на муниципальную, областную и федеральную собственность, находящуюся в границах муниципальных образований из-за отсутствия нормативно-правовой базы и финансовых средств, методики расчета оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, единого кадастрового реестра недвижимости на федеральном уровне. Кроме того, принятие федеральных законов о передаче полномочий по управлению и распоряжению земельными ресурсами, государственная собственность на которые не разграничена исполнительным органам субъекта, привело к отрицательным последствиям - «парализован» рост доходов арендной платы от земли, отмечается его падение, нарушены технологические подходы решения вопросов землеустройства.

Процесс разграничения имущества выявил проблемы:

- возникновение дополнительных расходов по перерегистрации объектов собственности при их передаче на соответствующий уровень управления в соответствии с законом, проведение аукционов по предоставлению участков под строительство, что требует большой подготовки по формированию земельных участков, в соответствии с установленными полномочиями.

- неурегулированность вопросов оформления прав собственности, имущества и земли, несовершенство системы администрирования, отсутствие стимулов к проведению инвентаризации и составлению реестров имущества муниципалитетами;

- отсутствие нормы, регламентирующие порядок предоставления федеральными органами сведений о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщиков органам местного самоуправления муниципальных образований.

Принципы налогообложения, установленные законом о налоге на имущество физических лиц в настоящее время не соответствуют условиям рыночной экономики. И одной из проблем является наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, которые не подлежат обложению налогом. Поэтому рост поступлений данного налога в связи с отсутствием методики оценки рыночной стоимости объектов и заявительному характеру проведения инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для оформления правоудостоверяющих документов, незначителен.

Наиболее проблемным остается вопрос сбалансированности бюджета. Потребность в расходах за этот период в соответствии с полномочиями, отнесёнными ст. 16 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения исчислена в объёме 4330,6 млн. руб., или обеспеченность составляет менее 60,0%, в то время как возможности позволили сформировать бюджет муниципального образования в объеме 2500,2 млн. руб., из них 1423,6 млн. руб., или 57,0 %, расходы на оплату труда и отчисления в обязательные внебюджетные фонды, расходы на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений 228,6 млн. руб. или более 9 % и на прочее текущее содержание бюджетных учреждений (питание, медикаменты, хозяйственные расходы, текущий и капитальный ремонт) 15 %, на развитие муниципального образования 16,0%, решение прочих вопросов местного значения 3,0%.

До сих пор не закончен процесс разграничения полномочий. В результате городской округ «Город Чита» вынужден принимать к своему рассмотрению и решению вопросы, отнесенные к государственным полномочиям, прежде всего в социальной сфере. Так:

1. В соответствии с п.13 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.6.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 20.04.2007 года) финансовое обеспечение общеобразовательного процесса в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, учреждений дошкольного образования, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальные услуги) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Однако, до настоящего времени не урегулированы вопросы администрирования образовательного процесса. В связи с исполнением функций, не относящихся к полномочиям органов местного самоуправления, происходит отвлечение средств бюджета городского округа «Город Чита» на содержание 10 единиц специалистов комитета образования администрации городского округа «Город Чита», осуществляющих полномочия по организации общеобразовательного процесса в городском округе «Город Чита» в сумме 6100 тыс. руб.

2. В соответствии с п. 1 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции от 25.10.2007 года) государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей, а статьёй 44 этого же закона органам местного самоуправления предоставлено право рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей, обращаться в суд в защиту прав потребителей и при выявлении по жалобе потребителей товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). В то время как статьёй 16 вопросы, связанные с защитой прав потребителей к полномочиям органов местного самоуправления городского округа не отнесены. В результате происходит отвлечение средств городского бюджета на содержание 7 единиц специалистов в сумме 3955 тыс. рублей.

3. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Муниципальное образование городской округ «Город Чита» считает, что субъектом Российской Федерации Читинской областью, нарушены нормы действующего законодательства Российской Федерации, а именно:

- ст.18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- п.п.6;3, п.6 ст.29 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»

- ст.16, ст.19 ФЗ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Так, в соответствии со статьями 5,15 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания, в том числе детей-инвалидов.

Статьей 18 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (в редакции, действующей в 2007г.) предусмотрено, что содержание детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях осуществляется за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации.

Однако, до настоящего времени субъектом РФ не переданы городскому округу «Город Чита» государственные полномочия на содержание детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях, из них:

- на содержание 17 детей-инвалидов (глухие и слабослышащие) в муниципальном детском учреждении компенсирующего вида детский сад №5 потребность на 2008год составляет 3062,7 тыс. руб.;

- на содержание 75 детей-инвалидов посещающих дошкольные образовательные учреждения городского округа «Город Чита» потребность на 2008 год составляет 2673,0 тыс. руб.

4. В соответствии с п.3 ст.21 Закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Учебно-производственный комбинат осуществляет трудовое и профессиональное образование учащихся общеобразовательных учреждений комитета образования администрации городского округа «Город Чита».

Руководствуясь п.п. 6; 3, п.6 ст.29 Федерального закона «Об образовании», организация предоставления дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях, находится в ведении субъекта Российской Федерации, следовательно расходы по содержанию учебно-вспомогательного и административно хозяйственного персонала, а также расходы связанные с учебным процессом, должны осуществляться за счет средств субвенции.

На 2008 год потребность на содержание данного учреждения составляют 1806,7 тыс. руб. из них: фонд оплаты труда с учетом отчислений составляет 1704,4 тыс. руб., учебные расходы в размере 6% 102,3 тыс. руб.

По данным расходам городской округ «Город Чита» так же не наделен государственными полномочиями.

5. До настоящего времени остается не решенной проблема по подвозу детей из отдаленных районов в общеобразовательные школы города, в связи с чем по-прежнему существует угроза жизни и здоровью детей, особенно в зимнее время года.

Согласно пункту 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального Закона от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ), пунктам 13, 13.1 части 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федерального Закона от 21 июля 2007 года № 194-ФЗ) в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находятся:

- обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными Законами субъекта Российской Федерации;

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным образовательным программам в образовательных учреждениях, находящимся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Соответственно, подвоз детей на учебу и обратно из населенных пунктов, не имеющих общеобразовательных учреждений, относится к перечню полномочий субъектов Российской Федерации, так как финансовое обеспечение образовательного процесса возложено на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а на органы местного самоуправления возложено только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Потребность средств на 2008 год  на подвоз детей в школу составляет 4402 тыс. руб.

6. В соответствии со статьей 5 ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 15 Закона Читинской области от 11 июля 1996 г. N 56-ЗЧО «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» установлено, что администрации детских домов, домов детства, школ-интернатов, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования не позднее, чем за год до выпуска воспитанников, учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана проинформировать об этом органы местного самоуправления по месту нахождения закрепленного за ними жилья для решения вопроса об освобождении или предоставлении иного равноценного жилого помещения.

Сложившаяся в Читинской области судебная практика показывает, что на муниципальные образования возлагаются обязательства по предоставлению детям-сиротам жилых помещений, в то время, как в муниципальном образовании жилых помещений нет.

Субвенций же из областного бюджета на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей не выделяется, что создает сложную ситуацию с приобретением жилья и предоставление его детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В настоящее время, муниципальное образование поставлено судебными решениями в такую ситуацию, когда в рамках процессуального законодательства изменяется способ исполнения решения суда и муниципальное образование вынуждено исполнять принятые решения в денежной форме соразмерной стоимости жилого помещения.

Закон Читинской области «Об областном бюджете на 2008 год» от 19 декабря 2007 г. № 1054-ЗЧО не содержит для муниципального образования субвенций на предоставление жилья указанным выше гражданам. Количество нуждающихся детей на территории городского округа «Город Чита» составляет 400 человек. Потребность средств на приобретение жилья - 360000,0 тыс. руб.

8. Наиболее важный для городского округа нерешённый на сегодня вопрос по оплате межтарифной разницы. В областном бюджете на 2008 год впервые утверждены ассигнования на частичную компенсацию расходов по межтарифной разнице, возникшей в результате осуществления полномочий органов местного самоуправления по организации тепло-, водоснабжения и водоотведения, однако Порядок и условия предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований до сих пор не утверждены.


4. Какие задачи стоят в 2008 году?

В области налоговой политики основным направлением остается увеличение доходной части бюджета городского округа путем улучшения налогового администрирования, для этого необходимо:

Повысить ответственность за результаты работы администраторов доходов, направленную на соблюдение налогоплательщиками действующего налогового законодательства, продолжить практику совместной работы администрации городского округа с налоговыми органами, с УФК по Читинской области, уделять особое внимание администрированию доходов от оказания платных услуг, обеспечить рост доходов бюджета, полученных от использования муниципальной собственности, за счет совершенствования системы управления активами и внедрения его новых форм, включая использование объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, усилить контроль за использованием муниципальной собственности, условиями сдачи её в аренду.

В области бюджетной политики.

Бюджетная политика в области доходов ориентирована на их увеличение и максимальный сбор налогов, проведение работы по их увеличению, в том числе за счет экономического роста, развития налогового потенциала, улучшения расчетов налогоплательщиков с бюджетом. В целях увеличения налогооблагаемой базы особое внимание необходимо уделить обеспечению полноты учета плательщиков земельного налога, налога на имущество физических лиц, поступлений от использования муниципальной собственности. Выполнение данной задачи можно обеспечить за счет следующих мероприятий: проведение ежегодной инвентаризации имущества, находящегося в муниципальной собственности, с целью выявления неиспользованного (бесхозного) имущества и установление направления эффективного его использования, определение и утверждение перечня сдаваемого в аренду имущества с целью увеличения доходов, получаемых в виде арендной платы, проведение анализа эффективности использования бюджетными учреждениями закреплённого за ними имущества, выявление неиспользуемых основных фондов бюджетных учреждений и принятие соответствующих мер по их продаже или сдаче в аренду, уточнение перечня имущества, подлежащего передаче под залог, в доверительное управление и расчет объемов доходов, поступающих в бюджет, активизация инвестиционной деятельности за счёт привлечения объектов незавершенного строительства, находящихся в муниципальной собственности, увеличивать и развивать предоставление платных услуг.

Бюджетная политика в области расходов должна быть направлена на создание эффективной системы управления муниципальными финансами и внедрение новой культуры управления, ориентированной на предоставление высококачественных бюджетных услуг населению, продолжение применения формализованных процедур планирования и осуществления бюджетных закупок муниципальными учреждениями путём подбора поставщиков товароматериальных ценностей и услуг подрядных организаций на поставку товаров, выполнение работ по капитальному ремонту объектов социальной сферы и жилищного фонда, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, в целях эффективного использования средств бюджета городского округа, предполагающее оценку качества муниципальных услуг, для которых необходимо установить стандарты качества, продолжить мониторинг бюджетной сети и мероприятий по реструктуризации её путем определения Порядка и плана перевода бюджетных организаций в форму автономных немуниципальных организаций, продолжить проведение мониторинга кредиторской задолженности бюджетных учреждений и муниципальных предприятий и контроля за выполнением мероприятий по недопущению увеличения текущей кредиторской задолженности и снижению просроченной задолженности.

В целях организации оперативного учёта объёма задолженности и принятия мер по её снижению, будет разработана Программа мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности местных бюджетов по городскому округу, где найдут отражение основные вопросы оптимизации расходов и мобилизации доходов городского округа на 2008 год.

В рамках муниципальной целевой программы «Реформирование муниципальных финансов городского округа «Город Чита» на 2006-2008 гг.» предполагается ежегодно выделять в составе расходов бюджета городского округа ассигнования, подлежащие распределению на конкурсной основе между функциональными (отраслевыми) и территориальными органами администрации городского округа "Город Чита" и реализуемыми ими программами по результатам оценки представленных заявок, включающих в себя доклады о результатах и основных направлениях деятельности. Предполагается провести инвентаризацию бюджетной сети и подготовить предложения по реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг населению.

Основным направлением повышения эффективности использования бюджетных средств является создание механизмов, при которых бюджетные услуги могли бы предоставляться организациями различных организационно-правовых форм с более высоким качеством.

В настоящее время проводится работа:

  1. по определению критериев оценки качества предоставляемых услуг;
  2. по повышению самостоятельности бюджетных учреждений; создания для них экономических и управленческих стимулов, повышающих эффективность управления, а также усиление ответственности за достижение ожидаемых результатов работы;
  3. по переходу в области планирования от фактически сложившегося одногодичного цикла управления муниципальными финансами к  последовательному и системному управлению ресурсами и результатами деятельности муниципального сектора в рамках нескольких лет (среднесрочное финансовое планирование);
  4. в организации учета объектов, находящихся в собственности муниципального образования и проведению мониторинга эффективности использования и деятельности этих объектов;
  5. в организации единого информационного пространства.


  1. Какую помощь и содействие, на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении проблем?

Полагаем, что соответствующую помощь и содействие в решении проблем по нижеуказанным вопросам может оказать Ассоциация сибирских и дальневосточных городов. В целях сбалансированности местных бюджетов предлагаем обратиться с законодательной инициативой в Государственную Думу:

- о закреплении предлагаемых нормативов отчислений за муниципальными образованиями:

налога на доходы физических лиц 100%,

налога на прибыль 25%,

налога на имущество организаций 100%,

транспортного налога 100;

- об отмене федеральных и региональных льгот по местным налогам и сборам, что позволит пополнить бюджеты муниципальных образований и в конечном итоге обеспечит качественное предоставление населению услуг;

- о закреплении налога на имущество организаций за местными бюджетами, и в последующем налога на недвижимость в качестве местного налога и установить поступление доходов от них в полном объеме в местные бюджеты;

- о закреплении постоянных нормативов отчислений в размере 100 % от общей суммы совокупных налогов уплачиваемых организациями и предпринимателями, расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под действие данных налогов;

- о закреплении в Налоговом кодексе нормы, устанавливающей порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту проживания в объеме 100 %, что позволит муниципальным образованиям создать более благоприятные условия для проживания граждан и развития социальной инфраструктуры;

- об усовершенствовании методики кадастровой оценки земельных участков, и пересмотре оценки стоимости земли,

- о предоставлении права органам местного самоуправления устанавливать ставки земельного налога и индексировать налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством;

- о наделении полномочиями администратора поступлений по земельным участкам, находящимся в границах городских округов - муниципальные образования;

- о внесении изменений в налоговое законодательство в части зачисления арендной платы за земли, находящиеся в границах городских округов в полном объёме в местные бюджеты, как это сделано для муниципальных районов (установив норматив отчислений по арендной плате за земли в размере 100 % для городских округов);

- о внесении изменений в федеральное законодательство в части полной передачи полномочий по распоряжению земельными участками муниципальным образованиям;

- о расширении перечня лиц, допущенных к «налоговой тайне», конфиденциальной информации работниками финансовых органов муниципальных образований (так как при исчислении налогового потенциала существует проблема в отсутствии сведений о численности, фонде оплаты труда военнослужащих, силовых структур, прокуратуры, судебных приставов, наличия задолженности в разрезе плательщиков, о суммах уплаченных налогов в разрезе плательщиков и т.д., т.е. ведомств, у которых данная информация относится к разряду «конфиденциальной тайны»);

- об утверждении единой для всех муниципальных образований методики межбюджетных отношений, в которой чётко прописать принципы формирования доходов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований согласно перечню расходных полномочий;

- о закреплении определения уровня бюджетной обеспеченности соотношением налоговых доходов на одного жителя с учётом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объём выплат) в расчёте на одного жителя;

- о принятии нормативно правового акта, регламентирующего предоставление статистической отчетности, характеризующей состояние экономики и социальной сферы органами исполнительной власти субъекта, муниципальных образований, федеральными органами власти, необходимой при исчислении бюджетных проектировок на очередной финансовый год, на среднесрочную перспективу, в т.ч., по налогооблагаемой базе, и доведение данных сведений до каждого муниципального образования, с возложением этих полномочий на Федеральную службу статистики.

В целях взаимосвязи государственной и муниципальной службы предлагаем обратиться с законодательной инициативой:

- о внесении изменений в федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления размера должностного оклада, а также размера ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления работодателем, то есть органом местного самоуправления. Так как принятая норма не согласуется с конституционным принципом самостоятельности органов местного самоуправления;

- о внесении изменений в федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части установления классных чинов и надбавку к денежному содержанию за классные чины муниципальным служащим, закрепив обязательную норму о регулировании законом субъекта РФ вопросов связанных с классными чинами;

- о внесении изменений в федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части предоставления органам местного самоуправления права на установление дополнительных гарантий в сфере пенсионного обеспечения муниципальных служащих,

- о внесении изменений в федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» в части предоставления ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день муниципальным служащим,

- о внесении изменений в закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в части внесения в число лиц, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение муниципальных служащих.

Кроме того, надеемся на содействие АСДГ в получении материалов о практическом применении законодательства в части самообложения граждан в городских округах.


6. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Представляется интересным и полезным обмен опытом с другими городами, путем проведения кустовых мероприятий (конференций, совещаний) в городах Иркутск, Новосибирск, Хабаровск по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем муниципальных образований. Считаем целесообразным объединить усилия в решении вышеперечисленных проблем.


***


2007 год, прежде всего, насыщен общественно-политическими событиями. Жители города, как и все население Читинской области, приняли активное участие в референдуме по объединению двух субъектов. С 1 марта 2008 года Чита столица Забайкальского края.

Достигнутые в 2007 году совместные результаты были  отмечены  достойными наградами. По итогам Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование», проводимого Министерством Регионального развития РФ, городской округ «Город Чита» награжден дипломом третьей степени в номинации «Экономика и финансы муниципального образования». В числе 18 населенных пунктов Чита по результатам Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» отмечена специальным призом Федерального агентства по строительству и ЖКХ и Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения за активную работу по совершенствованию архитектурного облика.


1. Что наиболее значительное удалось сделать в области экономики и финансов в 2007 году?

Разработана и принята Комплексная программа социально-экономического развития городского округа «Город Чита» на период 2008-2022 г.г., включающая концепцию социально-экономического развития до 2022 года, долгосрочный план до 2017 года, среднесрочный план да 2012 года и механизмы их реализации.

Численность постоянного населения города Читы увеличивается и на 01.01.2008 года она составила 306,5 тыс. человек. В 2007 году в городе родилось 4916 детей, что на 3,6% больше, чем в 2006 году. Коэффициент рождаемости  на 1 000 населения составил 16,1 промилле. Умерло 4027 человек, что на 9,8% меньше, чем в прошлом году. Коэффициент смертности составил 13,2 промилле.

Рост номинальных денежных доходов в расчете на душу населения в 2007 году составил 19,4 % к уровню 2006 года, реальных денежных доходов населения - 10,3 %. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций городского округа выросла в 2007 году на 18,2% и составила 15 915,3 рублей.

Экономика города развивается динамично. Отмечается рост объемов производимой продукции предприятиями по виду деятельности «обрабатывающие производства» на 6,6%. Выросло производство важнейших видов промышленной продукции: холодильных установок в 3,8 раза, стеновых материалов на 33,5%, кирпича строительного на 37,9%, материалов строительных нерудных в 3,4 раза. Больше стало производиться мебели, возросли объемы издательской и полиграфической продукции.

В пищевой промышленности увеличен объем выпуска кондитерских изделий на 8,2%, консервной продукции на 31,1 %., безалкогольных напитков - на 39,8%, В 2007 году продолжался процесс внедрения новейших технологий в мясной, молочной, кондитерской, хлебопекарной и пивобезалкогольной отраслях пищевой промышленности.

Отмечается положительная динамика развития малого бизнеса по таким показателям как количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, оборот малых предприятий и объем инвестиций в основной капитал. За 2007 год оборот малых предприятий увеличился на 23,8%, объем инвестиций в 1,5 раза, заработная плата на 45%. В целях содействия развитию малого бизнеса на 2008 год утвержден Перспективный план мероприятий по развитию малого предпринимательства в городском округе «Город Чита», отражающий основные формы взаимодействия бизнеса и власти.  

Лидирующее место в сфере развития малого бизнеса по-прежнему занимает торговля, как одна из ведущих отраслей. В целом оборот розничной торговли в товарной массе увеличился  в 2007 году на 9,0%, оборот общественного питания на 16,9%, объем платных услуг населению на 12,9%, что значительно превышает аналогичные показатели 2006 года.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в городском округе «Город Чита» в 2007 году составил более 5 млрд. руб., или 140,0 % к уровню 2006 года.

В разрезе отраслей экономики наибольшая инвестиционная активность наблюдается по таким видам деятельности как производство и распределение электроэнергии, газа и воды, производство строительных материалов, транспорт и связь, строительство.

В 2007 году в городском округе «Город Чита» введено 137,5 тысяч кв.м. жилья, рост составил  144,0%. В полном объеме за счет средств городского бюджета реализована адресная инвестиционная программа.

За счет средств городского бюджета введен в эксплуатацию один многоквартирный дом. В 2008 году планируется строительство еще двух многоквартирных домов, поскольку существует острая необходимость в строительстве социального жилья, и еще 1300 семей нуждаются в улучшении жилищных условий.

В 2007 году в рамках реализации национального проекта  «Доступное и комфортное жилье гражданам России» выдано 93 свидетельства молодым семьям, 7 государственных жилищных сертификатов. Администрацией городского округа разработана программа развития жилищного кредитования на территории городского округа «Город Чита» на  2007 2010 годы.

Одной из самых сложных, но жизненно важных отраслей, определяющих качество жизни населения, является жилищно-коммунальное хозяйство. В 2007 был осуществлен переход к комплексному планированию и функционированию этой отрасли. Администрацией города разработана программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа на 2008-2011 годы. Программа определяет основные направления развития коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями городского хозяйства. Начиная с 2007 года, действуют инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем тепло- и водоснабжения, водоотведения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Реализация данных программ позволила организациям коммунального комплекса привлечь инвестиции в сумме 115 млн. рублей. 

В течение 2007 года реализованы мероприятия трех муниципальных программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму 75,5 млн. рублей. Полностью освоены финансовые средства в объеме 89,8 млн. рублей, предусмотренные бюджетом города на благоустройство. 

С целью комплексного решения вопросов очистки территории города принято решение о строительстве комплекса по переработке бытовых отходов, деятельность которого позволит значительно улучшить санитарное состояние города. 

Начата работа по строительству дополнительных участков Читинского месторождения подземных вод Сибирского и Смоленского. Ориентировочная стоимость проекта составит около 1 млрд. 400 млн. рублей.

Значительно активизировалась работа по реализации положений, предусматривающих реформирование жилищно-коммунальной сферы. Выполнена работа по подготовке к открытому конкурсу по выбору организаций для управления жилищным фондом, проведен первый этап названного конкурса. В городе создано и осуществляют деятельность 62 ТСЖ, 22 специализированных потребительских кооператива и 25 управляющих организаций.


2. Что наиболее значительное удалось сделать в области территориального общественного самоуправления в 2007 году?

На территории города созданы и работают 12 органов территориального общественного самоуправления. ТОСы активно подключились  к работе с населением. При их непосредственном участии проводятся новогодние праздники, фестивали, спартакиады. Главное внимание ТОСы  уделяют вопросам благоустройства и социальной очистки жилых микрорайонов. Под непосредственном руководством председателей ТОСов дважды в год организовываются и проводятся субботники для населения, так же в 2007 году проводилась акция «Мир вокруг меня и мое участие в нем» с целью популяризации инициатив граждан объединиться для наведения порядка и благоустройства территорий, на которых мы живем и работаем. Кроме того, ежегодно проводятся конкурс «Лучший двор, лучшая усадьба, лучший урожай». В период подготовки и проведения областного референдума, избирательных кампаний по выборам депутатов Государственной Думы Федерального собрания председатели всех ТОСов проводили активную организационную работу среди избирателей.

В ряде административных районов города создан районный методический кабинет территориального общественного самоуправления на базе организационного отдела администраций района. Утверждено положение. Районный методический кабинет ТОС является технической, учебно-методической базой для внедрения новых технологий по участию населения в осуществлении местного самоуправления.


3. Какие успехи и достижения ваших коллег из других городов Вы особо отметили?

В сфере жилищно-коммунального хозяйства во многих регионах происходит процесс разделения функций заказчика и подрядчика, что позволило приватизировать деятельность по техническому обслуживанию (в Москве едва ли не все 100% жилья обслуживаются частными предприятиями). Повсеместно приняты программы ресурсосбережения. Принят Федеральный закон «Об энергосбережении», а более чем в 30 регионах соответствующие региональные законы. Хотелось бы отметить богатый опыт наших коллег по проведению масштабных мероприятий, таких как Дни культуры городов-побратимов и также более широкий круг их контактов с городами в России и за рубежом.


4. Какие наиболее трудные проблемы не удалось решить в прошедшем году?

Существуют существенные проблемы, связанные с государственной регистрацией права муниципальной собственности Управлением федеральной регистрационной службы по Читинской области и АБАО. К таковым относится: отсутствие единых требований у государственных регистраторов к документам, предоставляемым на регистрацию по одним и тем же основаниям.  Так, основаниями для государственной регистрации права собственности как на здания так и на земельные участки, находящиеся в собственности РФ и права собственности субъекта РФ, являются выписки из реестра федеральной (государственной собственности субъекта) соответственно без указания оснований включения их в соответствующие реестры. К документам же, предоставляемым муниципальными образованиями на территории Читинской области, выдвигаются повышенные требования, не предусмотренные законодательством, регулирующим процедуру государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. К проблемным вопросам относятся также и вопросы государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь введенные в эксплуатацию объекты капитального строительства в связи с вступлением в силу Градостроительного кодекса РФ, а также вопросы регистрации права муниципальной собственности на объекты, переданные в составе жилищного фонда из государственной собственности, что в конечном итоге не позволяет качественно и эффективно управлять и распоряжаться муниципальным имуществом.

  Остается глобальной проблемой, которая должна быть решена на уровне федерации это включение стационаров в приоритетный национальный проект «Здоровье». Включение этих учреждений в национальный проект позволит улучшить качество оказания медицинской помощи.

Острой остается проблема неплатежей населения за жилищно-коммунальные услуги.


5. Какие задачи стоят в 2008 году?

В 2008 году запланированы мероприятия по развитию процессов реформирования жилищно-коммунальной сферы городского округа: упорядочивание учета жилищного фонда, находящегося на территории города, выработать механизмы и наладить систему правоотношений управляющих компаний, органов власти собственников жилых помещений, принять зависящие от нас меры для повышения эффективности работы управляющих организаций.    Администрацией города разработана также концепция модернизации жилищно-коммунального комплекса городского округа, предусматривающая переход с 3-х-уровневой системы управления на 2-х уровневую.

Основной задачей на 2008 год и нескольких последующих лет остается сокращение муниципальных предприятий, обслуживающих жилищный фонд, и появление на этом рынке предприятий ведомственных и других форм собственности.

Для оптимизации транспортной сети, поставлены следующие задачи:  увеличить объемы перевозок, осуществляемые муниципальными предприятиями, провести работу по переводу частного транспорта с автобусов особо малой вместимости на автобусы средней и большей вместимости, увеличить регулярность и частоту рейсов, повысить  качество транспортных услуг.

В области имущественных отношений наиболее значимыми задачами на 2008 год являются: формирование перспективного плана приватизации недвижимого имущества, отказ от муниципальных унитарных предприятий как организационно-правовой формы в пользу других форм участия города в экономике, паспортизация и оценка муниципального имущества. В 2008 году будет продолжена работа по приему земель Министерства обороны РФ в муниципальную собственность, активизирован процесс юридического закрепления земельных  участков, на которые возникает право муниципальной собственности, разработано и принято Положение «О комиссии по застройке городского округа «Город Чита»; разработано и принято Положение «О порядке установления публичного сервитута», будут внесены изменения в Правила землепользования и застройки территории города; создана база данных налогоплательщиков в границах муниципального образования городской округ «Город Чита» и другие.

В сфере образования поставлены следующие задачи: разработка механизма мониторинга качества образования в образовательных учреждениях в соответствии с наработанными критериями и показателями, активизация деятельности педагогических коллективов по повышению эффективности и качества подготовки выпускников к ЕГЭ, продолжение работы по созданию организационно-педагогических условий для обеспечения доступности и повышения качества образования, стимулирование ускорения инновационных процессов в учреждениях дошкольного образования города, через введение предпрофильной подготовки как фактора модернизации системы образования и содержания образования, продолжение совершенствования финансово-экономического и материально-технического обеспечения системы дополнительного образования детей, через реализацию муниципальной целевой программы «Развитие образования»,  утвержденную решением Читинской  городской Думы от 22.11.2001 г. №332, продолжение работы по совершенствованию военно-патриотического воспитания школьников и др.

В сфере потребительского рынка, в области защиты прав потребителей  основные задачи: создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, формирование потребительского рынка, его товарное насыщение и качество оказываемых услуг населению, реализация государственной политики  на территории городского округа «Город Чита» в сфере потребительского рынка, в области защиты прав потребителей и реализации муниципальной политики в сфере наружной рекламы и информации.

В сфере внешнеэкономической деятельности основными задами в 2008 году по-прежнему остается развитие международных и межрегиональных экономических, научно-технических, гуманитарных связей, в том числе побратимских отношений городского округа «Город Чита» с городами КНР и Монголией, а также развитие информационного сотрудничества с соседними регионами, иностранными государствами.

К основным задачам на 2008 год в сфере разработки и реализации молодежной политики на территории городского округа «Город Чита» относятся: активизация работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (молодые инвалиды), активизация работы с молодыми семьями, поддержка гражданских и патриотических инициатив молодежи и молодежных организаций, организация и проведение массовых молодежных мероприятий и акций с целью всестороннего развития личности каждого молодого гражданина, а также социального становления молодежи на территории города Читы. В работе с общественными организациями прослеживаются следующие задачи: дальнейшее привлечение потенциала общественных объединений для совместного решения городских проблем, совершенствование работы по взаимодействию с городскими организациями политических партий и местными религиозными конфессиями. 

Задачи в области культуры: сохранение и развитие учреждений культуры, выполняющих культурные, просветительские, информационные, образовательные, консультационные и досуговые функции, качественное проведение общегородских массовых мероприятий, улучшение материально-технической базы учреждений.


6. Какую помощь и содействие на Ваш взгляд, может оказать АСДГ в решении стоящих проблем?

АСДГ - это, прежде всего, хорошая платформа для налаживания межрегиональных связей, обмена передовым опытом по всему спектру вопросов, стоящих перед муниципалитетами. Ассоциация Сибирских и Дальневосточных городов могла бы оказать содействие в решении вопроса о включении муниципальных учреждений здравоохранения, оказывающих стационарную помощь, в приоритетный национальный проект «Здоровье». В связи с реализацией данного проекта резко возросла нагрузка у профильных специалистов, участвующих в дополнительной диспансеризации. В связи с этим назрел вопрос изменения нормативов укомплектованности муниципальных учреждений здравоохранения узкими специалистами. В решении данного вопроса АСДГ так же могла бы оказать содействие. Еще один вопрос это решение проблемы сбережения воды. Самое доступное и эффективное ресурсосбережение реализуется именно при экономии расхода воды. Но пока не будет индивидуальных водосчетчиков и индивидуальных расчетов по ним, водосбережения не будет.


7. Считаете ли Вы целесообразным проведение конференции (совещания и пр.) по обсуждению наиболее актуальных вопросов и решению проблем отрасли?

Несомненно, проведение конференций (совещаний и др.) в рамках деятельности Ассоциации Сибирских городов является важным и нужным мероприятием.


8. Если считаете проведение такого мероприятия полезным, то укажите наиболее важные и актуальные, с Вашей точки зрения вопросы для обсуждения.

Кроме изложенных проблем считаем важными и актуальными вопросы для обсуждения на ассоциации:

  1. Перевод на полную оплату любого вида услуг, входящих в техническое обслуживание;
  2. Неплатежи со стороны государства. В первую очередь это касается компенсации государством различных льгот и субсидий и просто щадящих цен на услуги ЖКХ, предоставляемых населению;
  3. Введение системы добровольного страхования жилищного фонда;
  4. Разработка положения «О заключении долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом»;
  5. Доступность жилья: способы решения проблемы;
  6. Пути повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования;
  7. Вопрос об изменении нормативов по приему официальных делегаций;
  8. Какова судьба проекта ФЗ «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества»;
  9. После 1 января 2009 года каков прогноз приватизации муниципального имущества (в свете ст. 85 п.8 п.п. 4 ФЗ №131 от 06.10.2003 г.);
  10. Какими темпами ведется реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий в регионах, целесообразность сохранения данной организационно-правовой формы в дальнейшем;
  11. Практика и порядок взаимодействия комитетов по  управлению имуществом с частными управляющими компаниями, ТСЖ по управлению многоквартирными домами;
  12. Практика перевода бюджетных учреждений в автономные;
  13. Анализ целесообразности принятия в некоторых субъектах РФ законов, по которым распоряжение земельными участками (государственная собственность на которые не разграничена) на территории административных  центров (столиц) данных субъектов осуществляют органы государственной власти этих субъектов;
  14. Обмен опытом работы по вопросу высвобождения земель, закрепленных за Министерством обороны РФ, но не используемых по назначению, и вовлечения их в хозяйственный оборот;
  15. Практика разработки и внедрения стандартов качества бюджетных услуг;
  16. Как работает схема развития застроенных территорий (привлечение бюджетных средств, порядок принятия решений, судебная практика  и т.д.).